Использование речевых игр на различных этапах логопедической работы по автоматизации звуков
методическая разработка по развитию речи по теме
Дидактическин игры предназначены для индивидуальных, логопедических занятий с детьми дошкольного возраста. Данный материал будет полезен учителям - логопедам, воспитателям, родителям.
Игры направлены на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков, что позволяет сделать данный процесс более интересным для детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методические разработки по логопедии | 32.38 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПО ЛОГОПЕДИИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ ИГР НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ
Нарушение речи — достаточно распространенное явление не только среди детей, но и среди взрослых. Они отличаются по сложности и характеризуются многообразными причинами возникновения.
Необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов логопеда в его работе с дошкольниками через игру очевидна. Ведь дети в большинстве случаев интеллектуально здоровы, следовательно, потребности в игре у них такие же, как и у сверстников. Это отличие может выражаться со стороны физического развития, в нарушениях моторики, в наличии у них порезов, общей скованности, плохой координации, слабости движений, расторможенности.
Цель настоящей работы: использование речевых игр на различных этапах логопедической работы.
При постановке звуков игра занимает ведущее место уже начиная с выполнения подготовительных упражнений, до автоматизации и дифференциации звуков.
Возьму для примера звук «С».
Выполнение подготовительных упражнений производится в игровой форме:
- На сказочной полянке (фланелеграф) представлены рисунки-символы, иллюстрирующие уже знакомые ребенку артикуляционные упражнения для губ, языка, формирующие и закрепляющие группу свистящих звуков.
Используются такие игры как «Лягушки улыбаются», «Заборчик», «Лопаточка», «Язычок силач», «Качели», «Горка», «Насос», «Песенка водички» и др. Можно начать со встречи с маленьким осликом, который поет свою песню: иэ-иэ-иэ. Звукосочетание «ИЕ», «ИЭ» помогут ребенку подготовить нужную форму языка для свистящих звуков. Артикуляционные упражнения можно сопровождать стишками (логопед). Например:
Упражнение «Горка»
Вот так горка, что за чудо!
Выгнулся язык упруго.
Кончик в зубы упирается,
Бока к верху устремляется.
Игры на автоматизацию звука в слогах.
- Игра «Машина едет". Ставятся два домика и машина едет от одного домика к другому и проговаривает слоги.
- Игра «Зайчик прет песенку». Слоги поются на любой мотив.
- Игра «Молоточки». Сочетание речи с движением СА-СА-СА.
- Игра «Кто внимательный». Я проговариваю слоги, а дети проговаривают слоги, соблюдая их последовательность СА-СО-СУ и т. д.
- Игра «Закончи слова». Я даю начало слова, а дети заканчивают: ли-СА, но-СЫ, ве-СЫ, не-СУ и т.д.
Автоматизация звука в словах
1. Игра «Что на столе». Игрушки, картинки на звук «С». Перечисли, что у меня на столе.
- Игра «Почта». Предложить детям открыть конверты, назвать все картинки.
- Игра «Погрузи на машину». Картинки со звуком «С».
- Игра «Сложи в корзину».
- Игра «Шляпа клоуна». Укрась шляпу клоуна со звуком»С».
- Игра «Телевизор». В рамку прямоугольной формы пропускается лента с наклеенными картинками на данный звук.
- Игра «Угадай по описанию». Игра с загадками- ответ со словами «С». Рыжая, пушистая, живет в лесу? Дети говорят «ЛИСА».
- Игра «Подбери столько картинок, сколько кружков (от 2 до 5), в подготовительной группе — до10.
- Игра «Паровозик». Нарисованы вагончики с окнами. Окна вырезаны. Нужно в окна поезда вставить картинки с заданным звуком «С».
- Игра «Стоп». Сейчас будем говорить слова: СОВА, САНКИ, САМОЛЕТ. Я говорю «СТОП» - повтори слово, какое слово ыло последним.
- Игра «Договори словечко». Нужно начать предложение, а дети докачивают слогом и звуком «С». В лесу живёт - «ЛИСА), (показывают картинку»). Высоко в небе летит — (САМОЛЁТ).
- Игра «Ёлка». Украшаем ёлку игрушками со звуком «С», (картинки).
- Игра «Эхо». Сюжетная картинка с изображением леса и детей, слушающих эхо. Они кричат и слушают, что им отвечает им эхо. «За речкой тут и там,
Кто-то ходит по кустам,
-Эхо, эхо ты?
Отвечает Эхо: «Ты».
Давайте и мы поиграем в «ЭХО». Сейчас я буду произносить слова, ты их внимательно слушай и повторяй за мной, как ЭХО.
Автоматизация звуков в предложениях
1. Игра «Ответь на вопрос». Подобрать карточки по которым можно составить предложение.
- Где летит самолёт? Если ответит правильно — дать карточку или фишку.
2. Игра «Придумай предложение». Дать демонстрационную картинку — придумай предложение со звуком «С».
3. Игра «Поставь на стол». Поставить игрушки и сказать: «Я поставил на стол самолёт, санки, снеговик — можно силуэты.
4. Игра «Чего не дорисовал художник».
- У лисы нет хвоста (лиса без хвоста).
- Чего нет у киски? ( усов).
5. Игра «Подбери одинаковые картинки».
Раскладываем картинки, дети должны подобрать парные. Дети проговаривают: «У меня два рисунка со слоном», «У меня три рисунка с самолетом».
6. Игра «Секрет». Дети сидят кругом и шепотом говорят предложения, а последний говорит громко - «На столе стоит стакан».
Логопед: «Скажи , Маша, какой секрет мы передали?»
Автоматизация звука «С» в текстах
- Игра «Ванька встань-ка».
Ванька встань-ка, Ванька встань-ка,
Приседай-ка, приседай-ка.
Будь послушным, ишь какой.
Нам не справиться с тобой.
- Игра «ЛИСА».
- Игра «СОВЫ».
Дифференциация звуков
(Можно проводить на играх ранее предложенных по автоматизации, этапы те же)
1.Игра «Разноцветные шары».
Украсить шары девочки рисунком со звуком «С» и «Ш». Здесь дифференциация звука на слух и на произношение.
2. Игра «Шляпа клоуна».
Украсить шляпу картинками со звуком «С» и «Ш».
3. Игра «Пройди по дорожке».
Правильно назвать картинки со звуком «С» и «Ш».
- Игра «Мишкины рисунки».
Мишке надо нарисовать разные рисунки. Мы подкладываем карточки на звук «С» и «Ш».
- Игра «Укрась ёлку» со звуком «Ш», др. «С».
- Игра «Собери чемодан в дорогу».
- Игра «Покрывашки».
- Игра «Посмотри в окошко».
- Игра «Назови картинки со звуком «С» и «Ш».
- Игра «Эхо». Слушай внимательно и повтори за мной (слоги, слова, предложения со звуками «С» и «Ш».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр и упражнений, используемых на различных этапах логопедической работы
Картотека игр и упражнений, используемых на различных этапах логопедической работы...
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием различных инновационных технологий на тему: «Автоматизация звука Ш (по сказке «Маша и Медведь»)»
Цели:· коррекционные:ü закрепление правильного произношения звука Ш (изолированного звука, в слогах, словах, в предложениях, в связной речи);ü закрепление уме...
Конспект подгруппового логопедического занятия с использованием различных инновационных технологий на тему: «Автоматизация звука Ш в слогах, словах, предложениях(по сказке «Маша и Медведь»)»
Занятие на закрепление правильного произношения звука Ш в слогах, словах, предложении....
Ритмизация речи с движением на разных этапах логопедической работы по автоматизации и дифференциации звуков.
Ритмическая способность занимает особое место в жизни ребенка. Уже в самых ранних проявлениях лепета обнаруживается ритмическая повторяемость однородных слогов, затем - чередование р...
Конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе. Тема: « Весело играем , звук Л мы закрепляем» (использование игровых приемов в работе по автоматизации звуков)
1.Уточнить артикуляцию и правильное изолированное произнесение звука [л].Продолжать учить правильно произносить звук [л] в прямых слогах. 3. Учить определять наличие и место звука [л]...
Начальный этап логопедической работы - артикуляция гласных звуков
Начальный этап логопедической работы - артикуляция гласных звуков...