Конспект «ЗВУКИ (Р),(Рь) И БУКВА Р»
план-конспект занятия по логопедии
Предварительный просмотр:
Тема «ЗВУКИ (Р),(Рь) И БУКВА Р»
Цель: закрепление представлений о звуках (р), (рь) и знакомство с буквой Р.
Образовательные задачи:
- Совершенствовать навыки различения и произношения звуков (р), (рь) изолированно, в слогах, словах, предложениях.
- Закрепить знание характеристики звуков (р), (рь).
- Совершенствовать умение определять позицию звука в слове.
- Упражнять в образовании сложных слов.
- Упражнять в образовании прилагательных от глаголов и существительных.
- Упражнять в составлении сложных предложений с союзом «а».
- Познакомить с графическим обозначением звуков (р), (рь).
- Продолжать формировать умение выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слов.
- Формировать умение читать слоги.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развивать фонематические процессы.
- Развивать внимание, память, мышление.
- Развивать графические навыки.
- Проводить работу по профилактике дисграфии и дислексии.
- Развивать координацию речи с движением.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать у детей положительную мотивацию на занятии.
Оборудование: сюжетная картина на звуки (р), (рь), картинки с изображением повара и поваренка, магнитная доска, символы звуков, предметные картинки с изображением продуктов питания и посуды, буквы, карточки для раскрашивания и дописывания буквы, карточки с напечатанными словами, тетради, карандаши, ручки.
Ход занятия
- Организационный момент
- Назовите картинки со звуком (р), (рь).
2. Введение в тему
Ходит в белом колпаке
С поварешкою в руке.
Он готовит нам обед:
Кашу, щи и винегрет.
По В. Степанову.
- Кто это?
- Кто помогает на кухне повару?
- Если в слове «повар» слышится звук (р), то какой противоположный ему мягкий звук слышится в слове «поваренок»?
- Ребята, сегодня мы продолжим знакомство со звуками (р), Рь).
3. Основная часть
- Вспомните характеристики звуков (р), (рь).
- Чем отличаются эти звуки?
* Игра «Наоборот»
- Повар с поваренком в перерывах играют в следующую игру: повар говорит слоги со звуком (р), а поваренок превращает их в слоги со звуком (рь).
Материал: дра, дру – дря, дрю; бры, бро – бри, бре; гро, гру – гре, грю; хрэ, хра – хре, хря; фру, фры – фрю, фри; зра, зрэ – зря, зре;вры, вру – ври, врю.
*Игра «Разложи продукты»
- На кухне все продукты должны лежать на своем месте. Повар складывает продукты, в названии которых слышится звук (р), а поваренок - со звуком (рь). Давайте поможем им.
- А теперь разложите продукты повара на подносы в зависимости от того, где в их названии слышится звук (р). На подносах есть подсказка – схема для определения места звука в слове.
Лексический материал: сыр, укроп, петрушка, курага, хурма, фарш, рыба, гранат, картофель, сахар, виноград, морковь, кефир; репа, огурец, перец, креветки, греча, рис, курица, гриб, редис.
*Игра «Кухонные помощники»
- У поваров на кухне есть помощники, но у них очень сложные названия. Например, кофе варит кофеварка; мясо рубит….
Материал: мясо рубит – мясорубка, кофе варит - кофеварка, паром варит – пароварка, овощи режет – овощерезка, сам варит – самовар, скоро варит – скороварка, яйца режет – яйцерезка, рыбу чистит – рыбочистка, картофель чистит – картофелечистка.
*Игра «Меню»
- Повар и поваренок приготовили много блюд. Составим меню. Если повара мариновали кукурузу, какое блюдо будет в меню?
- Правильно: маринованная кукуруза.
- Если повара готовили варенье из брусники, какое блюдо будет в меню?
Лексический материал: маринованная кукуруза, вареные макароны, жареные сырники, грибное рагу, куриный пирог, огуречная окрошка, рисовые роллы, рыбные консервы, черничный йогурт, творожная ватрушка, брусничное варенье, фруктовый десерт, картофельное пюре, смородиновый зефир.
*Игра «Уборка»
- После того как все приготовлено, нужно вымыть грязную посуду. Повар моет посуду, в названии которой есть звук (р), а поваренок – со звуком (рь).
Материал:
-Повар моет кружку, а поваренок поварешку.
-Повар моет сковороду, а поваренок тарелку.
-Повар моет сахарницу, а поваренок перечницу.
-Повар моет противень, а поваренок рюмку.
-Повар моет терку, а поваренок кастрюлю.
-Повар моет горшок, а поваренок решето.
*Физминутка
Надену фартук, завяжу. (Имитировать подобные движения)
Как готовлю, покажу: (Развести руки в стороны, погрозить пальчиком)
Вода, лучок, картошка – (Наклонить кулачки, стучать пальчиками)
Поварю немножко. (Круговые движения правой рукой, левая согнута в локте, закруглена)
А еще потру морковку… (Теперь кулачком о ладошку)
Готова вкусная похлебка! (Кулачки зажаты, «держат» кастрюлю).
Знакомство с буквой Р.
- Звуки (р), (рь) мы слышим и говорим, а читаем и пишем мы букву Р.
- Найдите букву Р среди других букв и закрасьте ее.
- Напишите эту букву в тетради.
- Допишите буквы.
Чтение слогов с буквой Р.
- Прочитай слоги.
Материал: ра, ро, ру, ры, рэ, ри, ре, ар, ор, эр, ыр, ар, ур, ир.
Звуко – буквенный анализ и синтез слов.
- Соберите из звуков слово «повар».
- Сколько всего звуков в этом слове?
- Сколько слогов в этом слове?
- Выложите под звуками буквы.
4. Итог
- С какой профессией мы познакомились?
- Кто помогает повару?
- Какую новую букву мы узнали?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока обучения грамоте в подготовительной группе.Тема:Звуки [x] и [х’], буква Х».
Занятие знакомит детей с буквой "Х" и звуками [x] и [х’]...
Конспект фронтального логопедического занятия "Звуки [Т] - [Ть] и буква "Т".
Занятие посвящено развитию фонетико - фонематических представлений детей старшей логопедической группы для детей с ОНР....
Конспект занятия по обучению грамоте "Звуки [К] [Кь] и буква К" для детей группы компенсирующей направленности 6-7 лет с ЗПР
В конспекте широко использованы приёмы дифференциации звуков [к] [кь], здоровьесберегающие технологии, социоигровой подход, позволяющий при взаимодействиис детьми с ОВЗ, исключить принужден...
конспект "Звук ш. Буква Ш. Дифференциация звуков С – Ш"
Конспект непосредственной образовательной деятельностипо подготовке к обучению грамотедля детей с задержкой психического развитияподготовительной к школе группыпо теме: «Звук ш. Буква Ш. Дифференциаци...
Конспект занятия по теме: "Дифференциация звуков [т, д] и букв, которые обозначают эти звуки".
Данный конспект занятия предназначен для детей подготовительной группы детского сада....
Конспект занятия по речевому развитию (грамота) в подготовительной группе « Город потерянной буквы». Звуки [Б] [Б] И буква [Б].
Конспект занятия по речевому развитию (грамота) в подготовительной группе « Город потерянной буквы». Звуки [Б] [Б] И буква [Б].Ход занятия: Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас...