Использование дидактических игр в процессе работы по формированию и закреплению навыков фонематического восприятия
статья по логопедии

Мария Николаевна Шестова

Статья предназначена для учителей логопедов и воспитателей логопедических групп.

В статье представлена система дидактических игр, созданных автором, для формирования и дальнейшего закрепления навыков фонематического восприятия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование дидактических игр в процессе работы по формированию и закреплению навыков фонематического восприятия.

Автор: Шестова Мария Николаевна учитель-логопед ГДОУ 17 Московского района

Фонематическая система («речевой слух», «квалифицированный слух») - это сложное психическое образование, обеспечивающее синхронный анализ потока звуков речи, направленный на распознавание смыслоразличительных его элементов. Фонематическая система является основным инструментом понимания слышимой речи и имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка.

Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы ребенка в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения  (звукопроизношения, звуконаполняемости и слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия. Также несомненна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексико-грамматической стороной речи. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т.д.,. Кроме того, без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высших ступеней - звукового анализа и синтеза. В свою очередь, несформированность навыков звукового анализа и синтеза у детей с ОНР приводит в дальнейшем к стойким нарушениям чтения и письма в школьном возрасте (дисграфии, дизорфографии и дислексии).        Все вышесказанное доказывает необходимость создания наиболее благоприятных для ребенка условий для формирования навыков фонематического восприятия.

К функциям фонематической системы относятся:

  • - слухопроизносительная дифференциация фонем;
  • - фонематический анализ и синтез;
  • - смыслоразличение.

   Функция слухопроизносительной дифференциации фонем представляет    

собой наиболее элементарный уровень распознавания речевых высказываний. Под этим подразумевается способность классифицировать звуки речи по акустико-артикуляционным признакам. В русском языке звуки разграничиваются на 42 фонемы – 6 гласных, характеризующихся тремя признаками (ряд, подъем, лабиализация), и 36 согласных, разграничивающихся между собой по пяти признакам (вокальность, назализация, палатализация, место и способ образования). Фонемы представлены в живой речи вариантами- аллофонами, которые объединяются в фонемы не столько по акустико-артикуляционной близости, сколько по позиционному поведению.

     Аналитико-синтетическая функция фонематической системы предполагает осуществление простых и сложных форм фонематического анализа, а также синтеза.

В.К. Орфинская относила к простым формам фонематического анализа способность выделять звук на фоне слова, т.е. определять наличие заданного звука в слове, и способность выделять звук из слова, т.е. распознавать фонематический состав слова. Сложными формами фонематического анализа являются количественный – определение количества фонем в слове; последовательный, или порядковый, определение последовательности фонем в слове и позиционный анализ – определение места фонемы в слове.

Основываясь на закономерностях формирования фонематических функций в онтогенезе, работа по развитию фонематического восприятия, анализа и синтеза ведется в определенной последовательности:

  • выделение звука на фоне слога и слова;
  • выделение первого, последнего звука слова;
  •  выделение звука в середине слова;
  • определение последовательности и количества звуков;
  •  определение местоположения звука в слове по отношению к другим.

По своей природе дети  любознательны, стремятся к познанию нового, но, к сожалению, часто относятся к учебе несерьезно. Для обеспечения успешности процесса обучения ребенка необходимо вести этот процесс в самой доступной для него форме. Ведущей деятельностью ребенка-дошкольника является игра. Наиболее эффективными методами, обеспечивающими процесс обучения – наглядные. Именно поэтому я разработала систему игр  для формирования и развития навыков фонематического восприятия .  Использование этих игр позволяет ребенку учиться в процессе самой доступной для него деятельности, обеспечивают его наглядным материалом и стимулируют заинтересованность в достижении результата за счет введения элементов соревнования.

Представленные ниже игры являются лишь частью системы развития навыков фонематического восприятия и  ставят перед собой следующие цели:

  • обучение детей определению наличия-отсутствия заданного в слове
  • закрепление навыка определения наличия-отсутствия заданного звука в слове и соотнесение наличия либо отсутствия звука в слове с определенной схемой
  • обучение детей выделению из слова начального и конечного звука
  • обучение детей определению места заданного звука в слове
  • закрепление навыка определения места заданного звука в слове и соотнесение его с соответствующей схемой

Далее я хочу остановиться на каждом виде игр подробнее:

Обучение детей определению наличия-отсутствия заданного в слове

        На данном этапе я использую несколько типов игр

  • Игры, построенные по принципу лото с индивидуальными игровыми полями и набором картинок, в названии  которых наличествует либо отсутствует заданный звук. Слова, используемые в играх, подбираются по принципу усложнения. Сначала заданный звук наличествует только в начале слов, затем в начале и конце слов, а затем в начале, середине и конце слов Игровые поля раздаются детям, картинки раскладываются на столе лицом вниз либо предъявляются по одной логопедом. Ребенок должен назвать слово, определить имеется ли в нем заданный звук. В случае правильного определения ребенок получает картинку и размещает ее на своем игровом поле. В финале игры подсчитывается количество картинок на поле у каждого из играющих и определяется победитель. Примером игры этого вида является лото «Улитки» (цель: определение наличия-отсутствия звука С в словах)

        

  • игры построенные по принципу подбора недостающих элементов к целому. На каждом из элементов имеется картинка, в названии которой наличествует либо отсутствует заданный звук. Ребенок должен правильно определить имеется или отсутствует заданный звук в слове и присоединить картинку к своему целому. В финале подсчитывается количество элементов, собранных каждым ребенком и определяется победитель Примером игр этого типа может служить игра «Голодные червячки» (цель: определение наличия- отсутствия заданного звука в слове)

  • игры с единым игровым полем и картинками, в названии которых наличествует либо отсутствует заданный звук. Дети по очереди выбирают и называют картинку, определяют, имеется или отсутствует в слове заданный звук. В случае правильного ответа картинка помещается на общее поле. В случае неправильного ответа остается у ребенка в качестве штрафной. Выигрывает тот из детей, кто получил меньше всех штрафных карточек. Примером такой игры является «Наряди Василису на царский пир»

 

С целью усложнения поставленной перед детьми задачи я ввожу в игры схемы, обозначающие наличие либо отсутствие  заданного звука в слове

- заданный звук в слове имеется

- заданный звук в слове отсутствует

 

Здесь я   также использую игры нескольких типов

  • игры-лото с игровыми полями и набором картинок, в названии которых наличествует либо отсутствует заданный звук. Примером таких игр могут служить:
  • Игра «Погрузи грузы в грузовичок» (цель: определение наличия-отсутствия звука Л в словах, соотнесение наличия либо отсутствие звука в слове с соответствующей схемой

  • Игра «Украшаем бабочек»

  • игры построенные по принципу подбора недостающих элементов к целому.

Примерами этих игр могут служить

  • Игра «Помоги взлететь стрекозкам» (цель: определение наличия либо отсутствия заданного звука в слове и соотнесение его со схемой)

  • Игра «Заплети косы принцессе» ((цель: определение наличия либо отсутствия заданного звука в слове и соотнесение его со схемой)

  • Игра «Необитаемы остров» (цель: определение наличия либо отсутствия заданного звука в слове и соотнесение его со схемой)

Игра «Аквариум» (цель: определение наличия либо отсутствия заданного звука в слове и соотнесение его со схемой)

  • Игры, построенные по принципу пазлов. На одной из половинок пазла находится картинка, в названии которой наличествует либо отсутствует заданный звук, на второй половинке пазла находится схема наличия-отсутствия звука в слове. Каждый из пазлов имеет свой собственный разрез, позволяющий совместить только эти две половинки. Примерами таких игр могут служить
  • Игра «Строим мост»

Обучение выделению начального и конечного согласного из слова

На данном этапе мною также используется несколько типов игр

  • Игры – «половинки». При проведении этих игр детям раздаются половинки предметов (уточек, матрешек, елочек, грибов и т.д), на каждой из которых находится картинка. Вторые половинки этих предметов находятся на столе. Ребенок должен назвать слово, определить последний звук в этом слове и подобрать вторую половинку, на которой изображен предмет, название которого начинается на тот же звук (например: стоЛ ----Лук)

Примерами таких игр могут служить

  • «Сложи грибок»

  • «Матрешки»

  • Игры-«цепочки». В процессе этой игры дети должны выложить цепочку картинок так, чтобы каждое последующее слово начиналось на тот же звук, на который заканчивается предыдущее (например: меЛ----ЛаК-----Кот и т.д.)

Примерами таких игр могут служить «Цыплята идут на прогулку»

  • Логопедические домино

 Обучение определению места звука в слове

  • Лото со схемами места звука в слове.

 Примерами этих игр могут служить

  • «Рассели жильцов в доме»

  • Лото со схемами места звука в слове и общим игровым полем. 

Примерами таких игр могут служить:

  • Игра «Три корзинки»

  • Игра «Новоселье»

  • Игры-пазлы.

 Примером такой игры может служить игра«Строим мост»

  • Игры – половинки, представляющие собой разрезанные пополам предметы, на одной половинке которых располагается схема места звука в слове, а на другой картинка в названии которой имеется заданный звук в определенной позиции. Половинки со схемой закрепляются на ковролине, половинки с картинкой раздаются детям. Каждый из детей по очереди называет картинку, определяет место заданного звука в слове, находит соответственную схему и складывает целый предмет. В случае неправильного ответа половинка остается у ребенка. Выигрывает тот, у кого останется меньше половинок. Примером такой игры может служить игра «Елочки»

  • Игры-ходилки. В процессе игр этого типа используется общее игровое поле со схемами места звука в слове, фишки кубик и большой набор картинок, в названии которых имеется заданный звук в различных позициях. Картинки раскладываются на столе. Игроки по очереди бросают кубик и передвигают свои фишки по клеткам со схемами места звука в слове в зависимости от числа выпавших очков. Ребенок должен найти среди разложенных на столе картинок ту, в названии которой заданный звук находится в указанной на выпавшей ему клетке позиции. Если ребенок подбирает картинку правильно, он закрывает ею клетку со схемой и перемещает на эту клетку свою фишку. В случае ошибки картинка возвращается на стол, а ребенок пропускает ход. Выигрывает тот из детей, кто первым достигнет финиша.

        Работая логопедом с детьми четырех, пяти и шестилетнего возраста (средняя, старшая и подготовительная к школе группы) с общим недоразвитием речи , я заметила, что использование игр в процессе формирования и дальнейшего развития навыков фонематического восприятия:

  • повышает эффективность обучения детей,
  •  позволяет достигнуть высокого уровня заинтересованности детей в достижении результата,
  •  оптимизирует процесс автоматизации поставленных звуков, стимулируя детей к самостоятельному проговариванию слов и контролю за правильностью произношения.
  • Стимулирует развитие навыков связной речи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование игровых приемов по закреплению навыков фонематического восприятия в учебно-познавательной деятельности детей" (из опыта работы)

Все воспитание и обучение дошкольников происходит в игре, поэтому игра -  основной способ развития ребенка, а для детей с недостатками речи дидактическая игра - незаменимое средство преодоления о...

Использование игровых приемов в процессе работы по формированию лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР

В работе представлен практический материал по использованию игровых приемов в процессе обогащения словарного запаса, словообразования и словоизменения у дошкольников с ОНР....

Использование дидактического синквейна в рамках работы по формированию лексико-грамматических категорий с целью активации и актуализации собственного речевого высказывания у детей с ОНР.

В данном материале представлена инновационная технология СИНКВЕЙН , использование которой дает возможность решить проблемы в области речевого развития детей с ОНР....

Мастер- класс по использованию многофункционального дидактического пособия «Городок «Звуково», направленного на формирование и совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза.

Цель использования игрового пособия заключается в совершенствовании навыков проведения фонематического анализа при помощи развивающих игр.Задачи дидактической игры: учить самостоятельно подбирать и на...

Перспективный план по саморазвитию «Использование дидактических игр в процессе формирования грамматических навыков у детей дошкольного возраста»

Активизировать в речи детей существительные и прилагательные; формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком; воспитание стремления вести здоровый образ жизни; развитие уважения в общен...