Мастер-класс "Использование гарнитур TOMATIS в процессе коррекционной работы с детьми с ТНР".
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
В современном мире одним из самых перспективных направлений является нейронаука, которая по праву претендует на то, чтобы стать ведущим направлением ХХI века. В первую очередь, это связано с появлением новых знаний о центральной нервной системе и мозговой организации психических процессов. Методы нейропедагогики, наряду с традиционными, способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении нарушений высших психических функций, оптимизации коррекционной работы специалистов службы психолого-педагогического сопровождения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 25.34 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №37 «Ягодка»
города Губкина Белгородской области
Мастер-класс
«Использование гарнитур TОMATIS в процессе коррекционной работы с детьми с ТНР»
Подготовил: учитель-логопед
Апатенко А.А.
Статистика показывает, что количество детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей, имеющих задержку речевого развития, ежегодно увеличивается. Поэтому особую актуальность приобретает создание оптимальной системы комплексной помощи таким детям, которая помогла бы им в успешном освоении школьной программы. Организация учебной деятельности детей с речевыми нарушениями требует особого подхода, что приводит к необходимости поиска новых и эффективных путей обучения. Таким образом, в деятельности учителя-логопеда инновационные методы приобретают все большее значение.
В современном мире одним из самых перспективных направлений является нейронаука, которая по праву претендует на то, чтобы стать ведущим направлением ХХI века. В первую очередь, это связано с появлением новых знаний о центральной нервной системе и мозговой организации психических процессов. Методы нейропедагогики, наряду с традиционными, способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении нарушений высших психических функций, оптимизации коррекционной работы специалистов службы психолого-педагогического сопровождения.
Одним из методов нейростимуляции, который, воздействуя на каналы восприятия информации, может повышать обучаемость и регулировать поведение детей с ограниченными возможностями здоровья является звуковая терапия. А одним из инструментов такой терапии являются разработанные на основе методики французского ЛОР врача Альфреда Томатиса акустические системы ТomatisInfinity и ТomatisSaundsory. Данная методика основана на прослушивании обработанной через специальные фильтры музыки, что способствует развитию фонематического слуха и благотворно воздействует на речевые центры в коре головного мозга ребенка.
Гарнитуры ТОМАТИСинфинити и САУНДСОРИ похожи по принципу воздействия, но в тоже время имеют существенные отличия в методике использования. Предлагаю вам в этом убедиться. Для этого приглашаю 3 человек.
Работа с наушниками проводиться 2-3 курсами по 20 занятий с перерывом между курсами в 2-3 недели. Для фиксации результатов используются специальные индивидуальные карты (демонстрация карт). Для фиксации результатов участников мастер-класса нам нужен еще один человек.
Продолжительность одного занятия составляет 20 минут. Ребенку дошкольного возраста непросто выдержать такой продолжительный период пассивного слушания без включения в деятельность, поэтому для создания комфортных условий, чтобы занятие не было работой, а превратилось в веселую игру я использую разнообразные пособия, сочетая их с нейро-психологическими методиками, которые способствуют более полному решению задач по речевому, сенсорному, моторному и познавательному развитию детей с тяжелыми нарушениями речи.
Данные акустические системы предполагают как индивидуальную так и подгрупповую форму работы.
При работе с наушниками Саундсори, название которых, дословно переводиться, как ЗВУКОВОЙ СИГНАЛ я использую следующие пособия и упражнения:
- шнуровальные планшеты (яркие шнурочки привлекают внимание ребенка, позволяют сосредоточится на выполняемом упражнении, а используемая для рисования шнурками специальная ручка помогает еще раз закрепить графо-мотрные навыки детей; рисовать на планшете можно по схемам или по замыслу);
- мозаика тоже может стать прекрасным инструментом для привлечения внимания детей; иногда мы играем в игру «Изобрази, то, что услышал» и очень часто получаются замечательные картины, что говорит о развитии фантазии ребенка и умении преобразовывать слуховую информацию в зрительный образ;
- при использовании обычных бельевых прищепок у детей получаются разнообразные модели, которые они связывают с реальными объектами: животными, птицами, насекомыми; свободное крепление позволяет сделать детали подвижными, что способствует развитию пространственных представлений, конструкторских способностей. Из прищепок можно составлять буквы, слоги и слова, тем самым способствуя развитию навыка осознанного чтения;
- прослушивание музыкальных занятия на гарнитуре САУНСОРИ ускоряет процесс выполнения звукового анализа слова, причем ребенок не помогает себе проговариванием, все аналитические процессы происходят во внутренней речи;
- очень хорошо зарекомендовали себя упражнения с включением в работу обеих рук (свободное рисование, рисование по контуру, раскрашивание различных изображений). Для таких занятий я использую нейро-тетрадь Ангелины Сыщенко. В этой тетради упражнения подобраны в соответствие с лексическими темами, таки образом, мы еще и закрепляем отрабатываемую лексику;
- рисование по контуру тоже очень интересное, увлекательное, а главное продуктивное занятие; для таких НЕЙРОРИСОВАШЕК применяются готовые многоразовые трафареты; рисуют дети фломастерами, которые в дальнейшем легко стираются обычной салфеткой;
- но самым любимым видом деятельности при организации ТОМАТИС-занятий стал кинетический песок; дети занимаются с ним с огромным удовольствием, а я радуюсь тому, что благодаря особой тактильной структуре такой песок способствует не только развитию тактильного восприятия, но и помогает развитию мелкой мотрики;
Второй вариант наушников ТОМАТИСинфинити в переводе означает БЕСКОНЕЧНЫЙ. Возможности у этой гарнитуры действительно очень широкие. Их можно использовать и как САУНСОРИ и в качестве специального инструмента в коррекции фонематического восприятия и звуковой стороны речи детей с ТНР. Гарнитура ТОМАТИСинфинити оснащена специльным съемным микрофоном, использование которого позволяет ребенку слушать и слышать свою речь без посторонних призвуков, замечать неточности в своем произношении, что позволяет ускорить процесс автоматизации звуков, над коррекцией которых ребенок работает с логопедом в данный момент.
При подключении микрофона, эти наушники можно использовать только в индивидуальной работе, но можно и одновременно с детьми, которые работают с САУНСОРИ. Пока педагог проводить индивидуальное занятие, другие дети самостоятельно выполняют задания с параллельным прослушивание программы курса.
В завершении, хотелось бы отметить, что данная методика является инструментом, дополняющим терапевтическое, медицинское или педагогическое воздействие, но не заменяющим их!
Проведение мастер-класса может проходить как при личном участии педагогов, так и при демонстрации всех описанных выше методов и приемов работы непосредственно детьми (видеоролик можно просмотреть по ссылке https://youtu.be/1M3c7D8Vr9A).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста».
Поект учителя-логопеда по работе с родителями в детском саду на базе логопункта....
Взаимодействие логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми
Материал о работе учителя-логопеда и родителей....
Взаимодействие логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми.
Статья о взаимодействии логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми....
"Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста" (из опыта работы)
Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения. От того, какой буд...
"Активные формы работы логопеда с родителями в процессе коррекционной работы с детьми"
Сотрудничество логопеда с родителями....
План работы по активному включению семьи в процесс коррекционной работы с детьми с нарушениями речи
Формирование совместной деятельности учителя-логопеда и родителей (законных представителей) воспитанников компенсирующих групп для детей с нарушениями речи....
Система работы по автоматизации звуков в процессе коррекционной работы с детьми-логопатами, имеющими стёртую дизартрию.
Статья посвящена одной из актуальных проблем современной логопедии -преодолению недостатков устной речи при дизартриях у детей дошкольного возраста. Проблема обусловлена как значительной распрос...