Инновационные технологии в совместной работе учителя-логопеда и воспитателя в группе для детей с общим недоразвитием речи.
консультация по логопедии

Четверикова Светлана Александровна

Чтобы новые знания, умения и навыки закрепились, необходимо многократное повторение пройденного. Для этого в коррекции речи детей с общим недоразвитием речи необходимо систематическое, тесное взаимодействие логопеда и воспитателя. А разнообразные нетрадиционные формы позволяют  сократить сроки коррекционной работы, повысить качество работы, избежать переутомления ребенка и потери интереса к занятиям. Поэтому так важно уделять внимание совместной работе логопеда и воспитателей, совершенствованию методов, приемов, поиску и внедрению новых форм работы с дошкольниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Четверикова Светлана Александровна,

Г. Бийск, Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад №83», учитель-логопед

Инновационные технологии в совместной работе учителя-логопеда и воспитателя в группе для детей с общим недоразвитием речи.

Аннотация. Чтобы новые знания, умения и навыки закрепились, необходимо многократное повторение пройденного. Для этого в коррекции речи детей с общим недоразвитием речи необходимо систематическое, тесное взаимодействие логопеда и воспитателя. А разнообразные нетрадиционные формы позволяют  сократить сроки коррекционной работы, повысить качество работы, избежать переутомления ребенка и потери интереса к занятиям. Поэтому так важно уделять внимание совместной работе логопеда и воспитателей, совершенствованию методов, приемов, поиску и внедрению новых форм работы с дошкольниками.

Ключевые слова: Терапия движением, кинезиотерапия, арт-терапия, сенсорные технологии, компьютерные логопедические игры.

Инновационные технологии в совместной работе учителя-логопеда и воспитателя в группе для детей с общим недоразвитием речи.

Международные общественные организации (ЮНЕСКО, ВОЗ) ведут систематическую работу по сбору статистических данных о частоте и видах нарушений развития. Такая проблема, как задержка речевого развития у детей, стала весьма распространенной в последние годы.

Как показали специальные исследования, в наше время 25 % 4-х летних детей страдают нарушением речевого развития. В середине 70-х годов дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста. За 20 последних лет число речевых нарушений возросло более чем в 6 раз.

Осуществляя коррекционную деятельность с детьми, мы находимся в постоянном активном поиске путей совершенствования процесса обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями.

Используемый практический материал делится на две группы. Первая помогает непосредственному речевому развитию ребенка, вторая, опосредованная, к которой относятся нетрадиционные или инновационные логопедические технологии.

В своей работе используем инновационные технологии, которые, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма:

  1. Терапия движением.
  2. Кинезиотерапия.
  3. Арт-терапия.
  4. Сенсорные технологии.
  5. Компьютерные логопедические игры.

Данные технологии используем в совокупности с методами логопедического воздействия. Они не меняют базисную организацию логопедической помощи, а только дополняют ее, делая процесс более эффективным.

У детей с нарушениями речи имеются существенные отклонения в речевом и моторном развитии, они часто ослаблены, у них наблюдается общая скованность и замедленность выполнения движений, нарушения ориентировки в пространстве, замедленность процесса освоения новых движений, недостаточность резерва дыхательной системы. Поэтому необходимо введение новых форм оздоровления. Одной из эффективных форм является ТEPAПИЯ ДВИЖEНИEМ. К ней относится биоэнергопластика (содружественная гимнастика) - соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Артикуляционные упражнения проводятся одновременно с движениями сначала одной кисти руки, затем обеих, имитирующих движения челюсти, языка, губ. В целях повышения интереса к выполнению артикуляционных упражнений, мы проводим их в игровой форме, включая в работу различные анализаторы.

Упражнения по биоэнергопластики провожу на индивидуальных занятиях по постановке и автоматизации звуков, а воспитателю рекомендую использование во второй половине дня, во время коррекционного часа: индивидуально или с подгруппой детей.  Сначала показываю воспитателю движение руки под артикуляционное упражнение. Это необходимо, чтобы в движениях на занятиях логопеда и воспитателя не было расхождений.  Необходимо привлечь внимание каждого ребенка к одновременности выполнения артикуляционных движений с работой кисти руки; их ритмичности и четкости.

Применение биоэнергопластики ускорило исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

Биоэнергопластика хорошо сочетается с  КИНЕЗИОТЕРАПИЕЙ.

Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

Приемов в кинезиологии достаточно много и их может использовать в своей работе любой специалист (логопед, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физ.воспитанию).

У детей с нарушениями речи различного характера  почти всегда присутствуют неврологические симптомы.  Для них очень важно использование  телесных упражнений, нормализующих гипертонус и гипотонус мышц, способствующих переключению на новый вид деятельности.

Воспитатели проводят такие упражнения в качестве физкультминуток и на улице, во время прогулки. 

Например, растяжка «Дерево».

Дети сидят на корточках. Прячут голову в колени, обхватив их руками. Им предлагается  представить, что они – семечко, которое прорастет и превратится в дерево. Медленно подняться на ноги, затем распрямиться, вытянуть руки вверх. Затем напрячь тело и вытянуться.

Нами эффективно используются  упражнения для релаксации,  способствующие расслаблению, снятию напряжения. Их  проводим с музыкальным сопровождением, после занятий с высокой умственной активностью (математика, обучение грамоте) или перед прогулкой. Например, «Путешествие на облаке».

Детям предлагаем лечь на ковер. Сделать  два – три глубоких вдоха и выдоха и представить себя на облаке. Почувствовать, как ноги, спина, голова удобно расположились на этой большой облачной подушке. Облако медленно поднимается в синее небо. Мы  медленно летим. Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Далее медленно встать  с облака и поблагодарить его.

Совместно с воспитателем подбираем дыхательные упражнения, которые  улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Их проводим в начале занятия. Это помогает детям настроится на работу, сосредоточиться. Например, дыхательное упражнение «Костер».

Детям предлагается ситуация, когда кто – то в лесу развел костер и не потушил его. Нужно его потушить. Сделать глубокий вдох и постараться одним выдохом потушить костер.

Дыхательные упражнения со звукоподражанием - помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на занятии. Проводим их в начале занятия, во время утренней гимнастики, на физкультурных занятиях, и включаем в комплексы гимнастики после дневного сна.

Например, упражнение «Кислое яблоко» -  на выдохе произнести «Ф-У-У-У» 3-4 раза.

«Капуста растёт»  присесть и медленно поднимаясь на выдохе произнести «О-О-О-О-Х» 3-4 раза.

«Весёлое настроение»  стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища. Плавный вдох носом, на выдохе произнести «ХА-ХА-ХА» 3 раза.

В коррекции неврологических нарушений помогает АРТ-ТЕРАПИЯ:

Наиболее эффективными на наш взгляд, является изотерапия и музыкотерапия.

В нашем детском саду один раз в неделю, в пятницу, проводится «Час творчества». Воспитатели предлагают детям выбрать занятие по душе: работу с бумагой, лепку, рисование в различных техниках (гуашь, акварель, фломастеры). Дети сами выбирают материал и выполняют работу по своему желанию, в свойственном им темпе.

Мы  используем «кляксографию», живопись пальцами, рисование с помощью мягкой бумаги, на манке, с помощью листьев, палочек, рисование ладонями рук.

Терапевтический эффект метода заключается в высвобождении негативных эмоций и переживаний. В то же время подобные занятия способствуют подъему настроения, расслаблению нервной системы.

С помощью этой практики мы добиваемся положительной динамики при нарушениях речи различного характера, так как почти всегда они протекают с неврологическими симптомами.

На музыкальных занятиях, совместно с музыкальным руководителем в индивидуальной и подгрупповой работе  используем приёмы музыкотерапии:

  • Прослушивание музыкальных произведений.
  • Ритмические движения под музыку.
  •  Пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение.

На занятиях воспитателя, логопеда, психолога используем лёгкую спокойную музыку. Во время коррекционных занятий она успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесие процессы возбуждения и торможения. На занятиях по физ.воспитанию, наоборот, воспитателями используется бодрая и активная музыка. В результате движения детей становятся более четкими и ритмичными.

Детям, особенно с тяжелыми нарушениями, очень полезны и доступны СЕНСОРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. Данные технологии использую на занятиях по развитию лексико-грамматических категорий, на индивидуальных занятиях по автоматизации звуков. Воспитатели пользуются ими в режимных моментах.

Данная технология включает мягкий контакт с различными сенсорными стимулами. В занятия включаем упражнения на основные виды восприятия: тактильные, слуховые, зрительные, вестибулярные.

В работе используем игры с пластичными массами: глина, пластилин, тесто, лизуны или слаймы. На занятиях ребята трогают, перекладывают и смешивают различные текстуры. Маленькие игрушки прячут в песке, горохе, фасоли, а потом ищут их. Например, мы используем дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Сухой бассейн» и т.д. Для развития тактильной чувствительности используем массажеры: зубные щетки, мячики-«ежики», вибрирующие игрушки. На моих занятиях для развития зрительного восприятия и автоматизации звуков используются игры с фонариком. Изготавливается картинка с сюрпризом. На картинку (яйцо, киндер сюрприз, подарок, волшебную лампу Алладина) на обратную сторону изображением вовнутрь приклеивается другая картинка. Если смотреть на нее «невооруженным глазом», то ничего не видно, но если посветить на нее фонариком, то проявляется картинка. Как будто что-то лежит внутри. «Кто в яйце?», «Что за горой?» и др.

Сенсорные игры внедряются в повседневную деятельность детей, т.к. они  ориентированы на то, чтобы дать детям новые чувственные ощущения, дети описывают то, что они слышат, видят, делают и чувствуют, повторяют новые слова. Происходит активизация речевого развития.

Сегодня дети воспринимают умение пользоваться гаджетами и доступность материалов как само собой разумеющуюся данность – это нужно учитывать и использовать. Поэтому в своей работе используем КОМПЬЮТЕРНЫЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ такие как «ИГРЫ ДЛЯ ТИГРЫ». В программе более 50 упражнений. С их помощью исправляем не только звукопроизношение и просодику, но и работаем над лексикой и фонетико-фонематическими процессами. Ее применяют логопед и воспитатели на индивидуальных занятиях. Особенно детям нравятся игры на развитие дыхания. На флешке 13 игр с микрофоном - «Ветерок и жуки», «Букет для мамы» «Снежинки», «Торт со свечами».  Дети стараются правильно подуть в микрофон, чтобы на экране увидеть меняющуюся картинку. У детей с недостаточной сформированностью мотивационной сферы появляется заинтересованность, повышается готовность к занятиям и стремление достичь положительного результата в работе.

Программно-дидактический комплекс «МЕРСИБО» помогает эффективно развивать фонематическое восприятие, логику, речь, неречевой слух, навыки чтения, память, моторику.

Комплекс применяется воспитателями в индивидуальной работе, логопедом на индивидуальных и групповых занятиях. Используется в начале занятия  – для включения ребенка в работу, в середине – объяснения новой темы и закрепления пройденного материала, или в конце - для закрепления полученных знаний, как поощрительный момент для создания ситуации успеха ребенка, имеющего тяжелые нарушения речи.

Для контроля над собственной речью используем «ГОВОРЯЩЕЕ ЗЕРКАЛО». Так как зеркало компактное, его можно переносить в любое помещение. Зеркало использует логопед и воспитатели на индивидуальных занятиях, в спокойной обстановке, чтобы не было посторонних шумов. Ребенок смотрит на свое отражение в зеркале, следит за артикуляцией, произносит звуки, слова или предложение. Затем прослушивает запись и сравнивает с образцом (речь взрослого или  другого ребенка) и делает вывод о своей речи. В случае необходимости произносит еще раз. Этот тренажер помогает ребенку в лучшей степени овладеть разговорной речью, правильно произносить слова и задавать вопросы. Такой же принцип работы и у современных ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГРУШЕК-ПОВТОРЮШЕК – это в первую очередь развивающие игрушки. С их помощью ребенок учиться разговаривать, повторять за взрослыми на примере игрушки. Запоминает слова и выражения, сказанные смешным голосом и соответствующей интонацией. Такие игрушки мы используем в начале занятия как игровой момент или проблемную ситуацию (песик Бак пришел в гости и нужно ему помочь в какой-то ситуации), а так же как поощрительный момент для создания ситуации успеха ребенка.

Чтобы новые знания, умения и навыки закрепились, необходимо многократное повторение пройденного. Для этого в коррекции речи детей с ОНР необходимо систематическое, тесное взаимодействие логопеда и воспитателя. А разнообразные нетрадиционные формы позволяют  сократить сроки коррекционной работы, повысить качество работы, избежать переутомления ребенка и потери интереса к занятиям. Поэтому так важно уделять внимание совместной работе логопеда и воспитателей, совершенствованию методов, приемов, поиску и внедрению новых форм работы с дошкольниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая работа в логопедических группах для детей с общим недоразвитием речи. Презентация учителя-логопеда.

Презентация коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с О,Н,Р....

ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДА И ПСИХОЛОГА В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ГРУППАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы организации совместной работы психолога и логопеда. Автор статьи предлагает методы, формы и направления взаимодействия данных специалистов в развитии...

"ВЗАИМОСВЯЗЬ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ"

В настоящее время в связи с реализацией задач оптимизации воспитательно-образовательного процесса на основе личностно - ориентированного подхода в системе дифференцированного обучения особую важность ...

Нетрадиционные методы воздействия в работе учителя - логопеда как средство коррекционно-развивающей деятельности с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

На современном этапе можно констатировать изменение социального заказа общества к дошкольным учреждениям. ДОУ должны подготовить детей с нормальным и нарушенным психоречевым развитием, к получению обр...

Инновационные технологии в системе работы учителя-логопеда по преодолению общего недоразвития речи.

Изоритмика – это целый комплекс игровых упражнений для развития мелкой моторики пальцев рук, которые сопровождаются проговариванием соответствующих рисунку стихотворных четверостиший. При этом о...