Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Лысенко Светлана Васильевна

Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают. Учить устанавливать причинно-следственные связи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_sledam_oseni.docx25.35 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Тема: «По следам осени»

Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают. Учить устанавливать причинно-следственные связи.
Задачи:

Обучающие: Учить устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи).
Развивающие: Развивать умение детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения, внимание, связную речь; Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения. Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях. В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.
Воспитательные: Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.

Корректирующие: Продолжать развивать фонематический слух; автоматизировать звуки «Ж», «Р», «Ч».
Приёмы: решение проблемной ситуации.

Словарная работа: черешок, кромка, хлорофилл.

Оборудование и материал:
Колокольчик, гелиевый шарик, тайное письмо, сундук, карта маршрута, мнемотаблица-загадка, зеленые листья, лупы, две коробки (с сухими и свежими листьями), кусочки белой ткани, сложенные пополам, деревянные кубики, листья настоящие крупные и мелкие, разной формы, коробки,  волшебный мешочек, кисточки, краски.

Предварительная работа:
• На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев.
• Сбор листьев разной формы и окраски.
• Беседы об осени;
• Чтение художественных произведений: «Листопадничек» И.Соколов-Микитов,
«Лес осенью» А. Твардовский,
стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;
• Разучивание стихов и поговорок об осени;
• Пение песен об осени и слушание музыки;
• Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;
• Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев;
• Наблюдение за деревьями на прогулке.
Ожидаемый результат:
Дети с интересом участвуют в проведении исследований, наблюдают, делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.

Воспитатель: (Воспитатель стоит у окна) и звенит колокольчиком: 
Мой звоночек звенит, заливается,
И ребята вокруг собираются,
Собрались все дети вкруг
Ты мой друг и я твой друг
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся.
(закройте глазки 1,2,3 – волшебство скорей приди!!!)
(влетает шарик, ни нитке письмо, написанное воском)
Воспитатель ловит шарик, удивляется: - Ух ты, что это?

- Дети предлагают варианты действия. (Давайте посмотрим).
- Воспитатель: - Это какой-то чистый лист. Я ничего не вижу, ну и что это может быть? (Ответ детей, а может это не просто чистый лист, а тайное письмо?)
Воспитатель: – А разве бывают такие письма?
Ответ детей: – Да, такие письма могут быть написаны секретными чернилами

( свечкой  или крахмалом)
Воспитатель: - А как же узнать что в нем написано?
Ответ детей: - развести краски в воде и слегка смочить при помощи губки письмо.
Воспитатель: - Есть у нас такая водичка.
Ответ детей: - Давайте проверим? (ребенок смачивает письмо красками). Появляется надпись (СУНДУК)
Воспитатель: - Посмотрите проявляется что-то. Удивляется, что это?
Ответ детей: - (дети читают)
Воспитатель: - Оказывается ребята это письмо с секретом. Вы поняли, что надо найти? (Создание проблемной ситуации.)
Дети находят сундук, открывают и достают карту, но не знают от кого эта карта.

Вход осени.
Осень(логопед): Здравствуйте дорогие ребята!
Осень(логопед): Одни говорят, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила.  Я не могу понять, кончается осень или нет? Посоветуйте, пожалуйста. Только прошу вас, представьте убедительные доказательства.

 - А в этом нам поможет карта.

Остановка №1

- Первая остановка (показывает на карте), желтый лист.

Осень(логопед): Найдите ребята в групповой комнате желтый лист.

Дети находят желтый лист. На обратной стороне листа задание.

Задание: назвать признаки осени, которые определяют время года. Назвать признаки осени нам поможет мнемотаблица.

Слайд 1.
- День короче, а ночь длиннее;
Небо серое, хмурое;
- Часто идут дожди;

- Люди надевают теплую одежду;

- На деревьях и кустах желтеют листья, они опадают, начинается листопад.
- Дикие звери делают запасы на зиму, утепляют свои шубки, и некоторые ложатся в спячку;
- Перелетные птицы улетают на юг;
- Собирают урожай овощей, фруктов и зерна;

Осень:

-Назовите осенние месяцы.

Молодцы, ребята. С этим заданием вы успешно справились.
Воспитатель:

- Ребята, посмотрите на карту. У нас на пути горы. Мы не сможем их перейти пешком, поэтому мы перелетим через горы на самолете.

- Заводим моторчик (руки перед собой, круговые движения, длительно произносят звук «Р»)

Остановка №2 (на карте изображен красный лист)

Воспитатель: Найдите в групповой комнате красный лист.

Следующее задание, назвать приметы осени.

Дети называют приметы осени, которые определяют погоду:
- Облака редкие - будет ясно и холодно;
- Много рябины к дождливой осени и холодной зиме;
- Высоко птицы перелетные летят осенью, так снегу много будет, а низко - так малы снега будут;
- Листья у березы начинают желтеть с верхушки - ждите ранней зимы, а если снизу - поздней зимы;
- Теплая осень - к долгой зиме;
- У зайцев шерсть побелела - зима близко;
- Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная, суровая;
- Большие муравьиные кучи - к мягкой зиме;
- В осеннее ненастье семь погод на дворе;

- Гром в сентябре предвещает теплую осень.
- Белки делают большой запас орехов - жди холодной зимы.
Воспитатель: - Дети, вы замечательно назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду. Молодцы, с этим заданием вы тоже справились.

- Посмотрите на карту, впереди железная дорога. Мы поедем на поезде.

(дети имитируют поезд, произносят звук «Ч-ч-ч-ч!»)

Остановка №3 (на карте изображен оранжевый лист)

Воспитатель:

-Ребята, вам  надо найти оранжевый лист.

Следующее задание:
Назовите поговорки об осени:
- Красна весна цветами, а осень пирогами. 
- Весна красна цветами, а осень снопами. 
- Осень - время собирать урожай.
- Красна ягодка, да на вкус горька. 
- Сентябрь пахнет яблоком, октябрь — капустой. 
- Осенью и воробей богат.

- В ноябре снега надует – хлеба прибудет.
- В ноябре зима с осенью борется.
- Осенью ложка воды ведро грязи. 

-Молодцы, ребята и с третьим заданием вы справились.

Воспитатель: Мы с вами прошли и проехали долгий путь, устали. Мы с вами отдохнем и сделаем друг другу массаж.
Массаж спины «Дождик» (физкультминутка)
Дождик бегает по крыше – бом, бом, бом! (похлопывают ладонями)
По веселой звонкой крыше – бом, бом, бом! (постукивают пальчиками)
Дома, дома посидите – бом, бом, бом! (поколачивают кулачками)
Никуда не выходите, – бом, бом, бом! (растирают ребрами ладоней)
Почитайте, поиграйте – бом, бом, бом! (растирают плечи)
А уйду, тогда гуляйте – бом..бом..бом.. (поглаживают ладонями)
( поворачиваются на 180* и повторяют массаж)

Воспитатель: Хорошо, молодцы, ребята.
Воспитатель: - Осенью листья на деревьях окрашиваются в разные цвета. Не вы их раскрашивали? - А вы задумывались, почему эта красота не сохраняется? Почему листья желтеют и опадают? И как они опадают? 
Ответ детей: - Листья плохо переносят холод и ветер, поэтому и опадают.
Воспитатель: - Почему это происходит, мы узнаем проведя опыты в нашей секретной лаборатории.
Воспитатель: - А вам интересно узнать, как устроен лист? (Интересно)
А для того, чтобы получше рассмотреть чем надо пользоваться?
Ответы детей: воспользуемся увеличительным стеклом – лупой

 

Исследование №1. «Рассматривание строения листа с помощью лупы»

Слайд №3 «Строение листа»
Воспитатель: - Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой. Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки, которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.
Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.
Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.

Теперь рассмотрите основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке.
Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок – и листья опадают.

Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилкой, через которые листочки питаются влагой.
Проблемный вопрос: «Почему осенью листья изменяют окраску и опадают?»

Воспитатель: - А почему же листья желтеют и опадают осенью? Посмотрите мультфильм и вы все узнаете.

Слайд №2 Презентация «Почему опадают листья»

Воспитатель: Так почему же опадают листья? (дети отвечают, воспитатель обобщает и делает вывод)

Как называется вещество, которое окрашивает лист в зеленый цвет?(ответ детей)

 Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.
Исследование №2 «Почему лист зеленый?»
Воспитатель: - Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта? (Дети: На ткани появились зеленые пятна).
- Это зеленое вещество из листочка называется - хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет. Хлорофил появляется в листьях благодаря солнечному свету. Когда наступает осень и становится меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет и листья становятся какими, ребята?…
Эксперимент «Как листья опадают?»
На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.
Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев.
Воспитатель: - Пока лист летел, что вы заметили?
Ответ детей: (быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился)
Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?
Вывод детей: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся.

Исследование №4 «Что же случается с опавшими листьями?»
Ответ детей: Они высыхают.

Воспитатель: - А вы сумели бы на слух определить шелест сухих и только что опавших листьев? (Ответы детей).

Воспитатель предлагает взять коробочки и определить на слух в какой сухие, а в какой незасохшие листья.
Вывод детей: Сухие листья шуршат сильнее.

Остановка №4  «Волшебный мешочек»
Осень: 
Я принесла вам волшебный мешочек (достает из мешочки кисточки)

Помогите мне пожалуйста раскрасить осенний лес.

 Воспитатель: - Давайте поможем осени. Дети раскрашивают заранее приготовленные коллажи из веточек деревьев и соли.

 Осень:  Вы ребята молодцы, столько много у Вас знаний об осени.
Вы рассказали много примет и поговорок об  осени. Как красиво вы раскрасили природу осени. Благодаря вашим волшебным кисточкам и краскам ваши рисунки ожили. Молодцы, ребята.

Воспитатель:

-Ребята, вам понравилось занятие?

-Что вы узнали нового?(воспитатель систематизирует, уточняет и обобщает ответы детей)

На этом наше занятие окончено.

Осень:

- Вы ребята молодцы, столько много у Вас знаний об осени.
Вы рассказали много примет и поговорок об  осени. Как красиво вы раскрасили природу осени. Благодаря вашим волшебным кисточкам и краскам ваши рисунки ожили. Молодцы, ребята, в благодарность я принесла вам осенние дары.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности

Интнгрированное занятия педагога-психолога и музыкального руководителя в подготовительной группе компенсирующей направленности.Цель данного заняти-развитие познавательной и эмоциональной сферы детей с...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с заиканием на тему «Наш друг – вода». «Область познание». Расширение кругозора. Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Цели:·         Образовательные: познакомить детей с понятием «вода», ее тремя состояниями: твердое, жидкое, газообразное, объяснить такие явления, как дождь, сн...

Конспект открытого музыкального занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме «В гости к Фее Музыки»

Цель:      Развивать творческий потенциал детей через включение в различные видымузыкальной деятельности.Задачи:Коррекционно- воспитательные:1. Создать условия для улучшения общего...

конспект открытого интегрированного мероприятия в подготовительной группе компенсирующей направленности

Цель: обобщение и систематизация знаний детей по теме «Транспорт».Задачи: Коррекционно-образовательные:Совершенствовать лексико-грамматический строй речи за счет употребления сущ...

Конспект открытого музыкального занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме: «Зимняя прогулка»

Целью музыкально – коррекционных занятий является активизация различных сторон психофизической деятельности детей за счёт воздействия музыки на эмоциональную сферу....

Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР в системе взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя ДОУ. Тема занятия: «Путешествие в зимний лес».

Конспект занятия описывает совместную работу (в тесной взаимосвязи)  учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы.Данное занятие позволяет  закрепить и систематизировать знания...