Использование QR-кодов в работе по лексическим темам со всеми участниками образовательного процесса в дошкольной организации в условиях групп инклюзивной и компенсирующей направленности
материал по развитию речи (старшая группа)

Ермакова Татьяна Александровна

Использование QR-кодов в работе по лексическим темам со всеми участниками образовательного процесса в дошкольной организации в условиях групп  инклюзивной и  компенсирующей направленности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Представляем опыт  свой работы по теме:

Использование QR-кодов в работе по лексическим темам со всеми участниками образовательного процесса в дошкольной организации в условиях групп  инклюзивной и  компенсирующей направленности

Всем известно, что Основная образовательная программа и Адаптированная образовательная программа дошкольного образования содержат календарно-тематическое планирование работы, согласно которому развитие и обучение детей осуществляется в соответствии с определённой темой, а также в соответствии с лексической темой недели.

Лексическая тема — это подбор материалов для развития всех компонентов речи, саккумулированный в границах одной темы. Как правило, название темы является обобщающим словом.

Так, например, в теме «Космос» подбираются игры и упражнения на развитие речи обучающегося:

— «Один — много»: ракета — ракеты, космонавт — космонавты и т. д.

— «Назови ласково»: звезда — звездочка, солнце — солнышко и т. д

— «Сосчитай от 1 до 5": Один космонавт, два космонавта, пять и т. д.

— «Закончи предложение» Чтобы стать космонавтом, нужно…

В каждой теме игры могут повторяться, меняется только их содержание.

Например, в игре «Один-много» называем одежду, растения, грибы и т. д.

Преимущества работы по лексическим темам очевидны:

ПЕРВОЕ .Работа по темам позволяет поэтапно, дозировано, приобретать знания, обогащать словарь, систематизировать информацию.

ВТОРОЕ.        Систематическое использование однотипных игр вырабатывает умение действовать по образцу, и в дальнейшем ребёнок уже сам способен организовать эти игры среди обучающихся, что способствует развитию не только речевых навыков, но и личностных качеств.

ТРЕТЬЕ .        Подборка игр по темам развивает все структурные компоненты речи: обогащение словарного запаса ребёнка, развитие грамматического строя речи (законы изменения слов и сочетания слов в предложении), формирование слоговой структуры слов, развитие правильного звукопроизношение и фонематических процессов (фонематический слух, восприятие, представление фонем), связной речи. 

Таким образом, грамотная и понятная организация, систематизация и согласованность в работе над лексическими темами стала задачей всех участников образовательного процесса.

Современная действительность стремительно меняется. Постоянные её изменения приводят к поиску и открытию новых возможностей, ориентированных на все сферы жизнедеятельности человека. Одними из ведущих таких сфер являются коммуникация и информатизация, а одним из бесценных ресурсов — время

 в нашей стране реализуется Стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. Поэтому использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования. А средства информационно-коммуникативных технологий помогают педагогу разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями воспитанников, а также популяризировать деятельность детского сада в целом.

Современное информационное пространство — это актуальные и современные возможности, делающие жизнь и обучение более интересными и увлекательными. Образовательное учреждение может лишь помочь в этом посредством новых, интересных методов обучения, современных прогрессивных образовательных технологий. Учитывая тот факт, что большинство современных родителей и детей имеют доступ к любой информации посредством различных гаджетов, педагоги и специалисты нашего детского сада вышли на новый уровень широкого их использования и в своей педагогической практике.

Особенно остро вопрос возник в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

Работа учителя-логопеда, воспитателей и других специалистов предполагает внедрение дополнительных инструментов в коррекцию речевых нарушений.

При этом большую роль играет факт мотивации обучающихся и их родителей(законных представителей) к обучению. Бесспорно, что необходимы новые подходы, нестандартные методы и дополнительные средства, которые бы являлись хорошим мотиватором для ребёнка и эффективным методом работы для учителя-логопеда.

Одним их таких методов является технология QR-кодов, успешно реализуемая нами последний учебный год в работе с родителями, педагогами и обучающимися.

Кью ар код (QR-код) — это изображение с матричным кодом быстрого реагирования.

Практика нашей деятельности показывает, что используемая нами технология гарантирует открытую доступность информации, экономит время её поиска, стимулирует педагогов и родителей к использованию современных информационно-коммуникационных устройств в образовательных целях, создает навыки самостоятельного эргономичного информационного поиска и использования специальных источников, обеспечивает условия для формирования информационной культуры, как взрослых, участников образовательных отношений, так и детей, повышает качество образования в целом.

Неоспоримым достоинством QR-кода является простота его создания, большие функциональные возможности кодирования любой информации, быстрая её обработка, легкое использование конечного продукта.Технология использования QR-кода обеспечивает высокую тиражируемость, экономичность (не требует финансовых затрат), компактностью.

Инновационность продукта QR-кода в образовательной деятельности ДОО заключается в следующих характеристиках:

Доступность - для внедрения не требуется дополнительного длительного повышения квалификации педагогов, достаточно проведения одного мастер-класса; цифровой характер инновационного продукта обеспечивает его доступность.

Универсальность - данный инновационный продукт может использоваться во всех сферах образовательной деятельности (совместная деятельность с детьми, методическая работа с педагогами, взаимодействие с родителями);

Современность - данный инновационный продукт является современной технологией

В работе по лексическим темам в дошкольном учреждении задействованы все педагоги (воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, дефектолог (при наличии). Заранее обговаривается, прописывается и закрепляется задача каждого из них.

Подключены к работе над лексическими темами и родители (законные представители) детей. В начале недели родителей знакомят с темой, которой будет посвящена неделя. Каждому ребенку выдается или вывешиваются в речевом уголке вопросы, игры, задания, которые родители могут использовать в общении с детьми в часы домашнего досуга (Все это оформляется с использованием QR-кодов).

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ QR-КОДА С ДЕТЬМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
1. Сюрпризный момент.
2. Познавательный или мотивирующий элемент деятельности. Технология направлена на мотивацию ребѐнка к освоению любой новой информации. На организационно-мотивационном этапе образовательной деятельности можно использовать QR-код как предположение.
( «О чѐм мы сегодня будем говорить?»).
В качестве поддержки детской инициативы можно предложить дошкольникам придумать, что ещѐ можно зашифровать с помощью QR-кода; лучшие идеи внедрить в группе.

Эффективно используем технологию QR-кода как элемента дополнительной реальности во время на прогулок
(слушаем  пение птиц, шум ветра, воды, фрагмент музыкального произведения или даже любимую мелодию, увидеть необходимую картинку и мультфильм, всегда можно иметь под рукой такую картотеку, поскольку она не занимает много места)
Это способствует развитию фонематического слуха у детей с ТНР

Пение птиц.
Игра «Узнай птицу».

Прикрепив QR-коды на книгу мы в любой момент находим любимую аудиосказку и слушаем ее с детьми.

«Аленький цветочек»

«Снежная королева»

Размещение информации в родительских уголках в группе и на участке.

Родители видят, чем занимаются дети, о чем с ними разговаривают воспитатели, что изучают это помогает родителям легко поддержать разговор с ребенком, понимая какими знаниями обладает ребенок

Интерактивный плакат — способ визуализации информации на основе одного изображения, к которому в виде меток («горячих точек») прикрепляются ссылки на веб — ресурсы и Интернет — документы, мультимедийные объекты: видео, аудио, презентации, слайд-шоу, игры, опросы и т. д.

Интерактивные плакаты создаются педагогами, специалистами в соответствии с реализацией Образовательной программы, годового плана и внеплановых мероприятий. Они выставляются в групповых приёмных, на информационных стендах ДОО, кроме того, размещаются в родительских группах на образовательной платформе Сферум

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе.Прикрепив QR-коды на горшки с цветами в группе, у вас всегда под рукой будет ссылка на сайт с информацией про этот цветок.

Варианты использования  QR-кодов

Оформление материалов ко ДНЮ открытых дверей

Размещение фото и видео с прошедших праздников, развлечений

Размещение интересной и полезной информации

(Список литературы по программе, консультации по ПДД, по безопасности, по возрастным особенностям) — все можно закодировать кодом и взрослым не придется тратить время на то, чтобы прочитать это все в помещении детского сада, а можно будет просто отсканировать и прочитать в удобное время)

Нормативная документация или например Программу, по которой работает детский сад, Родители и сотрудники могут познакомиться с электронной версией документа в любое удобное для них время, сохранив QR код в памяти мобильного устройства

актуальный информационный материал: правила игр, инструкции к ним, советы по использованию развивающего и учебного материалов

ссылки на познавательные и поучительные книги, мультфильмы и фильмы для детей

Этот «волшебный квадратик» открывает огромные возможности. Ребята старшего дошкольного возраста с удовольствием самостоятельно наводят на QR-код, сканируют его и получают результат в виде картинок, предметов, заданий (вопросы, схемы, викторины и др.), инструкций, иллюстрации, мультфильмы и т. д. Далее дети в соответствии с лексической темой, зашифрованными в QR-коды, выполняют необходимые задания: с помощью мнемосхем — подсказок составляют рассказы и пересказы, отгадывают загадки, автоматизируют и дифференцируют звуки, глядя на отсканированные картинки, закрепляют умения выделять звуки в словах и составлять из звуков слова, определяют место звука в слове, количество слогов в слове, поют и выполняют музыкально-ритмические упражнения, прослушивают музыку, играют на музыкальных и шумовых инструментах, выполняют интересные физические упражнения, рассматривают картины разных художников и т. д.

ПЕРСПЕКТИВЫ

Распространение опыта своей работы на уровне ДОУ, города, области, публикация статьи.

Расширение области применения данной технологии

Использование технологии QR-код в работе по лексическим темам в коррекционной работе с детьми с ТНР позволяет создать открытое, увлекательное, познавательное и развивающее образовательное как для обучающихся, так и для родителей и педагогов, значительно экономит время и расширяет другие ресурсы, тем самым обеспечивает качество образования в нашей дошкольной образовательной организации.

Область применения данной технологии ограничена только вашей фантазией!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация проектной деятельности со всеми участниками образовательного процесса как способ повышения профессиональной компетентности педагогов»

Система работы по организации проектной деятельности в работе с дошкольникми в ДОУ (из опыта работы старшего воспитателя)...

выступление на районном семинаре по теме«Организация проектной деятельности со всеми участниками образовательного процесса как способ повышения профессиональной компетентности педагогов»

сообщение из опыта работы МДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 9" г. Волоколамск Московской области по реализации проектной деятельности в работе с дошкольниками, поэтапность введения в деятел...

Педагогический совет по теме: "Организация интегрированной деятельности со всеми участниками образовательного процесса как способ повышения профессиональной компетентности педагогов в области "Художественно-эстетического развития""

Педагогический совет в ДОУ по теме: "Организация интегрированной деятельности со всеми участниками образовательного процесса как способ повышения профессиональной компетентности педагогов в области "Х...

Конспект родительского собрания на тему: «Правовой аспект участников образовательного процесса дошкольных образовательных организаций в рамках реализации ФГОС»

Конспект родительского собрания на тему: «Правовой аспект участников образовательного процесса дошкольных образовательных организаций в рамках реализации ФГОС»...

Использование QR-кодов в работе по лексическим темам со всеми участниками образовательного процесса в дошкольной организации в условиях групп инклюзивной и компенсирующей направленности

Использование QR-кодов в работе по лексическим темам со всеми участниками образовательного процесса в дошкольной организации в условиях групп  инклюзивной и  компенсирующей направленности...