"Применение русских народных сказок в коррекционной работе учителя-логопеда в развитии патриотических чуств у детей старшего дошкольного возраста дошкольного возраста"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Актуальность проблемы, цели и задачи, план работы на год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_russkih_narodnyh_skazok_v_korrektsionnoy_rabote_uchitelya_-_logopeda.docx | 23.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка детский сад№1»
Савина Надежда Александровна
Учитель – логопед
Первой квалификационной категории
Тема: «Применение в коррекционно-логопедической работе русских народных сказок в развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством изучения и ознакомления детей русских народных сказок»
Г. Троицк
Тема «Воспитание нравственных качеств у старших дошкольников посредством русских народных сказок»
Актуальность выбранной темы
Современный мир требует от воспитателя формирования всесторонне развитой личности дошкольника. Всем известно, что формирование личности дошкольника происходит в семье и детском саду.
Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогике как одно из центральных направлений во всестороннем формировании личности. Основой нравственности являются те качества личности, которые определяют ее моральный облик, делают человека внутренне свободным и социально ценным во всех сферах его общественной и личной жизни. Нравственные качества выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе морального выбора, определяют уровень социальной активности и зрелости человека, его нравственной культуры.
Старший дошкольный возраст - важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучению к их выполнению. На этой ступени возраста формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, трудолюбие, любовь к Родине.
Сказка является мощным средством, помогающим формировать моральные качества ребёнка. Композиция сказки, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.
В настоящее время приходится всё чаще наблюдать примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к животным и даже близким людям. Под влиянием современных, далеко не нравственных мультфильмов у детей искажаются представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Именно в этот период и происходит формирование у них основ нравственных представлений, являющихся важнейшим условием становления нравственной культуры. Кроме этого, в семье всё реже берут в руки книгу, чтобы вовлечь ребёнка в волшебный мир сказки. Всё чаще дети старшего возраста остаются наедине с компьютером, телевизором. Поэтому считаю очень важным показать взрослым, как влияют русские народные сказки на формирование нравственных качеств ребёнка.
В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.
Цель работы по теме самообразования – Осуществить в коррекционно-логопедической работе с применением русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством изучения и ознакомления детей старшего дошкольного возраста русских народных сказок.
Задачи:
- изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у старших дошкольников;
- выявить особенности нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте;
- создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;
- определить эффективность использования русских народных сказок для развития нравственных качеств в процессе специально организованной деятельности детей;
-приобщить родителей к воспитанию ребёнка в семье с помощью русских народных сказок.
Ожидаемый результат: Активизация и совершенствование словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи, звукопроизношение, высоту и тембр голоса у детей. Познакомятся с различными видами театра, активизируется работа с родителями.
План работы на год
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы | Сентябрь - май | 1. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В.Г. Нечаевой. - М.: Сфера, 2002. 2. Истоковедение. Издательство «Истоки» Москва 2010. 3. Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю.А. - Владос, 2001 4. Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. 5. Рекомендации по применению программы «Социокультурные истоки» в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Издательство «Истоки» Москва 2018. | Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию). |
Работа с детьми | Сентябрь-май | Чтение детям русских народных сказок, беседы по их содержанию. | Литературные вечера |
Ноябрь | Знакомство детей с помощью сказок с понятиями добра и зла. | НОД «Спешите делать добро» | |
Декабрь | Обобщение полученных знаний детей за первое полугодие. | Викторина «В гостях у сказки» | |
Январь | Чтение сказки « Гуси лебеди», разучивание слов, действий. | Театральная постановка сказки « Гуси-лебеди». | |
Февраль | Тематические занятия, самостоятельное творчество. | Выставка детского творчества «В стране добра и зла» | |
Март | Подготовка материала для игр (Игры «Отгадай сказку», «Один начинает – другой продолжает», «Из какой я сказки?» (на определение сказочного героя), «Сказочное лото») | Неделя дидактических игр | |
Апрель | Изготовление волшебных предметов из сказок в творческой мастерской. | Выставка поделок «Волшебные помощники» | |
Работа с семьёй | Сентябрь | Привлечение родителей к благоустройству и оформлению группы. | Пополнение группы книгами с русскими народными сказками, дисками с мультфильмами по русским народным сказкам. |
Оформление театрального уголка по мотивам русских народных сказок. | |||
Октябрь | Консультация «Сказка, как средство нравственного воспитания ребенка». | Информация в уголке для родителей. | |
Ноябрь | Совместное творчество ребёнка и взрослого. | Выставка рисунков и поделок «Наша любимая сказка» | |
Январь | «Дерево добрых дел» | Совместное творчество детей и родителей. | |
Апрель | Консультация «Воспитание сказкой – радость встречи с книгой». | Папка-передвижка в уголке для родителей. | |
Май | Подготовка фотографий для презентации. | Современные формы работы по приобщению дошкольников к художественной литературе. | |
Самореализация | Сентябрь-октябрь | Разработка методических материалов по формированию нравственных качеств у дошкольников. | Составление конспектов нод; оформление папок-передвижек; подготовка материалов для консультаций. |
Ноябрь | Посещение открытых занятий и семинаров ДОУ. |
| |
Февраль | Презентация из опыта работы «Современные формы работы с родителями по приобщению дошкольников к художественной литературе». | Выступление на семинаре-практикуме. | |
Май | Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. | Выступление на педсовете. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы учителя-логопеда на тему: «Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с использованием игровых упражнений»
Опыт педагогической работы учителя-логопеда,который может быть использован коллегами...
Применение инновационных образовательных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда
Применение инновационных технологий технологий в коррекционной работе учителя-логопеда...
Профессиональная проба: «Применение Су- Джок терапии в работе учителя - логопеда при коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОВЗ»
Применение Су-Джок терапии в работе учителя - логопеда по коррекции недостатков речевого развития у детей дошкольного возраста...
Использование лэпбука «Путешествие в мир сказок» в коррекционной работе учителя-логопеда
В современной педагогике и психологии сказка все чаще рассматривается как многообразный по своим проявлениям источник личностного развития. Особое внимание следует обратить на то, что сказ...
Работа учителя-логопеда по развитию мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Психическое развитие ребенка происходит при условии высокой двигательной активности. Моторика, мышление, психика и речь - взаимосвязанные процессы. Отсутствие или небольшое количество физи...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ - ЛОГОПЕДОВ. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Консультация для учителей - логопедов ДОУ. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Основной э...
Сборник методических материалов по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Дошкольный возраст: время растить патриотов!"
Сборник разработан для реализации образовательной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию в условиях дошкольного образовательного учреждения. В данном сборнике рассматривается система ра...