Коррекционная работа учителя-логопеда с детьми, имеющими общее недоразвитие речи 1-2 уровня.
учебно-методический материал по логопедии (младшая группа)

Кокорева Анна Витальевна

Коррекционная работа учителя-логопеда с детьми, имеющими общее недоразвитие речи  1-2 уровня.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционная работа учителя-логопеда с детьми, имеющими общее недоразвитие речи  1-2 уровня.

Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Обучение детей 1 уровня речевого развития предусматривает:

- Развитие понимания речи;

- Развитие самостоятельной речи на основе подражательной деятельности;

- Формирование двусоставного простого предложения на основе усвоения элементарных словообразований.

Логопедические занятия с безречевыми детьми проводятся небольшими подгруппами (2-3 человека) в форме игровой ситуации, что способствует формированию мотивационной основы речи. Используют персонажей кукольного театра, заводные игрушки, теневой театр и т.д. На индивидуальных занятиях осуществляется работа по постановке звуков.

Формирование первоначальной речевой коммуникации

Формированию речи должна предшествовать работа по развитию слухового, зрительного, тактильного восприятия, внимания, памяти, невербального мышления. Игры сопровождаются речью логопеда, устанавливается первичный контакт с ребенком. Восприятие инструкций осуществляется как в словесной, так и в жестовой форме. Для детей с сенсорной алалией важным является развитие слухового восприятия. Логопед, совместно с ребенком проводит игру с игрушкой, издавая звучание. Затем логопед формирует ассоциацию между другой игрушкой и ее звучанием. Далее проводится работа над дифференциацией звуков двух или нескольких игрушек, расположенных за экраном.

Следующий вид работы - дифференциация природных и предметных звуков: Упражнения на различение плеска воды, разрезания, шуршания, скрипа, скрежета, стука.

Узнавание звуков улицы, записанных на магнитофон.

Для обучения различению речевых звуков нужно создать ассоциацию между речевым звуком и предметом. Например, поиграть с ребенком в паровозик (УУУ), с машинкой (БИ-БИ), с собачкой (АВ-АВ). Затем предлагается узнать игрушки, звучащие за экраном. Таким образом происходит накопление первичного словаря.

Для формирования речи ребенка также необходима организация ситуативно-делового общения. Для этого необходимо войти в контакт с ребенком, сопровождая манипуляции с предметами элементарной речью и звукоподражаниями. С помощью игрушек могут быть разыграны элементарные сюжеты с речевым сопровождением. Действия сопровождаются звукоподражаниями и словами (КТО В ДОМИКЕ?) Постепенно ребенок становится участником игры.

Стержневым моментом на этом этапе является специально организованная эмоциональная игра с определенной учебно-речевой задачей. Мотивы, цель  и ситуация игры конкретизируются в зависимости от направленности на овладение словарным запасом, зачатками грамматических значений.

Работа по формированию звуковой стороны речи в этот период заключается, прежде всего, в восприятии речи. Упражнения:

- выделение заданного слова в ряду других слов (логопед называет: машина, собака, кошка, а ребенок должен поднять флажок, если услышит слово собака)

- различение слов-паронимов Уточка-удочка, различение сходных по звуковому составу предложений (Кто купается, а кто катается?)

Формирование произношения на данном этапе не является самостоятельной задачей. Однако проводят отдельные артикуляционные упражнения.

Формирование произношения тесно связано с усвоением слоговой структурой слова. Детей обучают неосознанному членению слов на слоги, послоговому проговариванию слова. Воспроизведение слова сопровождается отхлопыванием с соблюдением соответствующего ритма. Проговариваются прямые одинаковые слоги ТА ТА ТА. и слоги с раными согласными МА ПА, закрытые  и обратные слоги ПА-МА.

I этап однословного предложения:

Понимание речи:

- запоминание названий игрушек, частей тела, одежды;

- названия действий, совершаемых ребенком и взрослых,  подкрепленных действиями;

- понимание слов и выражений, отражающих знакомые детям ситуации и явления.

- понимание вопросов: кто?, что?;

- понимание и выполнение инструкций.

Развитие самостоятельной речи:  

является необходимым условием для формирования активного лексического запаса у детей. Логопед называет те слова, словосочетания и фразы, которые хотел бы включить в экспрессивную речь ребенка.  Создается ситуация, которая вызывает коммуникативно-познавательную потребность в речи. Появившиеся звуковые комплексы или лепетные слова в игровой форме нужно неоднократно повторить в разной тоналности, темпе с разной интонацией.

После того как у детей появилась возможность подражать слову взрослого, добиваются воспроизведения ударного слога, а затем ритмико-интонационного рисунка одного-двух-трехсложных слов.

- использование лепетных слов в простых предложениях

- называние близких людей;

- выражение просьб (на, дай, иди);

- выражение состояний междометиями в игровой ситуации (ой!, ах!, тшш!);

- звукоподражание животным;

- подзывы животных (кис, но!);

- подражание музыкальным игрушкам;

- подражание бытовым шумам;

- формирование фраз (дай, пить, мама, на; идем гулять и т.д._.

II этап первых форм слова:

Понимание речи:

- различение количества предметов (один – много);

- различение величины предметов (большой – маленький);

- различение вкуса (сладкий – кислый);

- пространственное расположение (здесь – там);

- различение единственного и множественного числа (дом – дома);

- различение частицы «НЕ» (бери – не бери);

- повеление к одному или нескольким лицам (сидь – садьте).

Развитие самостоятельной речи:

- наращивание одинаковых  слогов к концу слова (ру-ка, нож-ка);

- двусоставное предложение со словами тут, это, вот, здесь, там и др.;

- употребление повелительного наклонения глагола;

- употребление фразы «повелительный глагол + обращение»;

- употребление фразы «обращение + повелительный глагол _ существительное в винительном падеже»;

- употребление фразы «инфинитив + хочу, надо, можно и др.».

В результате воздействия на речевую деятельность дети переходят на новую ступень развития. Они начинают использовать зачатки разговорной речи в различных ситуациях в связи с разными видами деятельности. Заметно повышается их познавательная и речевая активность.

Обучение детей 2 уровня речевого развития осуществляется преимущественно в дошкольных группах для детей с ОНР (с 4-летнего возраста), в подготовительном классе школы для тяжелыми нарушениями речи I отделения (с 6-7-летнего возраста). Параллельно проводится медикаментозное лечение. Коррекция речевого дефекта с одновременным медикаментозным воздействием при показаниях может периодически проводиться на базе речевых стационаров, психоневрологических санаториев (с 2-7 лет – дошкольное отделение, от 7 – 13 лет – школьное отделение)

Основные задачи:

Развитие понимания речи, направленное на различение форм слова;

Развитие элементарных форм устной речи на базе уточнения и расширения словарного запаса, практического усвоения простых грамматических категорий;

Овладение правильным произношением и различением звуков, формирование ритмико-слоговой структуры слова.

Материалом для обогащения речи детей служит окружающая действительность, изучение которой происходит на основе тематического цикла. Уточняются и накапливаются  конкретные понятия, формируется предметная соотнесенность слова, выделение и называние действий, признаков и качество

 Систематическая работа по расширению пассивного и активного словаря развитие осознательного восприятия речи позволяет наращивать и обобщать языковые наблюдения над смысловыми, звуковыми, морфологическими и синтаксическими сторонами речи.

III и IV этапы коррекционной работы при ОНР: этап двусоставного предложения и предложения, состоящего из нескольких слов.

Понимание речи:

- различение слов-антонимов;

- понимание и различение возвратных глаголов;

- различение множественного и единственного числа существительных;

- различение рода глаголов прошедшего времени (Женя упал – Женя упала);

- различать падежные окончания

- понимание взаимоотношений действующих лиц по синтаксическим конструкциям (по показу картинок Девочка убегает от собаки. Собака убегает от девочки)

- пространственные отношения предметов (на, в, под, около, из, за);

- обобщение предметов по их назначению;

- понимание прилагательных – антонимов (широкий – узкий, длинный – короткий);

- различение пространственных наречий (внизу, вверху, далеко, близко, вперед, назад).

- понимание существительных в уменьшительно-ласкательной форме

Развитие самостоятельной речи:

Этот этап предусматривает практическое употребление предложений из нескольких слов. Обязательным условием успешного обучения детей является понимание ими значения каждого члена предложения

Детей учат отвечать на вопросы, составлять предложения по моделям. Их учат слушать и сопоставлять существительные винительного, творительного и дательных падежей с именительным. Предложения произносятся отраженно. В это время в речь детей вводятся простые определения, обозначающие признаки предметов по величине, цвету, вкусу.

Организуются вопросно-ответные беседы по поводу знакомых ситуаций и предметов.

Практическое усвоение грамматических форм подготавливается развитием слухового восприятия, пассивного и активного словаря, четкого звукопроизношения.

Как только дети научатся отвечать на вопросы, составлять предложения по демонстрации действий  к картинкам, можно приступить к воспитанию умения объединять предложения в маленький рассказ. Широко используется заучивание коротких стихов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация работы учителя-логопеда с леворукими детьми, имеющими речевые нарушения"

Исправление речевых нарушений у детей с ведущей левой рукой...

Статья "Особенности работы учителя – логопеда со слабовидящими детьми, имеющими речевые нарушения".

Особенности работы учителя – логопеда  со слабовидящими детьми, имеющими речевые нарушения....

Технология проектирования в работе учителя-логопеда ДОУ с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

В данной статье представлен опыт работы по проектной деятельности с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. На примере конкретного проекта рассмотрены основные принципы данной технологии....

Применение технологии мультипликации в коррекционной работе учителя-логопеда со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи

Процесс создания мультфильмов несет в себе большой развивающий потенциал, позволяет ребенку выбрать вид деятельности в соответствии с его способностями и интересами, активно познаватьокружающий мир, р...

Статья "Проектная деятельность в работе с родителями и детьми, имеющими общее недоразвитие речи"

Применение проектной деятельности проектирования в работе с родителями и детьми, имеющими общее недоразвитие речи, позволяет оптимизировать логопедическую работу с детьми, повысить её эффективность и ...