Проективные логопедические игры с песком, упражнения для эмоциональной разрядки и снятия агрессии
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Мурачева Елена Владимировна

В силу ограниченного словарного запаса дошкольникам трудно проговаривать свои внутренние волнения, глубокие переживания, поэтому скрытая психологическая проблема переходит на уровень тела и проявляется как психосоматическое заболевание.  В  начале, это может быть нарушенное и сбивчивое дыхание, нарушение темпа и ритма речевой деятельности, повышенная двигательная активность. В худших случаях затянувшаяся стрессовая ситуация может привести к таким заболеваниям, как астма, заикание, энурез и т.д., либо девиантному поведению (повышенная агрессивность). Психологи убеждены, что в подобных случаях важно помочь малышу проиграть свою травмирующую ситуацию, спроецировав её вовне и освободившись от гнетущего стресса.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проективные логопедические игры с песком, упражнения для эмоциональной разрядки и снятия агрессии

В силу ограниченного словарного запаса дошкольникам трудно проговаривать свои внутренние волнения, глубокие переживания, поэтому скрытая психологическая проблема переходит на уровень тела и проявляется как психосоматическое заболевание.  В  начале, это может быть нарушенное и сбивчивое дыхание, нарушение темпа и ритма речевой деятельности, повышенная двигательная активность. В худших случаях затянувшаяся стрессовая ситуация может привести к таким заболеваниям, как астма, заикание, энурез и т.д., либо девиантному поведению (повышенная агрессивность). Психологи убеждены, что в подобных случаях важно помочь малышу проиграть свою травмирующую ситуацию, спроецировав её вовне и освободившись от гнетущего стресса.

 Анализируя детские фантазии, наблюдая за поведением ребёнка в условиях игры, взрослые могут научится расшифровывать тайные сигналы детской психики и адекватно на них реагировать. Такие игры получили название проективных и занимают важнейшее место в работе практикующих психологов и педагогов, желающих помочь своим воспитанникам как на этапе адаптации, так и в процессе образовательной деятельности.

 «Моя семья»

Ребёнку предлагают проиграть сцену вечернего досуга в кругу семьи. Он самостоятельно выбирает предметы-заместители, символизирующие каждого близкого родственника, затем размещает членов семьи в произвольном порядке. Расспросите ребёнка, почему именно этот родственник занимает самую значимую позицию в центре, каковы взаимоотношения его с остальными персонажами, кто в семье себя ощущает наиболее комфортно и почему. Анализ игры, представленной ребёнком, откроет много нового и интересного. Здесь же можно поработать над лексической стороной речи: «Мама какая? Папа какой? И т.д.

«Сказочные истории»

Предложите ребёнку построить собственное сказочное королевство и населить его позитивными и негативными героями. Сам ребёнок играет роль отважного борца со злыми силами. Дошкольник самостоятельно придумывает сюжет, подбирает игрушки и предметы, создаёт декорации, управляет персонажами, проговаривая слова героев сказки. Такая игра помогает ребёнку раскрепоститься, почувствовать себя более уверенным, осознать, что в сказочном мире у него есть право выбора. Здесь он могущественен и может изменить любую ситуацию, понять, наконец, что безвыходных положений не существует. В реальной жизни пережитый опыт придаст уверенности, сделает малыша менее тревожным и более счастливым.

В данной игре можно попросить проговаривать каждое действие, что в итоге приведет к формированию умения составления рассказа.

«Мои друзья»

Взрослый задаёт ребёнку игровую ситуацию, например: «во дворе», «в детском саду», «на дне рождения», «в игровом центре» и т. д. Дошкольник выбирает фигурки, даёт им имена. Может оказаться, что ребёнок проигрывает предложенные ситуации исключительно с воображаемыми персонажами, без участия реальных людей. Такая ролевая игра приоткроет занавес над скрытыми проблемами в общении со сверстниками. Разрешая конфликты в процессе игры, ребёнок приобретёт полезный опыт для преодоления трудностей в реальной жизни. В плане речевого развития повышается уровень активного связного высказывания.  

«Волшебные узоры»

Нарисовать кончиками пальцев, костяшками, кулачками, раскрытыми ладошками и ребром ладони разнообразные узоры, затем вообразить, на что они похожи. В причудливых линиях и оттисках ребёнок может увидеть сказочную птицу, следы невиданных зверей, дуновение ветра или танец цветов. Здесь происходит развитие речевого дыхания и мелкой моторики

«Водопад из песка»

Пусть поначалу это будет робкий дождик, затем усиливающийся дождь польётся из обеих ладоней, наконец, перейдёт в мощный ливень из детского ведёрка. Такое упражнение поможет сформировать у ребёнка открытое, добродушное отношение к миру, преодолеть страхи и тревожность, а также развить координацию движений рук.

Ребёнок и взрослый делают водопад из песка

Упражнение «Водопад из песка» поможет ребёнку преодолеть страхи и тревожность



Предварительный просмотр:

Проективные логопедические игры с песком, упражнения для эмоциональной разрядки и снятия агрессии

В силу ограниченного словарного запаса дошкольникам трудно проговаривать свои внутренние волнения, глубокие переживания, поэтому скрытая психологическая проблема переходит на уровень тела и проявляется как психосоматическое заболевание.  В  начале, это может быть нарушенное и сбивчивое дыхание, нарушение темпа и ритма речевой деятельности, повышенная двигательная активность. В худших случаях затянувшаяся стрессовая ситуация может привести к таким заболеваниям, как астма, заикание, энурез и т.д., либо девиантному поведению (повышенная агрессивность). Психологи убеждены, что в подобных случаях важно помочь малышу проиграть свою травмирующую ситуацию, спроецировав её вовне и освободившись от гнетущего стресса.

 Анализируя детские фантазии, наблюдая за поведением ребёнка в условиях игры, взрослые могут научится расшифровывать тайные сигналы детской психики и адекватно на них реагировать. Такие игры получили название проективных и занимают важнейшее место в работе практикующих психологов и педагогов, желающих помочь своим воспитанникам как на этапе адаптации, так и в процессе образовательной деятельности.

 «Моя семья»

Ребёнку предлагают проиграть сцену вечернего досуга в кругу семьи. Он самостоятельно выбирает предметы-заместители, символизирующие каждого близкого родственника, затем размещает членов семьи в произвольном порядке. Расспросите ребёнка, почему именно этот родственник занимает самую значимую позицию в центре, каковы взаимоотношения его с остальными персонажами, кто в семье себя ощущает наиболее комфортно и почему. Анализ игры, представленной ребёнком, откроет много нового и интересного. Здесь же можно поработать над лексической стороной речи: «Мама какая? Папа какой? И т.д.

«Сказочные истории»

Предложите ребёнку построить собственное сказочное королевство и населить его позитивными и негативными героями. Сам ребёнок играет роль отважного борца со злыми силами. Дошкольник самостоятельно придумывает сюжет, подбирает игрушки и предметы, создаёт декорации, управляет персонажами, проговаривая слова героев сказки. Такая игра помогает ребёнку раскрепоститься, почувствовать себя более уверенным, осознать, что в сказочном мире у него есть право выбора. Здесь он могущественен и может изменить любую ситуацию, понять, наконец, что безвыходных положений не существует. В реальной жизни пережитый опыт придаст уверенности, сделает малыша менее тревожным и более счастливым.

В данной игре можно попросить проговаривать каждое действие, что в итоге приведет к формированию умения составления рассказа.

«Мои друзья»

Взрослый задаёт ребёнку игровую ситуацию, например: «во дворе», «в детском саду», «на дне рождения», «в игровом центре» и т. д. Дошкольник выбирает фигурки, даёт им имена. Может оказаться, что ребёнок проигрывает предложенные ситуации исключительно с воображаемыми персонажами, без участия реальных людей. Такая ролевая игра приоткроет занавес над скрытыми проблемами в общении со сверстниками. Разрешая конфликты в процессе игры, ребёнок приобретёт полезный опыт для преодоления трудностей в реальной жизни. В плане речевого развития повышается уровень активного связного высказывания.  

«Волшебные узоры»

Нарисовать кончиками пальцев, костяшками, кулачками, раскрытыми ладошками и ребром ладони разнообразные узоры, затем вообразить, на что они похожи. В причудливых линиях и оттисках ребёнок может увидеть сказочную птицу, следы невиданных зверей, дуновение ветра или танец цветов. Здесь происходит развитие речевого дыхания и мелкой моторики

«Водопад из песка»

Пусть поначалу это будет робкий дождик, затем усиливающийся дождь польётся из обеих ладоней, наконец, перейдёт в мощный ливень из детского ведёрка. Такое упражнение поможет сформировать у ребёнка открытое, добродушное отношение к миру, преодолеть страхи и тревожность, а также развить координацию движений рук.

Ребёнок и взрослый делают водопад из песка

Упражнение «Водопад из песка» поможет ребёнку преодолеть страхи и тревожность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедические игры с песком

В методической разработке представлена подборка игр с песком для детей дошкольного возраста.Она объединяет упражнения, направленные на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных дв...

Буклеты: "Игры для детей старшего дошкольного возраста, направленные на снятие агрессии", "Игры для детей старшего дошкольного возраста на снятие мышечного напряжения"

Буклеты для родителей и воспитателей, направленные на снятие агрессии и мышечного напряжения у детей старшего дошкольного возраста....

Логопедические игры с песком

Для того чтобы разнообразить коррекционную работу дома, предлагаем Вам использовать нетрадиционные формы упражнений - игры с песком....

Проективные игры с песком, упражнения для эмоциональной разрядки и снятия агрессии

В силу ограниченного словарного запаса малышам трудно проговаривать свои внутренние волнения, глубокие переживания, поэтому скрытая психологическая проблема переходит на уровень тела и проявляется как...

Игры для эмоциональной разрядки и выражения агрессии (5-6 лет)

Игры подходят для детей старшего возраста...

"Игры для эмоциональной разрядки и выражения агрессии"

Игры для эмоциональной разрядки и выражения агрессии  3-4 года...