Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений и связной речи в подготовительной к школе группе с использованием игровых технологий «Магазин фруктов и овощей»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Ирина Павловна Панченко

Программное содержание:

Цель: формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи.

Задачи:

Коррекционные: совершенствовать лексические, грамматические категории языка и связную речь на материале темы «Фрукты и овощи».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений и связной речи в подготовительной к школе группе с использованием игровых технологий «Магазин фруктов и овощей»

Программное содержание:

Цель: формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи.

Задачи:

Коррекционные: совершенствовать лексические, грамматические категории языка и связную речь на материале темы «Фрукты и овощи».

Образовательные:  закреплять названия фруктов и овощей; совершенствовать умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами; формировать умение называть признаки предмета только с опорой на тактильные ощущения; закреплять навык согласования существительных с числительными; совершенствовать умение звукового анализа и синтеза слов; совершенствовать умение составлять описательный рассказ про овощи и фрукты по схеме; совершенствовать навыки сюжетно-ролевой игры.

Развивающие:  развивать словесно-логическое мышление; развивать мелкую и общую моторику; развивать слуховое внимание;  развивать фонематический слух; развивать тактильные ощущения; развивать просодику и речевое дыхание.

Воспитательные: воспитывать культуру речевого общения – совершенствовать умение формулировать просьбы, воспитывать умение тактичного общения при коллективной работе; воспитывать умение уважительного отношения к действиям и ответам друг друга.

 Оборудование: коробка с настоящими овощами и фруктами, муляжи овощей и фруктов, карточки и ободки для игры «На лбу написано», схема описания овощей и фруктов», карточки-схемы для образования слов в увеличительном значении и уменьшительно-ласкательном, кассовый аппарат и весы, стол для прилавка.  

Ход занятия:

I. Вводная часть

- Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какая у меня большая коробка! Хотите узнать, что в ней? Я предлагаю игру «Угадай, что в коробке». Вы будете подходить к коробке по одному, на ощупь выбирать один предмет и определять, что же вам попалось. Ваша задача, ребята, рассказать о том, какой предмет по ощущениям. Например: Это что-то большое длинное, круглое, холодное, скользкое, шершавое и т.д. (морковь, картофель, лук, банан, яблоко, апельсин).

- Ребята, скажите, на какие 2 группы можно разделить то, что вы вытащили из коробки? (овощи и фрукты).

- Где растут овощи? (На земле, огороде, грядках). Где растут фрукты (в саду, на деревьях). Я предлагаю вам игру «Высоко-низко». Если я назову овощ, вы присядете, и на выдохе произнесете «Ах!», если назову фрукт – встанете, руки положите на пояс и произнесете «Ух!».

II. Основная часть

- Молодцы! Теперь подойдите к столам, но сесть вы сможете, когда выполните мое задание. Я назову слово, а вы определите, пожалуйста,  в нем последний звук, и скажите,  гласный он или согласный (банан, груша, перец, помидор, лук, яблоко).

- Ребята, у меня идея! Давайте с вами поиграем в игру «Магазин». А продавать будем овощи и фрукты. Согласны?

На прилавке лежат овощи и фрукты, стоит кассовый аппарат, весы.

Решите, пожалуйста, сами, кто будет продавцом, а кто покупателем. Все обязательно примут участие в игре.

Игра «На лбу написано». 

- Ребята, представьте такую ситуацию: вас мама отправила в магазин, попросив купить каких-либо овощей или фруктов, но вы по дороге забыли, каких. На лоб покупателю я прикреплю картинку с овощем (фруктом). Продавец будет помогать «вспомнить», что вам нужно купить по просьбе мамы. Продавец может использовать схему для описания овощей и фруктов. (Это овощ, он красного цвета, круглой формы. Он мягкий, сочный. У него кисло-сладкий вкус. Он среднего размера. Из него делают сок, салаты, добавляют в различные супы и другие горячие блюда, делают консервации).

C:\Users\User\Desktop\Пахомкина\сертификаты\Схема описания.png

- Ребята, в нашем магазине поступление товара. Это накладная с указанием названия товара, его количества и цены. Но, в накладной допущены ошибки. Надо «расшифровать», какие овощи и фрукты нам привезли (помипуста, банаруша, картотыква, перечок, баклалук, апельблоко).

- Спасибо, ребята, помогли разобраться! Товар принят, можно идти за покупками. Я буду давать каждому по муляжу овоща или фрукта и по карточке с символами. На них указано  количество овощей или фруктов и их размер.

Помните, если размер маленький, то называем овощ ласково (например, лучок), если большой, то употребляем слово в увеличительном значении (например, картошище). Итак,  первому покупателю нужно купить тыкву (Дайте мне, пожалуйста,  пять тыковок. Дайте мне, пожалуйста, два огуречища. Дайте мне пожалуйста три морковочки. и т.д.)

                5  

                   

                                                                                                                1445             

 

2 domashnij-ovoshch-ogurec


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматической компетенции у детей с ОНР в подготовительной к школе группе.

Программное содержание занятия :Обучение  детей выделению  на слух ранее изученных предлогов. Уточнение семантического значения сложных слов. Употребление существительных в творительном паде...

Занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной логопедической группе по теме «Зима»

Данное занятие было представлено мною на городской конкурс профессионального мастерства "Учитель года 2014".  В занятии использованы методы и приёмы наглядного моделирования и ИКТ....

Логопедическая подгрупповая непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.

Занятие «В лес по грибы» связано с практическим применением компьютерной техники. Цель занятия: практическое усвоение форм словообразования, развитие и формирование связной речи у дошкольников с общим...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙпо формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речив подготовительной к школе группе...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «Одежда»

Задачи: Активизировать, уточнить и расширить словарный запас по лексической теме «Одежда».Закрепить навык словообразования и словоизменения.Формировать умения различать по назначению, мате...

Организованная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи. Тема: В лес по грибы.

Организованная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с о...