Конспект занятия по лексико-грамматическому развитию "Сказки Пушкина"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Сазонова Татьяна Владимировна

Конспект занятия по лексико-грамматическому развитию "Сказки Пушкина"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazki_a.s._pushkina.docx21.62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина»

Цель:

Задачи: закрепить знания детей о произведениях А.С. Пушкина; вызвать интерес к произведениям писателя; обогащать словарь детей; развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие; закреплять навыки выполнения звукового анализа и синтеза слов; развивать навыки чтения и печатания; закреплять умение составлять схемы предложения; закреплять умение делить слова на слоги; закреплять употребления предлогов на, за, под, из-за; формировать умение детей работать в команде; развивать коммуникативные навыки общения.

Предварительная работа: чтение произведений А.С. Пушкина; рассматривание иллюстраций к сказкам А.С Пушкина; заучивание отрывков стихотворений наизусть; беседы о творчестве великого поэта; систематические занятия по подготовке к обучению грамоте.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, выставка книг А.С. Пушкина, запись отрывка из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Царевна – Лебедь», текст сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», кассы букв, схемы предложений, слогов, звуков, карточки слогов, тетрадь, карандаши.

Ход занятия:

Организационный момент.

Учитель-логопед: Я хочу вас сегодня пригласить в необычное путешествие – путешествие в сказку, которую написал русский писатель, поэт. А вот какой – мы узнаем, если выполним задание.

Задание №1.

Я называю слово. Определите заданный звук. Напишите букву, которая соответствует этому звуку. Первый звук в слове «пароход» (П). Звук, который находится в середине слова «пух» (У). Последний звук в слове «душ» (Ш). Второй звук в слове «актер» (К). Первый звук в слове «игрушка» (И). Последний звук в слове «батон» (Н).

П

у

ш

к

и

н

Прочтите полученное слово (Пушкин).   Тема нашего занятия – творчество А.С. Пушкина. Вас приглашают в читальный зал библиотеки им А.С. Пушкина. Обратите внимание на портрет писателя, поэта, выставку его книг.

Задание №2.

Учитель-логопед: Вам нужно выбрать из отрывка «Сказки о царе Салтане» слова признаки:

В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут.

Учитель-логопед: А теперь нужно выбрать из отрывка «Сказки о царе Салтане» слова действия:

В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут;

Задание №3.

Учитель-логопед: О каком животном идет речь в сказке?

………песенки поет

И орешки всё грызет,

А орешки не простые,

Всё скорлупки золотые,

Ядра — чистый изумруд. (Белка).

Учитель-логопед: Выложите схему предложения.

Белка песенки поет.

Учитель-логопед: Назовите первое слово (белка). Назовите второе слово (песенки). Назовите третье слово (поет).

Динамическая пауза. Игра малой подвижности «Фигура из сказки, замри» (фигура белки, богатыря, комара и т.д.).

Задание№4.

Учитель-логопед: Какой предмет понадобился боярам в «Сказке о царе Салтане ….», чтобы посадить в него царицу с сыном и бросить в океан? (бочка).

Звуковой анализ слова «бочка».

– Назовите первый звук. Дайте ему характеристику (Б – согласный, твердый, звонкий). Назовите второй звук. Дайте ему характеристику (О – гласный). Назовите третий звук. Дайте ему характеристику (Ч – согласный, мягкий). Назовите четвертый звук. Дайте ему характеристику (К – согласный, твердый, глухой). Назовите пятый звук. Дайте ему характеристику (А – гласный). Выложите схему. Выложите буквы, которые соответствуют данным звукам.

Учитель-логопед: Сколько всего звуков в слове? Сколько гласных звуков? Сколько согласных звуков? Назовите согласные твердые звуки. Назовите согласные мягкие звуки. Сколько букв в слове?

Задание№5.

Учитель-логопед: Послушайте отрывок из сказки.

С берега душой печальной

Провожает бег их дальний;

Глядь — поверх текучих вод

Лебедь белая плывет.

Послушайте отрывок из оперы Николая Андреевича Римского-Корсакова «Царевна – Лебедь».

Учитель-логопед: Какая была Царевна – Лебедь? Шея у лебедя какая? (Лебединая). Перо у лебедя какое? (Лебединое). Глаза у лебедя какие? (Лебединые). Хвост у лебедя какой? (Лебединый).

Задание №6.

Учитель – логопед: Составьте слова из слогов

На доске карточки со слогами.

   

 

Задание №7.

Учитель-логопед: В сказке встречаются слова, которые мы уже не употребляем в речи. Давайте заменим некоторые устаревшие слова современными словами, которые объясняют их смысл: вымолвить – сказать, светлица – комната, град – город, грамота – сообщение, письмо.

Рефлексия. Учитель – логопед:

Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.

Подведение итогов.

Учитель – логопед: Вот и подошло к концу путешествие в библиотеку. Мы не только вспомнили сказку А. С. Пушкина, но открыли для себя что-то новое. Чему же нас научила сказка о царе Салтане? Начните со слов: меня эта сказка научила…(доброте, терпению, …).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по лексико-грамматической теме «Домашние звери» в старшей группе с обучающимися ОНР с использованием презентации по теме "Домашние звери".

Тема: Домашние звери.Цель: актуализация словаря детей по теме “Домашние звери”. Задачи:- Закрепление представлений о домашних животных. Уточнение и расширение словаря по   теме “Домашни...

Конспект занятия "Формирование лексико-грамматических категорий у дошкольников с ФФН"

Расширение , уточнение  и активизация словаря ,формирование  понимания  и  употребления в речи имён существительных единственного и множественного числа....

Конспект занятия «Формирование лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи» (подготовительная к школе группа))

Тема: «Зимующие птицы» Цель: Расширение представлений детей о зимующих птицах.Задачи:Коррекционно-образователеные:1.Уточнить и активизировать словарь по теме «Зимующие птицы&raq...

Конспект занятия по лексико-грамматическому строю речи "Зимние виды спорта"

Данное занятие адресовано для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия по лексико-грамматическому развитию "Народные традиции"

Конспект занятия по лексико-грамматическому развитию "Народные традиции"...