Лексическая тема "Мебель" речевые игры
картотека по логопедии (старшая группа)
Речевые игры, загадки, чтение по теме "Мебель"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leksicheskaya_tema_mebel.doc | 426 КБ |
Предварительный просмотр:
Лексическая тема: «МЕБЕЛЬ»
- Рассмотрите вместе с ребёнком реальные предметы мебели, а так же картинки.
Познакомьте его с названиями предметов мебели и попросите показать следующие части: ножки, сиденья, подлокотники, ручки, дверцы, спинки, ящики, столешницы, полки. Закрепите в словаре обобщающее понятие «мебель».
2. Попросите ребёнка назвать мебель для кухни, спальни, гостиной, кабинета.
3. Познакомьте ребёнка с многозначными словами. Объясните разницу в значении этих слов: спинка (стула, человека), ножка (гриба, табурета).
4.Расскажите ребёнку о том, кто изготавливает и ремонтирует мебель. Расскажите о необходимых инструментах для этого.
5. Помогите ребенку составить рассказ - описание о любом из предметов мебели по образцу. Например:
"Это шкаф. Он большой, деревянный, коричневый. У него две дверцы, четыре ножки. Внутри у него есть полки и вешалки. В него вешают одежду и кладут бельё".
Упражнение «Из чего – какой?»:
Ножки табуретки из металла. Они (какие?) …. (металлические);
Дверцы шкафа из стекла. Они (какие?) ….
Ручки на дверцах из пластмассы. Они (какие?) ….
Столешница стола из дерева. Она (какая?) ….
Обивка на кресле из кожи. Она (какая?) ….
Упражнение «Назови ласково»: полка-полочка; кресло-…; стул-…; стол-…; шкаф-…; кровать-… .
Упражнение «Скажи одним словом»: закончи предложения.
Стол для газет и журналов называется журнальный.
Стол, за которым обедают, называется….
Стол, за которым пишут, называется…
Стол для компьютера называется…
Полка для книг называется…
Шкаф для книг называется…
- Упражнение «Подбирай, называй, запоминай»: Закончи предложения (подбери и назови как можно больше слов-действий).
Покупая в магазине мебель, покупатели (что делают?)….
Перевозя мебель из магазина домой,
покупатели (что делают?)…
Дома люди мебель (что делают?)…
За мебелью люди ухаживают так:
(что делают?)…
ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ПРЕДМЕТЫ: мебель, стул, стол, мойка, сушка, диван, кресло, софа, трюмо, зеркало, кровать, табурет, шкаф, гладильная доска, пыль, картины, вешалка, комната, магазин мебели, полка, кухня, прихожая, ножка, спинка, сиденье, двери, столяр, плотник, подлокотники.
ДЕЙСТВИЯ: стоит, двигать (пере, ото, с), сидит, идёт, ронять, поднимать, вытирать, грузить, разгружать, нести, подметать, держать, бросать, открывать, закрывать, ломать, строить, мастерить, сорить, смотреть, покупать, положить, класть, пилить, строгать, ремонтировать, вешать, убирать, ухаживать, беречь.
ПРИЗНАКИ: деревянный, высокий, низкий, длинный, гладкий, короткий, широкий, узкий, большой, маленький, белый, чёрный, мягкий, твёрдый, жёсткий, светлый, тёмный, обеденный, кухонный, спальный, детская, игрушечная, круглый, квадратный, прямоугольный, стеклянный, металлический.
ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ПОДБИРАТЬ ПРИЗНАКИ:
Стол (какой?) – круглый, обеденный, журнальный, праздничный, накрытый, широкий, письменный…
Кресло (какое?) – мягкое, широкое, удобное, тёплое…
Комната (какая?) – большая, светлая, уютная, детская, солнечная, прямоугольная…
Диван (какой?)…
Зеркало (какое?)…
Kухня (какая?)…
СОГЛАСОВЫВАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ С ЧИСЛИТЕЛЬНЫМИ:
Одно кресло, два кресла, пять кресел.
Одна кровать, две кровати, пять кроватей.
Один стул, два стула, пять стульев.
Одно зеркало, два зеркала, пять зеркал.
ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО:
Это трюмо, нет трюмо, взять с трюмо, поставить на трюмо.
Это стол, нет стола, поставить на стол.
Это кресло, нет кресла, сесть в кресло.
СРАВНИВАТЬ ПРЕДМЕТЫ:
Диван – стол.
Табурет – стул (кресло).
Шкаф – тумба (полка).
«Скажи наоборот»
Шкаф высокий, а тумбочка ….(низкая)
Диван мягкий, а табурет…(твёрдый, жёсткий)
Шкаф большой, а полка… (маленькая)
Кресло мягкое, а стул …(жёсткий)
«Я спрошу, а ты ответь»
Где хранят одежду? - Одежду хранят в шкафу.
Где люди обедают? - ... .
На чем ты сидишь? - ... .
На чем спит бабушка? - ... .
Где отдыхает дедушка? - ... .
Поиграйте с ребёнком в игру с мячом "Без чего?" для отработки у него умения образовывать форму родительного падежа существительных.
Например:
Если у стола нет ножки ... - стол без ножки.
Если у кровати нет спинки ... - кровать без спинки.
Если у стула нет сиденья ... - стул без сиденья.
Если у шкафа нет дверцы ... - шкаф без дверцы.
Если у буфета нет полки ... - буфет без полки.
Потренируйте ребёнка в передаче ритмического рисунка слов. Предложите вместе прохлопать слова
крес-ло, кро-вать, ди-ван, стол, стул, шкаф, ко-мод, бу-фет.
«Отгадай загадки».
У него четыре ножки,
На коня похож немножко,
Но не скачет никуда.
И тарелки, чашки, ложки,
И прекрасная еда,
На его спине широкой,
Разместились без труда.
Письменный стол
У него спина большая
И на ней он разрешает
И писать, и рисовать
И лепить, и вырезать.
Он работе первый враг,
Он лентяям очень рад:
Отдохнут пускай на нём,
Ну а дело подождёт!
Как на нём легко сидится,
И приятно, сладко спится!
Спинка мягкая, подушки…
Что ещё для счастья нужно?
Шкаф для одежды и обуви (гардероб)
Этот зверь не покусает,
Пасть ему откройте сами,
Он всегда готов принять
Куртки, шубы и толстовки,
И кожанки, и ветровки,
И для обуви есть место,
И одежде там не тесно.
Этот зверь стоит в прихожей,
И на зверя не похож он.
ПРОЧИТАЙТЕ ДЕТЯМ
Самуил Маршак
«Откуда стол пришёл?»
Берёте книгу и тетрадь,
Садитесь вы за стол.
А вы могли бы рассказать,
Откуда стол пришёл?
Недаром пахнет он сосной.
Пришёл он из глуши лесной.
Вот этот стол — сосновый стол —
К нам из лесу пришёл.
Пришёл он из глуши лесной -
Он сам когда-то был сосной.
Сочилась из его ствола
Прозрачная смола.
У нас под ним-паркетный пол,
А там была земля.
Он много лет в лесу провёл,
Ветвями шевеля.
Он был в чешуйчатой коре,
А меж его корней
Барсук храпел в своей нореа09
До первых вешних дней.
Видал он белку, этот стол.
Она карабкалась на ствол,
Царапая кору.
Он на ветвях качал галчат
И слышал, как они кричат,
Проснувшись поутру.
Но вот горячая пила
Глубоко в ствол его вошла.
Вздохнул он — и упал...
И в лесопилке над рекой
Он стал бревном,
он стал доской.
Потом в столярной мастерской
Четвероногим стал.
Он вышел из рабочих рук,
Устойчив и широк.
Где был на нём рогатый сук,
Виднеется глазок.
Домашним жителем он стал,
Стоит он у стены.
Теперь барсук бы не узнал
Родной своей сосны.
Медведь бы в логово залез,
Лису объял бы страх,
Когда бы стол явился в лес
На четырёх ногах!..
Но в лес он больше не пойдёт —
Он с нами будет жить.
День изо дня, из года в год
Он будет нам служить.
Стоит чернильница на нём, —
Лежит на нём тетрадь.
За ним работать будем днём,
А вечером — читать.
На нём чертёж я разложу,
Когда пора придёт,
Чтобы потом по чертежу
Построить самолёт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Играем с ребёнком" игры на лексические темы.
Для расширения словарного запаса и обучения правильному словообразованию нужно играть с детьми в тематические игры. Отработка каждой темы включает в себя разные игры. Некоторые из них ...
Игры, направленные на формирование лексического компонента речи детей дошкольного возраста. Игры на развитие звукового анализа слов!
Памятка родителям для развития речи детей старшего дошкольного возраста....
Методическая разработка «Учимся играя» (картотека игр (дидактические, словесные, пальчиковые игры и динамические паузы) по лексическим темам).
Пояснительная записка к методической разработке. Я работаю учителем дефектологом в коррекционно-диагностической группе для детей с ЗПР. Деятельность...
Лексические задания, игры и упражнения по развитию понимания предложно - падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи.
Картотека игр, упражнений, заданий по пониманию и развитию предложно - падежных конструкций у детй с общим недоразвитием речи....
Лексическая тема «Игры с водой»
Лексическая тема «Игры с водой»...
Лексическая тема «Игры с водой» занятие 2
Лексическая тема «Игры с водой» занятие 2...
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Лексические игры и упражнения. Игра по станциям».
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Лексические игры и упражнения. И...
Комментарии
Не бойтесь скачивать! При
Не бойтесь скачивать! При предварительном просмотре рамочка не на месте, а в файле всё хорошо.