Картотека игр и упражнений на развитие фонематического восприятия
картотека по обучению грамоте (старшая группа)
Картотека игр и упражнений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_i_uprazhneniy_na_razvitie_fonematicheskogo_vospriyatiya.docx | 18.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр и упражнений на развитие фонематического восприятия.
К моменту перехода в старшую группу дети могут произносить практически все звуки (их артикуляционный аппарат уже готов к произношению даже самых трудных звуков). Но педагог по-прежнему уделяет серьезное внимание развитию фонематического слуха и артикуляционного аппарата детей, он учит их различать звуки на слух и правильно произносить их (с - з, с - ц, ш - ж, ч - щ, с - ш, з - ж, ц - ч, с - щ, л - р).
Что такое фонематический слух и фонематическое восприятие?
Фонематический слух - это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное слово: "коза-коса", "дом-том", "бочка-почка". Если ребёнок искажает звуки, заменяет другими звуками, пропускает звуки – это значит, у него не до конца сформирован фонематический слух.
Фонематическое восприятие – это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова. Например: «Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?»
Пятилетние дети способны определить на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа. Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например не дифференцируют на слух звуки с и ц, с и ш, ш и ж и другие.
Для развития фонематического восприятия, умения вслушиваться в звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, дифференцировать определенные пары звуков предлагаются детям этого возраста игры, направленные на подбор слов с заданными звуками, или упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений. Цель приведенных ниже игр и упражнений - развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие: учить детей слышать в словах звуки, дифференцировать на слух и в произношении некоторые пары звуков (с - з, с - ц, ш - ж, ч - щ, с - ш, з - ж, ц - ч, с - щ, л - р), правильно выделять во фразах нужные слова.
ПОЙМАЙ ЗВУК.
Игра на выделение звука на фоне слова. Проводится в качестве физминутки.
Задание: дети должны подпрыгнув хлопнуть в ладоши, если в названном слове слышится заданный звук (например [c] - “сова”, “зонт”, “лиса”, “лес”, “коза”, “слон”, “жук”, “коса”, “ёжик”, “нос”, “стакан”).
ОХОТНИКИ.
Цель: развитие фонематического восприятия.
Описание игры: логопед предлагает детям научиться ловить звуки. Просит детей сделать вид, что они спят (чтобы «не вспугнуть звук»): положить голову на руки, закрыть глаза. «Проснуться» (сесть прямо), услышав нужный звук в ряду других звуков.
Эту игру можно предложить в основной части фронтального или индивидуального занятия знакомства со звуками. Особенно полезна она на фронтальном занятии, т.к. позволяет логопеду видеть реакцию всех детей, и исключает подсматривание детей друг за другом.
КАКОЙ ЗВУК ЕСТЬ ВО ВСЕХ СЛОВАХ?
Логопед произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах. Дети называют звук "ш". Затем предлагает определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах: жук, жаба, лыжи – "ж"; чайник, ключ, очки – "ч"; щетка, ящик, щавель – "щ"; коса, усы, нос – «с»; селедка, Сима, лось – "сь"; коза, замок, зуб – "з"; зима, зеркало, вазелин – "зь"; цветок, яйцо, курица – "ц"; лодка, стул, лампа – "л"; липа, лес, соль – "ль"; рыба, ковер, крыло – "р"; рис, крепость, букварь – "рь". Педагог следит, чтобы дети четко произносили звуки, правильно называли твердые и мягкие согласные.
АЛФАВИТ.
Задание: играет группа детей, каждому присваивается какая – либо буква алфавита. Ведущий перечисляет вперемешку буквы. Услышав свою букву алфавита, ребенок должен встать. Игру можно провести, выделяя первый или последний звук в слове.
ИГРЫ СО ЗВУКАМИ.
1) Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А (Е, О, Л, В и т. д.). Назови слова, которые заканчиваются на звук А (К, Н, Г). Назови слова, в которых звук А (Д, В, И) в середине слова.
2) Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол. Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач…) Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний – ш. (Карандаш, камыш…). Какое получится слово, если к "но" - прибавить один звук? (Нож, нос…). Составь такое предложение, в котором все слова начинались бы со звука "м". (Мама моет Машу мочалкой.) Найди в комнате предметы, в названии которых второй звук "у". (Бумага, дудочка, Буратино…).
НАЙДИ КАРТИНКИ.
1) Ребенок отбирает из набора картинки на заданный звук или несколько звуков. Звук может стоять в начале слова, в конце, в середине.
2) Нахождение звука в названиях предметов по сюжетной картине. Выигрывает тот, кто больше найдет предметов. Сюжетные картины могут подбираться в соответствии с лексической темой.
3) Игра проводится в виде эстафеты. Дети делятся на 2 команды. Одна команда собирает картинки, например, со звуком Л, другая со звуком Р. Один игрок может взять одну картинку. Когда все дети возьмут по картинке, они поворачиваются друг к другу и называют картинки, выделяя голосом свой звук. Выигрывает та команда, которая правильно и быстрее соберет картинки.
ВОЛШЕБНИКИ.
Задание: "Сейчас мы будем превращать одно слово в другое. Я назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово. Вот, например: кит - кот.»
Слова для изменения: дом, сон, сок, пил, мел.
Слова для изменения первого звука: точка, лук, лак, день, педаль, макет.
Слова для изменения последнего звука: сыр, сон, сук, мак, стоп.
ОПРЕДЕЛИ НА СЛУХ САМОЕ КОРОТКОЕ СЛОВО.
Слова подбираются в соответствии с темой урока, также можно дать задание на определение самого длинного слова. Строитель, каменщик, дом, стекольщик.
ГУСЕНИЦА.
Ребенок выкладывает из деталей гусеницу. Количество деталей берет столько, сколько звуков в заданном слове. Затем он вытаскивает из двух карточек (на одной изображена голова гусеницы, на другой хвост) одну и называет первый звук в слове или последний в зависимости от картинки.
ПОДБЕРИ ПОХОЖИЕ СЛОВА.
Педагог произносит слова, близкие по звучанию: кошка - ложка, ушки - пушки. Затем он произносит слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию. Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно подбирали слова, произносили их внятно, чисто, громко.
ИСПРАВЬ ОШИБКИ.
Задание: ведущий читает стихотворение, намеренно делая ошибки в словах. Назвать правильно слова.
Куклу, выронив из рук,
Маша мчится к маме:
- Там ползет зеленый лук
С длинными усами (жук).
Закричал охотник: «Ой!
Двери гонятся за мной!» (звери).
- Эй, не стойте слишком близко.
Я тигренок, а не миска (киска).
Тает снег, течет ручей,
На ветвях полно врачей (грачей).
Ехал дядя без жилета,
Заплатил он штраф за это (билета).
Сели в ложку и айда!
Покатили вдоль пруда (лодку).
Мама с бочками пошла
По дороге вдоль села (дочками).
На поляне весной
Вырос зуб молодой (дуб).
На пожелтевшую траву
Роняет лев свою листву (лес).
На глазах у детворы
Крысу красят маляры (крышу).
Я рубашку сшила шишке,
Я сошью ему штанишки (мишке).
Встало солнце, уходит прочь
Темная длинная дочь (ночь).
Фруктов в корзине не счесть:
Яблоки, груши, бараны есть (бананы).
В реке живет мак,
Его не поймаю никак (рак).
Чтоб пообедать, взял Алешка
В правую руку левую ножку (ложку).
На пароходе повар – док
Приготовил вкусный сок (кок).
Очень ласковый был
Он хозяйку лизнул в лоб (кот).
Рогатый дол
По дороге шел (вол).
Школьник кончил строчку
И поставил бочку (точку).
Тащил мышонок в норку
Огромную хлебную горку (корку).
У печки с удочкой сижу
От рыбы глаз я не свожу (речки).
Русская красавица
Своей козою славится (косой).
Усатый кит сидит на печке,
Выбрав теплое местечко (кот).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр и упражнений на развитие фонематического восприятия.
Цель приведенных игр и упражнений - развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие: учить детей слышать в словах звуки, дифференцировать на слух и в произношении некоторые пары звуков (с - з,...
Картотека игр и упражнений на развитие фонематического слуха и восприятия.
Картотека игр и упражнений на развитие фонематического слуха и восприятия....
Картотека игр и упражнений на развитие фонематического восприятия
Слух является непременным условием формирования речи. Ребёнок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих. Но и при нормальном слухе, у детей встречается нарушение звукопроизношения. ...
Картотека игр и упражнений для развития фонематического восприятия.
Сформированное фонематическое восприятие позволяет определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, подбирать слова на определенные звуки, определять место звука в слове, а такж...
Картотека упражнений по развитию фонематического восприятия и навыков фонематического слуха.
УПРАЖНЕНИЕ № 1 На ст...
Картотека упражнений на развитие фонематического восприятия
Упражнения для развития фонематического восприятия....
КАРТОТЕКА ИГР (УПРАЖНЕНИЙ) НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДЛЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ.
В картотеке подобраны игры и упражнения для развития фонематического восприятия у детей с ФФНР....