Мастер - класс для родителей "Обучение грамоте детей 5-6 лет с ОНР"
консультация по логопедии (старшая группа)

Борздых Наталья Александровна

Уточнить представление  родителей о процессе подготовки детей к обучению грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_dlya_roliteley.docx17.74 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер - класс для родителей                                                                    «Обучение грамоте детей 5-6 лет с ОНР»

Цель:

Уточнить представление родителей о процессе подготовки к обучению грамоте.

 

     Добрый вечер! Я рада видеть вас на нашей сегодняшней встрече. Сегодня мы поговорим о том, как учить дошкольника грамоте, не вступая в противоречия с задачами и методами школьного обучения. Какими знаниями, умениями и навыками должны владеть вы «родители», для того, чтобы обучение в школе не вызывало затруднений как у детей так и у родителей.

Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.

От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависит его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений сформировать ещё в детском саду.

Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте:

-сформированность звуковой стороны речи, т. е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);

-сформированность фонематических процессов, т. е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;

-готовность к звуковому анализу и синтезу состава речи, т. е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове;

-знакомство с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.

-умение работать со схемой слова, предложения.

Звуки бывают - гласные, согласные.

Логопед: Вспомните и назовите гласные звуки
Родители: [а], [о], [у], [ы], [и], [э].

Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Они поют (голосят, гласят, могут пропеть любую мелодию. Гласные звуки обозначают символом красного цвета.

Йотированные звукие: е-[й,э]; ё-[й,о]; ю-[й,у]; я-[й,а] - в детском саду не изучаются, т. к. они имеют сдвоенные гласные звуки. С этими звуками дети будут знакомиться в школе.

Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают - губы, зубы, язык. Некоторые из них можно тянуть (ССС, МММ) но петь их нельзя. Согласные звуки обозначают символом синего цвета.

Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми. Например, в слове "река" слышится мягкий согласный звук [р'], а в слове "рука" - твёрдый согласный звук [р].

Согласные звуки бывают глухие и звонкие. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками). На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком.
Глухие звуки - К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ (называют родители по схеме)
Звонкие звуки - Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р (называют родители по схеме)
Согласные звуки, которые могут быть твёрдыми и мягкими: Б, В, Г, Д, З, К, Л, М, Н, Р, С, Т, Ф, Х, БЬ, ВЬ, ГЬ, ДЬ, ЗЬ, КЬ, МЬ, НЬ, ПЬ, РЬ, СЬ, ТЬ, ФЬ, ХЬ.
Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.
Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.
Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.

Звуки на письме обозначаем буквами.

- Чем отличаются звуки от букв? Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и видим;

- показывая буквы, надо произносить не официальное алфавитное название, а тот звук, который эта буква обозначает- например, звук [л] мы произносим отрывисто: л! и букву л необходимо называть так же: л! Ни в коем случае ЭЛ или ЛЭ. Вводя буквы, давайте только печатные образцы.

Звуковой анализ слов

Самое сложное даётся детям – это звуковой анализ слова.

Что это такое, я попытаюсь сейчас вам объяснить.

При выкладывании схемы звукового анализа слова учим детей пользоваться алгоритмом.

Предлагаю вместе со мной выложить схему звукового анализ слова «мак»;

Алгоритм звукового анализа слова из 3-х звуков.

1. Произнести слово медленно, чётко, так, чтобы был слышен каждый звук (мммаааккк)

2. Выделить голосом и назвать первый звук в слове (мммак).

3. Произнести слово медленно, выделив голосом следующий звук (мааак).

4. Произнести слово медленно, выделив голосом следующий звук (маккк).

5. Назвать все звуки в слове по порядку (м-а-к).

6. Сосчитать и назвать количество звуков в слове (в слове «мак» - 3 звука).

Слоги и слова.

Слоги – это части слова.

Слово делим на слоги (части) при помощи хлопков, слово можно прошагать, ладонь руки находящаяся под подбородком, сколько раз подбородок коснётся руки столько в слове и слогов. Сколько в слове гласных столько и слогов.

Обозначение – полоска разделенная маленькими черточками на столько частей, сколько слогов в слове.

Игра «Кому в какой вагон» (деление слов на слоги).

На экране изображение поезда – предлагается определить количество слогов в словах, изображённых на картинках и «заселить» эти слова в соответствующие вагоны (рак, рыба, волк, барсук, рысь, акула, жук, Буратино, художник, щука).

Предложение.

Предложение – слова взаимосвязанные между собой по смыслу.

Составить предложение по опорной картине из 2,3,4,5 слов.

Нашу встречу мне хочется закончить словами:

Берегите друг друга,

Добротой согревайте!

Берегите друг друга,

Обижать не давайте!

Берегите друг друга,

Суету позабудьте,

И в минутку досуга

Рядом вместе с ребенком побудьте!

Не забывайте, что детство – это удивительное время в жизни каждого человека –оно не заканчивается с поступлением в школу. Уделяете больше времени для совместного общения. Ваша любовь и забота нужны ребенку больше всего.

Желаем успехов вам и вашим детям!

 

                                               

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по обучению грамоте.

Ознакомление с методами  обучения грамоте старших дошкольников....

Мастер класс по обучению грамоте.

Обучение грамоте в детском саду - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением....

Мастер-класс по обучению грамоте для родителей.

Цель:Познакомить родителей с содержание и структурой занятий по обучению грамоте детей старшей группы и дать понятие, что такое звуковой анализ слов.Тема занятия "Звуковой анализ слова "лиса...

Мастер – класс по обучению грамоте «Мамука учит читать Маленького Барана» на примере использования УМК «Предшкола нового поколения»

Закрепить понятие «согласный звук», учить выделять согласный звук [Б] из состава слогов, различать мягкие и твердые звуки, охарактеризовать звук Б. Научить слышать звук в словах и читать б...

Мастер-класс "Методика обучения грамоте детей дошкольного возраста"

Давайте определим сначала, а что мы вкладываем в понятие «обучение грамоте»?  Обучение грамоте - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, ...

Мастер-класс для воспитателей «Грамотеи»

Мастер-класс для воспитателей...