КАРТОТЕКА ИГР (УПРАЖНЕНИЙ) НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДЛЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ.
картотека по развитию речи
В картотеке подобраны игры и упражнения для развития фонематического восприятия у детей с ФФНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_pri_ffnr.docx | 22.13 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРЫ (УПРАЖНЕНИЯ) НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО
ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДЛЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ.
Ⅰ. УЗНАВАНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ
Упражнение «Что за шум?»
Цель: формирование умения узнавать «бытовые шумы».
Оборудование: предметы издающие звук (скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум кипящей и льющейся воды, шелест страниц).
Ход: взрослый за ширмой выполняет разнообразные действия с предметами (режет бумагу, стучит, переливает воду и т.д.), дети узнают – что звучало. Хорошо, если шум сразу «озвучивается» голосом, называется словом - звукоподражанием.
Примечание: Порекомендуйте родителям вместе с ребенком послушать звуки за окном: Что шумит? Что гудит? Кто кричит? Кто разговаривает? Кто смеется?
Упражнение «Шумящие коробочки», «Звуковые цилиндры»
Цель: развитие неречевого звукоразличения.
Оборудование: наполненные горохом, крупой, песком, кнопками, скрепками, пуговицами, мелкими камешками коробочки или киндеры.
Ход: Детям предлагается найти две одинаково звучащие коробочки, наполненные различными материалами. Ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары.
Примечание: Рекомендуется проводить как воспитателям, так и родителям.
Упражнение «Где позвонили?»
Цель: формирование умения определять направления звука.
Оборудование: будильник, колокольчик.
Ход:
Вариант 1: Все дети выходят из комнаты. Кто-нибудь прячет будильник, который громко тикает. Дети возвращаются и ищут его. Если кто-то нашел, то шепчет на ухо ведущему и молча садиться на стульчик. Ребенок, который нашел будильник последним – платит фант.
Вариант 2: Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? – слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант – «жмурки». Ребенок в роли водящего.
Примечание: игру может проводить как логопед, так и воспитатель.
Ⅱ. РАЗЛИЧЕНИЕ ВЫСОТЫ, СИЛЫ, ТЕМБРА ГОЛОСА НА МАТЕРИАЛЕ ОДИНАКОВЫХ ЗВУКОВ, СЛОВ, ФРАЗ
Упражнении «Громко-тихо»
Цель: развитие высоты и тембра голоса.
Оборудование: не требуется.
Ход: Попросите ребенка произнести гласный звук, слог или слово громко, потом – тихо, протяжно, потом отрывисто, высоким голосом – низким.
Вариант: придумайте или вспомните каких-то сказочных персонажей, договоритесь, кто из них как говорит, а потом разыгрывайте небольшие диалоги, узнавайте ваших героев по голосу, меняйтесь ролями.
Упражнение «Далеко – близко»
Цель: развитие основных качеств голоса: силы, высоты.
Оборудование: игрушечный котенок.
Ход:
Вариант 1: Взрослый показывает детям игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко), и как - когда далеко (тихо). Затем произносит "Мяу", меняя силу голоса, а дети отгадывают, близко или далеко мяукает котенок.
Вариант 2: Затем дети мяукают по сигналу взрослого: "близко" - "далеко".
Вариант 3: Взрослый объясняет, что котенок очень боится щенка и мяукает жалобно, дрожа и замирая от страха. Ребенок должен мяукнуть, изображая страх.
Упражнение «Угадай, кто кричит»
Цель: развитие основных качеств голоса: силы, высоты.
Оборудование: предметные картинки.
Ход: Ребенку дают картинки с изображениями домашних животных - взрослых и детенышей: коровы и теленка, козы и козленка, свиньи и поросенка. Взрослый произносит каждое звукоподражение то низким, то высоким голосом ("Му-му", "Бе-бе", "Хрю-хрю"). Ребенок, ориентируясь на характер звукоподражания и одновременно на высоту голоса, должен поднимать соответствующую картинку.
Примечание: Рекомендуется проводить как воспитателям, так и родителям.
Ⅲ. РАЗЛИЧЕНИЕ СЛОВ, БЛИЗКИХ ПО СВОЕМУ ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ
Упражнение «Не ошибись»
Цель: научить находить лишнее слово.
Оборудование: не требуется.
Ход: Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет изображение: «Вагон». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши». Затем произносит: «Вагон - вакон - фагон – вагом». Затем взрослый показывает следующую картинку или чистый лист бумаги и называет: «Бумага - пумага - тумага - пумака – бумака».
Примечание: Упражнение необходимо начинать со слов простых по звуковому составу, и постепенно переходить к сложным.
Упражнение «Незнайка запутался»
Цель: учить находить слова, сходные по звучанию.
Оборудование: предметные картинки.
Ход: Ребенку предлагается разложить картинки с изображенными предметами, которые произносятся похоже: суп – зуб, зайка – сайка, лисонька – Лизонька, коса – коза, замок – сапог, злой – слой, Захар – сахар, сурок – зубок.
Упражнение «Будь внимателен»
Цель: развитие внимания и умения различение слов близких по звучанию.
Оборудование: предметные картинки.
Ход: Взрослый раскладывает перед ребенком картинки, названия которых звучат очень похоже, например: рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужа, лыжа. Затем он называет 3-4 слова, а ребенок отбирает соответствующие картинки и раскладывает их в названном порядке (в одну линию или в столбик - по вашей инструкции).
Ⅳ. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СЛОГОВ
Упражнение «Телефон»
Цель: развитие у детей умения дифференцировать слоги.
Оборудование: не требуется.
Ход: Дети сидят в ряд друг за другом. Логопед называет слог или серию слогов (например: су-су-со, па-па-са и т.д., состоящие из звуков, не нарушенных в произношении детей) на ушко первому ребенку. Серия слогов передается по цепочке и последний ребенок произносит ее вслух. Последовательность цепочки меняется.
Упражнение «Бабочка»
Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слогов, близких по звуковому составу.
Оборудование: не требуется.
Ход: логопед предлагает детям «превратить руки в бабочек» (скрестить кисти рук в запястьях, прижать ладони тыльными сторонами друг к другу, выпрямив пальцы - бабочка сложила крылья, взмах крыльев осуществляется только легким, но резким движением в запястьях). Бабочка летит, пока логопед произносит слоги («песенки»), но замирает, когда логопед произносит слог «ай»: ам, ом, ай, ап, оп, ох, ах, ай, ам, ах, ух, ай...
Примечание: Эту игру можно предложить во время пальчиковой гимнастики на фронтальном или индивидуальном занятии.
Упражнение «Медвежонок»
Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слогов, близких по звуковому составу.
Оборудование: две игрушки медведица и медвежонок.
Ход: логопед показывает медвежонка и говорит, что он потерялся. Медвежонок еще маленький и не может громко позвать свою маму. Логопед просит детей помочь медвежонку и громко повторить его слова: Ам-ма! Ом-мо! Ум-му! Затем появляется медведица и благодарит детей за помощь.
Примечание: Можно предложить обратные и прямые слоги с другими доступными для произношения согласными и использовать эту игру в основном этапе фронтальных и индивидуальных логопедических занятий.
Ⅴ. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ФОНЕМ
Упражнение «Какой звук есть во всех словах?»
Цель: развитие фонематического слуха.
Оборудование: не требуется.
Ход: Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.
Упражнение «Сигнальщики»
Цель: совершенствование навыков звукового анализа, дифференциация звуков.
Оборудование: фишки, предметные картинки.
Ход: В правую руку возьмем фишку синего цвета, в левую – зеленую. Если в слове есть звук [м], показываете синюю фишку; если в слове есть звук [м,] - зеленую. Слова: малыш, миска, дом, мышь, камень, мёд, компот и т.д.
Упражнение «Внимательные ушки»
Цель: учить выделять (узнавать) звук на фоне других звуков, слогов, слов.
Оборудование: не требуется.
Ход: Логопед дает инструкцию: «Я буду называть звуки (слоги, слова). Если вы услышите звук [р] хлопните в ладоши (поднимите руку, поднимите флажок) вот так».
а) из ряда звуков: [р], [ш], [к], [м], [р], [ж], [х], [ы], [р] и т.д.;
б) из слогов: со, мо, ар, га, про, дыр, эр, пи, мин, рам и т.д.
в) из слов: рыба, слон, помидор, роза, лампа.
Ⅵ. РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА СЛОВ
Упражнение «Глухой – звонкий»
Цель: научить различать глухие и звонкие согласные, предупреждение нарушений письма.
Оборудование: карточки.
Ход: Предварительно разобрать, что глухие согласные отличаются от звонких тем, что при произнесении последних используют голос.
Подготовить карточки с изображением уха (тихие - глухие) и барабана (громкие - звонкие) и карточки с изображением соответствующих букв (б - п, в - ф, г - к, д - т, ж - ш, з - с).
Произносится ряд звуков: б б б п п б п б п б б п п п п б п...... - ребёнок должен соотнести услышанный звук с соответствующей буквой.
Упражнение «Хлопки»
Цель: учить выделять слог с определенным звуком.
Оборудование: не требуется.
Ход: Детям предлагается отхлопать слоги со звуком «Б» в ладоши, а со звуком «П» по коленкам (ба-пу-бо-по). Так же со звуками, например, с-ш, ш-ж, к-г, т-д, р-л, ч-щ и т.п.
Упражнение «Утки и окуни»
Цель: научить узнавать на слух и различать в словах ударные гласные О и У.
Оборудование: не требуется.
Ход: Дети делятся на 2 команды - окуни и утки. Они двигаются произвольно по площадке. Ведущий произносит поочерёдно слова то с ударным звуком У, то с ударным О. Дети – «окуни» должны замереть, когда услышат слово со звуком О, а «утки» - когда услышат слово с У. Кто не останавливается вовремя, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся и дольше всех остался на площадке.
Слова для игры: обруч, овощи, осень, ослик, остров, отдых, отпуск, Оля, озеро, овцы, орден, облако, угол, удочка, ужин, улей, отпуск, умный, уголь, узкий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система упражнений по развитию фонематического восприятия у детей с ФФН
В систему упражнений по развитию фонематического восприятия вошли игры, которые были собраны и систематизированы при изучении различных методик по развитию фонематического слуха у детей с ФФН. В частн...
Система упражнений по развитию фонематического восприятия у детей с ФФН
Система упражнений по развитию фонематического восприятия у детей с ФФН I. Подготовительный этапЦель: формирование базы для развития фонематического восприятия. 1. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯ...
Система упражнений по развитию фонематического восприятия у детей с ТНР
Развитие фонематичесого восприятия у детей с тяжелыми нарушениями речи...
Упражнения для развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста
Упражнения для развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста...
Упражнения для развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста
Работа по формированию фонематического восприятия начинается с неречевых звуков. Обращение внимания детей:на звуки улицы;на бытовые звуки;Определение:источника звука (Н-р: хлопки, притопы)...
Система упражнений по развитию фонематического восприятия у детей с нарушениями речи
Дифференциация слов, близких по звучанию: Игра «Внимательные ушки».Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слов, близких по звучанию.Оборудование: предметная картинк...
Упражнения для развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста
Игры и упражнения на развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста...