Анализ индивидуального коррекционно-развивающего занятия для ребёнка с нарушением интеллекта (синдром Дауна), первый год обучения, средняя группа комбинированной направленности.
методическая разработка по коррекционной педагогике
Речевой диагноз: ТНР, системное недоразвитие речи, умственная отсталость.
педагог-психолог Дорогова М.В.
Занятие разработано с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка. Материал представлен в доступной и занимательной форме. Основные направления коррекционной работы: познавательное и речевое развитие.
Тема: «Домашние животные».
Тема недели представлена визуально в виде картинки с чёткими рисунками реалистичного характера, понятными ребёнку.
Занятие имеет две четкие целевые установки: дидактическую и коррекционную, построено на взаимодействии ребёнка с учителем-дефектологом, подобрана наиболее адекватная тактика коррекционной работы. Структура занятия построена последовательно. Проведено занятие с учетом системы коррекционного процесса.
Занятие прошло в соответствии с планом конспектом. Длительность занятия составляет 20 минут (допускается для детей 5-го года от 20 до 25 мин.) В структуре занятия несколько этапов, которые взаимосвязаны между собой.
Цель: стимулирование мотивационно-потребностного компонента речи и когнитивных предпосылок речевой деятельности.
(Желание говорить и правильное применение речи).
Задачи выстраиваются в соответствии с модулями:
- Модуль сенсорного развития
- Модуль развития крупной и мелкой моторики
- Модуль формирования элементарных математических представлений
- Модуль развития внимания, памяти
- Модуль развития мышления
- Модуль развития речи, формирования коммуникативных способностей
- Модуль развития пространственных, временных представлений
- Модуль развития социально-бытовых навыков, представлений об окружающем мире.
Задачи:
- способствовать формированию понятийной речи; умению действовать по словесной инструкции, вступать в речевой контакт;
- развивать моторную ловкость рук при выполнении упражнений по инструкции взрослого;
- содействовать умению ориентироваться на цвет, размер по слову педагога; соотносить предмет с картинкой;
- способствовать формированию пространственных представлении, понимание и употребление пространственных предлогов, ориентировки в схеме тела;
- закреплять умение различать понятия «один», «много», выделять один предмет из неоднородной группы предметов;
- развивать навыки игровых действий;
- воспитывать интерес к совместной с педагогом и самостоятельной познавательной деятельности.
Оборудование: магнитно-маркерная доска, карточки визуального расписания, компьютер, интерактивная игра «Кто как кричит?», набор игрушек «Домашние животные» разных размеров, карточки с изображением домашних животных, пластиковые контейнеры, набор цифр, мягкая игрушка «Кошка», набор цветных прищепок, корзина, контейнер с крышкой, стульчик, мешочки с песком, карточки для закрепления пространственных предлогов и лампа (по методике Н. Коняхиной), книжка-поощрение «Малыши на ферме?».
Ход занятия
Вводно-организационный этап | |
- Здравствуй, Ваня! Пойдем ко мне в кабинет поиграем. Идём красиво как солдаты, сгибаем ноги в коленях, высоко поднимаем вверх, помогаем махами рук. Раз, два. | Приветствие ребенка в группе, приглашение его на занятие, речевое сопровождение маршрута «группа-кабинет», создание положительных эмоций для предстоящего занятия. Коррекция шаркающей походки, координация движений рук и ног, поднимание ноги параллельно поверхности пола. |
- Проходи в кабинет, поздоровайся с гостями и занимай своё место за столом. | Выработан стереотип ритуальных действий и ритуальных коммуникативных навыков, привычки здороваться. |
- Посмотри на картинку, кто здесь нарисован? Это животные, домашние животные. Мы будем играть с домашними животными. | Визуальное представление темы занятия, картинка на магнитно-маркерной доске в поле зрения ребёнка, для напоминания. |
- В какие игры мы поиграем вместе с животными? Будем определять цвет, размер, посчитаем, повторим предлоги, потренируем пальчики, поиграем в прятки и на ковре, будем разговаривать. | Визуальное расписание, рисунки обозначают темы заданий (игр), начальный этап формирования саморегуляции интеллектуальной деятельности. Запоминание, какие игры, к какой карточке относятся. На данном занятии карточки убираем в конце занятия, повторяя в какие игры играли. Другие занятия могут быть построены с убиранием карточек по мере выполнения очередного задания (игры) и ребёнок может ориентироваться, сколько ещё осталось заданий и каких, а так же выбрать очерёдность. В конце так же подводится итог по карточкам (в какие игры играли). Для педагога так же является подсказкой запланированных упражнений. |
Массаж рук массажным мячом. Ребёнок берёт массажный мяч и выполняется комплекс «Разминка», повторяя: Мячик сильно прижимаю и в ладошке покачу (катаем мяч в ладошках круговыми движениями) Здравствуй, мой любимый мячик, Ему скажет каждый пальчик (катаем мяч в ладошках вперёд-назад). - Наши руки готовы играть. | Одновременная работа мышечного и аудиального аппарата тренировка межполушарных связей. Повторение за педагогом движений и речевого сопровождения. Стереотип ритуальных действий в начале занятия способствует эмоциональному настрою на предстоящую деятельность. |
- Давай посмотрим, какие животные пришли к нам поиграть. Здравствуйте! Посмотри, кто это? (предлагая посмотреть карточку). Найди такое же животное и назови его. | Выработка ритуальных коммуникативных навыков, привычки здороваться. Подсказка начала слова, совместное с педагогом проговаривание слов. Стимулирование самостоятельного применения знакомого слова. Соотнесения предмета с его изображением на картинке для развития зрительного восприятия. Практическое соотнесение способствует появлению соотнесений перцептивного характера (психическое восприятие, непосредственное отражение объективной действительности органами чувств). |
Когда все животные названы и разложены на карточки, убираем карточки. Животных складываем всех вместе на столе. - Сколько у нас животных? (если не называет, подсказываем жестом, если не называет всё равно, подсказываем слово и просим его повторить). - Дай мне один, подсказывая жестом (показываем один палец, и выкладываем цифру один). Когда подаёт животное, размещаем его около цифры «1». Повторяем ещё раз, показывая, где много и где один. | Использование жестов для припоминания и обозначения свойств предметов Формирование понятия «много», «один». Выделение одного предмета из множества не однородных предметов. Соотнесение одного предмета с цифрой и запоминание цифры «1». Освоение предпосылок количественного счёта, отвечать на вопрос «сколько?». Приём многократного повторения.
|
- У домашних животных есть малыши, они такие же, как и большие, только они ещё маленькие. Показываем пару, и просим положить большие в коробку слева, а маленькие в коробку справа. (Выделяя пространственный предлог «В»). Когда все отсортированы, убираем коробки со стола. | Использование жестов для припоминания и обозначения свойств предметов. Закрепление понятия «маленький», «большой». Соотнесения предметов относительно друг-друга. Освоение предпосылок пространственной ориентировки, понимание пространственных предлогов. |
- У нас ещё один гость. Кто это? (Мягкая игрушка кошка). - Здравствуй, кошка! - Где у кошки глаз? А где у Вани? (Далее: нос, рот, ухо, живот, спина). - А где у кошки хвост? - А у Вани есть хвост? (Проверяем, нет!) | Выработка ритуальных коммуникативных навыков, привычки здороваться. Закрепление ориентировки в собственном теле и развитие зрительного гнозиса (узнавание) через сравнение частей тела у себя и у кошки. |
- Кошка устала и хочет в корзинку (выделяя пространственный предлог «В»). А там прищепки, надо прицепить их на край корзины. - Возьми желтый (затем синий и зелёный). - Кошки мало места, надо убрать прищепки в коробку (отцепляет по одной по названному цвету и просовывает в коробку). Кошка садится в корзинку. | Освоение предпосылок пространственной ориентировки, понимание пространственных предлогов. Развитие зрительно-моторной координации, моторика пальцев рук, межполушарных связей через согласованность действий обеими руками. Закрепление умения определять цвет предмета и выбирать цвет по речевой инструкции. |
- Кошке неудобно в корзинке, она хочет сидеть на стуле (выделяя предлог «В» и «На»). Ваня посади кошку на стул (выделяя предлог «На»). Кошка хочет спать кинем её подушки. Возьми подушку правой рукой, подними высоко и кидай на стул (выделяя предлог «На»). Возьми подушку левой рукой, подними высоко и кидай на стул (выделяя предлог «На»). Молодец! Дай 5! | Освоение предпосылок пространственной ориентировки, понимание пространственных предлогов. Способствовать формированию понятийной речи, действовать по словесной инструкции самостоятельно. Смена деятельности на двигательную, для повышения работоспособности. Метание мешочка с песком из-за головы правой и левой рукой. Развитие зрительно-моторной координации, умений соотносить силу броска с дальностью. Способствует развитию ловкости, меткости, снятию мышечных зажимов. Поддержка деятельности выражением совместных положительных эмоций. |
- Наша кошка сидела в корзине и на стуле (выделяя предлоги). А ГДЕ любит сидеть эта кошка? (карточка с нарисованной кошкой). Это секрет, но мы его откроим с помощью лампы (подсвечиваем картинку лампой). Кошка сидит в корзине, кошка сидит на стуле (выделяя предлоги). | Использование элементов методики Н. Коняхиной, для привлечения внимания ребёнка. Повторение в наглядном плане ранее выполняемых практических действий, для закрепления пространственных предлогов через практические действия и анализ рисунка. |
Давай вспомним, как разговаривают домашние животные? Используя компьютерную игру, показываем на экране животное. Кто это? Как кричит? Давай проверим. И т.д. Молодец! Дай 5! | Использование специально изготовленной компьютерной игры для привлечения внимания ребёнка. Узнавание изображения на компьютере с предметом, называние его и припоминание его звучания. Развитие умений направлять внимание к источнику звучания, сличать и узнавать его. Поддержка деятельности выражением совместных положительных эмоций. |
А сейчас поиграем с животными в прядки. Кто будет с нами играть? Корова, собака, кошка. Закрывай Ваня глаза. Убираем одну игрушку. Открывай, что спрятала? А теперь я закрою. Прячь Ваня. Что Ваня спрятал? Да «5»! Молодец! | Тренировка зрительной памяти. Развитие умений самостоятельной игровой деятельности через выполнения роли ведущего в игре.
Поддержка деятельности выражением совместных положительных эмоций. |
Давай вспомним, как мы играли. Снимая по одной карточки визуального расписания и проговаривая. Играли цветными прищепками, отдаём карточку ребёнку, он кладёт её в коробку. Сравнивали больших и маленьких животных. Сравнивали части тела. Посчитали животных. Тренировали руки прищепками. Кидали мешочки на ковре. Искали, где сидит кошка. Играли в прятки. Разговаривали как животные. Во все игры поиграли, молодцы! Хлопаем в ладоши. У меня есть для тебя книжка про домашних животных, понесём её ребятам в группу и покажем, с кем Ваня играл. Скажем всем до свидания! Увод ребенка в группу. | Рефлексия. Ритуал. Припоминание, подведения итог по карточкам визуального расписания (в какие игры играли).
Выражением совместных положительных эмоций и Книжка-сюрприз для закрепления желания на дальнейшую деятельность. Выработка ритуальных коммуникативных навыков, привычки прощаться.
|
Технологии приёмы:
- выработка стереотипов ритуальных действий;
- визуальное расписание, для формирования саморегуляции интеллектуальной деятельности;
- чёткое проговаривание слов;
- упрощение инструкций;
- многократные повторы, способствующие коррекции мнемической недостаточности;
- использование жестов для стимулирования процесса запоминания и припоминания слов;
- использование разных образов одного и того же предмета (картинка, карточка, компьютерное изображение, реалистичная игрушка, мягкая игрушка) для формирования образного восприятия;
- приёмы технологии Н.Коняхиной;
- приёмы развития зрительно-моторной координации;
- создание игровых ситуаций;
- совместная деятельность педагога и ребенка;
- приемы поощрения, приемы личной эмоциональной поддержки;
- создание оптимальной развивающей среды (наглядные материалы, компьютер, игрушки и т.д.;
- личностно-ориентированное обучение и воспитание;
- использование компенсаторных возможностей ребенка;
Скачать:
Предварительный просмотр:
Анализ индивидуального коррекционно-развивающего занятия
для ребёнка с нарушением интеллекта (синдром Дауна), первый год обучения,
средняя группа комбинированной направленности.
Речевой диагноз: ТНР, системное недоразвитие речи, умственная отсталость.
педагог-психолог Дорогова М.В.
Занятие разработано с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка. Материал представлен в доступной и занимательной форме. Основные направления коррекционной работы: познавательное и речевое развитие.
Тема: «Домашние животные».
Тема недели представлена визуально в виде картинки с чёткими рисунками реалистичного характера, понятными ребёнку.
Занятие имеет две четкие целевые установки: дидактическую и коррекционную, построено на взаимодействии ребёнка с учителем-дефектологом, подобрана наиболее адекватная тактика коррекционной работы. Структура занятия построена последовательно. Проведено занятие с учетом системы коррекционного процесса.
Занятие прошло в соответствии с планом конспектом. Длительность занятия составляет 20 минут (допускается для детей 5-го года от 20 до 25 мин.) В структуре занятия несколько этапов, которые взаимосвязаны между собой.
Цель: стимулирование мотивационно-потребностного компонента речи и когнитивных предпосылок речевой деятельности.
(Желание говорить и правильное применение речи).
Задачи выстраиваются в соответствии с модулями:
- Модуль сенсорного развития
- Модуль развития крупной и мелкой моторики
- Модуль формирования элементарных математических представлений
- Модуль развития внимания, памяти
- Модуль развития мышления
- Модуль развития речи, формирования коммуникативных способностей
- Модуль развития пространственных, временных представлений
- Модуль развития социально-бытовых навыков, представлений об окружающем мире.
Задачи:
- способствовать формированию понятийной речи; умению действовать по словесной инструкции, вступать в речевой контакт;
- развивать моторную ловкость рук при выполнении упражнений по инструкции взрослого;
- содействовать умению ориентироваться на цвет, размер по слову педагога; соотносить предмет с картинкой;
- способствовать формированию пространственных представлении, понимание и употребление пространственных предлогов, ориентировки в схеме тела;
- закреплять умение различать понятия «один», «много», выделять один предмет из неоднородной группы предметов;
- развивать навыки игровых действий;
- воспитывать интерес к совместной с педагогом и самостоятельной познавательной деятельности.
Оборудование: магнитно-маркерная доска, карточки визуального расписания, компьютер, интерактивная игра «Кто как кричит?», набор игрушек «Домашние животные» разных размеров, карточки с изображением домашних животных, пластиковые контейнеры, набор цифр, мягкая игрушка «Кошка», набор цветных прищепок, корзина, контейнер с крышкой, стульчик, мешочки с песком, карточки для закрепления пространственных предлогов и лампа (по методике Н. Коняхиной), книжка-поощрение «Малыши на ферме?».
Ход занятия
Вводно-организационный этап | |
- Здравствуй, Ваня! Пойдем ко мне в кабинет поиграем. Идём красиво как солдаты, сгибаем ноги в коленях, высоко поднимаем вверх, помогаем махами рук. Раз, два. | Приветствие ребенка в группе, приглашение его на занятие, речевое сопровождение маршрута «группа-кабинет», создание положительных эмоций для предстоящего занятия. Коррекция шаркающей походки, координация движений рук и ног, поднимание ноги параллельно поверхности пола. |
- Проходи в кабинет, поздоровайся с гостями и занимай своё место за столом. | Выработан стереотип ритуальных действий и ритуальных коммуникативных навыков, привычки здороваться. |
- Посмотри на картинку, кто здесь нарисован? Это животные, домашние животные. Мы будем играть с домашними животными. | Визуальное представление темы занятия, картинка на магнитно-маркерной доске в поле зрения ребёнка, для напоминания. |
- В какие игры мы поиграем вместе с животными? Будем определять цвет, размер, посчитаем, повторим предлоги, потренируем пальчики, поиграем в прятки и на ковре, будем разговаривать. | Визуальное расписание, рисунки обозначают темы заданий (игр), начальный этап формирования саморегуляции интеллектуальной деятельности. Запоминание, какие игры, к какой карточке относятся. На данном занятии карточки убираем в конце занятия, повторяя в какие игры играли. Другие занятия могут быть построены с убиранием карточек по мере выполнения очередного задания (игры) и ребёнок может ориентироваться, сколько ещё осталось заданий и каких, а так же выбрать очерёдность. В конце так же подводится итог по карточкам (в какие игры играли). Для педагога так же является подсказкой запланированных упражнений. |
Массаж рук массажным мячом. Ребёнок берёт массажный мяч и выполняется комплекс «Разминка», повторяя: Мячик сильно прижимаю и в ладошке покачу (катаем мяч в ладошках круговыми движениями) Здравствуй, мой любимый мячик, Ему скажет каждый пальчик (катаем мяч в ладошках вперёд-назад). - Наши руки готовы играть. | Одновременная работа мышечного и аудиального аппарата тренировка межполушарных связей. Повторение за педагогом движений и речевого сопровождения. Стереотип ритуальных действий в начале занятия способствует эмоциональному настрою на предстоящую деятельность. |
- Давай посмотрим, какие животные пришли к нам поиграть. Здравствуйте! Посмотри, кто это? (предлагая посмотреть карточку). Найди такое же животное и назови его. | Выработка ритуальных коммуникативных навыков, привычки здороваться. Подсказка начала слова, совместное с педагогом проговаривание слов. Стимулирование самостоятельного применения знакомого слова. Соотнесения предмета с его изображением на картинке для развития зрительного восприятия. Практическое соотнесение способствует появлению соотнесений перцептивного характера (психическое восприятие, непосредственное отражение объективной действительности органами чувств). |
Когда все животные названы и разложены на карточки, убираем карточки. Животных складываем всех вместе на столе. - Сколько у нас животных? (если не называет, подсказываем жестом, если не называет всё равно, подсказываем слово и просим его повторить). - Дай мне один, подсказывая жестом (показываем один палец, и выкладываем цифру один). Когда подаёт животное, размещаем его около цифры «1». Повторяем ещё раз, показывая, где много и где один. | Использование жестов для припоминания и обозначения свойств предметов Формирование понятия «много», «один». Выделение одного предмета из множества не однородных предметов. Соотнесение одного предмета с цифрой и запоминание цифры «1». Освоение предпосылок количественного счёта, отвечать на вопрос «сколько?». Приём многократного повторения.
|
- У домашних животных есть малыши, они такие же, как и большие, только они ещё маленькие. Показываем пару, и просим положить большие в коробку слева, а маленькие в коробку справа. (Выделяя пространственный предлог «В»). Когда все отсортированы, убираем коробки со стола. | Использование жестов для припоминания и обозначения свойств предметов. Закрепление понятия «маленький», «большой». Соотнесения предметов относительно друг-друга. Освоение предпосылок пространственной ориентировки, понимание пространственных предлогов. |
- У нас ещё один гость. Кто это? (Мягкая игрушка кошка). - Здравствуй, кошка! - Где у кошки глаз? А где у Вани? (Далее: нос, рот, ухо, живот, спина). - А где у кошки хвост? - А у Вани есть хвост? (Проверяем, нет!) | Выработка ритуальных коммуникативных навыков, привычки здороваться. Закрепление ориентировки в собственном теле и развитие зрительного гнозиса (узнавание) через сравнение частей тела у себя и у кошки. |
- Кошка устала и хочет в корзинку (выделяя пространственный предлог «В»). А там прищепки, надо прицепить их на край корзины. - Возьми желтый (затем синий и зелёный). - Кошки мало места, надо убрать прищепки в коробку (отцепляет по одной по названному цвету и просовывает в коробку). Кошка садится в корзинку. | Освоение предпосылок пространственной ориентировки, понимание пространственных предлогов. Развитие зрительно-моторной координации, моторика пальцев рук, межполушарных связей через согласованность действий обеими руками. Закрепление умения определять цвет предмета и выбирать цвет по речевой инструкции. |
- Кошке неудобно в корзинке, она хочет сидеть на стуле (выделяя предлог «В» и «На»). Ваня посади кошку на стул (выделяя предлог «На»). Кошка хочет спать кинем её подушки. Возьми подушку правой рукой, подними высоко и кидай на стул (выделяя предлог «На»). Возьми подушку левой рукой, подними высоко и кидай на стул (выделяя предлог «На»). Молодец! Дай 5! | Освоение предпосылок пространственной ориентировки, понимание пространственных предлогов. Способствовать формированию понятийной речи, действовать по словесной инструкции самостоятельно. Смена деятельности на двигательную, для повышения работоспособности. Метание мешочка с песком из-за головы правой и левой рукой. Развитие зрительно-моторной координации, умений соотносить силу броска с дальностью. Способствует развитию ловкости, меткости, снятию мышечных зажимов. Поддержка деятельности выражением совместных положительных эмоций. |
- Наша кошка сидела в корзине и на стуле (выделяя предлоги). А ГДЕ любит сидеть эта кошка? (карточка с нарисованной кошкой). Это секрет, но мы его откроим с помощью лампы (подсвечиваем картинку лампой). Кошка сидит в корзине, кошка сидит на стуле (выделяя предлоги). | Использование элементов методики Н. Коняхиной, для привлечения внимания ребёнка. Повторение в наглядном плане ранее выполняемых практических действий, для закрепления пространственных предлогов через практические действия и анализ рисунка. |
Давай вспомним, как разговаривают домашние животные? Используя компьютерную игру, показываем на экране животное. Кто это? Как кричит? Давай проверим. И т.д. Молодец! Дай 5! | Использование специально изготовленной компьютерной игры для привлечения внимания ребёнка. Узнавание изображения на компьютере с предметом, называние его и припоминание его звучания. Развитие умений направлять внимание к источнику звучания, сличать и узнавать его. Поддержка деятельности выражением совместных положительных эмоций. |
А сейчас поиграем с животными в прядки. Кто будет с нами играть? Корова, собака, кошка. Закрывай Ваня глаза. Убираем одну игрушку. Открывай, что спрятала? А теперь я закрою. Прячь Ваня. Что Ваня спрятал? Да «5»! Молодец! | Тренировка зрительной памяти. Развитие умений самостоятельной игровой деятельности через выполнения роли ведущего в игре. Поддержка деятельности выражением совместных положительных эмоций. |
Давай вспомним, как мы играли. Снимая по одной карточки визуального расписания и проговаривая. Играли цветными прищепками, отдаём карточку ребёнку, он кладёт её в коробку. Сравнивали больших и маленьких животных. Сравнивали части тела. Посчитали животных. Тренировали руки прищепками. Кидали мешочки на ковре. Искали, где сидит кошка. Играли в прятки. Разговаривали как животные. Во все игры поиграли, молодцы! Хлопаем в ладоши. У меня есть для тебя книжка про домашних животных, понесём её ребятам в группу и покажем, с кем Ваня играл. Скажем всем до свидания! Увод ребенка в группу. | Рефлексия. Ритуал. Припоминание, подведения итог по карточкам визуального расписания (в какие игры играли). Выражением совместных положительных эмоций и Книжка-сюрприз для закрепления желания на дальнейшую деятельность. Выработка ритуальных коммуникативных навыков, привычки прощаться. |
Технологии приёмы:
- выработка стереотипов ритуальных действий;
- визуальное расписание, для формирования саморегуляции интеллектуальной деятельности;
- чёткое проговаривание слов;
- упрощение инструкций;
- многократные повторы, способствующие коррекции мнемической недостаточности;
- использование жестов для стимулирования процесса запоминания и припоминания слов;
- использование разных образов одного и того же предмета (картинка, карточка, компьютерное изображение, реалистичная игрушка, мягкая игрушка) для формирования образного восприятия;
- приёмы технологии Н.Коняхиной;
- приёмы развития зрительно-моторной координации;
- создание игровых ситуаций;
- совместная деятельность педагога и ребенка;
- приемы поощрения, приемы личной эмоциональной поддержки;
- создание оптимальной развивающей среды (наглядные материалы, компьютер, игрушки и т.д.;
- личностно-ориентированное обучение и воспитание;
- использование компенсаторных возможностей ребенка;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация комплексного музыкального коррекционно-развивающего обучения и воспитания дошкольников с нарушением интеллекта средствами коррекционной ритмики
Из Сборника материалов I Всероссийской заочной электронной научной конференции «Педагогика новаторства в XXI веке» (ГОУ ВПО «Свеверо-Восточный государственный ...
Конспект индивидуального занятия с ребёнком с моторной алалией по заданию учителя - логопеда в средней группе компенсирующей направленности № 8 «Речецветик» для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Артикуляционная гимнастика...
Родительское собрание в старшей группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи».
на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи»Цели: ознакомление родителей с особенностями логопедической р...
Коррекционно-развивающее значение занятий изобразительной деятельности с нарушением интеллекта.
Материал предназначен для педагогов, работающих с детьми с нарушением интеллекта.Тема: Коррекционно-развивающее значение занятий изобразительной деятельностью в работе с детьми с нарушением интеллекта...
Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта
В статье рассматривается коррекционно- развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта...
Комплексное занятие педагога-психолога и учителя-логопеда по лексической теме «Космос» для подготовительной группы комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Комплексное занятие подготовлено педагогом-психологом и учителем-логопедомпо лексической теме «Космос» для подготовительной группы комбинированной направленности для детей с тяжелыми наруш...