Картотека упражнений на развитие фонематического восприятия
картотека по логопедии
Упражнения для развития фонематического восприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_uprazhneniy_na_razvitie_fonematicheskogo_vospriyatiya.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека упражнений на развитие фонематического восприятия
Узнавание неречевых звуков
«Скажи, что ты слышишь?»
Оборудование: стаканы (с водой или пустой), баночки с крупами, фольга, деревянные и металлические ложки, ширма.
Процедура проведения: логопед показывает и называет предметы, демонстрирует их звучание. Логопед за ширмой выполняет различные действия с предметами (переливает воду, пересыпает крупу...). Ребёнок должен определить, что он слышит (шуршание бумаги, звук льющейся воды и т.д.)
Инструкция: Посмотри на предметы, запомни их звучание. Я сейчас буду выполнять действия с предметами за ширмой, а ты постарайся определить, какой предмет звучал.
«Тишина»
Процедура проведения: Дети, закрыв глаза, «слушают тишину». Через 1-2 минуты детям предлагается открыть глаза и сказать, что же они услышали.
Инструкция: Закройте глаза, послушайте тишину, потом скажите, что вы услышали.
«Угадайка»
Оборудование: Музыкальные инструменты, картинки-символы
Процедура проведения: Логопед знакомит детей с музыкальными инструментами, с их звучанием. Затем предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать. По команде логопеда открыть глаза, показать картинки с изображением звучащих инструментов.
Инструкция: Внимательно послушайте, как звучит каждый музыкальный инструмент. По моей команде «настала ночь» вы закрываете глаза, я играю на музыкальном инструменте, а по команде «день» вы открываете глаза и показываете картинку с изображением того инструмента, который сейчас звучал
«Угадай, чей голос»
Оборудование: игрушка - мишка
Процедура проведения: Дети сидят полукругом. Перед ними на некотором расстоянии спиной к детям сидит ребенок с мишкой. Логопед предлагает кому-нибудь из ребят позвать мишку. Водящий должен угадать, кто его позвал. Он останавливается перед позвавшим и рычит. Тот, кого узнали, получает мишку, садится с ним на стульчик и водит.
«Высоко – низко»
Оборудование: дудочка
Процедура проведения: Дети идут по кругу. Логопед воспроизводит высокие и низкие звуки на дудочке. Услышав высокие звуки, дети поднимаются на носочки, низкие - приседают.
Инструкция: Вы сейчас будете ходить по кругу, а я буду играть на дудочке. Если вы услышите высокие звуки, то идёте на носочках, а если услышите низкие звуки, то приседаете.
Различение высоты, силы, тембра
«Тебя зовут»
Процедура проведения: Дети стоят в линии. Логопед предлагает одному ребенку отвернуться и догадаться, кто из детей его позвал, вначале ребенка зовут по имени, затем для усложнения произносят короткое АУ.
Инструкция: Ты сейчас отвернёшься, и кто-то из детей тебя позовёт, а ты должен угадать, кто тебя позвал
«Три медведя»
Оборудование: картинки с изображением медведей Процедура проведения: Логопед предлагает ребенку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать и показать картинку, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах:
Инструкция: Я сейчас буду читать реплики из сказки «Три медведя». Ты должен отгадать и показать картинку, кто говорит: Михайло Иванович говорит низким голосом, Настасья Петровна средним по высоте голосом, а Мишутка высоким голосом.
«Далеко или близко»
Процедура проведения: Логопед предлагает ребенку определить, далеко или близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести различным по силе голосом (громко, тихо). АУ (громко), АУ (тихо). Лает собака: АВ (громко), АВ-АВ (тихо). Мяукает кошка, мычит корова, поет петух, кудахчет курица, квакают лягушки, каркает ворона, блеет овечка
Инструкция: Я сейчас буду лаять как собака, а ты угадай, где находится собака. Если я буду лаять тихо, то значит, собака находится далеко, а если громко, то собака находится близко. Потом ты будешь лаять громко и тихо, а я буду угадывать.
«Покажи»
Оборудование: картинки-символы
Процедура проведения: Логопед показывает ребёнку картинки-символы, а затем просит ребенка воспроизвести изменения характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука. А — плачет, кричит девочка, показывает горло врачу, поет певица, качаем малыша, девочка укололась иголкой ; О — удивилась мама
поет певица, потягивается папа, кричит охотник в лесу; У – гудит пароход, звучит дудочка.
Инструкция: Я сейчас буду изображать, как плачет девочка и показывать картинку, а ты смотри и слушай внимательно, потом повтори за мной.
«Поговорим»
Оборудование: картинки с изображением кота около хозяина, около двери; маленький кот, большой кот.
Процедура проведения: Логопед показывает ребёнку картинки и предлагает сказать МЯУ: громко (кот рядом с хозяином); тихо (кот около двери); высоким голосом (маленький котенок); низким голосом (большой кот).
Инструкция: Я буду показывать тебе картинки. Если я покажу картинку, на которой кот рядом с хозяином, то ты мяукаешь громко. Если картинку, где кот около двери, то ты тихо мяукаешь. Если картинку маленького кота, то ты мяукаешь высоко, а если большого – низко.
Различение слов, близких по звуковому составу
«Правильно - неправильно»
Оборудование: картинки с изображением предметов
Процедура проведения: Логопед дает ребенку два кружка - красный и зеленый. Если ребенок услышит правильное название того, что изображено на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное — красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, четко произносит звукосочетания (БАМАН ВАВАН АЛЬБОМ АЛЬПОМ; ПАМАН ДАВАН АЙБОМ АЛЬМОМ; БАНАН БАВАН АНЬБОМ АПЬНОМ; БАНАМ ВАНАН АВЬБОМ АБЛЁМ)
Инструкция: Я буду тебе называть, что изображено на картинке, если я скажу правильно, то ты поднимаешь зелёный кружок, если неправильно – красный. Потом ты показываешь картинку и говоришь правильное слово.
«Повтори»
Оборудование: карточки с рядами слов.
Процедура проведения: Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3 в названном порядке: мак—бак—так моток—каток—поток; ток—тук—так батон—бутон—бетон; бык—бак—бок будка—дудка—утка; дам—дом—дым; нитка—ватка—ветка
Инструкция: Я буду называть тебе ряд слов, а ты постарайся их запомнить и повторить.
«Найди лишнее»
Оборудование: карточки с рядами слов
Процедура проведения: Из четырех слов, отчетливо произнесенных логопедом, ребенок должен назвать то, которое отличается от остальных: канава—канава—какао—канава; ком—ком—кот—ком; утёнок—утёнок—утёнок—котёнок;
будка—буква—будка—будка; винт—винт—бинт—винт
Инструкция: Я буду называть ряд слов, а ты должен сказать какое слово отличается от остальных.
«Найди похожее»
Оборудование: карточки с рядами слов
Процедура проведения: Логопед не торопясь, внятно произносит три слова, а затем просит ребенка определить, на какое из названных трех слов больше похоже 4-е: мак—дом—ветка (Слова для сравнения: сетка, ком, бак, метка, клетка); совок—вагон—гном (Слова для сравнения :дом, лимон, каток, бидон, лом, сом, загон, моток)
Инструкция: Я сейчас произнесу три слова, постарайся их запомнить, потом я произнесу четвёртое слово, а ты должен сказать на какое слово оно похоже по звуковому составу.
«Всё расставить по местам»
Оборудование: картинки с изображением дома, кома, гнома, сома.
Процедура проведения: Перед ребёнком лежат картинки. Логопед читает стихотворение. Ребенок должен выбрать из слов, близких по звуковому составу, нужное в соответствии с данным определением понятия, опираясь на нужную картинку. Я тебе задачу дам — всё расставить по местам:
Что скатали мы зимой?.. Что построили с тобой?.. На крючок в реке попал?..
Может всё, хоть ростом мал?.. (Слова для подстановки: дом, ком, гном, сом)
Инструкция: Перед тобой лежат картинки. Я буду читать тебе стихотворную строчку, а ты смотри на картинки и догадайся какое слово нужно вставить вместо пропуска. Назови слово.
Дифференциация слогов
1«Повтори правильно»
Оборудование: карточки с рядами слогов
Процедура проведения: Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного
слога.
та—та—та па—па—па ка—ка—ка
та—та—та па—па—па ка—ка—ка
та—та—та па—па—па ка—ка—ка
фа—фа—фа на—на—на
Инструкция: Я буду произносить тебе слоги, а ты внимательно слушай постарайся повторить без ошибок.
2«Повтори правильно»
Оборудование: карточки с рядами слогов
Процедура проведения: Воспроизведение слоговых сочетаний с одним согласным и разными гласными звуками.
та—то—ту; ну—ны—на; бо—ба—бы
ты—та—то; но—на—ну; бу—бо—ба.
му—мы—ма; да—ды—до; па—пу—по
мо—ма—мы; ду—ды—да; ку—ко—ка
Инструкция: Я буду произносить слоги, а ты внимательно слушай и постарайся повторить без ошибок.
3«Повтори правильно»
Оборудование: карточки с рядами слогов
Процедура проведения: Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по мягкости / твердости:
па—пя по—пё пу—пю пы—пи
ма—мя мо—мё му—мю мы—ми
ва—вя во—вё ву—вю вы—ви
Инструкция: Я буду произносить слоги, а ты внимательно слушай и постарайся повторить без ошибок.
4«Повтори правильно»
Оборудование: карточки с рядами слогов
Процедура проведения: Воспроизведение слоговых пар с наращиванием стечения согласных звуков:
па—тпа на—пна
та—пта ка—фка
фа—тфа ка—тка
та—фта ка—пка
ма—кма та—кта
Инструкция: Я буду произносить слоги, а ты внимательно слушай и постарайся повторить без ошибок.
5«Повтори правильно»
Оборудование: карточки с рядами слогов
Процедура проведения: Воспроизведение слоговых сочетаний с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными:
пта—пто—пту—пты; тма—тмо—тму—тмы
кта—кто—кту—кты; кна—кно—кну—кны
фта—фто—фту—фты;фка—фко—фку—фкы
тпа—тпо—тпу—тпы; пна—пно—пну—пны
Инструкция: Я буду произносить слоги, а ты внимательно слушай и постарайся повторить без ошибок.
Дифференциация фонем
«Хлоп-хлоп»
Процедура проведения: Выделение одного из гласных звуков (А, О, У, И, Ы, Э) в звуковом потоке. Взрослый называет и многократно повторяет гласный звук, который ребенок должен выделить среди других звуков (хлопнуть в ладоши). Затем взрослый медленно, четко, с паузами произносит звуковой ряд, например: А-У-М-И-С-Ы-О-Э-Р-Ш-Ф-Л-В-З-Ж-Х-Ы-А и т. д. Упражнение повторяется до тех пор, пока каждый гласный звук не будет выделяться ребенком точно и уверенно.
Инструкция: Я буду называть звуки, а ты если услышишь гласный звук [А], хлопай в ладоши, если не услышишь, не хлопай.
«Повтори звуки»
Процедура проведения: Логопед проговаривает сочетание звуков, ребёнок слушает и повторяет. а) по два: АО УА АИ ИО ИУ ЫИ б) по три: АИУ ИАО УИА ОИЫ ИОУ ИЫО в) по четыре: АОУИ ИОУА ИЫОУ ОУИЫ АОЫУ ОАУЫ
Инструкция: Я буду называть тебе сочетание звуков, а ты внимательно слушай и повторяй за мной.
«Разложи»
Оборудование: предметные картинки
Процедура проведение: Взрослый показывает картинки с изображением предметов. Ребенок должен разложить эти картинки по две кучки: слова, которые начинаются с твердого согласного и слова, которые начинаются с мягкого согласного.
Инструкция: Внимательно посмотри на картинки, попробуй разложить их на две кучки. В одну кучку складывай картинки, слова которых начинаются с твердого согласного, в другую кучку – слова которых начинаются с мягкого согласного.
Развитие навыков звукового анализа
«Выдели звук в начале слова»
Оборудование: слова с ударным гласным вначале слова (Аня, аист, Оля, осы, утро, умный, Ира, иней)
Процедура проведение: Логопед произносит слова, ребёнку предлагается определить ударный гласный в начале слова
Инструкция: Я буду произносить слова, а ты внимательно слушай и назови мне первый звук в слове.
«Выделение звука из слова»
Оборудование: слова с заданным звуком и без него
Процедура проведения: Логопед называет слова, ребёнок должен определить есть ли заданный звук в слове.
Инструкция: Я сейчас буду называть слова, если звук [С] есть в слове, то ты хлопаешь в ладоши, если в слове нет звука, то ничего не делаешь.
«Определение места звука в слове»
Оборудование: слова, в которых заданный звук находится в разных позициях
Процедура проведения: Логопед называет слова, ребёнок определяет в какой позиции слово
Инструкция: Я буду называть слова, в каждом слове есть звук [С], тебе нужно сказать, где находится этот звук: в начале, в середине или в конце слова.
«Определение количества звуков в слове»
Оборудование: слова
Процедура проведения: Логопед называет слова, ребёнок определяет количество звуков в слове.
Инструкция: Я буду называть слова, а ты слушай и скажи сколько в слове звуков.
«Определение соседей звука в слове»
Оборудование: слова
Процедура проведения: Логопед называет слова, ребёнок определяет соседей заданного звука
Инструкция: Я буду называть слова, а тебе нужно определить соседей звука.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система упражнений по развитию фонематического восприятия у детей с ФФН
В систему упражнений по развитию фонематического восприятия вошли игры, которые были собраны и систематизированы при изучении различных методик по развитию фонематического слуха у детей с ФФН. В частн...
Картотека игр и упражнений на развитие фонематического восприятия.
Цель приведенных игр и упражнений - развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие: учить детей слышать в словах звуки, дифференцировать на слух и в произношении некоторые пары звуков (с - з,...
Картотека игр и упражнений на развитие фонематического восприятия
Слух является непременным условием формирования речи. Ребёнок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих. Но и при нормальном слухе, у детей встречается нарушение звукопроизношения. ...
Картотека игр и упражнений на развитие фонематического восприятия
Картотека игр и упражнений...
Картотека игр и упражнений для развития фонематического восприятия.
Сформированное фонематическое восприятие позволяет определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, подбирать слова на определенные звуки, определять место звука в слове, а такж...
Картотека упражнений по развитию фонематического восприятия и навыков фонематического слуха.
УПРАЖНЕНИЕ № 1 На ст...
КАРТОТЕКА ИГР (УПРАЖНЕНИЙ) НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДЛЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ.
В картотеке подобраны игры и упражнения для развития фонематического восприятия у детей с ФФНР....