Общие закономерности развития речи в онтогенезе
статья по логопедии
-Единство биологического и социального. Предполагается, что речевое развитие происходит на основе сохранных биологических факторов. При нарушении лобных отделов мозга нарушается формирование речи. Речь - не врождённая функция, она появляется в процессе общения.
-Тесная связь развития речи ребёнка с развитием мышления, восприятия, памяти.
влияние развития мышления проявляется в усвоении значения слова;
влияние мышления проявляется при сравнении последовательности того или иного значения в других языках (форма единственного и множественного числа в русском языке – простые);
развитие речи ребёнка связано с развитием восприятия ребёнка (ребёнок начинает выделять признаки предметов, цвета делятся на основные и оттенки);
развитие речи связано с процессами расширения объёма восприятия (сначала однословные высказывания, потом двухсловные);
развитие речи связано с развитием памяти (при нарушении памяти возникает сенсорная алалия).
-Скачкообразность речевого развития. Связано с наличием сенситивного периода (наиболее благоприятного), то есть когда у него возникает активный словарь. Признаком формирования речи является гетерохронность - несовпадение, разновременность фаз развития отдельных функций, психических процессов.
- Поэтапность – наличие определённых периодов в речевом развитии ребёнка. Идёт от усвоения продуктивных форм к усвоению непродуктивных (от продуктивного окончания –ы к непродуктивному -а).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchie_zakonomernosti_razvitiya_rechi_v_ontogeneze.docx | 14.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Общие закономерности развития речи в онтогенезе
1) Единство биологического и социального. Предполагается, что речевое развитие происходит на основе сохранных биологических факторов. При нарушении лобных отделов мозга нарушается формирование речи. Речь - не врождённая функция, она появляется в процессе общения.
2) Тесная связь развития речи ребёнка с развитием мышления, восприятия, памяти.
а) влияние развития мышления проявляется в усвоении значения слова;
б) влияние мышления проявляется при сравнении последовательности того или иного значения в других языках (форма единственного и множественного числа в русском языке – простые);
в) развитие речи ребёнка связано с развитием восприятия ребёнка (ребёнок начинает выделять признаки предметов, цвета делятся на основные и оттенки);
г) развитие речи связано с процессами расширения объёма восприятия (сначала однословные высказывания, потом двухсловные);
д) развитие речи связано с развитием памяти (при нарушении памяти возникает сенсорная алалия).
3) Скачкообразность речевого развития. Связано с наличием сенситивного периода (наиболее благоприятного), то есть когда у него возникает активный словарь. Признаком формирования речи является гетерохронность - несовпадение, разновременность фаз развития отдельных функций, психических процессов.
4) Поэтапность – наличие определённых периодов в речевом развитии ребёнка. Идёт от усвоения продуктивных форм к усвоению непродуктивных (от продуктивного окончания –ы к непродуктивному -а).
1-я закономерность развития речи – единство биологического и социального.
Человек по своей сути существо биосоциальное. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Овладение родным языком как средством и способом общения является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Этот период является наиболее сенситивным (благоприятным) к усвоение речи. Если к 5-7 годам ребёнок не достиг определённого уровня речевого развития, в дальнейшем развитие речи может быть затруднено. Нарушение речедвигательного анализатора приводит к нарушению речи.
2-я закономерность развития речи – тесная связь развития речи ребёнка с развитием мышления, восприятия, памяти.
Речевое развитие является важнейшим аспектом общего психического развития в детском возрасте.
Тесная связь развития речи ребёнка с развитием мышления, восприятия, памяти.
а) влияние развития мышления проявляется в усвоении значения слова;
б) влияние мышления проявляется при сравнении последовательности того или иного значения в других языках (форма единственного и множественного числа в русском языке – простые);
в) развитие речи ребёнка связано с развитием восприятия ребёнка (по мере развития восприятия ребёнок начинает выделять признаки предметов, цвета делятся на основные и оттенки);
г) развитие речи связано с процессами расширения объёма восприятия (сначала однословные высказывания, потом двухсловные);
д) развитие речи связано с развитием памяти (при нарушении памяти возникает сенсорная алалия).
3-я закономерность развития речи. Скачкообразность речевого развития. Связано с наличием сенситивного периода (наиболее благоприятного), то есть когда у ребёнка возникает активный словарь. Признаком формирования речи является гетерохронность - несовпадение, разновременность фаз развития отдельных функций, психических процессов. Проявляется в несовпадении темпов развития разных психических процессов относительно друг друга. До 1,5 лет медленно накапливается объем слов.
4-я закономерность развития речи: поэтапность.
Поэтапность – наличие определённых периодов в речевом развитии ребёнка.
1-2 месяца – эмоциональное общение ребёнка, кряхтение в ответ на улыбку.
3-4 месяца – радость игрушкам, начало гуления.
5-6- месяцев – появление лепета. К 6 месяцам путём подражания ребёнок начинает произносить отдельные слоги.
7-9 месяцев – к концу первого года жизни начинаются появляться первые слова, в активном словаре 10-12 слов-звукоподражаний. Развивается хорошее понимание речи.
1,5-2 года – начало формирования коммуникативных функций речи. Постепенно появляются –двух, трёхсложные слова. Запас слов – до 200 и более.
К 3 годам – ребёнок накопливает 1000 слов. Начинает формироваться грамматический строй речи (падежные окончания, союзы, предлоги, времена глаголов). Развивается фонематический слух.
К 4 годам– пользуется в речи простыми и сложными предложениями, отмечается неправильное звукопроизношение.
К 5 годам – улучшается фонематическое восприятие, появление сложных предложений, составление сказок, рассказов, в норме ребёнок говорит чисто.
К 6-7 годам – формируется контекстная речь (отвлечённая, абстрактная).
В школьный период речь совершенствуется, сознательно используются языковые средства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные закономерности развития речи ребенка
Одним из важных моментов в развитии ребенка является правильное и своевременное развитие речи.Своевременное формирование речи влияет на формирование всей нервной деятельности, и является основой умств...
Общие закономерности развития речи у детей с нормальным речевым развитием и в условиях нарушения
Если сравнивать пути усвоения родного языка детьми, сообщаемые исследователями нормальной детской речи, с путями становления детской речи при нарушении ее развития, то нельзя не заметить в них опреде...
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ 0-7 лет Развитие речи в онтогенезе.
(индивидуальное развитие организма от момента зарождения до конца жизни-онтогенез)Речь развивается параллельно с физическим и умственным развитием ребенка.Усвоение родной речи происходит в строгой зак...
Развитие разных сторон речи в онтогенезе по книге «Развитие речи в онтогенезе»
Развитие разных сторон речи в онтогенезе по книге «Развитие речи в онтогенезе»...
Общее родительское собрание по теме "Развитие речи в онтогенезе у детей дошкольного возраста"
Здравствуйте уважаемые родители, коллеги! Хотела бы сегодня рассказать Вам о том, как появляется и развивается в дальнейшем речь у наших детей и от каких факторов зависит развитие речи у ребёнка, а та...
Тема самообразования «Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте»
Тема по самообразованию«Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте»...
Статья " Закономерности развитя речи дошкольников с ОНР( 3 уровень речевого развития)."
В статье приведена обощенная характеристика ребенка ОНР, 3 уровеня речевого развития. Предожены конкретные задания по коррекции....