СПЕЦИФИКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
статья по логопедии
В статье освещена специфика работы учителя-логопеда в логопедической группе с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения. Специфика заключается в применении современных технологий, а именно - использование лэпбука и мнемотехники в развитии связной речи детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Кривцун А.С.
учитель – логопед МБДОУ
детский сад №62
г. Новочеркасск
магистрант 2 курса кафедры
инклюзивного образования
и социально-педагогической реабилитации,
Академия психологии и педагогики ЮФУ
СПЕЦИФИКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Аннотация. В статье освещена специфика работы учителя-логопеда в логопедической группе с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения. Специфика заключается в применении современных технологий, а именно - использование лэпбука и мнемотехники в развитии связной речи детей.
Ключевые слова: учитель-логопед, дети дошкольного возраста, нарушение речи, лэпбук, мнемотехника.
Krivtsun A. S.
A speech therapist of
Municipal Budgetary Pre-school Educational Institution
“Kindergarten №62”
Novocherkassk
a second-year master's student of
The Department of The Inclusive Education
And Social And Educational Rehabilitation,
Academy of Psychology and Education Sciences, SFedU
Specific Features of a Speech Therapist Working with Children with General Underdevelopment of Speech in Pre-school Educational Institution
Abstract. This article discusses the specific features of a Speech Therapist working with preschool children with speech disorders in speech therapy group. The specificity lies in the using of modern technologies such as the using of laptops and mnemonics in the development of coherent speech of children.
Key words: a speech therapist, preschool children, speech disorders, a laptop, mnemonics.
Для маленького ребенка мир звуков и связной речи очень труден, поэтому взрослые должны всячески помогать ему развивать речь. Но иногда дети не овладевают произношением, и их язык становится бессвязным и непонятным. Это нарушает не только общение с ребенком, но и его дальнейшее обучение, воспитание и развитие. Даже если у него нет общих нарушений развития, у такого ребенка будут серьезные трудности в обучении, а также психологические трудности в общении со сверстниками и педагогическим коллективом. Ощущение собственного несовершенства может привести к проблемам с социализацией и адаптации для детей с языковыми нарушениями, причиной изоляции и даже более серьезным осложнениям в жизни в будущем. Чтобы этого не произошло, большое значение имеет деятельность логопеда в детском саду. [6]
Дошкольное детство особенно чувствительно к овладению речью. Вот почему так важно трактовать процесс речевого развития в современном дошкольном образовании как основу воспитания и обучения детей. Для оказания эффективной логопедической и психологической помощи учитель-логопед должен своевременно выявить у ребенка нарушения речи, которые негативно влияют на все психическое развитие ребенка, на его активность и поведение.
Основной контингент в группах с общими нарушениями речи - имеющие сложные речевые расстройства, при которых дети с нормальным слухом и неизменным первичным интеллектом имеют позднее начало языкового развития, плохой словарный запас, дефекты грамматики, произношения и фонем. В совокупности эти проявления указывают на системное нарушение всех компонентов языковой деятельности. [5]
В условиях массовых дошкольных учреждений, где в среднем около 25 детей в группе, педагогу может быть довольно сложно обратить внимание на ребенка с нарушением речи. Все это часто приводит к тому, что даже интеллектуально развитые дети с проблемами речи замкнуты и не могут найти контакт с другими людьми. Поэтому самое безопасное и разумное решение - направить малыша в специализированную логопедическую группу.
Логопедическая группа - это специализированное подразделение дошкольного учреждения. Программа коррекции построена с учетом имеющихся возрастных особенностей и дефектов речи. Цель обучения - выявить и устранить нарушения речи, например, когда малыш вообще не произносит ни одного слова, заменяет один звук другим или даже произносит его неправильно.
В логопедическую группу направляют детей:
- с заиканием;
- с задержкой речи;
- с различными речевыми дефектами.
Обычно дети попадают в группу компенсирующей направленности с 5-летнего возраста. Поскольку именно с этого периода они слышат, что говорят, и могут сознательно работать над собой. Ребенок должен иметь минимум интеллекта для понимания и восприятия, чтобы слушать учителя, наблюдать и повторять за ним. [3]
Работа логопеда в логопедической группе начинается с развития у детей внимания, зрительного и слухового восприятия (распознавания и различения), памяти и мышления. Основной задачей коррекционной работы, проводимой логопедом, является развитие речи ребенка в целом, а именно: развитие артикуляционной моторики, развитие физического слуха и речи, накопление и активизация словарного запаса, работа в структуре грамматической речи, обучение формированию слов и навыков словоизменения, развитие связной речи, формирование навыков анализа звуковых букв и, конечно же, коррекция произношения. Это – необходимая база для развития всех сторон речи. [4]
Разным детям нужна логопедическая поддержка по разным причинам. Это зависит от характера нарушения речи.
Перед современным учителем-логопедом стоит важная задача - найти и внедрить в свою педагогическую деятельность новые подходы, идеи, формы и методы, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали их возрасту, и решали бы образовательные, воспитательные и коррекционные вопросы более эффективно. [1]
Лэпбук и мнемотехника - современные технологии, которые я применяю на своих занятиях.
В буквальном переводе лэпбук - это книга на коленях. Лэпбук - сочетает в себе веселье, творчество, обучение и поиск нового, повторение и закрепление изученного, помогает систематизировать знания и просто интересный вид совместной деятельности учителя - логопеда, родителей и ребенка. Еще правильнее было бы определить лэпбук не как средство обучения, а как особую форму организации учебных материалов.
Работа логопеда кропотливая и утомительная, часто сопровождается работой по формированию мыслительных процессов, памяти, внимания и т. д. Решение этих проблем - одна из задач использования лэпбука в коррекционно -речевой работе. В своей работе я использую лэпбуки на индивидуальных занятиях и в подгруппах, чтобы исправить звуковое произношение, сформировать лексические и грамматические категории и развить связную речь. Лэпбуки, сделанные с детьми, более полезны, чем готовые книги и игры.
Технология лэпбука позволяет не только логопеду взаимодействовать с ребенком, но и активно вовлекать родителей. Я знакомлю родителей с интересным способом подачи информации детям и вовлекаю их в создание лэпбуков (поиск информации, подготовка одного из разделов). В него можно поместить информацию о тематической неделе, закрепить пройденный материал: повторить стихи, зафиксировать слова определения или слова действия с детьми и т.д. [2]
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и, конечно же, развитие речи.
Целью обучения мнемотехнике является развитие памяти, мышления, воображения, внимания, то есть мыслительных процессов, поскольку они тесно связаны с полноценным развитием речи.
Мнемоническая таблица - это схема, содержащая определенную информацию. Как и любая работа, она строится от простого к сложному. Начиная с простейших мнемоквадратов, мы последовательно переходим к мнемодорожкам, а затем к мнемотаблицам.
В мнемонической таблице можно представить практически все, т.е. графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, определенных действий, т.е. можно рисовать все, что угодно. Но изображайте так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Освоение приемов работы с мнемотехникой значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, связанные с развитием основных психических процессов: памяти, внимания, образного мышления и речи; транскодирование информации, то есть преобразование абстрактных символов в изображения, а также развитие тонкой моторики рук с частичным или полным графическим воспроизведением.
Положительные результаты дает использование мнемотехники в коррекционной работе с детьми имеющими нарушениями речи. Итоговая диагностика показала достаточный уровень развития всех когнитивных процессов у детей. [3]
Литература
1.Биглова, О. В. Логопедическая работа детьми дошкольного возраста в условиях ФГОС / О. В. Биглова [Электронный ресурс] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). - Санкт-Петербург: 2014. - Режим доступа: https://moluch.ru
2.Бреславцева, Е. В. Лэпбук как средство обучения детей с нарушениями речи/ Е.В. Бреславцева [Электронный ресурс] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2016 г.). — Краснодар,2016. - Режим доступа: https://infourok.ru.
3.Кондратьева, Л. В. Система работы учителя-логопеда, направленная на максимальную коррекцию недостатков в развитии обучающихся с нарушениями в развитии / Л.В. Кондратьева [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://logoportal.ru
4.Логопедическая группа в детском саду. - Режим доступа: https://anrotech.ru
5.Матанцева, Т. Н., и др. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении / Т.Н. Матанцева, К.С. Мокерова, В.А. Василова [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 8. – С. 36–40. – Режим доступа: http://e-koncept.ru
6.Щеглова, О. Г. Организация коррекционной работы по развитию связной речи у дошкольников в условиях логопедического пункта / О. Г. Щеглова [Электронный ресурс] // Молодой ученый. — 2017. — № 46 (180). — С. 325-328. —Режим доступа: https://moluch.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Процесс формирования навыков связных монологических высказываний во взаимодействии учителя – логопеда с детьми с общим недоразвитием речи в условиях ДОО
Данная презентация поможет не только учителю-логопеду, но и воспитателям ДОО провести грамотно работу по формированию связной монологической речи....
Технология "Дидактический синквейн" в коррекционной работе учителя-логопеда с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи.
В методической разработке раскрывается понятие "синквейн", описываются этапы работы по данной технологии с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи....
Коррекционная работа учителя-логопеда с детьми, имеющими общее недоразвитие речи 1-2 уровня.
Коррекционная работа учителя-логопеда с детьми, имеющими общее недоразвитие речи 1-2 уровня....
Программа коррекционной развивающей деятельности учителя-логопеда с детьми с общим недоразвитием речи при стертой форме дизартрии для детей дошкольного возраста (5-7 лет) на 2021-2022 учебный год
Данная программа включает в себя методические рекомендации по преодолению стертой формы дизартрии у детей с общим недоразвитием речи. Данная программа может применятся для совершенствовани...
Использование дыхательной гимнастики в работе учителя-логопеда с детьми с общим недоразвитием речи
В данной статье рассказывается о использовании дыхательной гимнастики в коррекционно - развивающей работе учителя - логопеда...
Инновационный педагогический опыт "Использование цифровых технологий в работе учителя-логопеда с детьми с общим недоразвитием речи"
Представленный опыт работы формировался на базе МАДОУ детский сад комбинированного вида №55 «Веснушка» г. Южно-Сахалинска в течение трех лет с детьми, имеющими общее недоразвитие реч...
Особенности работы учителя-логопеда с родителями детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения
Роль родителей в формировании речи детей переоценить трудно. Учитель-логопед должен тесно контактировать с родителями, применять разнообразные формы и методы общения с родителями детей с ОВЗ, посещающ...