"Использование игровых приемов по закреплению навыков фонематического восприятия в учебно-познавательной деятельности детей" (из опыта работы)
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Христолюбова Диана Константиновна

Все воспитание и обучение дошкольников происходит в игре, поэтому игра -  основной способ развития ребенка, а для детей с недостатками речи дидактическая игра - незаменимое средство преодоления остаания в психическом и речевом развитии.  Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается  постановке, автоматизации звуков и одновременном развитии фонематического восприятия фонем, без четкого их различение невозможно и их правильное произношение. недостаточная сформированность слухового восприятия, фонематического слуха может явиться причиной произношения звуков, слов, фраз. Развитие фонематического восприятия начинается на материале неречевых звуков и постпенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка. всю систему работы можно условно разделить на 5 этапов. 1 этап: узнавание неречевых звуков.. 2 этап: Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз. 3 этап: различение слов близких по звуковому составу. 4 этап: - дифференциация фонем. 5 этап: развитие навыков звукового анализа, фонематического восприятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование игровых приемов по закреплению навыков фонематического восприятия в учебно-познавательной деятельности детей. (Из опыта работы).

 Все воспитание и обучение дошкольников происходит в игре, поэтому игра- основной способ развития ребенка, а для детей с недостатками речи дидактическая игра - незаменимое средство преодоления отставания в психическом и речевом развитии. Отклонение в развитии речи отражаются на формирование всей психической жизни ребенка. Они затрудняют общение с окружающими, препятствуют правильному формированию познавательных процессов, влияют на эмоционально-волевую сферу. Под воздействием речевого дефекта часто возникает ряд вторичных отклонений, которая образует картину аномального развития ребенка в целом.

Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке, автоматизации звуков, одновременно фонематического восприятия фонем, без четкого их различения невозможно и их правильное произношение. Недостаточная сформированность слухового восприятия  фонематического слуха может являться причиной неправильного произношения звуков, слов, фраз.

 Прежде чем ребенок научиться понимать и произносить  отдельные слова, он реагирует на интонацию. 2 слова, одно из которых выражает одобрение, а 2 — угрозу, но произнесены одинаково, маленькому ребенку будут восприниматься совершенно одинаково, не различая их по смыслу. Вот почему развитие фонематического восприятия начинается на материале не речевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка. Параллельно с самых первых занятий проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что позволяет добиться наиболее эффективных и ускоренных результатов развития фонематического восприятия. Это очень важно, так ка неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения.

Всю систему работы можно условно разделить на 5 этапов.

1 этап — узнавание не речевых звуков.

Что шумит за окном? (деревья, ветер), что гудит?, кто разговаривает?

Далее проводятся игры.

  1. Логопед назначает водящего и предлагает ему плотно закрыть глаза. Потом прячет игрушку в шкаф, за штору, за спины детей и предлагает водящему найти её, ориентируясь на силу ударов в барабан.
  2. Дети встают в круг. Незаметно для водящего они передают за спиной друг у друга колокольчик. Узнать у кого зазвенел колокольчик.
  3. Логопед сажает за стол 2х игрушечных зайцев большого и маленького. Объясняет, как играет большой заяц — громко и маленький — тихо. Затем воспроизводит удары за ширмой. Угадать, который из зайцев играл. Зайцев можно заменить куклами, мышками и т. д.
  4. Звучание игрушек за ширмой.
  5. Звучащие предметы (стук карандаша о стеклянный стакан и деревянный  стакан, рвется газета.
  6. Как звучат крупы в банках.
  7.  В одинаковые банки насыпаются разные крупы, дети слушают, как шумит каждая крупа, затем отгадывают в какой банке, какая крупа.

2 этап. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов.

1. Кто позвал? Кто сказал АУ? Дети по-очереди называют имя водящего ( кто стоит к ним спиной).  Водящий на слух определяет, кто его позвал. Затем вместо имени дети говорят АУ. Игра усложняется тем, что АУ дети говорят то тихо то громко.

  1. Кто сказал МЯУ?  Как мяукает маленький котенок и большой котенок.
  2. Где гудит пароход, близко или далеко?
  3. Какая дудочка играет, большая или маленькая ( У-У-У).
  4. Кто плачет (девочка или мальчик, низкий или высокий голос (А-А-А).
  5.  Три медведя. Какой медведь сказал фразу из сказки.
  6. Звукоподражание животных , больших и детенышей (МУ, ХРЮ-ХРЮ, БЕ-Е).

3 этап. Различение слов близких по звуковому составу.

  1. Хлопнуть в ладоши, если услышишь неверное слово ВАГОН-ФАКОН-ФАКОМ-ВАГОМ. БУМАГА-ПУМАГА-ТУМАГА-ПУМАКА-БУМАКА.
  2.  Логопед выставляет картинки в одну линию, название которых звучат похоже, например, РАК-ЛАК, МАК-БАК, СОК-СУК, ДОМ-КОМ, ЛОМ-СОМ, КОЗА-КОСА, ЛУЖИ-ЛЫЖИ и т. д. Затем называет 3-4 слова, а дети отбирают соответствующие картинки и ставят в названном порядке. Логопед выставляет следующие картинки КОМ, БАК, СУК, ВЕТКА, КАТОК, ГОРКА.  Дети должны подобрать картинки, которые звучат похоже ДОМ, СОМ, ЛОМ; РАК, БАК, МАК; ЛУК, ЖУК, БУК; ВЕТКА, КЛЕТКА, ПЯТКА, ПЛЕТКА; ПЛАТОК, ЛИСТОК, МАТОК; КОРКА, НОРКА, МАРКА.

4 этап. Дифференциация слогов.

 На данном этапе детей учат различать слоги.

  1. Какой слог лишний НА-На-НА-ПА. НА-НО-НА-НА. КА-КА-ГА-КА и т. п.
  2.  Скажи наоборот: ПА-БА, ТА-ДА, ПА-ПА-ПА — ПЯ-ПЯ-ПЯ, ПО-ПО-ПО — ПЁ-ПЁ-ПЁ.

4 Этап — дифференциация фонем.

  1. Дети поднимают картинки с изображением поезда, девочки, птички на звук У-У-У, А-А-А, И-И-И.
  2. Игра усложняется сигналами.

5 этап. Развитие навыков звукового анализа, фонематического восприятия.

  1. Назови одинаковый звук во всех словах:: ШУБА, КОШКА, МЫШЬ — Ш; ЗУБ, ЗАМОК, КОЗА — З  и т. д.
  2. Какой звук чаще всего встречается в потешке?
  3.  Назови первый звук в слове.
  4. Назови последний звук в слове.
  5. Вспомни названия птицы, к котором был бы последний звук слова «сыр» (воробей, грач).
  6.  Побери слово, чтобы первый звук был [к], а последний звук [ш] — карандаш, камыш.
  7. Какое получит слово, если к НО добавить один звук? — НОЖ, НОС.
  8.  Отобрать картинки на заданные звуки.
  9.  Дети очень любят игру «Тим и Том».

 Тим  и Том -  два человечка, твердый и мягкий. Слово «Том» начинается с твердого звука [т] он и сам весь твердый, как этот звук,  поэтому всегда выбирает то, что начинается с твердых согласных: не ест тянучки, но любит томатный сок; носит пальто и не надевает пиджак; не берет в руки мяч, но с удовольствием пускает мыльные пузыри, и играет в морской бой.

 Том дружит с Тимом, хотя и совсем не похож на него. «Тим» мягкий и любит все, что звучит так же мягко, как первый звук его имени: тефтели, леденцы, пирожные. Когда Тим рисует, Том раскрашивает. Если Том берет в руки дудочку, Тим сразу начинает дирижировать. Они никогда не выбирают одни и те же вещи, поэтому не ссорятся. Любимая игра Тима и Тома «Твердое и мягкое».В этой игре Том называет слово с твердым первым звуком, а Тим заменяя твердый звук на мягкий отвечает похожим (звуком), словом: НОС-НЕС, МЫЛ-МИЛ, ЛУК-ЛЮК, МАЛ-МЯЛ, ТУК-ТЮК, РАД-РЯД.

  1. 10. Игра «Грузовичек.»  Дети нагружают машины. У каждого карандаш и бумага. Каждый грузовик может вести самые разнообразные и неожиданные предметы, но все они должны начинаться на нужный звук. В грузовик [м] ребенок может погрузить(нарисовать)МЫЛО, МАРМЕЛАД, МУЛЬТФИЛЬМЫ,  МЫШКУ, МОРКОВЬ, МУКУ, МАСЛО  и отправиться в Москву к маме в магазин. Грузовик [л] загружается люстрами, лентами, лимонами, лентяями, лебедями и едет в лес, в  Лабинск.

11. Игра «Звуковое лото». Требуется от ребенка умение находить слово с нужным звуком  из заданного ряда слов. Детям раздаются карты лото с картинками и маленькие пустые карточки. Взрослый называет звук, например [ в] и спрашивает: у кого есть слово со звуком [в]. Выигрывает тот, кто быстрее закроет все картинки пустыми карточками.

12. Игра «Запретные звуки». Построено по правилам игры «ДА и Нет не говорить» . Только вместо запретных ДА НЕТ здесь нужно использовать различные звуки. Игра нацелена на анализ звуков в речевом высказывании, не только в отдельно взятом слове, взрослый задает ребёнку разнообразные вопросы, а ребенок отвечая должен соблюдать правило — не произносят определенный звук, например запрещенные звуки [х] и [ч].  что продают  булочной ( булки и ...леб). Какой предмет показывает время (...асы).

  1. Игра «Цепочка слов». Упражнять в определении первого и последнего звука в слове. Выкладывается цепочка из картинок: карандаш, шкаф, флажок, куст, топор, ракета, автобус, сук, ключ, чайник, кошка, автобус, сом, мак, крокодил, лук. Можно проводить игру без картинок.
  2.  Игра «Найди место звука в слове». На полоске бумаги фишкой обозначить место заданного звука в слове.
  3.  Игра «Побери слово к схеме». Игровой материал: карточки со схемами расположения звука с словах (одна клетка закрашена в начале, в конце и в середине схемы) и предметные картинки. Ведущий раздает детям по одной карточке, затем называет картинки, дети закрывают картинкой закрашенную клетку на карточке.
  4.  Игра «Кто в доме живет?». Цель: упражнять детей в подборе слов с определенным звуком.
  5.  Игра «Включить телевизор». Цель: упражнять детей в определении первого или последнего звука в словах, составлении слов из выделенных звуков.
  6.  Игра «Как их зовут?». Составить имена детей по первому и последнему звуку слова.
  7.  Игра «Украсить ёлку». Повесить игрушку на ёлку, в названии которых определенный звук.
  8.  Игра «Поезд». Цель : учить детей определять наличие указанного звука в словах. Упражнять в определении количества звуков в словах. Упражнять в определении количества слогов в словах. Игровой материал: паровоз и три вагона; табличка с буквами и квадратными для обозначения количества звуков  в словах, количества слогов в словах, предметные картинки.
  9.   Игра «Собери слово». Составить слово из данных звуков, слогов.
  10.  Игра «Закончи слово» с перекидываем мяча. Заменить в слове гласную, чтобы получилось новое слово ( БАК-БОК-БЫК-БУК).
  11. Заменить согласную в начале слова, чтобы получилось новое слово РОТ-КОТ-ВОТ-ПОТ-ТОТ).
  12.  Игра «Заменить согласную в конце слова»: СОН-СОК-СОХ-СОМ-СОР.
  13.  Прибавить слог впереди слова БОЧКА-БАБОЧКА, РОЖОК-ПИРОЖОК.
  14.  Изменить смысл слова вставлением согласной буквы:  С__ОН, К__ОТ, Р__ЧКА.

Расшифровка словарных ребусов развиваете не только фонематический слух и восприятие, но и логическое мышление.

Хорошо развитый фонематический слух и восприятие помогаю ребенку хорошо овладеть навыками чтения и письма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Система дидактических игр и игровых приемов, направленных на развитие фонематического восприятия у дошкольников»

«Система дидактических игр и игровых приемов, направленных на развитие фонематического восприятия у дошкольников»...

«Дидактические игры и игровые приемы, направленные на развитие фонематического восприятия у дошкольников»

Психолого-педагогические исследования убедительно доказали позитивную роль игры в развитии и обучении дошкольников. Думается, что в педагогическом процессе развития фонематического восприятия дидактич...

Консультация для воспитателей «Игровые приемы используемые для развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа».

Консультация для воспитателей: «Игровые приемы используемые для развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа»....

"Использование игровых приемов для закрепления правильного произношения у детей старшего дошкольного возраста"

laquo;Использование игровых приёмовдля закрепления правильного произношения у детей старшего дошкольного возраста» Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет большое значение д...

Использование дидактических игр в процессе работы по формированию и закреплению навыков фонематического восприятия

Статья предназначена для учителей логопедов и воспитателей логопедических групп.В статье представлена система дидактических игр, созданных автором, для формирования и дальнейшего закрепления навыков ф...

Логопедический проект «Система дидактических игр и игровых приемов, направленных на развитие фонематического восприятия у дошкольников»

Логопедический проект: «Система дидактических игр и игровых приемов, направленных на развитие фонематического восприятия у дошкольников»...