Работа учителя-логопеда по развитию мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
статья по логопедии (подготовительная группа)

Горбунова Наталья Николаевна

Психическое развитие ребенка происходит при условии высокой двигательной активности.  Моторика, мышление, психика и речь -  взаимосвязанные процессы. Отсутствие или небольшое количество физической нагрузки тормозит мыслительные процессы, снижает концентрацию внимания, координационные способности, выносливость, возникают проблемы с речью.

Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психологическом развитии ставит перед педагогами задачу поиска эффективных форм и приемов коррекции и профилактики этих нарушений.

Кинезеология – наука о развитии умственных способностей через специально организованные двигательные упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progulka_s_karandashom.docx24.42 КБ

Предварительный просмотр:

Работа  учителя-логопеда по развитию мелкой моторики у  детей  старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Кинезеологию можно рассматривать и как здоровьесберегающую технологию. Пальчиковая гимнастика и массаж рук с карандашом– призваны гармонизировать работу мозга, активизируя оба полушария.

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Задачи:

- развивать графо-моторные навыки и зрительно-пространственную координацию  ;

- настроить оба полушария на согласованную работу;

- снять психоэмоциональное напряжение и утомление;

- повысить сосредоточенность и улучшить память, внимание, речь;

-развить мелкую моторику рук;

-активизировать навыки по коррекции звукопроизношения;;

- улучшить зрительное и пространственное восприятие;

- раскрыть творческие и интеллектуальные способности.

Психическое развитие ребенка происходит при условии высокой двигательной активности.  Моторика, мышление, психика и речь -  взаимосвязанные процессы. Отсутствие или небольшое количество физической нагрузки тормозит мыслительные процессы, снижает концентрацию внимания, координационные способности, выносливость, возникают проблемы с речью.

Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психологическом развитии ставит перед педагогами задачу поиска эффективных форм и приемов коррекции и профилактики этих нарушений.

Кинезеология – наука о развитии умственных способностей через специально организованные двигательные упражнения.

То есть, осуществляет  развитие по принципу   от движения к интеллекту.

Кинезеология – это по сути  моторное развитие, которое позволяет нарастить новые нейронные связи. Чем больше образуется нейронных связей, тем развитее интеллект.   Когда человек осваивает что-то новое для себя, он наращивает нейронные связи.  Таким, образом,   кинезеология  включает  и нейромоторное развитие   - как связь мозговой и двигательной активности.

Кинезеологию можно рассматривать и как здоровьесберегающую технологию, так как  двигательная активность для детей – это наиболее естественный и любимый вид активности.  Движение – это естественная биологическая потребность детей.

Наш мозг состоит из двух полушарий, каждое из которых выполняет свои функции, отвечая за протекание определенных процессов (левое – логическое, правое – творческое).  Человеку необходима правильная работа не только каждого из них по отдельности,   но и во взаимосвязи.

  Известно, что мозг гармонично и продуктивно работает, если задействованы оба полушария.  Считается, что у людей доминирует какое-то одно,    то есть получается некий «перекос» - либо человек творческий (если правое), либо логический  - (если левое). Упражнения  способствуют «выравниванию» такой ситуации.

В настоящее время правополушарных детей, т.е. левшей, становится все больше. Современное образование ориентировано, прежде всего, на праворуких.  Происходит чрезмерная стимуляция еще не свойственных детям функций левого полушария при торможении правого. Как результат: перевозбуждение, перегрузки левого полушария, появляется утомляемость, отвлекаемость, забывчивость. При недостаточной активности правого полушария – раздражительность, беспокойство, сниженный фон настроения. Постоянное перенапряжение  нервно-психических сил приводит к хроническому интеллектуальному  стрессу, появлению невротических расстройств. Родители и педагоги расценивают это как отсутствие волевой регуляции и  усиливают требования. В ответ ребенок перестает усваивать не только требования, но и   знаковую информацию: «не слышит, не видит, копается, постоянно испытывает чувство усталости» (по Сиротюк А.Л.)

Леворуких детей уже примерно 40% от популяции, а программы обучения и воспитания с каждым годом становятся все более аналитичными, речевыми и алгоритмичными, т.е. методы обучения не соответствуют функциональной активности правополушарных детей.  

Левое полушарие помогает нам выделить в каждой проблеме ключевые моменты, то есть отвечает за логические и аналитические мыслительные процессы, помогает думать последовательно. Кроме того, оно обеспечивает: индуктивное мышление (сначала происходит анализ, а затем синтез); обработку вербальной информации; речевые и языковые способности; способность чтения и письма; запоминание (стихов, имен, названий, дат, фактов); понимание буквального смысла получаемой информации; планирование будущего; математические склонности, способности работать со схемами, таблицами, формулами, числами; контроль правой стороны нашего тела.

 Правое полушарие отвечает за творческие процессы, интуицию. Оно помогает разбираться в ситуации, находя порой нестандартные, но при этом правильные решения. Также правое полушарие обеспечивает: развитие образного мышления; ориентацию в пространстве; способность решать головоломки, ребусы, творческие задачи; одновременную обработку множества разнообразных блоков информации, рассматривание проблемы в целом; дедуктивное мышление (сначала – синтез, затем – анализ); обработку невербальной информации, которая выражается в образах, символах; запоминание образов (картин, голосов, поз, лиц), восприятие совокупности черт как единого целого; способность понимать чужую образную речь, чувство юмора; восприятие эмоций, интонаций, тембра голоса; ориентацию в настоящем; развитие воображения, фантазии, творческих способностей (в частности художественных); различение музыкальных мелодий, ритма, темпа, музыкальной гармонии; спонтанные эмоции; контроль левой половины тела.

Можно выделить две важные структуры в устройстве головного мозга  -    мозолистое тело  и мозжечок.

Мозолистое тело  находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Нарушение работы мозолистого тела искажает деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи.

У детей  с  ОНР некоторые структуры мозга незрелые, в том числе и мозолистое тело.    К чему это приводит?   Ребенок не воспринимает речь педагога  (не потому что он глухой, и не потому что он не способен понять речь),   потому что мозолистое тело не выполняет функцию связи между полушариями. Как известно восприятие речи – это сложный многоступенчатый процесс, который происходит за доли секунд.  

Другая важная для развития структура – мозжечок. Он контролирует работу движений, отвечает за координацию и сенсорное восприятие. Мозжечок – самая быстродействующая зона в мозге… Он  перерабатывает информацию и определяет скорость работы всего ГМ в целом. Нарушения его работы проявляются в неуклюжести, нарушении баланса и координации.

Мозжечок отвечает за сложные двигательные акты,  за мышечную память, управление автоматизированными движениями кисти и пальцев.   Если нарушена работа этой структуры мозга, то ребенок имеет проблемы с речью, отстает в умственном развитии.  Кинезеологические упражнения помогают так же стимулировать и эту зону мозга.

Таким образом,  работа мозга будет продуктивна и качественна, не тогда  когда мы стремимся  «впихнуть» большое количество информации, а когда он  правильно и гармонично функционирует.  («Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем   мозг хорошо наполненный»  Мишель де  Монтень).

Суть кинезеологических упражнений в том, что различного рода движения стимулируют зоны мозга.

Основной принцип  – одновременная синхронная работа или перекрестные движения обеих рук .   Именно такие упражнения развивают согласованную работу двух полушарий. Если задействовать еще разные типы восприятия одновременно (зрение, слух, движение, речь), то это позволяет наращивать максимальное количество нервных связей и усилить эффективность.  Кинезиологические занятия дают как немедленный, так и кумулятивный (накапливающийся) эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов. Занятия должны проводиться в эмоционально комфортной, доброжелательной обстановке, если есть возможность – под спокойную музыку. Упражнения можно выполнять как отдельный комплекс, или включать в во фронтальную непосредственную деятельность  в виде гимнастики и самомассажа  с карандашом..  

Метод  кинезеологической коррекции  улучшает у ребенка не только познавательную сферу, но и повышают способность к самоконтролю и саморегуляции.

Упражнения сопровождаем речью, закрепляем навыки звукопроизношения,  работаем над темпо-ритмическими и интонационными характеристиками речи.

Произненсение слов – это сложный моторный навык.

 Поэтому надо обязательно развивать моторное планирование, а это серия движений. Развивать чувство ритма (слово – это тоже ритм) Если ребенок может повторить ритм в движениях, переключаться, то сможет  переключаться при произнесении слогов и слов.

упражнение

движения

1.

«Дорожка».

По ровненькой дорожке

По ровненькой дорожке ,

Шагали по дорожке,

Шагали две ладошки.

Ладони горизонтально, катаем карандаш ,чередуем : левая вверху.правая внизу т.д.

2.

«Ёжик»

Мы нашли колючий шарик

Нам его не удержать.

Шарик крутится в ладошках

Шарик хочет убежать.

Карандаш между ладоней,

Пальцы переплели и растопырили, поворачиваем ладони вправо и влево. Пальцы открываем и закрываем.

3.

«Лиса»

Лиса ,лисонька ,красавица,

Всем лисичка нравится,

Хвост пушистый ,

 мех золотистый.

Из положения «Ёж»

 вытягиваем мизинец  ( нос лисы)и  большой палец ( хвост лисы). Чередуем руки.

4.

«Медведь»

Мишка косолапый по лесу идёт

Шишки собирает  собирает

И в карман кладёт.

Обхватываем карандаш широкими ладонями, крутим .

5.

«Сова»

Совушка ,сова, большая голова.

На суку сидит, головой вертит.

Во все стороны глядит.

Да вдруг как полетит.

Карандаш между ладоней, поворачиваем вправо -влево.  Удерживаем карандаш и раскрываем, закрываем ладони.

6.

«Сорока и ворона»

Сорока , ворона  по лесу летели

Головой вертели.

Гнездо вили, ветки собирали.

Друг у друга отбирали.

Указательный и большой пальцы  - клюв птицы.  Выполняем одновременно правой и левой руками. Передаём карандаш  из одной руки в другую.

7.

«Белка»

Сушит белочка на ветке

 гриб себе и гриб соседке.

Мизинцы и указательные пальцы – это ушки. Большой , средний и безымянный – это мордочка белки. Белки открывают и закрывают пасть, забирают друг у друга карандаш.

8.

«По тропинке»

По тропиночке лесной

Мы пойдём, пойдем ,пойдём.

Мы друзей себе найдём,

Дружно в школу мы пойдём.

Проводим карандашом по  растопыренным пальцам рук. Выполняем массаж каждого пальца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно методическое пособие Тема: "Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста (опыт работы)".

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики провести с детьми углубленную работу в этом направлении....

Методическая разработка для учителей-логопедов ДОУ по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

Методическая разработка призвана помочь логопедам-практикам в развитии мелкой моторики у детей-дошкольников....

Пальчиковый игротренинг, как средство развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста. Пригодиться для работы с детьми с ОВЗ

Данная статья  о пальчиковом играх и использование их в своей работе. Пригодиться педагогам для работы с детьми с ОВЗ...

Опыт на тему «Использование в коррекционной работе нетрадиционных игр с кинетическим песком для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно раст...

"Пальчиковый театр как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста" (опыт работы)

quot;Пальчиковый театр как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста" (опыт работы)...

Обобщение опыта работы «Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста средствами пластилинографии»

Цель программы:Способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику рук, гармоничное развитие детей....

Обобщение опыта работы по теме "Ручной труд как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста"

В статье я попыталась обобщить свой личный опыт работы над развитием мелкой моторики у детей дошкольного возраста, а также опыт кружковой работы по ручному труду....