Инновационные технологии в системе работы учителя-логопеда по преодолению общего недоразвития речи.
материал по логопедии (старшая группа)

Парфёнова Юлия Викторовна

Изоритмика – это целый комплекс игровых упражнений для развития мелкой моторики пальцев рук, которые сопровождаются проговариванием соответствующих рисунку стихотворных четверостиший. При этом очень важно, чтобы речь и движение пальцев рук совпадали.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационные технологии в системе работы учителя-логопеда по преодолению общего недоразвития речи.

Чтобы развить двигательные и координационные навыки в работе с детьми с подобными нарушениями используется технология изоритмики. Изоритмика – это целый комплекс игровых упражнений для развития мелкой моторики пальцев рук, которые сопровождаются проговариванием соответствующих рисунку стихотворных четверостиший. При этом очень важно, чтобы речь и движение пальцев рук совпадали.

Связь речи и мелкой моторики исследовали М.М. Кольцова и ее последовательница М.И. Рузина. Они выяснили, что центры головного мозга, отвечающие за речевые функции, связаны с рукой, а движения пальцами посылают определенные импульсы в соответствующие речевые зоны. Также отмечено ими, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребёнка.

Поэтому, если постоянно заниматься изоритмикой, действуя на мелкую моторику рук и одновременно ритмично проговаривать небольшие четверостишия, то мы будем воздействовать непосредственно на зоны коры головного мозга, отвечающих за развитие речи и слухового восприятия ребенка.

Использование технологии изоритмики в коррекционно-развивающей работе с детьми предполагает формирование навыков ориентировки на листе бумаги, закрепления представлений о форме, цвете, величине предметов; развитие произвольного внимания, речеслуховой памяти, абстрактного мышления, творческого воображения, а также мелкой моторики пальцев рук, что в итоге способствует развитию связной речи детей.

Изоритмические игровые упражнения можно использовать и в песочной терапии, используя различные палочки и приспособления для рисования различных предметов на мокром песке.

Начинаем учить рисовать детей самые простые предметы, проговаривая каждое движение руки. Это может быть круг, квадрат, солнышко, елочка и т.п. Если рисунок не получается, то можно легко его удалить при помощи ластика и маркерная доска снова чистая. Можно начинать снова.

Примеры для рисования:

«Ёлочка»

Сверху вниз ведём отрезок,

Ставим, ставим точечки.

И от точек влево, вправо

Мы проводим чёрточки.

«Облачко»

Вот твоя рука в тетрадке

Плавно линию ведет,

Закругляет, поднимает.

Раз – и облачко плывёт!

«Солнце»

Круг рисуем, раз, два, три.

Очень круглый, погляди.

А от круга, а от круга

Много линий проведёшь.

Их лучами называют.

Что получилось – узнаёшь?

«Кошелёк»

Вот квадрат у нас готов,

Он красивый, нету слов.

Вверх ведём полуовал.

Вот и кошелёчек стал!

Затем рисуем более сложные предметы, например:

«Кораблик»

Мы волну рисуем смело,

Потом две линии умело.

Палубу для корабля,

Ну и мачта, чтоб была.

Паруса – вот тут и там.

Мчит кораблик по волнам.

«Дом»

Стены, крышу и окно

Не рисовали мы давно.

Карандаш сейчас возьмём,

Домик рисовать начнём.

Вниз, направо, вверх, налево

Карандаш ведём мы смело.

Два отрезка – вот и крыша,

Внутри окно — и домик вышел.

«Грибок»

Нарисуем пол кружочка -

Это шляпа у грибочка.

И овал внизу для ножки.

Гриб наш вырос у дорожки

«Шарик»

Чтобы шарик очень круглый

Никуда не улетел:

Ниточку к нему рисуем,

Сами на него подуем.

«Цветок»

Пять рисуем мы овалов,

А кружок у нас внутри.

Стебелёк спускаем ниже.

Вот цветочек наш – смотри!

«Поросенок»

Мы рисуем круг большой,

И внутри он не пустой.

Мордашка поросенка там

Он хвостиком помашет нам.

Опыт работы с детьми показал, что использование изоритмики дает положительные результаты. Дети чувствуют себя более успешными, психическое напряжение исчезает, и появляется эмоциональное спокойствие. В общей и мелкой моторике отмечаются значительные улучшения моторных навыков, координации. Улучшается у детей и звуковая сторона речи посредством постоянного проговаривания речевого материала. Также отмечено улучшение в запоминании небольших стихов, а значит, развивается и слуховая память.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие и укрепление здоровья детей во время проведения организованной образовательной деятельности учителем – логопедом у детей с общим недоразвитием речи через здоровьесберегающие технологии с использованием ИКТ.

В статье анализируется опыт использования здоровьесберегающей деятельности при проведении организованной образовательной деятельности. Поднимаются вопросы, с...

Технология "Дидактический синквейн" в коррекционной работе учителя-логопеда с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи.

В методической разработке раскрывается понятие "синквейн", описываются этапы работы по данной технологии с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи....

Система коррекционно-логопедического воздействия по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

Система коррекционно-логопедического воздействия по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью...

Коррекционная работа учителя-логопеда с детьми, имеющими общее недоразвитие речи 1-2 уровня.

Коррекционная работа учителя-логопеда с детьми, имеющими общее недоразвитие речи  1-2 уровня....

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

В статье освещена специфика работы учителя-логопеда в логопедической группе с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения. Специфика заключается в применении современных технологий, ...

Использование дыхательной гимнастики в работе учителя-логопеда с детьми с общим недоразвитием речи

В данной статье рассказывается о использовании дыхательной гимнастики в коррекционно - развивающей работе учителя - логопеда...

Инновационный педагогический опыт "Использование цифровых технологий в работе учителя-логопеда с детьми с общим недоразвитием речи"

Представленный опыт работы формировался на базе МАДОУ детский сад комбинированного вида №55 «Веснушка» г. Южно-Сахалинска в течение трех лет с детьми, имеющими общее недоразвитие реч...