"Использование игровых приемов по закреплению навыков фонематического восприятия в учебно-познавательной деятельности детей" (из опыта работы)
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме
Все воспитание и обучение дошкольников происходит в игре, поэтому игра - основной способ развития ребенка, а для детей с недостатками речи дидактическая игра - незаменимое средство преодоления остаания в психическом и речевом развитии. Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается постановке, автоматизации звуков и одновременном развитии фонематического восприятия фонем, без четкого их различение невозможно и их правильное произношение. недостаточная сформированность слухового восприятия, фонематического слуха может явиться причиной произношения звуков, слов, фраз. Развитие фонематического восприятия начинается на материале неречевых звуков и постпенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка. всю систему работы можно условно разделить на 5 этапов. 1 этап: узнавание неречевых звуков.. 2 этап: Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз. 3 этап: различение слов близких по звуковому составу. 4 этап: - дифференциация фонем. 5 этап: развитие навыков звукового анализа, фонематического восприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_igrovyh_priemov_pri_zakreplenii_navykov_fonematicheskogo_vospriyatiya.odt | 28.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование игровых приемов по закреплению навыков фонематического восприятия в учебно-познавательной деятельности детей. (Из опыта работы).
Все воспитание и обучение дошкольников происходит в игре, поэтому игра- основной способ развития ребенка, а для детей с недостатками речи дидактическая игра - незаменимое средство преодоления отставания в психическом и речевом развитии. Отклонение в развитии речи отражаются на формирование всей психической жизни ребенка. Они затрудняют общение с окружающими, препятствуют правильному формированию познавательных процессов, влияют на эмоционально-волевую сферу. Под воздействием речевого дефекта часто возникает ряд вторичных отклонений, которая образует картину аномального развития ребенка в целом.
Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке, автоматизации звуков, одновременно фонематического восприятия фонем, без четкого их различения невозможно и их правильное произношение. Недостаточная сформированность слухового восприятия фонематического слуха может являться причиной неправильного произношения звуков, слов, фраз.
Прежде чем ребенок научиться понимать и произносить отдельные слова, он реагирует на интонацию. 2 слова, одно из которых выражает одобрение, а 2 — угрозу, но произнесены одинаково, маленькому ребенку будут восприниматься совершенно одинаково, не различая их по смыслу. Вот почему развитие фонематического восприятия начинается на материале не речевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка. Параллельно с самых первых занятий проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что позволяет добиться наиболее эффективных и ускоренных результатов развития фонематического восприятия. Это очень важно, так ка неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения.
Всю систему работы можно условно разделить на 5 этапов.
1 этап — узнавание не речевых звуков.
Что шумит за окном? (деревья, ветер), что гудит?, кто разговаривает?
Далее проводятся игры.
- Логопед назначает водящего и предлагает ему плотно закрыть глаза. Потом прячет игрушку в шкаф, за штору, за спины детей и предлагает водящему найти её, ориентируясь на силу ударов в барабан.
- Дети встают в круг. Незаметно для водящего они передают за спиной друг у друга колокольчик. Узнать у кого зазвенел колокольчик.
- Логопед сажает за стол 2х игрушечных зайцев большого и маленького. Объясняет, как играет большой заяц — громко и маленький — тихо. Затем воспроизводит удары за ширмой. Угадать, который из зайцев играл. Зайцев можно заменить куклами, мышками и т. д.
- Звучание игрушек за ширмой.
- Звучащие предметы (стук карандаша о стеклянный стакан и деревянный стакан, рвется газета.
- Как звучат крупы в банках.
- В одинаковые банки насыпаются разные крупы, дети слушают, как шумит каждая крупа, затем отгадывают в какой банке, какая крупа.
2 этап. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов.
1. Кто позвал? Кто сказал АУ? Дети по-очереди называют имя водящего ( кто стоит к ним спиной). Водящий на слух определяет, кто его позвал. Затем вместо имени дети говорят АУ. Игра усложняется тем, что АУ дети говорят то тихо то громко.
- Кто сказал МЯУ? Как мяукает маленький котенок и большой котенок.
- Где гудит пароход, близко или далеко?
- Какая дудочка играет, большая или маленькая ( У-У-У).
- Кто плачет (девочка или мальчик, низкий или высокий голос (А-А-А).
- Три медведя. Какой медведь сказал фразу из сказки.
- Звукоподражание животных , больших и детенышей (МУ, ХРЮ-ХРЮ, БЕ-Е).
3 этап. Различение слов близких по звуковому составу.
- Хлопнуть в ладоши, если услышишь неверное слово ВАГОН-ФАКОН-ФАКОМ-ВАГОМ. БУМАГА-ПУМАГА-ТУМАГА-ПУМАКА-БУМАКА.
- Логопед выставляет картинки в одну линию, название которых звучат похоже, например, РАК-ЛАК, МАК-БАК, СОК-СУК, ДОМ-КОМ, ЛОМ-СОМ, КОЗА-КОСА, ЛУЖИ-ЛЫЖИ и т. д. Затем называет 3-4 слова, а дети отбирают соответствующие картинки и ставят в названном порядке. Логопед выставляет следующие картинки КОМ, БАК, СУК, ВЕТКА, КАТОК, ГОРКА. Дети должны подобрать картинки, которые звучат похоже ДОМ, СОМ, ЛОМ; РАК, БАК, МАК; ЛУК, ЖУК, БУК; ВЕТКА, КЛЕТКА, ПЯТКА, ПЛЕТКА; ПЛАТОК, ЛИСТОК, МАТОК; КОРКА, НОРКА, МАРКА.
4 этап. Дифференциация слогов.
На данном этапе детей учат различать слоги.
- Какой слог лишний НА-На-НА-ПА. НА-НО-НА-НА. КА-КА-ГА-КА и т. п.
- Скажи наоборот: ПА-БА, ТА-ДА, ПА-ПА-ПА — ПЯ-ПЯ-ПЯ, ПО-ПО-ПО — ПЁ-ПЁ-ПЁ.
4 Этап — дифференциация фонем.
- Дети поднимают картинки с изображением поезда, девочки, птички на звук У-У-У, А-А-А, И-И-И.
- Игра усложняется сигналами.
5 этап. Развитие навыков звукового анализа, фонематического восприятия.
- Назови одинаковый звук во всех словах:: ШУБА, КОШКА, МЫШЬ — Ш; ЗУБ, ЗАМОК, КОЗА — З и т. д.
- Какой звук чаще всего встречается в потешке?
- Назови первый звук в слове.
- Назови последний звук в слове.
- Вспомни названия птицы, к котором был бы последний звук слова «сыр» (воробей, грач).
- Побери слово, чтобы первый звук был [к], а последний звук [ш] — карандаш, камыш.
- Какое получит слово, если к НО добавить один звук? — НОЖ, НОС.
- Отобрать картинки на заданные звуки.
- Дети очень любят игру «Тим и Том».
Тим и Том - два человечка, твердый и мягкий. Слово «Том» начинается с твердого звука [т] он и сам весь твердый, как этот звук, поэтому всегда выбирает то, что начинается с твердых согласных: не ест тянучки, но любит томатный сок; носит пальто и не надевает пиджак; не берет в руки мяч, но с удовольствием пускает мыльные пузыри, и играет в морской бой.
Том дружит с Тимом, хотя и совсем не похож на него. «Тим» мягкий и любит все, что звучит так же мягко, как первый звук его имени: тефтели, леденцы, пирожные. Когда Тим рисует, Том раскрашивает. Если Том берет в руки дудочку, Тим сразу начинает дирижировать. Они никогда не выбирают одни и те же вещи, поэтому не ссорятся. Любимая игра Тима и Тома «Твердое и мягкое».В этой игре Том называет слово с твердым первым звуком, а Тим заменяя твердый звук на мягкий отвечает похожим (звуком), словом: НОС-НЕС, МЫЛ-МИЛ, ЛУК-ЛЮК, МАЛ-МЯЛ, ТУК-ТЮК, РАД-РЯД.
- 10. Игра «Грузовичек.» Дети нагружают машины. У каждого карандаш и бумага. Каждый грузовик может вести самые разнообразные и неожиданные предметы, но все они должны начинаться на нужный звук. В грузовик [м] ребенок может погрузить(нарисовать)МЫЛО, МАРМЕЛАД, МУЛЬТФИЛЬМЫ, МЫШКУ, МОРКОВЬ, МУКУ, МАСЛО и отправиться в Москву к маме в магазин. Грузовик [л] загружается люстрами, лентами, лимонами, лентяями, лебедями и едет в лес, в Лабинск.
11. Игра «Звуковое лото». Требуется от ребенка умение находить слово с нужным звуком из заданного ряда слов. Детям раздаются карты лото с картинками и маленькие пустые карточки. Взрослый называет звук, например [ в] и спрашивает: у кого есть слово со звуком [в]. Выигрывает тот, кто быстрее закроет все картинки пустыми карточками.
12. Игра «Запретные звуки». Построено по правилам игры «ДА и Нет не говорить» . Только вместо запретных ДА НЕТ здесь нужно использовать различные звуки. Игра нацелена на анализ звуков в речевом высказывании, не только в отдельно взятом слове, взрослый задает ребёнку разнообразные вопросы, а ребенок отвечая должен соблюдать правило — не произносят определенный звук, например запрещенные звуки [х] и [ч]. что продают булочной ( булки и ...леб). Какой предмет показывает время (...асы).
- Игра «Цепочка слов». Упражнять в определении первого и последнего звука в слове. Выкладывается цепочка из картинок: карандаш, шкаф, флажок, куст, топор, ракета, автобус, сук, ключ, чайник, кошка, автобус, сом, мак, крокодил, лук. Можно проводить игру без картинок.
- Игра «Найди место звука в слове». На полоске бумаги фишкой обозначить место заданного звука в слове.
- Игра «Побери слово к схеме». Игровой материал: карточки со схемами расположения звука с словах (одна клетка закрашена в начале, в конце и в середине схемы) и предметные картинки. Ведущий раздает детям по одной карточке, затем называет картинки, дети закрывают картинкой закрашенную клетку на карточке.
- Игра «Кто в доме живет?». Цель: упражнять детей в подборе слов с определенным звуком.
- Игра «Включить телевизор». Цель: упражнять детей в определении первого или последнего звука в словах, составлении слов из выделенных звуков.
- Игра «Как их зовут?». Составить имена детей по первому и последнему звуку слова.
- Игра «Украсить ёлку». Повесить игрушку на ёлку, в названии которых определенный звук.
- Игра «Поезд». Цель : учить детей определять наличие указанного звука в словах. Упражнять в определении количества звуков в словах. Упражнять в определении количества слогов в словах. Игровой материал: паровоз и три вагона; табличка с буквами и квадратными для обозначения количества звуков в словах, количества слогов в словах, предметные картинки.
- Игра «Собери слово». Составить слово из данных звуков, слогов.
- Игра «Закончи слово» с перекидываем мяча. Заменить в слове гласную, чтобы получилось новое слово ( БАК-БОК-БЫК-БУК).
- Заменить согласную в начале слова, чтобы получилось новое слово РОТ-КОТ-ВОТ-ПОТ-ТОТ).
- Игра «Заменить согласную в конце слова»: СОН-СОК-СОХ-СОМ-СОР.
- Прибавить слог впереди слова БОЧКА-БАБОЧКА, РОЖОК-ПИРОЖОК.
- Изменить смысл слова вставлением согласной буквы: С__ОН, К__ОТ, Р__ЧКА.
Расшифровка словарных ребусов развиваете не только фонематический слух и восприятие, но и логическое мышление.
Хорошо развитый фонематический слух и восприятие помогаю ребенку хорошо овладеть навыками чтения и письма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Система дидактических игр и игровых приемов, направленных на развитие фонематического восприятия у дошкольников»
«Система дидактических игр и игровых приемов, направленных на развитие фонематического восприятия у дошкольников»...
«Дидактические игры и игровые приемы, направленные на развитие фонематического восприятия у дошкольников»
Психолого-педагогические исследования убедительно доказали позитивную роль игры в развитии и обучении дошкольников. Думается, что в педагогическом процессе развития фонематического восприятия дидактич...
"Игровые приемы используемые для развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа».
консультация для воспитателей...
Консультация для воспитателей «Игровые приемы используемые для развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа».
Консультация для воспитателей: «Игровые приемы используемые для развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа»....
"Использование игровых приемов для закрепления правильного произношения у детей старшего дошкольного возраста"
laquo;Использование игровых приёмовдля закрепления правильного произношения у детей старшего дошкольного возраста» Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет большое значение д...
Использование дидактических игр в процессе работы по формированию и закреплению навыков фонематического восприятия
Статья предназначена для учителей логопедов и воспитателей логопедических групп.В статье представлена система дидактических игр, созданных автором, для формирования и дальнейшего закрепления навыков ф...
Логопедический проект «Система дидактических игр и игровых приемов, направленных на развитие фонематического восприятия у дошкольников»
Логопедический проект: «Система дидактических игр и игровых приемов, направленных на развитие фонематического восприятия у дошкольников»...