Логопедическая работа над звуком Ж
презентация по логопедии
В презентации описывается:
-характеристика звука Ж,
-виды нарушения звука,
-варианты постановки звука,
-этапы автоматизации звука
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_zh.ppt | 2.03 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Нормальная артикуляция Губы округлены и несколько выпячены вперед. Между зубами щель примерно 1,5 мм. При произношении звука [ ж ] образуются одновременно две щели, два шумообразующих фокуса - передний и задний. Язык широкий, кончик языка приподнят к альвеолам (первое сужение - фокус) . Передняя часть спинки языка опушена, задняя часть спинки языка приподнята к началу мягкого неба (второе сужение) . Боковые края языка прижаты изнутри к верхним коренным зубам. Язык имеет форму чашечки. Небная занавеска поднята и смыкается с задней стенкой глотки. Голосовые складки при произношении звука [ ж ] сомкнуты и вибрируют.
Дефекты произношения: сигматизмы шипящих звуков 1. «Щечное» произношение [ ж ] . Язык не принимает участия в артикуляции, выдыхаемая струя воздуха встречает препятствие не между языком и губами, а между сближенными (иногда сжатыми) между собой зубами и прижатыми к ним с боков углами рта. Образуется «тупой» шум, а при произнесении звонкого ж к шуму прибавляется голос; произнесение звука сопровождается раздуванием щек.
2. «Нижнее» произношение [ ж ] . Щель образуется не сближением кончика языка с твердым нёбом, а передней частью его спинки. При таком артикулировании шипящие приобретают мягкий оттенок, напоминая звук щ, произносимый без присущей ему долготы. В некоторых случаях при таком артикулировании может произноситься твердый звук.
3.Заднеязычное произношение [ ж ] . Щель образуется сближением задней части спинки языка с твердым нёбом. В этом случае шум, напоминающий шум при звуке х или звонком фрикативном г, как в южнорусских областях.
Парасигматизмы шипящих звуков: Ш Ж З ЗЬ
Постановка звука Ж 1. По подражанию Ребенок, опираясь на словесные инструкции, показ логопеда и собственные акустические, зрительные, тактильные и мышечные ощущения сознательно пытается воспроизвести артикуляцию звука, необходимую для правильного произнесения. Используется картинка-символ.
2. С механической помощью Основывается на внешнем механическом воздействии на органы артикуляции пальцами, шпателями или специально сконструированными зондами; на базе некоторой исходной артикуляции с механической помощью речевые органы ребенка пассивно приводятся в требуемое положение.
С помощью зонда или шпателя Если ребенок правильно произносит звук «З», логопед предлагает ему открыть рот и вводит зонд (шпатель) широкой торцевой частью под язык. Затем ребенку предлагается сблизить зубы и произнести звук з-з-з... В момент произнесения звука с помощью зонда кончик языка переводится в верхнее положение, губы округляются. Управляя зондом, логопед регулирует степень подъема языка, добиваясь четкого жужжания (необходимо включить голос).
3. От упражнений артикуляционной гимнастики Сначала логопед просит ребенка сделать упражнение «чашечка» вне ротовой полости (боковые края языка прижаты к верхним зубам), затем убрать чашечку в рот, округлить губы, подуть, например, на ладонь и включить голос.
4. От звука [ ш ] Логопед просит произносить ребенка звук Ш сначала тихо, затем громко. 5. Смешанный способ постановки Основывается на совмещении предыдущих способов.
Артикуляционная гимнастика для звука Ж Статические упражнения Лопатка Рот открыт, губы в улыбке, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении 10-15 секунд.
2. Трубочка Губы сомкнуты и вытянуты в виде трубочки вперед. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 секунд.
3. Бублик Зубы сомкнуть. Губы округлить и чуть вытянуть вперед так, чтобы верхние и нижние резцы были видны. Удерживать 10-15 секунд.
4. Чашечка Рот открыт, губы в улыбке, язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты к верхней губе, но не касаются ее. В таком положении удерживать 10-15 секунд.
5. Парус Улыбнуться, широко открыть рот, поставить широкий язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать 5-10 секунд.
6. Грибок Открыть рот «приклеить» (присосать) язык к небу. Следить, чтобы при этом рот был широко открыт и удерживать его в таком положении 10-15 секунд.
Динамические упражнения 1. Почистим верхние зубки Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх. Упражнение выполнять 5-7 раз. 2. Вкусное варенье Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Упражнение выполнять 5-7 раз.
3. Качели Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, поднять широкий язык за верхние зубы и плавно опустить вниз за нижние зубы. Упражнение выполнять 5-7 раз. 4. Лошадка Улыбнувшись, широко открываем рот и «приклеиваем» широкий язык к верхнему нёбу, затем опускаем язык вниз. Темп убыстряется по мере совершенствования данного упражнения. При правильно выполнении упражнения, звук становится похож на цокот копыт лошади. Упражнение выполнять 5-7 раз.
Дыхательная гимнастика 1. Загони мяч в ворота Вытянуть губы трубочкой, сделать вдох носом и с силой подуть, выдыхая ртом, на ватный шарик на столе, стараясь загнать его в «ворота» (между двумя карандашами). 2. Подуть на вертушку Вытянуть губы трубочкой, сделать вдох носом, подуть на вертушку, выдыхая через рот. 2. Фокус Сделать «чашечку» (боковые края языка прижми к верхней губе, посередине остается желобок). Положить маленький кусочек ватки на кончик носа, сделать вдох через нос, выдохнуть через рот на ватку, чтобы она полетела вверх.
4. Ветерок. Дуть сквозь сближенные округленные губы, контролируя струю выдыхаемого воздуха с помощью поднесенной ко рту полоски бумаги. 5. Поющий пузырек. Упражнение проделывается перед зеркалом с ши-роко просунутым между губами языком, прилегающим своими боковыми краями к углам рта. По середине языка должен образоваться продольный же-лобок. Держа вертикально пузырек (пробирку), его (ее) следует поднести от-верстием к средней части переднего края языка. Если в момент дутья вдоль языка образуется желобок, по которому устремляется воздушная струя, то при поднесении пузырька (пробирки) к языку должен быть слышен сильный шум, который указывает на правильный уклад языка.
Речевой материал для автоматизация звука [ ж ] Изолированно В слогах В словах Во фразах В тексте
Автоматизация звука Ж изолированно Игра «Лабиринт» Помоги пчёлке собрать с цветов вкусный нектар и отнести его в улей. Проводи пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: Ж-Ж-Ж...
Автоматизация звука Ж слогах Произнесение звука Ж в прямых слогах Речевой материал: ЖА-ЖА-ЖА; ЖО-ЖО-ЖО; ЖУ-ЖУ-ЖУ; ЖИ-ЖИ-ЖИ; ЖЕ-ЖЕ-ЖЕ; ЖА-ЖА-ЖО; ЖО-ЖИ-ЖО; ЖИ-ЖУ-ЖУ; ЖУ-ЖА-ЖА; ЖЕ-ЖЕ-ЖИ; ЖО-ЖА-ЖО-ЖА; ЖИ-ЖИ-ЖО-ЖО ЖУ-ЖА-ЖУ-ЖО; ЖЕ-ЖИ-ЖА-ЖУ; ЖА-ЖО-ЖИ-ЖЕ
Произнесение звука Ж в обратных словах Речевой материал: АЖ-АЖ-АЖ; ОЖ-ОЖ-ОЖ; УЖ-УЖ-УЖ; ИЖ-ИЖ-ИЖ; ЫЖ-ЫЖ-ЫЖ; ЭЖ-ЭЖ-ЭЖ; АЖ-ОЖ-АЖ; УЖ-АЖ-УЖ; ОЖ-ИЖ-ОЖ; ИЖ-АЖ-ИЖ; ОЖ-АЖ-ОЖ ; АЖ-ОЖ-УЖ-ЫЖ; ЫЖ-УЖ-ОЖ-АЖ; ЕЖ-ИЖ-АЖ-ОЖ; ЭЖ-УЖ-ОЖ-АЖ;
Произнесение звука Ж в слогах со стечением Речевой материал: ЖДА – ЖДО – ЖДУ; ВЖА – ВЖО – ВЖУ; ЖМА – ЖМУ – ЖМЫ; БЖА – БЖО – БЖУ; МЖА – МЖИ – МЖО; ГЖО – ДЖО – МЖО ЖНА – ЖНО – ЖНУ; ГЖУ – ДЖУ – МЖУ; НЖА – НЖО – НЖУ; ГЖИ – ДЖИ – МЖИ ; АЖДА – ОЖДА – УЖДА – ЫЖДА; АЖМА – ОЖМА – УЖМА – ЫЖМА; АЖНА – ОЖНО – УЖНУ – ЫЖНЫ
Автоматизация звука Ж словах В начале слова Речевой материал: Жак; Жаба; Жанна; Жакет; Жадина; Жатва Жар; Жало; Жалоба; Жарко [ ЖА ] [ ЖЫ ] Жим; Жизнь; Живопись; Живот; Животное; Жидкость; Жираф [ ЖУ ] Жук; Жуть; Жутко; Жуткий Жулик Жучка Журнал; Журавль
В середине слова Речевой материал: Ножи; Пижама Ужи; Лужа; Лыжи; Ежи; Ежевика; Баклажан; Кружева; Пружина; Флажок; Лужок; Рожок; Снежинка; Пирожок; Утюжок; Дождик; Бумажник; Булыжник; Лыжник; Ножницы; Абажур;
Автоматизация звука Ж во фразах Речевой материал: Словосочетания: держать одежду, ждать день рождение, вежливый друг, ржавые ножницы, тяжелый булыжник, каждый дружит, дружный класс, жадный Жора, лыжник на лыжах, дюжина ежей, нижние этажи, южная жара, дождевая лужа, ближний лужок Предложения: Жора жуёт жвачку. Жуки жужжат над жасмином. Нужно ценить дружбу. Пожарные тушили пожар. Жираф живет на юге. Моржи живут на севере. На нижней полке лежат журналы. Лыжники хорошо катаются на лыжах. Женя живет в многоэтажном доме. Дождь оставил на улице лужи.
Автоматизация звука Ж в связном тексте Речевой материал: Повтори (прочитай) Не жужжу, когда сижу, Не жужжу, когда хожу, Не жужжу, когда тружусь, А жужжу, когда кружусь. Повтори (прочитай) Жора хочет стать жонглёром, Чтобы в цирке выступать. Он кидает вверх тарелки, Но не может их поймать.
Повтори (прочитай) Ежевику любит Вика Колет Вику ежевика. Повтори (прочитай) С головы до ножек Весь в иголках ёжик. Повтори (прочитай) Хорош пирожок — Внутри творожок!
Прослушай (прочитай) текст, перескажи. В школе живой уголок. Он расположен на первом этаже. Там жили два ужа, два ежа и два чижа. Жора нашел жука и жабу и тоже принёс их в живой уголок. Каждое утро Женя, Жора и Жанна кормят животных. В зарослях ежевики жили ежи. У ежихи было четыре ежонка. Маленькие и неуклюжие, они ждали, когда ежиха и ёжик найдут для них на ужин дюжину жуков. Потом ежата подросли и каждый день находили еду сами. Жене подарили бумажного змея. Женя и Жора побежали на лужайку, чтобы его запустить. Вдруг неожиданно налетел сильный порыв ветра, подхватил змея и унёс его далеко в лужу. Бумажный змей был испорчен. Дети пожаловались папе, но он сказал, что он поможет им изготовить нового бумажного змея.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план логопедической работы по устранению нарушений звукопроизношения у детей с ФФН. НПОЗ (нарушение произношения отдельных звуков).
Перспективный план логопедической работы по устранению нарушений звукопроизношения у детей с ФФН.НПОЗ (нарушение произношения отдельных звуков).Работа над звукопроизношением Разви...
Использование игровых приемов на этапе автоматизации и дифференциации звуков в логопедической работе с дошкольниками
Одна из проблем, встречающихся в логопедической работе с дошкольниками, заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков.Коноваленко С. В. выделила несколько причин ...
Подготовительный этап коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений произношения звуков Х и Х\'
В работе представлена характеристика звуков Х и Х\', профили артукуляции и их описание, указаны возможные недостатки произношения данных звуков. Собственно коррекционный процесс на подготовительном эта...
Использование речевых игр на различных этапах логопедической работы по автоматизации звуков
Дидактическин игры предназначены для индивидуальных, логопедических занятий с детьми дошкольного возраста. Данный материал будет полезен учителям - логопедам, воспитателям, родителям.Игры направ...
Этапы работы над произношением звука как один из видов логопедической работы.Как занятие сделать интересным.
Этапы работы над произношением звука как один из видов логопедической работы.Как занятие сделать интересным....
конспект подгрупповой коррекционной логопедической работы "Автоматизация звука [Ш]"
Цель: автоматизировать звук [Ш] изолированно, в слогах, словахЗадачи: закрепление правильного произношения звука [Ш] изолированно, в слогах, словах;развитие фонематического слуха, внимания...
Памятка для родителей «Игровые технологии в логопедической работе на этапе автоматизации звуков у детей»
Автоматизация звуков - закрепление правильного произношения звуков в речи.Благодаря нашей с Вами совместной работе, дети быстрее и с радостью научатся произноситьновые звуки....