Индивидуальная коррекционно-развивающая программа ребёнка инвалида с синдромом Дауна
рабочая программа по логопедии (старшая группа)
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа ребёнка инвалида с синдромом Дауна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnaya_programma_rebenka_s_sindromom_dauna.docx | 39.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа ребенка-инвалида с синдромом Дауна (Трисомия)
Пояснительная записка.
Актуальность программы. В настоящее время в России намечается тенденция к увеличению числа детей - инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. К этой группе относятся различные категории детей с нарушениями развития, в том числе и дети с синдромом Дауна. Одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного российского социума является включение детей с синдромом Дауна в общеобразовательное пространство. Чем раньше начинается работа с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе.
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с синдромом Дауна посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии),
Нормативно-правовой и документальной основой являются Программы коррекционной работы дошкольного образования:
Программа составлена в соответствии с:
- Законом «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;
- Конвенцией ООН о правах ребенка;
- Всемирной декларацией об обеспечивании выживания, защиты и развития детей;
- Декларацией прав ребенка;
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях;
Индивидуальная программа развития ребенка с синдромом Дауна составлена на основе «Основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е., Васильевой М.А., Комаровой Т.С.; Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева.
Цель программы: создание условий для всестороннего развития ребенка с особыми образовательными потребностями, с учетом его индивидуальных возможностей и особенностей (структуры дефекта).
Достижение поставленной цели происходит путём реализации следующих этапов индивидуальной образовательной программы:
1. Начальный этап сбора информации о ребёнке, Данный этап включает в себя изучение анамнеза и сети социальных контактов семьи и ребёнка.
2. Диагностический этап — это изучение когнитивных и эмоционально-личностных особенностей ребёнка, определение зоны актуального и ближайшего развития. На этом этапе проводится психолого-педагогическое обследование ребёнка. При составлении индивидуальной программы важны результаты наблюдения за поведенческими реакциями ребёнка, анализ истории его развития. Здесь важно учитывать, что ребёнок уже может делать, а чего ещё не умеет. Соответственно, чему новому его нужно научить в первую очередь, а что необходимо закреплять в течение дня в ходе режимных моментов в домашних условиях.
3. Основной, или ключевой, этап — улучшение психического состояния ребёнка, развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы. Это реализация программы в процессе развивающих занятий. Здесь необходимо разделить каждое новое умение на составляющие его действия, Всё новое нужно вводить постепенно, двигаться маленькими шагами, чтобы ребёнок был в состоянии это освоить. После того как ребёнок овладел одной из задач программы, нужно внести в неё изменения и дополнения с учётом практического опыта.
4. Аналитический этап — анализ результатов эффективности психолого-педагогической работы.
5. Заключительный этап включает в себя подведение итогов работы.
В коррекционно-педагогической работе выделяются сильные стороны развития ребёнка с синдромом Дауна, на которые можно опереться:
- готовность приступать к различным видам деятельности;
- подражательность действиям и поступкам;
- добродушие, дружелюбие;
- лёгкость вступления в контакт.
Однако необходимо учитывать структуру дефекта ребёнка:
- отставание в моторном развитии — в развитии мелкой и крупной моторики;
- уровень слухового восприятия может меняться в течение дня из-за дефектов развития уха и слухового нерва;
- проблемы с развитием речи;
- имеются трудности с овладением и запоминанием новых понятий и навыков;
- трудности с умением обобщать, рассуждать и доказывать;
- сложности с определением последовательности действий, явлений.
Сроки реализации программы: Программа составлена сроком на три месяца, далее её содержание будет дополняться, изменяться. Занятия желательно проводить не менее двух занятий в неделю. Продолжительность каждого занятия — не более 25 минут.
Показатели результативности реализации программы
К концу реализации программы ожидается улучшение показателей развития ребенка:
- повысится уровень развития психических процессов (памяти, мышления, внимания, восприятия);
- совершенствуются его коммуникативные навыки, эмрциональная сфера;
- формируется представление об окружающем мире;
- снижается уровень эмоционального и мышечного напряжения;
- повышается усидчивость.
Содержание индивидуальной программы
1. Социальное развитие.
Учить взаимодействовать с новым взрослым в новых условиях.
Закреплять невербальные (жестовые) и вербальные (речевые) способы общения: показывать приветствие (прощание) рукой, показать жестом –«это, так, дай, на»; называть словом – «привет, пока, на, дай, это, то».
Продолжать формировать представления о себе: называть и показывать части тела и лица, их функции («Что твои руки умеют делать?», «Чем ты смотришь? и т.д.); дифференцировать имя и фамилию; узнавать себя на разных фотографиях, говорить «Это Я, …..». Учить говорить «моя», «мое» по отношению к своим вещам, игрушкам. Учить обращаться к другому человеку на «ты» и "Вы", по имени. Показывать на себя рукой и говорить: «Это, я …………».
Закрепить представление о том, что она девочка (мальчик). Учить обозначать себя словом: «Я - девочка, меня зовут ……..». Учить узнавать своих сверстников по полу на картинках и фотографиях, а также узнавать пол другого человека.
Формировать представления о своей семье, выделять состав семьи с помощью фотографий, определять свою позицию в семье («Я - дочка»). Учить задавать вопросы: «Как тебя зовут?», «Где тетя?», «Кто пришел?», «Где мама?", Почему?" и т.п.
(Оформить альбом с фотографиями ребенка о его деятельности (играет, пишет, читает, рисует) и членов ее семьи).
Формировать представления у ребенка об окружающем предметном мире, продолжать учить выделять, называть и узнавать предметы и их изображение на картинке: это стол, стул, шкаф, кровать, также обозначать предметы обобщающим словом (например, мебель и т.д.). (Группы окружающих предметов – игрушки, посуда, мебель, транспорт, животные домашние и дикие, птицы, насекомые и т.д.).
Учить адекватно использовать предметы окружения и знать их назначение: ручка, чтобы писать; стул, чтобы сидеть, книга, чтобы читать, игрушка, чтобы играть и т.д.
Формирование основных способов усвоения общественного опыта:
продолжать учить выполнять действия со взрослыми совместно, по подражанию с речевым сопровождением, по образцу (3-4 детали), по речевой инструкции.
2. Познавательное развитие:
Сенсорное воспитание и ознакомление ребенка с окружающим миром рекомендуем проводить по следующим разделам: формирование восприятия формы (учить соотносить предметы по форме – телевизор, квадрат; зеркало – овал и т.д.; по цвету; величине.
- учить находить предметы и игрушки, учитывая их расположение в комнате (найди машинку за стулом; положи мяч в корзину и т.д.)
- учить целостно воспринимать предметы и игрушки, состоящие из нескольких частей (3-5 частей);
- учить находить в предметах окружающего мира известные формы (круг, треугольник, квадрат, овал), учить различать плоскостные и объемные формы (круг и шар, квадрат и кубик и т.д.);
- учить выполнять группировку предметов: по форме, цвету, величине (2 группы, затем 3 группы);
- учить находить отличия двух предметов, картинок (увеличить до 3 - 4-х отличий), сравнивая зрительно оба предмета и по памяти (1-2 отличия);
- учить находить место предмета в ряду других (из 4 -5 -6-ти), раскладывать по порядку 5-6 предметов, отличающихся друг от друга (по нарастанию) новыми элементами;
- учить находить все предметы на «зашумленной» картинке, когда изображения нескольких предметов накладываются друг на друга.
Счетные операции:
- учить воспринимать количество предметов в пределах 3-х – 5-и всеми анализаторами, соотносить с количеством пальцев, предметов, выделять по слову заданное количество;
- учить использовать при сравнении количества приемы наложения и приложения, выделения по слову;
- продолжать формировать понятия: «поровну, больше, меньше; при сравнении определять – «больше на..., меньше на ...»;
- учить пересчитывать предметы в прямом и обратном порядке с подведением итогового числа;
- учить считать от заданного числа до заданного числа;
- учить решать задачи с открытым результатом в пределах 5-и, с закрытым в пределах 4-х – 5-и;
- формировать счетные операции путем умственных действий (например, в коробке 5 карандашей – 3 синих, остальные красные. Сколько красных карандашей в коробке?).
Формирование наглядно-образного мышления и элементов логического мышления:
- формировать умение выполнять классификацию (4-й лишний – зрительно и на слух, разложи картинки – какая к какой подходит: игра «Логический поезд»);
- игры «съедобное – несъедобное», «летает – не летает».
Ознакомление с окружающим.
Продолжать формировать представления о явлениях окружающей действительности, обращать внимание на причинно-следственные связи (дует ветер – качаются ветки деревьев; ручьи текут - тает снег; дождь идет - на улицах лужи и т.д.);
- на изменения погоды и природные явления (сегодня день солнечный (пасмурный), идет снег и т.д.).
Подготовка руки к письму:
- пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением (пальчики поздоровались, колечки – Зайчики, надуваем воздушный шарик и т.д.;
- работа с мелким сыпучим материалом – чечевицей, фасолью, горохом, орехами (перекладывание крупы в различные емкости, выкладывать их по заданной линии и т.д.);
- учить работать на альбомном листе бумаги – определять середину, верх, низ, право, лево;
- формировать элементарные графические умения: рисовать геометрические формы и штриховать их;
- рисовать линии: дорожки слева направо; сверху вниз, прямые, ломаные, волнистые, прерывистые;
- познакомить с тетрадью в клетку и линейку.
3. Продуктивные виды деятельности:
Рисование - рисовать зимние сюжеты: «Снег идет», «Огоньки зажглись», «Украсим снег», «Метель», «Дождик» (новогодний), «Снежинки». Учить рисовать круглые предметы: «снежный ком», «снеговик», «шарики» для елки, «апельсины», «яблоки» и т.п. Рисовать фломастерами, красками (приемы наращивания от центра, примакивания, легкого прикосновения кончиком кисти). Проводить линии прямые, волнистые, перекрещивать. Рисовать по подражанию.
Учить раскрашивать картинки разнообразно, используя не только основные цвета, но и оттенки.
Лепка - лепить предметы круглой формы разной величины, развивать кругообразные движения руки («Снеговик», «Снежный ком»), прямые движения («Палочка для снеговика», «Столбики»). Учить соединять части предмета, прижимая их друг другу.
Аппликация - создавать зимние сюжеты: «Нарядим елочку», «Елочка», «Фонарики», «Флажки», «Снеговик», «Снежинки». Учить приклеивать разные формы, чередовать их (бусы, треугольники, части домика и др.). Продолжать учить резать ножницами: резать полоску на квадратики, делать надрезы по сторонам «салфетки», «снежинки».
Конструирование - учить выкладывать узоры из геометрических форм по образцу (по чередованию с учетом форм, цвета, величины);
- учить строить из плоскостных палочек постройки по образцу и памяти;
Воспитывать аккуратность, целеустремленность, усидчивость.
Воспитывать аккуратность, целеустремленность, усидчивость.
Учить готовить и убирать рабочее место.
Перспективно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с ребеном, с синдромом Дауна
1.Индивидуальная диагностика
- изучение психофизиологических особенностей детей, их интересов, склонностей
Н.Н.Павлова, Л.Г. Руденко. Экспресс-диагностика в детском саду. Комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений.
«Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей» С.Д. Забрамная.
«Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста» Н.Я. Семаго, М.М. Семаго и др
2. Путешествие на полянку.
Задачи:
1. Создать благоприятную атмосферу на занятии.
2. Развивать мелкую моторику.
3. Развивать пантомимику.
4. Закрепить красный цвет.
Ход занятия:
1. Подвижная игра «Паровозик дружбы»
2. Появление персонажа Ушастика.
3. Динамическая пауза «Дует, ветер»
4. Игра «Собери цветочек»(красный)
5. Игра «Кто к нам пришел»
6. Рисование красных шаров.
7. Игра «Раздувайся, пузырь!»
8. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания
3..Заборчик для Ушастика
Задачи:
1. Создать благоприятную атмосферу на занятии.
2. Развивать мелкую моторику.
3. Развивать навык самоконроля
4. Закрепить красный и желтый цвета.
Ход занятия:
1. Подвижная игра «Паровозик дружбы»
2. В гости к Ушастику.
3. Динамическая пауза «Дует, ветер»
4. Игра «Собери цветочек»(желтый)
5. Игра «Засели домики»
6. Конструирование домика из красных и желтых кубиков.
7. «Заборчик для Ушастика»
6. Рисование солнышка.
7. Динамическая пауза «Зайка серенький»
8. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания
4.В гости к курочке.
Задачи:
1.Создать благоприятную атмосферу на занятии.
2. Развивать мелкую моторику.
3. Формировать понятия «Один», «Много»
4. Познакомить с цифрой один.
5. Развивать навык самоконроля.
6. Закрепить красный и желтый цвета
Ход занятия:
1.Приветствие
2 . Курочка с цыплятами. («Один –много»)
3. Знакомство с цифрой «1».
4. «Самоммассаж пальцев»
5. Пальчиковая гимнастика»
6.. «Раскрась предметы, которых по одному»
7.«Угадай, что спрятано»
8 «Чего не стало?»,
9. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания.
5.
5 Домик для утят.
Задачи:
1. Развивать мелкую моторику.
2. Формировать понятия «Один», «Много»
3. Закрепить цифру один.
4. Развивать навык самоконроля.
5. Закрепить красный и желтый цвета
Ход занятия:
1. Приветствие.
2 . Уточка с утятами («Один –много»)
3. Покажи цифру «1».
4 «Самоммассаж пальцев»
5. Пальчиковая гимнастика»
6.. «Раскрась предметы, которых много»
7. «Продолжи цепочку»
8. «Убери лишнее»
9. «Шалтай – болтай»
10. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания.
6
Зима
1. Знакомство с понятием «Зима»
2. Закрепить понятие «один», «много».
3. .Развивать мелкую моторику
4. Развивать психические процессы (внимание, мышление, восприятие, память)
1. Приветствие.
2. Знакомство с понятием «Зима»
3. «Маленькая елочка»
4. «Снежинки летят»
5. «Одень куклу Таню на прогулку»
6. Что не так?»
7. «Много снега» (пантомима),
8. «Снежинки летят» (пантомима),
9.«Куда подевались листочки?»
10. . Подведение итогов.
7
Игрушки.
1. Знакомство с понятием «игрушки».
2. Знакомство с цифрой «2».
3. Формировать понятие «большой», маленький», «средний».
4.Закрепить «красный, желтый, зеленый цвета»
1. Приветствие.
2. «Покажи игрушку» (выбор по названию)
3. «Спрячь игрушку»
4. «Наряд для куклы Кати»
5. «Соберем матрешку» (3-х составная), 6.«Две машины» (большая — маленькая)
7. «Что лишнее?»
8. Динам. пауза «Веселая зарядка»
9. Подведение итогов.
8.
Овощи
1. Знакомство с понятием «Овощи»
2. Закрепить цифру «2»
3.Развивать мелкую моторику
4. Развивать психические процессы (внимание, мышление, восприятие, память)
1. Приветствие.
2. В огород на паровозике.
3. «Чудесная корзинка» (названия овощей: помидор, огурец, капуста, морковка)
4. «Дай «такой же», «Дай две»
5. «Собери кукле в корзинку овощи»
6. Пальчиковая гимнастика.
7. «Раскрась только овощи».
8. Игра «Паровозик»
9. Подведение итогов.
9.
Фрукты.
1. Знакомство с понятием «фрукты»
2. Закрепить цвет, размер.
3.Развивать мелкую моторику
4. Развивать психические процессы (внимание, мышление, восприятие, память)
1. Приветствие.
2. В сад на паровозике.
3. «Что растет на дереве?» (показ картинок и называние фруктов)
4. «Дай такую же»
5. «Собери только красные яблоки»
6. «Собери только большие груши».
7. Пальч. игра «Мы делили апельсин».
8. «Раскрась фрукты»
9. «Хлопни, если услышишь название фрукта»
10. Подведение итогов.
10.
Обувь.
1. Знакомство с понятием «фрукты»
2. Закрепить цвет, размер.
3.Развивать мелкую моторику
4. Развивать психические процессы (внимание, мышление, восприятие, память)
1. Приветствие.
2. Путешествие в магазин обуви.
3. «Найди пару»
4. «Что для взрослого, что для ребенка?» (определение по размеру «большие - взрослому, маленькие - ребенку»),
5. «Обуваем сапоги» (речедвигательная игра)
6. «Раскрась обувь»
7. Пальчиковая гимнастика «В гости к мпальчику»
8. Подведение итогов.
11.
Части тела
1. Знакомство с понятием «части тела»
2. Знакомство с цифрой «4»
3.Развивать мелкую моторику
4. Развивать психические процессы (внимание, мышление, восприятие, память
1. Приветствие.
2.«Рассмотри картинку»,
3. «Покажи» (показ частей тела)
4. «Сделай целое» (пазлы из 2 частей)
5. «Ручками похлопаем, ножками потопает» (упражнение с движением)
6. «Раскрась только кисть»
7. Динами. пауза.
8. Подведение итогов.
12.
Домашние животные
1. Знакомство с понятием «Домашние животные»
2. Закрепить цифру «4»
3. Закрепить форму.
3.Развивать мелкую моторику
4. Развивать психические процессы (внимание, мышление, восприятие, память
1. Приветствие .
2. Путешествие в деревню
3. «Кто как кричит» (кошка, собака, свинья, лошадь).
4. «Найди по голосу» (найти животное по его голосу)
5. «Чей домик?» (соотнесение по форме)
7. «Сколько кошек?».
8. «Кошечка крадется» (пантомима)
9. Подведение итогов.
13
Домашние птицы
1. Знакомство с понятием «Домашние птицы»
2.Развивать мелкую моторику
4. Развивать психические процессы (внимание, мышление, восприятие, память
1. Приветствиеь
2. Путешествие в деревню
3. «Найди по голосу»,
4. «Желтые, пушистые»,
5. «Утенок и гусенок»,
6. «Петушок и его семья»
7. «Найди маму»,
8.«Чей хвост, лапы, клюв?»
9. Подведение итогов.
14
Домашние животные, домашние птицы.
1. Закрепить понятия «домашние животные», «домашние птицы».
2. Развивать мимику и пантомимику.
3.Развивать мелкую моторику
4. Развивать психические процессы (внимание, мышление, восприятие, память
1. Приветствие.
2. «Кто в домике живет?»
3. «Чей голос?» (петух, собака, кошка, гусь)
4. «Петушки и цыплята» (звукоподражание
5. «Чьи голоса?» (коза, собака, лошадь, кошка, цыплята, петух, курица),
6. «Злой петух», «Непослушные цыплята», «Кошечка крадется» (пантомимика)
7. Раскрась домашних птиц.
8. Пальчиковая гимнастика.
9. Подведение итогов.
15
Дикие животные
1. Закрепить понятия «дикие животные»
2. Развивать мимику и пантомимику.
3.Развивать мелкую моторику
4. Развивать психические процессы (внимание, мышление, восприятие, память
1. Приветствие.
2. Путешествие в лес.
3. Где чей домик?» (выбор по
размеру, большой медведь -
в большом доме, маленький заяц
- в маленьком доме)
4. «Прокати зверей» (две машины: большая и маленькая),
5. «Угостим ежика яблочками»
(красное, зеленое)»
6. «У медведя во бору»
7. «Кто как ходит» (медведь, заяц, лиса),
«Трусливый заяц», «Злой волк» (пантомима)
8. Подведение итогов.
16
Животные и их детеныши
1. Закрепить понятие «Животные, детеныши»
2. Развивать мелкую моторику
3. Развивать психические процессы (внимание, мышление, восприятие, память
1. Приветствие.
2. «Покажи» (выбор животного по названию)
2. «Потерялась мама».
3. «Что к чему подходит».
4. «Лошадка и жеребенок» (слуховое восприятие)
5. «Найди, кто спрятался»,
6. «Чей голос?»,
7. «Помоги зайке добраться до дома»,
8. .Подведение итогов.
17
Мебель
1. Закрепить понятие «Мебель»
2. Развивать мелкую моторику
3. Развивать психические процессы (внимание, мышление, восприятие, память
1. Приветствие.
2. «Покажи» (выбор по названию)
3. «Сделай целое» (собрать разрезные картинки из 2-3 частей),
4. «Посади мишку» (пространственная ориентация)
5.«Чего не хватает?» (части мебели)
6. «Раскрась мебель»
7. Пальч. Игра.
8. Подведение итогов.
18.
Весна
1. Закрепить понятие «Мебель»
2. Развивать мелкую моторику
3. Развивать психические процессы (внимание, мышление, восприятие, память
1. Приветствие.
2. «Солнышко в окошке»
3. «Капают сосульки»,
4. «Солнышко и дождик
5. «Оденем куклу на прогулку»
6. «Найди правильную картинку»
7. «Птицы прилетели»
8. «Ветер дует...»
9. Подведение итогов.
19.
Деревья
1. Закрепить понятие «Деревья»
2. Развивать мелкую моторику
3. Развивать психические процессы (внимание, мышление, восприятие, память
1. Приветствие.
2. «Дерево» (у дерева есть ствол, веточки, листочки),
3. «Дует, дует ветерок» (показывают, как ветки качаются)
4. «Найди такую же» (соотнесение картинок с изображением деревьев)
5. «Разложи по группам»
6. «Собери целое»
7. «Нарисуем дерево»
8. Подведение итогов.
20.
Транспорт
1. Закрепить понятие «Транспорт»
2. Закрепить цвета.
2. Развивать мелкую моторику
3. Развивать психические процессы (внимание, мышление, восприятие, память
1. Приветствие.
2. «На чем кукла поедет в гости?»
2. «Паровоз» (вагончики разного цвета)
3. «Воробышки и автомобиль» (игра с движением)
4. «Назови»
5. «Кораблик»
6. «Самолеты»
7. «Обведи тренспорт»
21.
Инструменты, профессия
1. Закрепить понятие «Инструменты, профессии»
2. Развивать мелкую моторику
3. Развивать психические процессы (внимание, мышление, восприятие, память
1. Приветствие.
2. «Мишка работает»
3. «Навинчивание гаек»
4. «Чем как работают?» (показ: пилой - пилят, топором - рубят, молотком - стучат)
5. «Поможем доктору Айболиту вылечить медвежат»
7. Обведи, что надо врачу для работы.
8. Динамическая пауза.
9. Подведение итогов.
22.
Продукты
1. Закрепить понятие «Продукты»
2. Развивать мелкую моторику
3. Развивать психические процессы (внимание, мышление, восприятие, память
1. Приветствие.
2. «Покажи» (выбор продуктов по названию)
3. «Накорми куклу»
4. «Угощенья для ребят и зверят»
5. «Разложи продукты в магазине»
6. «Разрезные картинки»
7. «Испечем пирог»,
8. «Найди лишнее»
9. Подведение итогов.
23.
Цветы
1. Закрепить понятие «Цветы»
2. Закрепить цвета.
2. Развивать мелкую моторику
3. Развивать психические процессы (внимание, мышление, восприятие, память
1. Приветствие.
2. «Что к чему?» (соотнести цветы по цвету)
3. «Посади цветы в клумбу»
4. «Собери букет»
5. «Что растет на клумбе?»
6. «Что лишнее?»
7. «Цветок» (пантомима)
8. Подведение итогов.
24.
Мои помощники глазки.
1. Совершенствование восприятия.
2. Закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств.
3. Тренировка зрительных ощущений.
4. Развитие зрительного внимания.
5. Развитие зрительной памяти.
I. Организационный . Приветствие
II этап. Мотивационный
Путешествие в лес
III. Практический
1. Появление персонажа гномика Глазастика
2. Гимнастика для глаз
3. Упр. «Запомни своих друзей»
4. Игра «Прятки»
5. Упр. «Прогулка»
6. Зад. «Путаница»
7. Зад. «Коврики»
8. Игра «Запрещенное движение»
9. Зад. «Найди тень»
IV этап Рефлексивный
Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания
25.
Мой помощние носик.
1. Совершенствование восприятия.
2. Закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств.
3. Тренировка обоняния
4. Активизация творческой активности
I. Организационный . Приветствие
II этап. Мотивационный
Путешествие в лес
III. Практический
1. Появление персонажа гномика Нюх-Нюха
2. Гимнастика для носика
3. Упр. Запахи»
4. Игра «Приятный – неприятный»
5. Упр. «Замок»
6. Зад. «Внимательный носик»
7. Зад. «Лабиринт»
8. Упр. На расслабление
IV этап Рефлексивный
Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания
26.
Мой помощник ротик.
1. Совершенствование восприятия.
2. Закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств.
3. Тренировка вкусовых ощущений
4. Активизация творческой активности.
I. Организационный . Приветствие
II этап. Мотивационный
Путешествие в лес
III. Практический
1. Появление персонажа гномика Вкусика
2. Гимнастика для языка
3. Упр. «Вкусы»
4. Игра «Угощения»
5. Упр. «Пальчики»
6. Зад. «Лабиринт»
7. Зад. «Угощения»
IV этап Рефлексивный
Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания
27.
Мои помощники ушки.
1. Совершенствование восприятия.
2. Закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств.
3. Тренировка слуховых ощущений
4. Развитие слухового внимания
5. Развитие слуховой памяти
6. Активизация творческой активности
I. Организационный . Приветствие
II этап. Мотивационный
Путешествие в лес
III. Практический
1. Игра «Лесные звуки»
2. Появление персонажа гномика Глазка
3. Игра «Тишина и шум»
4. Появление Ушастика
5. Игра «Чей голосок?»
6. Пальч. гимнастика «Пальчики в лесу»
7. Зад. «Деревенька»
8. Зад. «Внимательные ушки»
9. Игра «Муз. корзина»
10. Игра «Громкие и тихие звуки»
IV этап Рефлексивный
Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания
28.
Мои помощники ручки.
1. Совершенствование восприятия.
2. Закрепление навыков исследования предметов с помощью органов осязания.
3. Тренировка тактильных ощущений
4. Формирование позитивной мотивации общения.
I. Организационный . Приветствие
II этап. Мотивационный
Путешествие в лес
III. Практический
1. Появление персонажа гномика Ладошка
2. Игра «Волшебные дощечки»
3. Игра «Ищем клад»
4. Игра «Волшебный мешочек»
5. Упр. «Дружные пальчики»
6. Зад. «Найди пару рукавичке»
7. Зад. «Внимательные ручки»
8. Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»
IV этап Рефлексивный
Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания
29.
Мои помощники ножки.
1. Совершенствование восприятия.
2. Развитие двигательной активности.
3.Формирование позитивной мотивации общения.
I. Организационный . Приветствие
II этап. Мотивационный
Путешествие в лес
III. Практический
1. Появление персонажа гномика Топ-Топ
2. «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»
3. Пальч. гимнастика «Пальчики в лесу»
4. Зад. «Найди пару сапожку»
5. Зад. «Наведем порядок»
6. Игра «Веселый хоровод»
IV этап Рефлексивный
Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания
Литература
- Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой: Волгоград: Учитель, 2015.
- Екжанова, Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. - М.: Просвещение, 2007.
- 7. Екжанова, Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта : метод, рекомендации / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. - М.:Просвещение, 2009.
- 8. Екжанова, Е. А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением интеллекта / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева // Дефектология. - 1999. - № 6.
- Стребелева, Е. А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста / Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина. - М.: Владос, 2008.
- 39. Стребелева, Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии : наглядный материал / Е. А. Стребелева. - М. : Владос, 2007.
- Тарасов М.А. Коррекция социального и речевого развития детей 3 – 7 лет. М., 2004
- Осипова, А.А., Малашинская, Л.И. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет [Текст] / А.А. Осипова, Л.И. Малашинская. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
- Хочу все знать! Развитие интеллекта детей 5 – 7 лет: Индивидуальные занятия, игры , упражнения. М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Богданова Т.Г., Варламова О.И. Диагностика и коррекция познавательной сферы младших дошкольников с отклонениями в развитии. – М.; ООО «Национальный книжный центр», 2016.
- Занятия для детей с задержкой психического развития. Старший дошкольный возраст / авт.-сост. Н.В. Ротарь, Т. В. Карцева. - Волгоград: Учитель, 2016.
12
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка индивидуального коррекционно-развивающего образовательного маршрута ребёнка с учётом стартовых возможностей детей с ТНР (ОНР)
Коррекционно – развивающая работа представляет собой систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного ...
Перспективное планирование индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ребёнком с особыми образовательными потребностями.
П ример перспективного планирования индивидуальной коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога с ребёнком с особыми образовательными потребностями....
План индивидуальной коррекционной развивающей работы с детьми - инвалидами.
План разработан на год по месяцам. На каждый месяц даны задания:1. развитие внимания2. усвоение действий по образцу, инструкции3. развитие ручной моторики4. формирование целостного образа предмета....
Индивидуальное коррекционно- развивающее занятие с ребёнком ФФНР " Автоматизация и дифференциация звука Р"
Помощь педагогам....
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с ребёнком с синдромом Дауна "Мишуткина пропажа"
quot;Мишуткина пропажа" - конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с ребёнком с синдромом Дауна...
Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с ребёнком старшей группы с тяжёлыми множественными нарушениями развития по теме: «Использование элементов сенсорной интеграции в работе с детьми с тяжёлыми множественными нарушениями»
Целью занятия является: «Закрепление сенсорных эталонов (форма, цвет, величина) у детей с тяжёлыми множественными нарушениями». Данная цель была достигнута с помощью решения коррекционно-о...
Анализ индивидуального коррекционно-развивающего занятия для ребёнка с нарушением интеллекта (синдром Дауна), первый год обучения, средняя группа комбинированной направленности.
Речевой диагноз: ТНР, системное недоразвитие речи, умственная отсталость. педагог-психолог Дорогова М.В. Занятие разработано с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка. ...