Подготовительный этап коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений произношения звуков Х и Х'
презентация к уроку по логопедии по теме
В работе представлена характеристика звуков Х и Х', профили артукуляции и их описание, указаны возможные недостатки произношения данных звуков. Собственно коррекционный процесс на подготовительном этапе включает игровые ситуации для дошкольников по следующим пунктам:
1. Формирование фонематического слуха
- Узнавание неречевых звуков;
- Различение высоты, силы, тембра голоса;
- Различение слов, близких по звуковому составу;
- Дифференциация слогов;
- Дифференциация фонем;
- Развитие навыков элементарного звукового анализа.
2. Артикуляционная гимнастика
3. Развитие воздушной струи
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Звук Х Согласный Глухой Щелевой Заднеязычный (задненёбный) Твердый Ротовой
Звук Х ’ Согласный Глухой Щелевой Язычно-средненёбный Мягкий Ротовой
Артикуляция звука Х Губы раскрыты, занимают нейтральное положение Зубы разомкнуты Кончик языка лежит у нижних резцов, не касаясь их Передняя и средняя часть спинки языка опущены, задняя часть поднята к мягкому нёбу, образуя щель, по которой проходит воздушная струя. Боковые края языка слегка касаются задней части твердого нёба. Мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость Голосовые складки не напряжены, разомкнуты, не вибрируют – голос не образуется
Артикуляция звука Х ’ Губы раскрыты, прижимаются к резцам Уголки губ оттягиваются назад Зубы разомкнуты Кончик языка прижимается к нижним резцам, даже упирается в них Средняя часть спинки языка поднимается к средней части твердого нёба, не касаясь его и образуя щель, по которой проходит воздушная струя Мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость Голосовые складки не напряжены, разомкнуты, не вибрируют – голос не образуется
Недостатки произношения звуков Хитизм – пропуск или искажение звуков Пропуск «, леб-хлеб ; му,а-муха »
Искажение Гортанный шум , который возникает вследствие того, что выдыхаемый воздух встречает на своем пути щель, образуемую не языком и нёбом , а сближенными голосовыми складками . Вместо халва, муха, мох слышится тогда « h алва », « му h а», «мо h ». Такое образование Х, вполне нормальное для многих языков (в том числе украинского), несвойственно русскому языку. Боковое произношение Обычно искажается только мягкий вариант – Х’. Его произношение становится боковым. При этом воздушная струя изменяет направление и выходит вбок, что создает хлюпающий призвук, и речь становится нечеткой, а иногда даже непонятной. Причиной является недостаточная работа мышц одной половины языка: она неплотно прижимается к коренным зубам и пропускает воздух вбок.
Парахитизм – замена звуками К, С, Т (К ’ , С ’ , Т ’) « хлеб-клеб »
Подготовительный этап Цель: подготовить речеслуховой и речедвигательный анализаторы к правильному восприятию и воспроизведению звуков речи.
Формирование фонематического слуха Цель: Выявить у детей умение слышать неречевые звуки, узнавать и уметь их сравнивать. 1) Солнце или дождик? Инструкция: Сегодня мы пойдем гулять. Дождика нет. Погода хорошая, светит солнышко, и можно собирать цветы. Ты гуляй, а я буду звенеть бубном, будем весело гулять под эти звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен, а ты, услышав стук, должен бежать под зонтик. Слушай внимательно! Оборудование: бубен, зонтик Узнавание неречевых звуков
2) Угадай-ка! Инструкция: Слушай внимательно и скажи или покажи, что звучит. Оборудование: бубен, погремушка, колокольчик. 3) Чудо-звуки Инструкция: сейчас мы послушаем с тобой звуки природы. А отгадаешь – что это звучало? Оборудование: аудиозаписи со звуками природы: шум дождя, шум леса в ветреный день, шум морских волн и шум грозы.
Цель: исследовать у детей умение различать высоту, силу, тембр голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз. 1) Отгадай, кто говорит Инструкция: представь, что к нам в гости пришли животные: кошка с котенком, собака со щенком, мышь с мышонком, утка с утенком. (Продемонстрировать, кто как говорит: мама – более грубым голосом, ребенок – тоненьким). А теперь ты должен угадать, кто говорит. II. Различение высоты, силы, тембра голоса
2) Далеко-близко Инструкция: я буду изображать, как мяукает котенок, когда находится близко (громко), и как - когда далеко (тихо). А ты должен будешь угадать, близко или далеко он мяукает. 3) Три медведя Инструкция: п ослушай и угадай, какой медведь из сказки «Три медведя» говорит (мама-медведь, папа-медведь или медвежонок). - Кто спал на моей кровати? (низко) - Кто ел из моей миски? (средне) - Кто сидел на моем стуле? (высоко)
Цель: и зучение навыков различения слов близких по звуковому составу. 1) Не ошибись Инструкция: если я неправильно назову картинку, хлопни в ладоши, если правильно - не хлопай. кука , мука, пука, гука , мука купе, пупэ , купе, мупэ , гупэ Оборудование: картинки с изображением соответствующих слов 2) Слушай и выбирай Инструкция: перед тобой лежат картинки. Ты должен будешь разложить их таком порядке, в каком я назову. - гам, хам, ком, мох, мак, мука, пупок Оборудование: картинки с изображением соответствующих слов III. Различение слов, близких по звуковому составу
Цель: Определить способность дифференцировать звуки в слогах 1) Что лишнее? Инструкция: я буду произносить ряды слогов, а ты должен будешь хлопнуть, когда услышишь лишний (другой) слог. па-па-па-ка ка-ка-ка-га-ка ма-ма-па-ма ка-па-ка-ка IV. Дифференциация слогов
2) Кто как кричит? Инструкция: посмотри на картинки, послушай, кто как кричит и повтори. - Девочка заблудилась в лесу и кричит: Ау! - Малыш плачет: Уа! - Корова мычит: Му - му ! - Кукушка кукует: Ку - ку ! Запомнил, кто как кричит? Теперь я буду показывать картинку, а ты говори. 3) Хлопни-топни Инструкция: если я назову одинаковые слоги, ты хлопнешь, если разные, то топнешь. па-па , ка-га , па-ма , га-га , ма-ка , па-га, ка-па , ка-ка пу-му , ку-ку гу-гу, пу-пу , ку-гу , му-ку , пу-гу , ку-пу ко-го , по-по , мо-ко , по-мо , го-го, по-го , ко-ко,ко-по
Цель: исследование навыков дифференциации фонем 1) Что такое? Кто такой? Инструкция: я произнесу звук, а ты подними нужную картинку - у-у-у (поезд гудит) - а-а-а (девочка плачет) - и-и-и (птичка поет) - м-м-м (корова мычит) Оборудование: соответствующие картинки V. Дифференциация фонем
2) Будь внимателен Инструкция: п одними красный кружок, когда услышишь звук А; зеленый кружок - звук И; желтый кружок - звук У. - а, у, и, а, ы , а, э, и - а, и, э, у, и, ы , у, а и, и, у, а, ы , у, и, э Оборудование: кружки красного, зеленого и желтого цветов. 3) Похлопаем Инструкция: хлопни, когда услышишь звук К. - п , к, м, п , г, п , к, м, к, к, г, п , г, к, п
Цель: исследование умений и навыков выполнения элементарного звукового анализа. 1) Сколько? Инструкция: п оложи столько кружков, сколько звуков я произнесу а о ау уо аэа иоу Оборудование: кружки VI. Развитие навыков элементарного звукового анализа
2) Найди Инструкция: выбери из картинок выбрать те, в названии которых есть звук А; К. - гам, хам, ком, ухо мох, мак, мука, пупок Оборудование: соответствующие картинки 3) Первый-последний Инструкция: назови первый звук в слове, которое я назову; назови последний звук в слове, которое я назову. ухо, эхо, мак, ком, гам купэ , могу, мука, пупок
Артикуляционная гимнастика Яблочко Цель: развить точность и четкость артикуляционных поз. Инструкция: 1) приоткрыть рот, как будто кусаешь маленькое яблочко; удерживать эту позу 2) широко открыть рот, как будто кусаешь большое яблоко; удерживать позу.
Трусливый птенчик Цель: растяжения уголков губ и развитие активности нижней челюсти. Инструкция: приоткрыть рот - широко открыть и закрыть. Язычок-"птенчик" сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.
Сытый хомячок Цель: увеличение силы мышц губ, растяжение щек. Инструкция: 1)надуть обе щеки; удерживать 2)надуть правую щеку; удерживать 3) надуть левую щеку; удерживать 4)надувать щеки поочередно.
Качели Цель: увеличение силы мышц языка. Инструкция: 1) рот открыт, напряженным языком тянуться к верхним резцам; удерживать 2) рот открыт, напряженным языком тянуться к нижним резцам; удерживать 3) рот открыт, напряженным языком тянуться к верхним и нижним резцам поочередно.
Я устал Цель: разработать подвижность мягкого нёба Инструкция: позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха.
Развитие воздушной струи Погреем ручки Цель: формирование правильной воздушной струи. Инструкция: представьте, что мы лепили снеговика, после чего у нас замерзли ручки. Давайте погреем их, подышим на ручки, чтобы они согрелись. Вот так. Повторяйте за мной.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная логопедическая работа по преодолению нарушений темпа речи.
Здесь рассказывается об этапах преодоления нарушений темпа речи(брадилалия, тахилалия)....
Этапы и виды работ по формированию правильного произношения звука Л
Конспект открытого подгруппового занятия....
Этапы коррекционно-логопедической работы по формированию фонематического анализа и синтеза
Этапы коррекционно-логопедической работы по формированию фонематического анализа и синтеза....
Коррекционно–логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у младших школьников.
В данном пособии излагается практический опыт работы учителя-логопеда и учителя начальных классов. Предложеня некоторые виды заданий по преодалению нарушений слоговой структуры слова....
Статья на тему: «Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с ТНР. Подготовительный этап работы»
В данной статье приводятся примеры дидактических игр и упражнений (на вербальном и невербальном материале)по коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей с ТНР на подготовительном этапе работы...
Разработка коррекционно-развивающего логопедического занятия по преодолению нарушения произношения звука [Р]
Представляю вашему вниманию занятие по преодолению недостатков произносительной стороны речи. Занятие е разработано для воспитанников, обучающихся по адаптированной общеобразовательной прог...