Тема: «Роль дыхательных упражнений в профилактической и коррекционной работе педагога с дошкольниками».
статья по логопедии

Лиукконен Елена Викторовна

В статье описывается роль дыхания в развитии ребенка. Раскрываются этапы работы над речевым дыханием и необходимости включения дыхательных упражнений, игр, тренировок в работу логопеда.  

Ключевые слова: здоровье, дыхание, тренировка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_dyhanie.docx19.93 КБ

Предварительный просмотр:

 

Тема: «Роль дыхательных упражнений в профилактической и коррекционной работе педагога с дошкольниками».

Совершенно здоровый ребенок сегодня — большая редкость. Современная статистика говорит нам  о том, что количество детей, уже рождающихся с различными патологиями не сокращается. Соответственно и  формирование мозговых процессов  такого ребенка находится не в идеальном состоянии.  

Не только в логопедические, но и в общеразвивающие группы поступают малыши, которым свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость нервных процессов, отсутствие длительных волевых усилий и т.д. Они с трудом усваивают материал и переключаются с одного вида деятельности на другой. Такие дети нуждается в  проведении психомоторной коррекции, которая позволяет эффективно проводить восстановление  нарушенных функций.

Одним из элементов психомоторной коррекции является работа с дыханием. Оно включается во все оздоровительные техники и программы нейро и психомоторной коррекции.  Почему?

Первый аспект -  доступность

Дыхательная система человека подконтрольна «приказам» нашего мозга. Кроме того, мы с помощью волевых усилий можем изменять его глубину, ритм, частоту, тип и даже уровень. Освоить дыхательные упражнения под контролем взросло по силам даже дошкольнику. Комплекс упражнений легко  оформляется в игровой форме, доступной и интересной ребенку.

Второй аспект - оздоровительный

Включение дыхательных упражнений, игр, тренировок

способствует оздоровлению организма в целом, и позволяет  

1. Повышать общий жизненный тонус ребёнка, рост сопротивляемости и устойчивости детского организма к заболеваниям дыхательной системы;

2. Развивать дыхательную мускулатуру, увеличивать подвижность грудной клетки и диафрагмы;

3. Улучшать обмен кислорода в лёгких; деятельность сердечно-сосудистой системы и кровообращения;

5. Стимулировать  работу кишечника, улучшать пищеварение.

Поэтому занятия дыхательной гимнастикой являются хорошей профилактикой заболеваний органов дыхания, развивают несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляют защитные силы организма.

Следующий (третий) аспект – профилактический и коррекционный

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, формирования и развития всех сторон речи.

А своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием для нормально и полноценного развитии у ребенка всех психических функций.

Одним из основных компонентов звучащей речи является речевое дыхание (фонационное).  Оно помогает правильно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость и делать речь выразительной. 

   Во время речи дыхание подчиняется требованиям артикуляционного аппарата и гортани, которые формируют звуки нашей речи. Специалистам известно. Что нарушение речевого дыхания  может, приводит к одному из постоянных признаков заикания.  Поэтому  профилактическая  задача педагога развивать у ребенка саморегулирующий процесс трех систем речеобразования:

работа диафрагмы,

глотки

и артикуляционного аппарата.

Тогда выработанный с детства автомеханизм не подведет, а будет действовать безотказно и четко.    

Работа над речевым дыханием всегда начинается с постановки правильного диафрагмального дыхания.

У здоровых детей по мере физического развития постепенно формируется этот - наиболее оптимальный тип дыхания.  А детям с нарушениями речи, а так же с соматически ослабленным детям (а их большинство) для развития диафрагмального дыхания требуется обучение через специальные упражнения.

Формирование диафрагмального дыхания необходимо проводить на начальном этапе в положении лежа и начинать с развития у ребенка ощущения движения органов дыхания, главным образом диафрагмы и передней стенки живота. В этом положении мышцы всего тела слегка расслабляются, и диафрагмальное дыхание, без дополнительных инструкций устанавливается автоматически.

Затем можно переходить к развитию речевого дыхания. Это базовый этап по планированию речевого высказывания. Дети обучаются в процессе выдоха произносить сначала:

Звуки, слоги;

Отдельные слова;

Фразы из двух слов. Постепенно их удлиняя

Короткие стихотворения.

Формирование правильного дыхания у детей дошкольного возраста позволяет мне как специалисту:

1. Сократить время для постановки и автоматизации речевых звуков

2. Увеличить количество произнесенных слов на выдохе

3. Выработать четкую и внятную речь

4. Достичь координации дыхания, речи и движений

5. Повысить эффективность коррекции звукопроизношения

Следующий не менее важный аспект- психоэмоциональный

Физиологи доказали, что упражнения, входящие в комплекс дыхательной гимнастики, могут помочь успокоиться или же, наоборот, сконцентрироваться на выполнении, какого-либо здания, это эффективный способ расслабиться, снять напряжение и стресс.

Используемые педагогом упражнения могут быть расслабляющими или тонизирующими, в зависимости от особенности тренировки и поставленной  задачи.  

Помогая ребенку освоить и использовать техники правильного дыхания, педагог закладывает основы произвольной саморегуляции. Ребёнок, под руководством взрослого  помогает  себе успокоиться, через осознанную работу с дыханием  приводя себя в спокойное, гармоничное состояние. Он значительно увереннее владеет собой, и это неоспоримый факт. В экстренной ситуации ему гораздо проще сделать несколько дыхательных упражнений, чтобы справиться со стрессом. Комплексы дыхательной гимнастики, включённые в пед. процесс стали обязательными при коррекции заикания, неврастении, истерии.

Педагогам, работающим в дошкольном учреждении необходимо уделять особое внимание дыхательным упражнениям.

В условиях ДОУ комплексное воздействие на дыхательную систему ребенка (путем специально подобранных игр и упражнений) можно использовать в процессе коррекционной и профилактической работы разным специалистам таким как (логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию);

А также воспитателям в течении дня в разных режимных моментах (прогулки, самостоятельной деятельности, занятиях).

Игры на развитие речевого дыхания, очень важная составляющая  педагогического процесса. Играя, ребёнку быстрее и интереснее удаётся достичь положительных результатов. Идей для игр с элементами упражнений дыхательной гимнастики – множество.

Педагоги могут пользоваться авторскими методиками (например. Бутейко, Стрельникова,…) которые предлагают уже готовые комплексы дыхательных упражнений.

Тренажеры для дыхания можно сделать самостоятельно даже из подручного материала. Существуют и  аппаратные тренажеры, компьютерные программы для развития дыхания. Выбор  зависит от вашего направления работы, значимых задач, энтузиазма и желания.

Так как в дошкольном детстве невозможно провести четкую границу между психомоторным и когнитивным развитием ребенка. Всестороннее развитие в последующем является основой для становление социальных, эмоциональных и мыслительных процессов ребенка.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: в дошкольном возрасте просто необходимо включать в коррекционно-развивающую и профилактическую работу педагога дыхательные игры и упражнения.

 Это будет являться не только эффективным средством развития всех высших психических функций ребенка, но и одним из важнейших условий подготовки его к школе.

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Роль дыхательной гимнастики в коррекционной работе учителя – логопеда».

Развитие правильного дыхания - важная задача в коррекционной работе учителя - логопеда. Дыхание -это основа правильного речевого процесса в целом. Предлагаю несколько упражнений, которые способствуют ...

Мастер - класс "Роль дыхательных упражнений в физическом развитии дошкольников"

Цель: значение дыхательных упражнений, особенности и приемы проведения с детьми дошкольного возраста.Задачи: - использовать приёмы проведения дыхательной гимнастики в работе с дошкольниками;- показать...

Самообразование на тему: «Использование нейропсихологических приемов (игр, упражнений, приемов) в коррекционной работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста».

С каждым годом увеличивается количество детей в дошкольных организациях с различными нарушениями развития, которые нуждаются в специализированной помощи. Но не всегда есть возможность оказать такую по...

Система профилактической и коррекционной работы по оздоровлению дошкольников

Система профилактической и коррекционной работыпо оздоровлению дошкольников...

Система профилактической и коррекционной работы по оздоровлению дошкольников.

Система профилактической и коррекционной работыпо оздоровлению дошкольников....