Картотека игр и упражнений для развития фонематического восприятия.
картотека по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Щуцкая Галина Алексеевна

Сформированное фонематическое восприятие позволяет определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, подбирать слова на определенные звуки, определять место звука в слове, а также выстраивать правильную слоговую структуру слова. Развитие фонематического восприятия влияет на формирование всех сторон речи ребенка: четкое звукопроизношение, овладение грамматическим строем речи, освоение навыками письма и чтения.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №4 «Лукоморье» г. Соль-Илецк» Оренбургская область.

КАРТОТЕКА ИГР

Игры для развития фонематического слуха и восприятия, формирования навыков звукового анализа и синтеза

                                                                                  Подготовила: Щуцкая Галина Алексеевна

Воспитатель  1 квалификационной категории

Соль-Илецк  2021г.

«Угадай, чей голосок»

Цель: определить товарища по голосу.

Ход игры: водящий с закрытыми глазами на слух определяет, кто из играющих позвал его по имени.

«Далеко — близко»

Цель: определение местонахождения предмета или товарища.

Ход игры: играющие с закрытыми глазами определяют на слух, далеко или близко находится предмет (человек, издающий звук.

«Угадай, кто это»

Цельразвитие слухового восприятия и внимания.

Ход игры: водящий с закрытыми глазами определяет, кто из играющих подал голос (пи-пи-пи, ко-ко-ко и т. д)

«Повтори за мной»

Цельразвитие слухового внимания и памяти.

Ход игры: играющие повторяют за педагогом цепочку слогов или слов (та –да – та, том – дом – ком)

«Глухой телефон»

Цельразвитие слухового внимания и памяти.

Ход игры: играющие должны без ошибок передать по цепочке набор слогов или слов (па – та – ма, кошка – мошка – ложка)

«Найди похожие слова»

Цельразвитие фонематического восприятия.

Оборудование: предметные картинки, названия которых отличаются одним звуком.

Ход игры: дети подбирают парные картинки (кошка – мошка, суп - зуб)

«Найди неправильное слово»

Цельразвитие слухового внимания.

Ход игры: педагог произносит цепочку слов, дети определяют «неправильное слово» (дочка – точка - вочка).

«Замени звук»

Цельразвитие фонематического восприятия.

Ход игры: педагог называет слог или слово, дети заменяют один звук другим и получают новый слог или новое слово (са – за, коса - коза)

«Придумай рифму»

Цельразвитие фонематического восприятия.

Ход игры: педагог называет слово, дети придумывают к нему рифму (ложка – кошка, дом - ком).

«Найди ошибку»

Цельразвитие слухового внимания.

Ход игры: педагог называет слова, в которых заменены звуки (вместо «жук» – «зук», дети определяют ошибку и исправляют её.

«Телеграф»

Цельразвитие слухового внимания и памяти.

Ход игры: играющие повторяют за педагогом цепочку слогов или слов (та –да – та, том – дом – ком)

«Лишний слог»

Цельразвитие слухового внимания.

Ход игры: педагог произносит цепочку слогов, дети находят «лишний» слог (па – па – па – та)

«Скажи мягко (твёрдо)»

Цельразвитие фонематического восприятия.

Ход игры: педагог произносит звук, слог или слово. Дети заменяют твёрдый (мягкий) звук на мягкий (твёрдый) звук (с – с’, са – ся, т’ – т, ать – ат,)

«Скажи звонко (глухо)»

Цельразвитие фонематического восприятия.

Ход игры: педагог произносит звук, слог или слово. Дети заменяют звонкий (глухой) звук на глухой (звонкий) звук (п – б, та – да, том – дом, ж – ш, за – са, жить - шить)

«Поймай звук»

Цельразвитие фонематического восприятия.

Ход игры: педагог произносит звуки, слоги. Дети, услышав заданный звук в ряду звуков или в слоге, хлопают.

«Сигнальщики»

Цельразвитие фонематического восприятия.

Ход игры: педагог произносит звуки, слоги или слова. Дети, услышав заданный звук в ряду звуков, в слоге или слове, поднимают фишку.

«Узелочки»

Цельразвитие фонематического восприятия.

Оборудование: шнурочки.

Ход игры: педагог произносит звуки, слоги или слова. Дети, услышав заданный звук в ряду звуков, в слоге или слове, завязывают узелок.

«Что как звучит, кто как кричит»

Цельразвитие неречевого слуха.

Ход игры: играющие на слух определяют, кто или что издаёт звуки.

«Гласный — согласный»

Цельразвитие фонематического восприятия.

Оборудование: символы гласного и согласного звуков.

Ход игры: педагог произносит ряд звуков. Дети показывают соответствующее обозначение.

«Твёрдый — мягкий»

Цельразвитие фонематического восприятия.

Оборудование: символы твёрдого и мягкого согласных звуков.

Ход игры: педагог произносит ряд звуков. Дети показывают соответствующее обозначение.

«Шипит, свистит, жужжит, звенит»

Цельразвитие фонематического восприятия.

Оборудование: предметные картинки.

Ход игры: педагог показывает картинку. Дети произносят тот звук, с которым ассоциируется объект, изображённый на картинке (гусь – «ш», насос – «с»).

«Цветные карандаши»

Цельразвитие фонематического восприятия.

Оборудование: цветные карандаши (красные, синие, зелёные).

Ход игры: каждый участник получает карандаш и придумывает 3 слова с тем звуком, на который начинается название цвета («к»«с’»«з’») или на звук, который обозначается данным цветом (гласный, согласный твёрдый, согласный мягкий).

«Прохлопай слово»

Цель: упражнять в делении слов на слоги.

Ход игры: дети прохлопывают слова, определяя количество слогов.

«Паровозик»

Цель: упражнять в делении слов на слоги.

Оборудование: паровозик с 4-мя вагонами с кармашками, предметные картинки.

Ход игры: дети определяют количество слогов в названии картинок и вставляют в соответствующий кармашек (1 слог – 1ый вагон, 2 слога – 2ой вагон и т. д.)

«Пирамидка»

Цель: упражнять в делении слов на слоги.

Оборудование: пирамида с кармашками.

Ход игры: дети определяют количество слогов в слове, вставляют картинку в нужный кармашек.

«Найди картинку»

Цель: упражнять в делении слов на слоги.

Оборудование: предметные картинки.

Ход игры: дети называют картинки на заданное количество слогов.

«Найди игрушку»

Цель: упражнять в делении слов на слоги.

Оборудование: мелкие игрушки.

Ход игры: дети находят игрушки, в названии которых заданное количество слогов.

«Живые звуки»

Цельформирование элементарных навыков звукового анализа.

Оборудование: символы звуков.

Ход игры: дети получают символы звуков, выстраиваются в заданной последовательности.

«Сколько звуков

Цельформирование элементарных навыков звукового анализа.

Оборудование: индивидуальные кассы с символами звуков.

Ход игры: педагог произносит несколько звуков, дети выкладывают символы. Проверяется, правильное ли количество фишек выложено.

«Какой последний звук

Цельформирование элементарных навыков звукового анализа.

Ход игры: педагог называет слово, дети выделяют последний звук, называют его, дают характеристику.

«Хлопни, если услышишь слово со звуком

Цельразвитие фонематического восприятия.

Ход игры: педагог называет слова, дети хлопают, услышав слово с заданным звуком.

«Придумай слово»

Цельразвитие фонематического восприятия.

Ход игры: дети называют слова, в которых есть заданный звук.

«Подбери картинки»

Цельразвитие фонематического восприятия.

Оборудование: предметные картинки.

Ход игры: дети называют те картинки, в названии которых есть заданный звук.

«Запомни слова»

Цельразвитие фонематического восприятия.

Ход игры: педагог читает стихотворение или рассказ, дети запоминают слова, в которых есть заданный звук.

«Лишние картинки»

Цельформирование элементарных навыков звукового анализа.

Оборудование: предметные картинки.

Ход игры: дети выбирают те картинки, в названии которых нет заданного звука.

«Что подаришь?»

Цельразвитие фонематического восприятия.

Оборудование: две куклы.

Ход игры: дети придумывают имена для кукол на заданные звуки («с» - Соня, «з» - Зоя, и «дарят» им подарки – слова, в названии которых есть заданные звуки (Соне – собаку, Зое – зайца и т. д.)

«Подскажи словечко»

Цельразвитие фонематического восприятия.

Ход игры: педагог читает двустишие или четверостишие, дети подсказывают недостающее слово с заданным звуком.

«Закончи фразу»

Цельразвитие фонематического восприятия.

Ход игры: педагог начинает фразу, а дети заканчивают, подбирая слово с заданным звуком.

«Какой первый звук

Цельформирование элементарных навыков звукового анализа.

Ход игры: педагог называет слово, дети выделяют первый звук, называют его, дают характеристику.

«Где спрятался звук

Цельформирование элементарных навыков звукового анализа.

Ход игры: педагог называет слово, дети выделяют заданный звук, определяют место звука в слове.

«Назови картинку»

Цельформирование элементарных навыков звукового анализа.

Оборудование: предметные картинки.

Ход игры: дети называют только те картинки, в которых заданный звук

находится в начале (в середине, в конце) слова.

«Какой гласный звук

Цельформирование элементарных навыков звукового анализа.

Ход игры: педагог называет слово, дети выделяют гласный звук, называют его.

«Какой звук поётся

Цельформирование элементарных навыков звукового анализа.

Ход игры: педагог называет слово, дети выделяют гласный звук, называют его.

«Крайние звуки»

Цельразвитие фонематических представлений, простых форм фонематического анализа.

Оборудование: предметные картинки.

Ход игры: дети выбирают картинки, названия которых начинаются (заканчиваются) на заданный звук.

«Цепочка слов»

Цель: упражнять в определении первого и последнего звуков в словах.

Ход игры: дети придумывают слова, которые начинаются на последний звук предыдущего слова.

«Кто в домике живёт»

Цель: закреплять умение находить по схеме картинку, упражнять в звуковом анализе.

Оборудование: домики с кармашками и схемой звукового анализа, предметные картинки.

Ход игры: дети подбирают картинки, подходящие к заданной схеме звукового анализа. Ставят картинки в кармашки.

«Найди предмет»

Цельразвитие сложных форм фонематического анализа.

Оборудование: сюжетная картина.

Ход игры: дети находят предметы, изображённые на картине, на заданный звук.

«Звуковичок»

Цельразвитие сложных форм фонематического анализа.

Оборудование«Звуковичок» - бабочка с кармашками на крыльях.

Ход игры: дети определяют одинаковый звук в названиях картинок. Дают характеристику этому звуку, находят правильное обозначение, вставляют карточку в кармашек.

«Найди игрушку»

Цельразвитие сложных форм фонематического анализанавыков деления слов на слоги.

Оборудование: мелкие игрушки.

Ход игры: дети находят игрушки, в названии которых есть заданный звук, или название которых состоит из 1, 2, 3х слогов.

«Какой звук загадала»

Цельразвитие фонематического анализа.

Оборудование: карточки с картинками и схемой, на которой обозначен определённый звук в слове.

Ход игры: получив карточки, дети должны определить, какой звук загадал педагог.

«Кубик»

Цельразвитие сложных форм фонематического анализа.

Оборудование: кубик с разным количеством точек на сторонах (1, 2, 3, 4 точки)

Ход игры: педагог бросает кубик, дети придумывают слова, состоящие из 1, 2, 3, 4х слогов в зависимости от выпавших точек на кубике.

«Пирамида»

Цель: упражнять в определении количества звуков в словах.

Оборудование: пирамида с кармашками, предметные картинки.

Ход игры: дети получают картинки, определяют количество звуков в названии картинки, ставят в нужный кармашек.

«Звуковая линейка»

Цель: упражнять в определении места звука в слове.

Оборудование: линейка с передвигающейся бусиной.

Ход игры: педагог называет слово, дети определяют место заданного звука в слове, передвигают бусину на нужную отметку на линейке.

«Составь слово из звуков»

Цель: упражнять в составлении слов из звуков.

Ход игры: педагог называет звуки, дети составляют слова («к»«о»«т» - «кот»)

«Найди общий звук»

Цельразвитие сложных форм фонематического анализа.

Оборудование: предметные картинки, в названии которых есть одинаковые звуки.

Ход игры: дети определяют одинаковый звук в названиях картинок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр и упражнений на развитие фонематического восприятия.

Цель приведенных игр и упражнений - развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие: учить детей слышать в словах звуки, дифференцировать на слух и в произношении некоторые пары звуков (с - з,...

Картотека игр и упражнений на развитие фонематического слуха и восприятия.

Картотека игр и упражнений на развитие фонематического слуха и восприятия....

Картотека игр и упражнений на развитие фонематического восприятия

Слух является непременным условием формирования речи. Ребёнок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих. Но и при нормальном слухе, у детей встречается нарушение звукопроизношения. ...

Картотека упражнений на развитие фонематического восприятия

Упражнения для развития фонематического восприятия....

КАРТОТЕКА ИГР (УПРАЖНЕНИЙ) НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДЛЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ.

В картотеке подобраны игры и упражнения для развития фонематического восприятия у детей с ФФНР....