Проект развития инклюзивной культуры в образовательной организации
проект

Лилия Рафагимовна

Проект направлен на развитие инклюзивной культуры в образовательных учреждениях, которая помогает включить в процесс обучения всех детей на равных условиях. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект развития инклюзивных компетенций педагога.

Проект развития инклюзивной культуры в образовательной организации

МБОУ СОШ №8 имени Героя Советского Союза Будника Г.Д. Дошкольное отделение «Радуга», Московская область, г. Лобня, ул. Ленина, д. 12

Внедрение и распространения инклюзии на территории Российской Федерации – процесс длительный и постепенный. Учитывая территориальную протяженность Российской Федерации, процесс внедрения инклюзивной системы образования на сегодняшний день, не может быть стремительным и динамичным. Необходимо последовательное, плавное внедрение, больше в виде проверки на практике, без пропаганды и принуждения. Коррекционное (специальное) образование должно продолжать функционировать как отдельная система, специализированные учебные учреждения не должны упраздняться.

Инклюзивное образование(от франц. inclusif – включающий в себя, термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. Инклюзивное образование – образование, которое каждому ребенку, несмотря на имеющиеся физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые и другие особенности, предоставляет возможность быть включенным в общий (единый, целостный) процесс обучения и воспитания (развития и социализации, что затем позволяет взрослеющему человеку стать равноправным членом общества, снижает риски его сегрегации и изоляции. Общепринятым считается, что инклюзивное образование – это процесс развития общего образования, подразумевающий доступность образования для всех, что и обеспечивает доступ к образованию детям с особыми потребностями. Термин «инклюзивное образование» является более современным, отражающим новый взгляд не только на систему образования, но и на место человека в обществе. Инклюзия предполагает решение проблемы образования детей с ограниченными возможностями за счет адаптации образовательного пространства, школьной среды к нуждам каждого ребенка, включая реформирование образовательного процесса, (перепланировку учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей, необходимые средства обучения согласно типу отклонения развития ребенка, психологическую и методическую готовность учителей, и другое). Таким образом, инклюзия предполагает включение детей со специальными образовательными потребностями в массовые учреждения, где считается важным снять все барьеры на пути к полному участию каждого ребенка в образовательном процессе.

Задачи состоят в том, чтобы включить всех детей в образовательную систему и обеспечить их равноправие.

  • Ценность человека зависит от его способностей и достижений;
  • Каждый человек способен чувствовать и думать;
  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа, расположенных по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися сверстниками, и таким образом способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.

Обязательным условием эффективности инклюзивного образования является организация системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации для широкого класса различных специалистов: воспитателей, педагогов, психологов, методистов, логопедов, дефектологов. Она направлена на овладение специальными знаниями и педагогическими технологиями, которые обеспечивают возможность квалифицированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и отклонениями в развитии. Такая специальная подготовка и переподготовка кадров должна носить регулярный устойчивый характер.

Аннотация проекта.

Цель проекта: создание модели инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. В результате реализации проекта педагоги дошкольного учреждения освоят технологию создания организации и содержания среды для детей с особыми образовательными потребностями.

Родители (законные представители) ребенка получат возможность обучения своих детей в общеобразовательном дошкольном учреждении по индивидуальной программе обучения, успешной их социализации к школе. Дошкольники получат опыт толерантного поведения, гуманного отношения к личности, при правильной организации и содержании окружающей их среды. Проект будет реализован через вовлечение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в систему индивидуальной помощи, коррекционных занятий, специальных, оздоровительных мероприятий, с использованием психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся по средствам создания вокруг дошкольников соответствующей среды и условий.

Актуальность проекта.

С каждым годом увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Все дошкольники обучаются интегрировано в группе по общеобразовательной программе + блок образовательной программы для компенсирующей группы детей с ОВЗ, разработанной на основе программы «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. Для детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо в полном объёме создать условия для реализации образовательных потребностей. Специалисты работают по программе речевой коррекции для дошкольников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений соответствующего вида. Специалисты находится в штате.

Дошкольников со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие дети в саду в процессе реализации его особых образовательных потребностей. В ходе реализации проекта по созданию организации и условий окружающей среды таких дошкольников планируется:

  • создание индивидуальных программ обучения (образовательных маршрутов);
  • повышение квалификации педагогов посредствам курсовой подготовки;
  • распространение опыта работы планируется рассматривать на кустовых семинарах, вебинарах, конференциях, через стажировки.

Цель и задачи программы.

Целью программы является создание условий для получения образования по полной общеобразовательной, дополнительной с учетом индивидуально- образовательной программы дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья и детьми- инвалидами (далее – дети с ограниченными возможностями здоровья).

Для достижения указанной цели должны быть решены следующие задачи:

  • разработка и реализация концептуальных основ развития инклюзивного образования в рамках региональной образовательной системы;
  • повышение степени реализации принципов доступности и качества образовательных услуг для детей дошкольного возраста с особыми нуждами;

  • организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в рамках включения их в среду общеобразовательного дошкольного учреждения;
  • создание специальных условий реализации образовательных потребностей дошкольников;
  • организация системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников дошкольного образовательного учреждения, занимающихся решением вопросов образования детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • создание системы мониторинга и учета численности детей с ограниченными возможностями здоровья, наличия условий для получения ими дошкольного образования.

Ресурсное обеспечение проекта.

Оптимальные условия для успешной реализации программы

Материально-техническая база:

  1. Здание кирпичное двухэтажное, рассчитанное на 340 воспитанников. Имеются следующие функциональные группы помещений: вестибюль; помещения: общего образования, включающее игровые комнаты и спальни для воспитанников, полностью оборудованы и укомплектованы.
  2. Кабинеты, оснащенные информационными технологиями и техникой;
  3. Физкультурно-оздоровительный (спортивный зал, оснащенный гимнастическими снарядами). Музыкальный зал. Оборудована спортивная площадка, участки для прогулок детей;
  4. Административно – бытовые (кабинет старшего воспитателя, методический кабинет, логопедов, сенсорная комната;)
  5. Хозяйственного обслуживания.

Во всех основных помещениях предусмотрено естественное боковое левое освещение, а также дополнительный верхний свет и искусственное освещение учебной доски в музыкальном зале и группах.

Санузлы оборудованы перегородками с санитарными приборами: по 2 унитаза для мальчиков и девочек, 4 умывальника.

В здании имеется автоматическая пожарная сигнализация, на путях эвакуации предусмотрено эвакуационное освещение, тревожная кнопка.

Для того чтобы в полной мере реализовать проект необходимо оборудование: учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

Дошкольное учреждение обеспечено в полном объёме учебно-методическим комплексом для реализации специальной (коррекционной) и общеобразовательной программ, согласно Федеральному перечню на 2023-2024 учебный год.

• Кадровый состав.

Укомплектованность педагогическими кадрами – 100%.

  • Высшее образование – 78 %
  • Среднее специальное – 22 %.
  1. С высшей категорией – 54%
  2. С первой категорией – 36 %
  3. Без категории – 10 %

Запланирована курсовая подготовка по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Стратегия достижения поставленной цели. Контроль над реализацией проекта осуществляет администрация дошкольного учреждения и инициативная группа.

Отчет о работе заслушивается на педсоветах (два раза в год, заседаниях МО воспитателей (два раза в год, заседаниях инициативной группы.

Реализация проекта рассчитана на 1 год и будет проходить в 3 этапа:

• Первый этап (с ) - создание инициативной группы воспитателей, разработка проекта, сбор информации по инклюзивному образованию.

• Второй этап (с ) – диагностические мероприятия, создание группы воспитанников с ОВЗ, разработка индивидуальной траектории обучения, разработка пакета документов, регламентирующих инклюзивное образование, локальные акты внутри дошкольного учреждения, курсовая подготовка участников эксперимента, информирование общественности по внедрению инновации.

• Третий этап (с ) - проведение коррекционных, индивидуальных занятий, реализация программ обучения по инклюзии воспитателей, использование здоровье сберегающих технологий, работа специалистов по устранению и коррекции нарушений в развитии ребенка. Сбор материала для мониторинга результатов обучения воспитанников данной категории.

План реализации проекта «Организация и содержание инклюзивной среды в дошкольном образовательном учреждении» на 2023-2024 учебный год

Мероприятия проекта направлены на реализацию модели инклюзивного образования дошкольников с ОВЗ и содержат следующие направления деятельности:

1. Повышение квалификации педагогов по инклюзивному образованию с ограниченными возможностями здоровья;

2. Материально-техническое и организационное обеспечение;

3. Создание системы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;

4. Создание в дошкольном общеобразовательном учреждении толерантной среды.

Дошкольное образовательное учреждение с инклюзивной группой решает следующие задачи:

  • Создание единой психологически комфортной образовательной среды для дошкольников, имеющих разные стартовые возможности;
  • Обеспечение диагностирования эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации дошкольников с особенностями развития на этапе дошкольного воспитания и обучения;
  • Организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования через взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности;
  • Преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы через включение детей в успешную деятельность;
  • Постепенное повышение мотивации ребенка на основе его личной заинтересованности и через осознанное отношение к позитивной деятельности;
  • Охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья дошкольников;
  • Социально-трудовая адаптация дошкольников с особыми образовательными потребностями.

Мероприятия Исполнители 2023/2024

1. Внесение изменений в уставы и локальные акты дошкольного учреждения Администрация ДО - Август 2023г.

2. Внесение изменений в штатное расписание ДО старший воспитатель - Август 2023г.

3. Разработка и совершенствование блока «Инклюзивное образование» в программе развития дошкольного образовательного учреждения Администрация ДО - Август 2023г.

4. Создание компьютерной базы данных дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детях-инвалидах. Корректировка базы 3 раза в год Администрация ДО - Сентябрь 2023г.

5. Разработка перспективного плана повышения квалификации педагогов ДО методист по УВР - Сентябрь 2023г.

6. Составление индивидуальных учебных планов и маршрутов развития дошкольников, нуждающихся в инклюзивном образовании, Старший воспитатель, методист по УВР, учителя-логопеды 2023-2024 уч. год

8. Создание и организация работы творческой группы по инклюзивному образованию Администрация, педагогический коллектив май - август 2023г.

МБОУ СОШ №8 имени Героя Советского Союза Будника Г.Д.

Дошкольное отделение «Радуга», Московская область, г. Лобня, ул. Ленина, д. 12

Командные роли

Краткое описание роли

ФИО участника команды

Руководитель

Управление проектной работой, организация взаимодействием и коммуникацией в команде

Уланова Ольга Васильевна

Координатор

Способствует принятию конструктивных решений.

Щербакова Наталья Михайловна

Коллективист

Гармонизирует работу команды, снижает напряжение

Зубкова Ольга Владиславовна

Идейный вдохновитель

Новатор. Источник идей. Творческий, нестандартный подход к проектным решениям

Малярова Лилия Рафагимовна

Мотиватор

Стимулирует команду, продвигает работу

Уланова Ольга Васильевна

Критик

Критический, беспристрастный анализ проектных решений

Перелыгина Татьяна Николаевна

9. Организация и проведения педагогических советов «Система компетенций детей с особыми образовательными потребностями», «Современные возможности организации инклюзивного образования в дошкольном общеобразовательной учреждении», мастер-классы по вопросам инклюзивного образования «Особенности работы с семьёй ребёнка, имеющего особые образовательные потребности, при организации воспитательно-образовательного процесса» Администрация ДО, воспитатели, учителя-логопеды - январь- май 2024г.

10. Изучение и обобщение опыта работы воспитателей по системе инклюзивного образования Администрация, воспитатели. 2023-2024 уч. год

11. Проведение заседаний дошкольных методических советов по вопросам организации и реализации инклюзивного образования в ДО Администрация - 2023-2024 уч. год

12. Организация досуговой деятельности с детей (кружковая работа) с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детей-инвалидов – Педагоги, воспитатели ДО - 2023-2024 уч. год

13. Анализ годового плана ДО с целью корректировки деятельности педагогического коллектива по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детьми-инвалидами. Администрация ДО, воспитатели - Март 2024г.

14. Укрепление материально-технической базы дошкольного образовательного учреждения для реализации программы инклюзивного образования Администрация ДО - 2023-2024 уч. год

15. Разработка и принятие ежегодных планов сетевого взаимодействия с учреждениями и организациями Администрация, воспитатели, педагоги, учителя-логопеды - Сентябрь 2023г.

16. Взаимодействие с отделом социальной защиты населения, органами опеки и попечительства с целью выверки списков детей-инвалидов, состоящих на учёте, Администрация ДО - 2023-2024 уч. год

17. Организация работы совета учреждения, родительской общественности по формированию и развитию толерантного отношения к процессам интеграции и инклюзии. Администрация ДО, воспитатели, педагоги, учителя-логопеды - 2023-2024 уч. год

18. Проведение родительских собраний по вопросам охраны здоровья, правового просвещения родителей в вопросах интегрированного и инклюзивного образования Администрация ДО, воспитатели, педагоги - 2023-2024 уч. год

19. Организация работы по информированию родителей о создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами Администрация ДО, воспитатели, педагоги, учителя-логопеды - Декабрь 2023г.- апрель 2024г.

20. Обеспечение курсовой подготовки и переподготовки педагогических кадров по организации и обеспечения инклюзивного образования Администрация ДО 2023-2024 уч. год

21. Организация работы дошкольного психолого- медико-педагогического консилиума (ПМПК) с целью выявления особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья и оказания индивидуальной консультативной помощи обучающимся и их родителям Администрация, воспитатели, педагоги, педагог-психолог, учителя-логопеды, мед. сестра – март 2024 г.

22. Участие в конкурсах творчества воспитанников на различных уровнях, методист по УВР - 2023-2024 уч. год

23. Составление индивидуальных программ сопровождения воспитанников с особенностями психофизического развития. Воспитатели, педагоги, учителя-логопеды- сентябрь-октябрь 2023г.

24. Проведение коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов учителя-логопеды, воспитатели 2023-2024 уч. год

25. Ознакомление родителей с особенностями организации коррекционно-педагогической помощи их детям, индивидуальными программами сопровождения, расписанием коррекционных занятий. Учителя-логопеды, воспитатели, педагоги - октябрь 2023 –февраль 2024

Внутренний мониторинг планируется проводить через социологические, педагогические и психологические анкеты по итогам полугодий с целью диагностики и динамики развития воспитанников.

Практическая значимость результатов проекта.

1. Проведенная работа позволит детям с ОВЗ получить образование в условиях дошкольного общеобразовательного учреждения.

2. Педагоги получат опыт работы с воспитанниками с ОВЗ.

3. Общество получит полноценно развитых личностей из числа детей с ОВЗ, максимально социализированных, к дальнейшему обучению в школе.

4. Обучение станет более доступным для дошкольников, испытывающих проблемы в здоровье.

5. Родители смогут быть активными участниками образовательного и воспитательного процесса.

6. Воспитанники дошкольного учреждения приобретут ценный опыт общения, участия в судьбе другого человека, сострадания и толерантного поведения, гуманного отношения к людям с недостатками развития и здоровья.

В заключение можно отметить, что развитие интегрированных форм воспитания и обучения, инклюзия детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — требования нынешнего дня. Это закономерный этап развития системы образования таких детей. Каждый ребенок с ОВЗ должен иметь возможность реализовать свое право на получение образования в любом типе образовательного учреждения и получать при этом необходимую ему специализированную помощь.

Малярова Л.Р.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Развитие кадрового потенциала дошкольной образовательной организации в условиях ФГОС ДО».

Создание оптимальных условий для повышения профессиональной компетентности педагогов в реализации инновационной  модели воспитательно-образовательного процесса....

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ИНКЛЮЗИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В статье представлена трактовка понятия «инклюзивная культура» и ее роль в образовательном пространстве образовательной организации; обозначена важность формирования готовности к толерантн...

проект "инклюзивная среда в образовательной организации"

              Инклюзивное образование в настоящий момент является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех без ис...

Сопровождение ребенка с ТНР в условиях инклюзивного образования. Дошкольная образовательная организация.

В статье рассмотрены вопросы инклюзии детей дошкольного возраста с ТНР....

Развитие инклюзивной культуры участников образовательного процесса.

Образование в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с ...