Система профилактической и коррекционной работы по оздоровлению дошкольников
методическая разработка

Система профилактической и коррекционной работы
по оздоровлению дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_profilakticheskoy_i_korrektsionnoy_raboty.docx15.18 КБ

Предварительный просмотр:

Система профилактической и коррекционной работы
по оздоровлению дошкольников.

Здоровье - одна из главных ценностей в жизни. Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не болеть. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неудач в образовательной деятельности, в играх, в спорте. Для достижения целей здоровьесберегающих технологий в дошкольном возрасте мы применяем следующие группы средств:

Средства двигательной направленности:

•        Физические упражнения;

•        Физкультминутки;

•        Эмоциональные разрядки;

•        Гимнастика (оздоровительная после сна);

•        Пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная;

•        Подвижные и спортивные игры;

•        Психогимнастика.

Ежедневно в своей работе с детьми используем такую форму, как пальчиковые игры. Систематические упражнения пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Психологи утверждают, что гимнастика для пальцев рук развивает мыслительную деятельность, память, внимание ребенка.

В группе имеется картотека стихов, сопровождающих упражнения, книги для развития мелкой моторики, различные предметы для выполнения упражнений. Широко используем пальчиковые игры без предметов в свободное время, на прогулках. В играх стараемся выполнять упражнения с предметами: прищепками, пробками, счетными палочками, пуговицами, мячами-ежиками, платочками и т. д.

Для укрепления зрения мы используем следующие моменты: зрительные паузы, в любое время дня дети закрывают глаза и открывают.

Гимнастика для глаз - помогает детям снять усталость, напряжение, улучшает обмен веществ в тканях глаза. Тренировочные упражнения для глаз проводим несколько раз в день, в зависимости от деятельности, вызывающей напряжение.

•        Зрительные ориентиры (пятна) - снимают утомление глаз и повышают двигательную активность в течение дня.

•        Красный - стимулирует детей в работе. Это сила внимания.

•        Оранжевый, желтый - соответствуют положительному рабочему настроению. Это тепло, оптимизм, радость.

•        Синий, голубой, зеленый - действует успокаивающе. Это общение, надежда, вдохновение.

Все эти средства способствуют развитию психологической комфортности детей, которая обеспечивает их эмоциональное благополучие, снимает напряжение во время образовательной деятельности, во время игр.

Часто используем минутки покоя:

- посидим в тишине с закрытыми глазами;

- ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы;

- помечтаем под музыку.

Наши дети должны быть здоровы, а для этого надо не так уж много: систематичность выполнения, привычку, удовольствие в выполнении упражнений.

Оздоровительные силы природы имеют огромное значение для здоровья детей:

•        Регулярные прогулки на свежем воздухе;

•        Солнечные и воздушные ванны;

•        Водные процедуры;

•        Фитотерапия;

•        Витаминотерапия;

•        Закаливание.

Ребенок дошкольного возраста должен ежедневно находиться на улице не менее трех часов. И мы в своей работе с детьми стараемся как можно больше находиться на свежем воздухе.

Мы знаем, что гигиенические средства содействуют укреплению здоровья и стимулируют развитие адаптивных свойство организма:

•        Личная гигиена;

•        Проветривание;

•        Влажная уборка;

•        Режим питания;

•        Правильное мытье рук;

•        Обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни;

•        Ограничения уровня учебной нагрузки во избежание утомления.

В образовательной деятельности «Воздух и здоровье», «Правила поведения на воде» - даем понятия об использовании воды и воздуха человеком, учим правилам, умениям жить и заботиться об окружающей среде, о своем здоровье.

В беседах «Для чего мы чистим зубы», «Гигиена приема пищи» - дети приобщаются к культуре поведения, личной гигиене. Знакомим детей с лекарственными растениями близкого окружения. Они много раз видели их вблизи дома, двора, города, в лесу, но знаний о них не имели, не знали их пользы для человека. А теперь прекрасно узнают ромашку, одуванчик, крапиву и рассказывают, как можно лечиться этими растениями. Лекарственные растения помогают человеку победить болезнь, ими лечатся и животные, и птицы.

Рассказываем детям о пользе комнатных растений, приучаем ухаживать за ними. Объясняем им, что растения подавляют жизнедеятельность опасных микроорганизмов, повышающих бактерицидную энергию воздуха, растения организуют воздух, а мы знаем, что свежий воздух улучшает состояние здоровья, излечивает многие заболевания. Дети узнали, какие растения дают оздоравливающий эффект.

Конечно, без совместной работы с родителями, мы не пришли бы к хорошим результатам. Родители активно принимают участие в спортивных совместных мероприятиях, экскурсиях, походах, направленных на оздоровление детей. На родительских собраниях, индивидуальных консультациях учим оценивать здоровье ребенка, родителям предлагаем картотеки различных гимнастик, упражнений для дома, советуем литературу, брошюры.

Соответственно, для родителей оформляем в «Уголке здоровья» рекомендации, советы:

•        предлагаем папки-передвижки;

•        приглашаем в походы, на экскурсии;

•        проводим анкетирования.

Все эти приемы позволяют нам постепенно стабилизировать, приобщить к здоровому образу жизни. У родителей и у нас теперь одна цель - воспитывать здоровых детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс Коррекция звукопроизношения у дошкольников с ОНР в системе индивидуальной лого-коррекционной работы

Комплекс упражнений артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики для постановки и автоматизации звуков на индивидуальном логопедическом занятии. В основу положены авторские разработки, пособи...

Тема: «Роль дыхательных упражнений в профилактической и коррекционной работе педагога с дошкольниками».

В статье описывается роль дыхания в развитии ребенка. Раскрываются этапы работы над речевым дыханием и необходимости включения дыхательных упражнений, игр, тренировок в работу логопеда.  Клю...

Система профилактической и коррекционной работы по оздоровлению дошкольников.

Система профилактической и коррекционной работыпо оздоровлению дошкольников....