Конспект занятия по лексико-грамматическому развитию "Народные традиции"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Конспект занятия по лексико-грамматическому развитию "Народные традиции"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnye_traditsii.docx | 26.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия
Лексико-грамматическое развитие
Тема: «Народная культура и традиции»
Составила: учитель-логопед Сазонова Татьяна Владимировна
Цель: развитие лексико-грамматической стороны речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательная задачи:
- расширять представления детей о быте русских людей в далеком прошлом; вызвать у детей интерес к русским традициям;
- активизировать речь детей, обогащать речь детей пословицами, скороговорками;
- Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о её быте, некоторых исторических событиях, культуре;
- закрепить умение детей отвечать на вопросы полными предложениями.
Коррекционно-развивающие:
- развивать творческие способности детей;
- совершенствовать артикуляционную, общую и мелкую моторику;
- формировать правильное речевое дыхание;
- формировать умения действовать по словесным инструкциям;
- создавать положительный эмоциональный настрой;
Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать интерес к отечественной культуре, к обычаям и традициям русского народа;
- воспитывать интерес к родной земле, ее прошлому, учить видеть красоту народных обрядов, мудрость традиций, воспитывать чувство гордости за свой народ и его прошлое;
- воспитывать умение работать и играть в коллективе.
Ход занятия:
Здравствуйте, дети. Сегодня я хочу поговорить с вами о нашей стране. Как называется страна, в которой мы живём? (Россия)
1.Расссказ о России. Россия - страна очень большая и красивая. Она возникла очень давно, у неё древняя и интересная история. Наша страна – Россия - очень богата мудрыми традициями и красивыми обычаями.
У каждого народа есть свои традиции. Традиция - это то, что передаётся от одного поколения другому. Традиции бывают семейные. Например, почти во всех семьях существует традиция отмечать день рождения членов семьи и дарить подарки в этот день.
- Каждому человеку, когда он рождается, дают имя.
Давайте вспомним какое имя есть на звук А, Д, В, М, Л, Ю,
- Какие традиции есть у вас в семье? (Ответы детей.)
2. Народные промыслы. В старые времена был такой обычай у русских людей, коротали они зимние вечера вместе, устраивали посиделки. Женщины и молодые девушки по вечерам шили, вышивали, пряли, а за работой песни распевали. Кто за прялкой сидит, кто из глины посуду лепит, другие ложки да плошки вытачивают, то песню затянут, то шуткой перебросятся. Вот так работа у них и спорилась.
В народе говорят :
- «Умелые руки не знают скуки»
- «Без труда нет добра»
- «Дело мастера боится»
- «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»
- «Скучен день до вечера, коли делать нечего»
Дымковские игрушки. Сейчас расскажу удивительную историю –
Далеко, далеко в одном селе жили люди. Когда на улице было холодно и зимний мороз сковывал землю, в домах затапливались печи, и из труб домов валил дым да, так что ничего не было видно, один дым. Вот и назвали то село Дымково. Жили в том селе люди, которые лепили из глины…. игрушки не простые,
А волшебно-расписные,
Белоснежны, как березки
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор».
Эти игрушки называли дымковские.
- Игра «Назови ласково»
Дымковские мастера с такой любовью делали игрушки, что назвали их очень ласково:
Не лошадь, а… лошадка
Не утка, а… уточка
Не курица, а… курочка
Не собака, а… собачка
Не петух, а… петушок
Не козел, а… козлик
- Подбери рифму.
Дымковские игрушки всегда такие красивые, смотришь на них, и хочется стихи сочинять. Давайте попробуем, как настоящие поэты досказать стихотворные строчки, чтобы сохранилась рифма:
Барышня – красавица всем нам очень … (нравится).
На коне сидит Емеля, едет он на … (карусели)
Много есть зверюшек дымковских … (игрушек).
Уточка с утятами, курочка с … (цыплятами).
У большого индюка все расписаны … (бока) (Слайд 5)
Давайте поиграем. Я буду называть одну игрушку, а вы много игрушек.
- Д/и «Один - много» (одна барышня – много барышень, один козлик – много козликов, один конь – много коней, один индюк- много индюков.)
3. Русские народные игры. Русские народные игры сохранились и дошли до наших дней, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью и удальству. Ребята, а давайте я проверю, знаете ли вы русские народные игры. Я сейчас загадаю загадки:
Я не вижу ничего,
Даже носа своего.
На моём лице повязка,
Есть такая вот игра,
Называется она (Жмурки)
Я давно в траве сижу,
Ни за что не выхожу.
Пусть поищут, раз не лень,
Хоть минуту, хоть весь день (Прятки)
4. Физкультминутка «Матрешки»
Хлопают в ладошки (хлопать в ладоши перед собой)
Дружные матрешки. (повторить хлопки еще раз)
На ногах сапожки, топают матрешки (правую ногу вперед на пятку, левую ногу вперед на пятку, руки на пояс, затем в И. П.)
Влево, вправо наклонись,(наклоны вправо – влево)
Всем знакомым поклонись.(наклон головы вперед с поворотом туловища)
Девчонки озорные, матрешки расписные. (наклоны головы вправо-влево)
В сарафанах наших пестрых. Вы похожи словно сестры. (повороты туловища направо-налево, руки к плечам, повторить повороты туловища 2 раза)
Ладушки, ладошки (хлопок в ладоши перед собой)
Веселые матрешки (хлопок по коленкам)
5. Русские народные сказки.
Русский народ всегда славился своими песнями. А ещё русский народ сочинял очень интересные сказки. А знаете ли вы, почему эти сказки называют народными? Их придумал русский народ. Их передавали от бабушек внучатам, от родителей детям. Да, ребята, книг в семье не было, и поэтому сказки рассказывали вечерами малым детям.
А вы, любите сказки? (Да) Замечательно!
Загадки по сказкам
Удивительный народ! Вместе вышли в огород, вот друг друга держат крепко, Потянули…вот и… («Репка»)
По тропинке он катился, своей удалью хвалился, да попался на носок. ам, и съеден… («Колобок»)
Разбойники белые! Вот беды наделали: в деревню прилетали и мальчика украли. Только смелая сестра всё равно его нашла. Помогли ей печка, яблонька и речка. («Гуси-лебеди»)
Уплетая калачи, ехал парень на печи. Прокатился по деревне и женился на царевне. («Емеля»)
Миша по лесу идёт, короб на спине несёт – пироги для бабы с дедом внучка Маша напекла- несговорчивого Мишу вокруг пальца обвела! («Маша и медведь»)
В этой сказке всё отлично: дед, и баба, и яичко. Очень рады дед и баба, что у них есть… («Курочка Ряба»)
Ребята, а вы хорошо знаете сказки?
1– Какую песенку пел Колобок?
2– Что пела коза своим козлятам?
3– Что говорила Машенька медведю, сидя в коробе?
4– Что приговаривала курочка Ряба деду и бабе?
5– Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда?
6– Какие слова произносил Емеля, чтобы все делалось само?
- Праздники.
Наши предки всегда почитали праздники, но праздновали их не совсем так, как сейчас. Обычно все праздничные дни начинались с торжественной службы в церкви, а продолжались на улице, в поле, на лужайках. Под музыку, и без музыки водили хороводы, пели, плясали, затевали веселые игры. Люди наряжались в самые лучшие, праздничные одежды. Готовили вкусные угощения. Повсюду был слышен праздничный звон колоколов.
Самым великим и любимым праздником была Пасха. Этот праздник всегда отмечался торжественно и весело. Есть традиция на Пасху красить яйца. Готовить угощения и приглашать гостей. Начинается этот праздник словами - Христос воскрес!
Недавно мы с вами отмечали какой праздник? Праздник Масленицы. Масленица – это один из самых любимых праздников русского народа. С древних времен, на Руси существует обычай – провожать зиму и встречать весну.
-Ребята, какое главное блюдо на Масленицу?
На масленицу пекут блины – это главное праздничное блюдо. На масленицу русский народ веселился: играли в игры, пели песни и водили хороводы, устраивали кулачные бои, на праздниках мужчины любили помериться силой богатырскою. Не один праздник на Руси не обходился без хоровода.
В нашей стране есть традиция на праздник 8 Марта дарить женщинам цветы и подарки.
Во всех странах существует традиция отмечать Новый год в 12 часов ночи.
7. Русская традиционная еда.
А ещё есть традиции, связанные с приготовлением разных блюд, - традиционная национальная кухня. В России очень много блюд готовят из муки. Например, только в России пекут знаменитые калачи.
Какие кушанья вы можете назвать мне из муки, которые часто делают ваши мамы? (Блины, оладьи, пирожки).
В России ещё любят готовить в России. (Кашу). А из чего можно сварить кашу? (Из различной крупы - пшена, манки, гречки, овсяных хлопьев).
А теперь я буду называть крупу, а вы отвечать какая будет каша из этой крупы.
Из гречки — каша гречневая.
Из манки— каша манная.
Из риса — каша рисовая.
Из пшена — каша пшённая.
Из геркулеса — каша геркулесовая.
А если из перловки— каша перловая.
Из кукурузы – каша кукурузная
Итог занятия: Наша Родина – Россия. Ребята, сегодня мы с вами поговорили о нашей стране, о таланте русского народа, вспомнили некоторые традиции. И чтобы наша страна оставалась великой, нам нужно беречь нашу культуру, соблюдать обычаи и традиции, которые достались нам от наших предков.
В народе говорили: «Кончил дело – гуляй смело», «Делу время – потехи час!» Мы с вами хорошо потрудились, настало время отдохнуть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по лексико-грамматической теме «Домашние звери» в старшей группе с обучающимися ОНР с использованием презентации по теме "Домашние звери".
Тема: Домашние звери.Цель: актуализация словаря детей по теме “Домашние звери”. Задачи:- Закрепление представлений о домашних животных. Уточнение и расширение словаря по теме “Домашни...
Конспект занятия по лексико-грамматическому строю речи.
Подробный конспект занятия....
Конспект занятия "Формирование лексико-грамматических категорий у дошкольников с ФФН"
Расширение , уточнение и активизация словаря ,формирование понимания и употребления в речи имён существительных единственного и множественного числа....
Конспект занятия «Формирование лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи» (подготовительная к школе группа))
Тема: «Зимующие птицы» Цель: Расширение представлений детей о зимующих птицах.Задачи:Коррекционно-образователеные:1.Уточнить и активизировать словарь по теме «Зимующие птицы&raq...
Конспект занятия по лексико-грамматическому строю речи "Зимние виды спорта"
Данное занятие адресовано для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект занятия по лексико-грамматическому строю речи.
Конспект "Домашние птицы"...
Конспект занятия по лексико-грамматическому развитию "Сказки Пушкина"
Конспект занятия по лексико-грамматическому развитию "Сказки Пушкина"...