Тема: «Роль дыхательных упражнений в профилактической и коррекционной работе педагога с дошкольниками».
статья по логопедии
В статье описывается роль дыхания в развитии ребенка. Раскрываются этапы работы над речевым дыханием и необходимости включения дыхательных упражнений, игр, тренировок в работу логопеда.
Ключевые слова: здоровье, дыхание, тренировка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_dyhanie.docx | 19.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Роль дыхательных упражнений в профилактической и коррекционной работе педагога с дошкольниками».
Совершенно здоровый ребенок сегодня — большая редкость. Современная статистика говорит нам о том, что количество детей, уже рождающихся с различными патологиями не сокращается. Соответственно и формирование мозговых процессов такого ребенка находится не в идеальном состоянии.
Не только в логопедические, но и в общеразвивающие группы поступают малыши, которым свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость нервных процессов, отсутствие длительных волевых усилий и т.д. Они с трудом усваивают материал и переключаются с одного вида деятельности на другой. Такие дети нуждается в проведении психомоторной коррекции, которая позволяет эффективно проводить восстановление нарушенных функций.
Одним из элементов психомоторной коррекции является работа с дыханием. Оно включается во все оздоровительные техники и программы нейро и психомоторной коррекции. Почему?
Первый аспект - доступность
Дыхательная система человека подконтрольна «приказам» нашего мозга. Кроме того, мы с помощью волевых усилий можем изменять его глубину, ритм, частоту, тип и даже уровень. Освоить дыхательные упражнения под контролем взросло по силам даже дошкольнику. Комплекс упражнений легко оформляется в игровой форме, доступной и интересной ребенку.
Второй аспект - оздоровительный
Включение дыхательных упражнений, игр, тренировок
способствует оздоровлению организма в целом, и позволяет
1. Повышать общий жизненный тонус ребёнка, рост сопротивляемости и устойчивости детского организма к заболеваниям дыхательной системы;
2. Развивать дыхательную мускулатуру, увеличивать подвижность грудной клетки и диафрагмы;
3. Улучшать обмен кислорода в лёгких; деятельность сердечно-сосудистой системы и кровообращения;
5. Стимулировать работу кишечника, улучшать пищеварение.
Поэтому занятия дыхательной гимнастикой являются хорошей профилактикой заболеваний органов дыхания, развивают несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляют защитные силы организма.
Следующий (третий) аспект – профилактический и коррекционный
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, формирования и развития всех сторон речи.
А своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием для нормально и полноценного развитии у ребенка всех психических функций.
Одним из основных компонентов звучащей речи является речевое дыхание (фонационное). Оно помогает правильно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость и делать речь выразительной.
Во время речи дыхание подчиняется требованиям артикуляционного аппарата и гортани, которые формируют звуки нашей речи. Специалистам известно. Что нарушение речевого дыхания может, приводит к одному из постоянных признаков заикания. Поэтому профилактическая задача педагога развивать у ребенка саморегулирующий процесс трех систем речеобразования:
работа диафрагмы,
глотки
и артикуляционного аппарата.
Тогда выработанный с детства автомеханизм не подведет, а будет действовать безотказно и четко.
Работа над речевым дыханием всегда начинается с постановки правильного диафрагмального дыхания.
У здоровых детей по мере физического развития постепенно формируется этот - наиболее оптимальный тип дыхания. А детям с нарушениями речи, а так же с соматически ослабленным детям (а их большинство) для развития диафрагмального дыхания требуется обучение через специальные упражнения.
Формирование диафрагмального дыхания необходимо проводить на начальном этапе в положении лежа и начинать с развития у ребенка ощущения движения органов дыхания, главным образом диафрагмы и передней стенки живота. В этом положении мышцы всего тела слегка расслабляются, и диафрагмальное дыхание, без дополнительных инструкций устанавливается автоматически.
Затем можно переходить к развитию речевого дыхания. Это базовый этап по планированию речевого высказывания. Дети обучаются в процессе выдоха произносить сначала:
Звуки, слоги;
Отдельные слова;
Фразы из двух слов. Постепенно их удлиняя
Короткие стихотворения.
Формирование правильного дыхания у детей дошкольного возраста позволяет мне как специалисту:
1. Сократить время для постановки и автоматизации речевых звуков
2. Увеличить количество произнесенных слов на выдохе
3. Выработать четкую и внятную речь
4. Достичь координации дыхания, речи и движений
5. Повысить эффективность коррекции звукопроизношения
Следующий не менее важный аспект- психоэмоциональный
Физиологи доказали, что упражнения, входящие в комплекс дыхательной гимнастики, могут помочь успокоиться или же, наоборот, сконцентрироваться на выполнении, какого-либо здания, это эффективный способ расслабиться, снять напряжение и стресс.
Используемые педагогом упражнения могут быть расслабляющими или тонизирующими, в зависимости от особенности тренировки и поставленной задачи.
Помогая ребенку освоить и использовать техники правильного дыхания, педагог закладывает основы произвольной саморегуляции. Ребёнок, под руководством взрослого помогает себе успокоиться, через осознанную работу с дыханием приводя себя в спокойное, гармоничное состояние. Он значительно увереннее владеет собой, и это неоспоримый факт. В экстренной ситуации ему гораздо проще сделать несколько дыхательных упражнений, чтобы справиться со стрессом. Комплексы дыхательной гимнастики, включённые в пед. процесс стали обязательными при коррекции заикания, неврастении, истерии.
Педагогам, работающим в дошкольном учреждении необходимо уделять особое внимание дыхательным упражнениям.
В условиях ДОУ комплексное воздействие на дыхательную систему ребенка (путем специально подобранных игр и упражнений) можно использовать в процессе коррекционной и профилактической работы разным специалистам таким как (логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию);
А также воспитателям в течении дня в разных режимных моментах (прогулки, самостоятельной деятельности, занятиях).
Игры на развитие речевого дыхания, очень важная составляющая педагогического процесса. Играя, ребёнку быстрее и интереснее удаётся достичь положительных результатов. Идей для игр с элементами упражнений дыхательной гимнастики – множество.
Педагоги могут пользоваться авторскими методиками (например. Бутейко, Стрельникова,…) которые предлагают уже готовые комплексы дыхательных упражнений.
Тренажеры для дыхания можно сделать самостоятельно даже из подручного материала. Существуют и аппаратные тренажеры, компьютерные программы для развития дыхания. Выбор зависит от вашего направления работы, значимых задач, энтузиазма и желания.
Так как в дошкольном детстве невозможно провести четкую границу между психомоторным и когнитивным развитием ребенка. Всестороннее развитие в последующем является основой для становление социальных, эмоциональных и мыслительных процессов ребенка.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: в дошкольном возрасте просто необходимо включать в коррекционно-развивающую и профилактическую работу педагога дыхательные игры и упражнения.
Это будет являться не только эффективным средством развития всех высших психических функций ребенка, но и одним из важнейших условий подготовки его к школе.
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система профилактической и коррекционной работы по оздоровлению дошкольников
из опыта работы...
Тема: «Роль дыхательной гимнастики в коррекционной работе учителя – логопеда».
Развитие правильного дыхания - важная задача в коррекционной работе учителя - логопеда. Дыхание -это основа правильного речевого процесса в целом. Предлагаю несколько упражнений, которые способствуют ...
Мастер - класс "Роль дыхательных упражнений в физическом развитии дошкольников"
Цель: значение дыхательных упражнений, особенности и приемы проведения с детьми дошкольного возраста.Задачи: - использовать приёмы проведения дыхательной гимнастики в работе с дошкольниками;- показать...
Система профилактической и коррекционной работы по оздоровлению дошкольников
Рекомендации для родителей...
Самообразование на тему: «Использование нейропсихологических приемов (игр, упражнений, приемов) в коррекционной работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста».
С каждым годом увеличивается количество детей в дошкольных организациях с различными нарушениями развития, которые нуждаются в специализированной помощи. Но не всегда есть возможность оказать такую по...
Система профилактической и коррекционной работы по оздоровлению дошкольников
Система профилактической и коррекционной работыпо оздоровлению дошкольников...
Система профилактической и коррекционной работы по оздоровлению дошкольников.
Система профилактической и коррекционной работыпо оздоровлению дошкольников....