ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
методическая разработка по логопедии
Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется с учетом закономерностей нормального онтогенеза взаимодействия в развитии лексики, морфологической и синтаксической системы языка. В процессе коррекционно-логопедической работы рекомендуется постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_slovoizmeneniya_u_doshkolnikov.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется с учетом закономерностей нормального онтогенеза взаимодействия в развитии лексики, морфологической и синтаксической системы языка. В процессе коррекционно-логопедической работы рекомендуется постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала.
Так, на начальном этапе работы проводится нормирование словоизменения в диалогической речи (на уровне словосочетания, предложения), в дальнейшем - закрепление словоизменения в связной речи.
Можно выделить три этапа логопедической работы по формированию словоизменения у дошкольников с ОНР.
Первый этап - формирование наиболее продуктивных и простых по семантике форм.
Существительные:
- дифференциация именительного падежа единственного и множественного числа;
- отработка беспредложных конструкций единственного числа.
Глаголы:
- согласование существительного и глагола настоящего времени 3-го лица в числе.
Второй этап включает работу над следующими формами словоизменения.
Существительные:
- понимание и употребление предложно-падежных конструкций единственного числа;
- закрепление беспредложных форм множественного числа.
Глаголы:
- дифференциация глаголов 1, 2, 3-го лица настоящего времени;
- согласование существительных и глаголов прошедшего времени в лице, числе и роде.
Прилагательные:
- согласование прилагательного и существительного в именительном падеже единственного и множественного числа.
Третий этап - закрепление более сложных по семантике и внешнему оформлению, менее продуктивных форм словоизменения.
Существительные:
- употребление предложно-падежных конструкций в косвенных падежах множественного числа.
Прилагательные:
- согласование прилагательного и существительного в косвенных падежах.
Формирование словоизменения закрепляется сначала в словосочетаниях, затем в предложениях, далее - в связной речи.
В работе с дошкольниками, страдающими ОНР, используются преимущественно текст-повествование и текст-описание. Более простым для этих детей является текст-повествование, в котором представлена динамика событий.
- В работе над каждым видом текста на начальном этапе широко используется наглядность.
- Логопедическая работа по закреплению словоизменения в связной речи должна строиться также с учетом самостоятельности планирования связных высказываний, что определяет следующую последовательность:
- пересказы простых и коротких текстов по серии сюжетных картинок с предварительной отработкой содержания каждой сюжетной картинки серии;
- пересказы по серии сюжетных картинок без предварительной отработки содержания каждой сюжетной картинки;
- пересказы по сюжетной картинке с предварительной отработкой ее содержания по вопросам;
- пересказы по сюжетной картинке без предварительной беседы по ее содержанию;
- пересказы без опоры на сюжетную картинку;
- составление рассказа по серии сюжетных картинок после предварительной беседы по содержанию каждой сюжетной картинки;
- составление рассказа по серии сюжетных картинок без предварительной отработки содержания;
- составление рассказа по сюжетной картинке с предварительной беседой по ее содержанию;
- составление рассказа по сюжетной картинке без предварительной беседы по ее содержанию; к) составление рассказа на заданную тему. картинок.
- Дифференциация каждой грамматической формы, особенно на начальном этапе, предполагает следующую последовательность работы.
- Сравнение денотатов (предметов, признаков, действий) по картинкам, в реальной ситуации и выделение различий.
- Выделение общего грамматического значения ряда словоформ в импрессивной речи.
- Соотнесение выделенного значения с флексией.
- Фонематический анализ выделенной флексии.
- Письменное обозначение флексии (если дети знают буквы).
- Закрепление связи грамматического значения и флексии в словосочетаниях.
- Закрепление формы словоизменения в предложениях и связной речи.
Покажем это на примере дифференциации форм единственного и множественного числа существительных в именительном падеже.
1. Вначале детям предлагаются картинки с изображением одного и нескольких предметов вперемешку. Дается задание выбрать картинки, на которых нарисовано несколько предметов. Картинки распределяются в два ряда: в первом ряду - картинки с изображением одного предмета, во втором ряду - картинки с изображением нескольких предметов. Дети уточняют, чем отличаются серии картинки второго ряда (например, слоны, столы, шарфы, шкафы...) и уточняют, что эти слова обозначают несколько предметов.
3. После повторного называния детьми слов второго ряда логопед задает 82
вопрос: "Что слышится в конце этих слов?" или "Какой одинаковый звук слышится в конце этих слов?" (Звук ы.)
Сравниваются пары слов: стол - столы.... Определяется их различие по семантике (стол - один предмет столы - много предметов) и по звучанию. Делается вывод: в конце слов, обозначающих много предметов, слышится звук ы (стол-ы, слон-ы и т. д.).
4-5. Звук ы соотносится с соответствующей буквой, которая выставляется около серии картинок, изображающих несколько предметов.
6-7. Детям предлагаются другие картинки, на которых изображен либо один предмет, либо несколько предметов. Логопед называет слово в единственном или множественном числе, дети показывают соответствующую картинку. Для закрепления правильной словоформы в экспрессивной речи логопед показывает картинку, а дети называют слово в единственном или множественном числе.
В дальнейшем проводятся различные игровые упражнения по закреплению формы множественного числа в словосочетаниях, предложениях, связной речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья ЗНАЧЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДИК РИСОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ, В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА..
Использование нетрадиционной техники рисования в коррекционной работе с детьми с ОНР в логопедическомдетском саду....
Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи.Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется с учетом закономерностей нормального онтогене...
Подборка загадок для занятий по формированию лексики детей с общим недоразвитием речи.
Подборка загадок для занятий по формированию лексики детей с общим недоразвитием речи. Загадки подобраны по лексическим темам, что значительно облегчает подготовку к занятиям логопедов и воспитателей ...
Формирование у детей с общим недоразвитием речи предпосылок к учебной деятельности
Большинство современных исследований в области специальной педагогики свидетельствует об увеличении количества детей с речевыми нарушениями, при этом общее недоразвитие речи (ОНР) является...
Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется с учётом закономерностей нормального онтогенеза взаимодействия в развитии лексики, морфологической и синтакси...
ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется с учетом закономерностей нормального онтогенеза взаимодействия в развитии лексики, морфологической и синтаксической...
Формирование системы словоизменения у детей с общим недоразвитием речи
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) испытывают трудности во многих аспектах обучения и развития. Одной из важнейших задач для таких детей является формирование системы словоизменения. Сл...