Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи.
консультация по логопедии

Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется с учётом закономерностей нормального онтогенеза взаимодействия в  развитии лексики, морфологической и синтаксической системы языка. В процессе коррекционно-логопедической работы рекомендуется постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала. На начальном этапе работы проводятся нормирование словоизменения в диалогической речи (на уровне словосочетания, предложения), в дальнейшем закрепление  словоизменения в связной речи.                                                                                                    

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи.                                                                                                                                                      Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется с учётом закономерностей нормального онтогенеза взаимодействия в  развитии лексики, морфологической и синтаксической системы языка. В процессе коррекционно-логопедической работы рекомендуется постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала.                                                                                                          На начальном этапе работы проводятся нормирование словоизменения в диалогической речи (на уровне словосочетания, предложения), в дальнейшем закрепление                    словоизменения в связной речи.                                                                                                    Программа формирования словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи включает:                                                                                     Формирование словоизменения существительных, глаголов, прилагательных.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Формирование словоизменения существительных.          Дифференциация существительных именительного падежа единственного и множественного числа.                                                           Закрепление формы множественного числа проводится в такой последовательности:                с окончанием - ы (стол-столы);                                                                                                                                 с окончанием -  и (мяч-мячи);                                                                                                                            с окончанием-а (дом-дома);                                                                                                                                  с окончанием- йа (стул-стулья).                                                                                                                 Дифференциация существительных именительного падежа единственного и множественного числа проводится на основе игры «Один-много». В этой игре ребёнок должен обязательно сопровождать речь жестом.                                                                                   Это рот, а это… (рты).                                                                                                                                        Это ухо, а это…(уши).                                                                                                                                               Это пень, а это…(пни).                                                                                                                                                                   Это лев, а это…(львы).                                                                                                                                        Это брат, а это…(братья).                                                                                                                                         Это дом, а это…(дома).                                                                                                                                           Формирование беспредложных конструкций существительных единственного числа.                                                                                                                         С учётом появления косвенных падежей существительных в онтогенезе рекомендуется такая последовательность: именительный, винительный .родительный, дательный, творительный падежи. В процессе работы с существительными в именительном падеже следует обратить внимание на дифференциацию значений одушевлённости-неодушевлённости. Одни слова могут называть живые предметы и поэтому к этим  словам ставится вопрос: Кто?  Другие слова обозначают неживые предметы и отвечают на вопрос:Что?.                                                                                                                                                 Игра «Живые-неживые слова».                                                                                              Детям предлагается поставить к предметным картинкам соответствующий вопрос.                  Что? (Солнце, цветок, ручей…).                                                                                                                     Кто? (Ёжик, дедушка, бабушка….).                                                                                                              Игра «Подбери слово».                                                                                                                              Стоит кто? (Мальчик, бабушка, мама, корова).                                                                                          Стоит что? (Деревья, дом, дерево).                                                                                                                            Игра «Охотник и пастух».  винительный падеж (Кого? Что?)

Охотник поймал кого? (волка)

Пастух пасет кого?  (корову.)                                                                                                                                                           Игра «Без чего?».     Родительный падеж (Кого? Чего?)                                                                                                     В работе над формами родительного падежа(Кого? Чего?) рекомендуется такая последовательность:      - существительные м.р. с окончанием-а, -я (мяча, моста, карандаша, стола)   – существительные ср.р.с окончанием-а, -я (яйца, кольца, ведра).                                                                        – существительные ж.р. окончанием –и. –ы (луны, парты девочки).                                                   Девочка играет без мяча…                                                                                                                                           Игра «Бюро находок».    Дательный падеж (Кому? Чему?). При формировании  системы словоизменения существительных дательного падежа рекомендуется такая последовательность:                                                                                                                                           -существительные м.р. с окончанием-у,-ю (ежу ,петуху ,коню).                                                                   –существительные ср.р. с окончанием-у,-ю ( окну, ведру, кольцу).                                                  – существительные м.р. с окончанием –е  и  ж.р. с окончанием –а, -я (лисе, козе, пчеле).              Иголки принадлежат кому? (ежу)….                                                                                                                Игра «Кто чем работает». Творительный падеж (Кем? Чем?).  Наиболее продуктивным окончанием творительного падежа является –ом, окончание –ой появляется позже, поэтому существует такая последовательность:                                                  - существительные м.р. с окончанием –ом,  -ем ( ключом, ножом, топором, зноем).                  – существительные ср.р. с окончанием –ом, -ем (яйцом, кольцом, солнцем).                                 – существительные м.р. с окончанием –а, -я, в в.п. и ж.р. с окончанием –ой, -ей (пилой, косой, лапой, тучей).                                                                                                                                                                                                                                                                   – существительные ж.р. с окончанием –ью (дверью, тетрадью, кроватью).                                         Лесоруб работает чем? ( топором, пилой).                                                                                              Овладение предложно-падежными конструкциями существительных единственного числа.                                                                   Винительный падеж (Кого? Что?).                                                                                                                                      Игра «Закончи предложение»  по сказке « Репка».                                                                        Посадил дед что? (репку).    Бабка позвала кого? (внучку).                                                                  Дательный падеж (Кому? Чему?).                                                                                                                               Игра «Сказки».                                                                                                                                           Необходимо закончить предложение, правильно употребив существительное в дательном падеже.                                                                                                                                                         Пятачок пришёл в гости …..                                                                                                                                      Старик пришёл к…..                                                                                                                                              Принц торопится к ……….                                                                                                                                    Творительный падеж (Кем? Чем?).                                                                                                        Игра «Кто с кем? Кто с Чем?».                                                                                                           Мальчик идёт с …(папой).                                                                                                                                        Девочка идёт с …(мамой).                                                                                                                                   Девочка играет с …(куклой).                                                                                                                         Мальчик играет с…(машинкой).                                                                                                                    Предложный падеж ( О ком? О чём?)                                                                                                   Игра «Еда для животных».                                                                                                      Медведь мечтает о…(рыбе).                                                                                                                                 Кошка мечтает о …(молоке).                                                                                                                          Собака мечтает о…(косточке).                                                                                                                         Закрепление беспредложных форм существительных множественного числа.                                                                                                                       Дательный падеж (Кому? Чему?)                                                                                                                    Игра «Угости зверей»                                                                                                                     Морковку дадим …(зайцу).                                                                                                                                   Косточку предложим …(щенку).                                                                                                          Молоко нальём…(котёнку).                                                                                                                        Зерна насыплем ..(курице).                                                                                                                                                Творительный падеж (Кем? Чем?).                                                                                                                                   Игра «Путешествие».                                                                                                                  В Австралию мы отправимся за..(крокодилами, кенгуру).                                                               В Евразию мы поедем за…(слонами, тиграми).                                                                                              В Арктику мы поедем за…(белыми медведями, тюленями).                                                                                      Родительный падеж (Кого? Чего?).                                                                                                                                       Игра «Кто где живёт».                                                                                                                   На севере много…(медведей, тюленей, моржей).                                                                                  В тайге много…                                                                                                                                                   В степи много…                                                                                                                                               Винительный падеж (Кого? Что?).                                                                                                       Игра «Кого я вижу, что я вижу».                                                                                              Я вижу лес, дерево , маму, кота……..                                                                                                           Формирование предложно-падежных конструкций существительных множественного числа.                                                                                      Предложно-падежные конструкции с существительными множественного числа представляют собой мало употребительные формы и являются очень сложными для дошкольников с ОНР, их усвоение происходит в течении длительного времени по тем же закономерностям, что и усвоение предложно –падежных конструкций существительных единственного числа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы логопедической работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Методы логопедической работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из осно...

Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи.Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется с учетом закономерностей нормального онтогене...

МЕТОДЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Закрепление  упражнений на формирование словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи....

Особенности развития речи в процессе формирования пространственных представлений дошкольников с общим недоразвитием речи

Особенностью пространственных представлений старших дошкольников с общим недоразвитием речи является неспособность свободно использовать в речи словесные обозначения пространственных характерист...

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется с учетом закономерностей нормального онтогенеза взаимодействия в развитии лексики, морфологической и синтаксической...

Алгоритм работы учителя-логопеда по формированию словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития в подготовительной к школе группе.

Предлагаемый алгоритм работы по формированию словоизменения у детей с ОНР III уровня речевого развития в подготовительной к школе группе охватывает целый учебный год. В нем отражено распределение соде...

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется с учетом закономерностей нормального онтогенеза взаимодействия в развитии лексики, морфологической и синтаксической...