АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА " Развитие мелкой моторики дошкольников с особыми образовательными потребностями"
методическая разработка по логопедии

Голова Анастасия Борисовна

ГБУ ДПО «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ

И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»

КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

 

Развитие мелкой моторики дошкольников с особыми образовательными потребностями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               Выполнила:

                                    Голова А.Б.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск

2023 г.

 

 

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты особенностей развития мелкой моторики у детей с особыми образовательными потребностями

1.1. Возрастные особенности развития мелкой моторики детей дошкольного возраста

1.2. Характерные особенности недоразвития мелкой моторики детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

1.3. Использование изобразительной деятельности, в развитии мелкой моторики

Глава 2. Изучение состояния мелкой моторики у детей дошкольного возраста  с особыми образовательными потребностями

 2.1. Организация и методики проведения констатирующего эксперимента

2.2. Описание проводимых методик

Заключение

Список литературы

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБУ ДПО «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ

И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»

КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАНИЯ

АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

Развитие мелкой моторики дошкольников с особыми образовательными потребностями

                               Выполнила:

                                    Голова А.Б.

                             группа №

Челябинск

2023 г.

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты особенностей развития мелкой моторики у детей с особыми образовательными потребностями

1.1. Возрастные особенности развития мелкой моторики детей дошкольного возраста

1.2. Характерные особенности недоразвития мелкой моторики детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

1.3. Использование изобразительной деятельности, в развитии мелкой моторики

Глава 2. Изучение состояния мелкой моторики у детей дошкольного возраста  с особыми образовательными потребностями

 2.1. Организация и методики проведения констатирующего эксперимента

2.2. Описание проводимых методик

Заключение

Список литературы

Введение

Специалисты, занимающиеся проблемами развития дошкольников, считают, что мелкая моторика очень важна, так как через нее развиваются такие высшие функции, как мышление, внимание, зрительная и двигательная память. Так же мелкая моторика важна для развития речи, воображения, наблюдательности и координации. Человеку необходимы точные координированные движения для выполнения бытовых действий, таких как письмо, одевание и прочие. Связь движений рук и тела на развитие высшей нервной деятельности в своих работах рассматривали В. М. Бехтерев [5], А. Н. Леонтьев [33], А. Р. Лурия [36], Н. С. Лейтес [34], П. Н. Анохин [1], И. М. Сеченов [50]. Л. В. Занков [19], А. Р. Лурия [36], Т. А. Власова [8], М. С. Певзнер [10], Г. Е. Сухарева [53], К. С. Лебединская [9] выделяют нарушение развития мелкой моторики, как один из характерных симптомов задержки психического развития детей дошкольного возраста. У таких детей выявляется недоразвитие общей и мелкой моторики, их движения нескоординированны, неуклюжи, темп и точность нарушены. Больше всего страдают техника движений и двигательные качества, такие как: сила, точность, ловкость, координация и другие. По причине недоразвития мелкой моторики у детей с особыми образовательными потребностями слабо сформированы технические навыки изодеятельности, аппликации и конструирования. У многих детей не сформировано умение держать карандаш и кисточку, они не регулируют силу нажима и не умеют пользоваться ножницами. Мелкую моторику у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития следует развивать систематически. Для ее развития можно использовать разные виды изобразительной деятельности. Тесную связь развития мелкой моторики и развития мозга выделяли такие исследователи как Г. Е. Сухарева [7],М.С.Певзнер [8], 5 Е. М. Мастюкова [47]. Они считали, что мелкая моторика является важной предпосылкой развития высших психических функций, таких как память, внимание, восприятие, эмоционально-волевая сфера ребенка. Отечественные ученые предполагают, что тренировку рук ребенка и его пальцев следует начинать еще на ранних этапах развития и подкреплять ее речевыми действиями. Актуальность данной темы, обусловлена тем, что отставание в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями создает проблемы в развитии навыков самообслуживания, затрудняет процесс овладения письмом и другими учебными навыками, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности и затрудняет манипуляции мелкими предметами. Все это обуславливает необходимость целенаправленной деятельности по развитию мелкой моторики рук у детей данной категории.

Цель исследования: теоретическое обоснование, подбор и апробация серии пальчиковых игр, направленных на развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития мелкой моторики у дошкольников.
Предмет исследования: развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр.
Задачи данного  исследования таковы:

1) изучить особенности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста;
2) изучить методику развития мелкой моторики у дошкольников;
3) выяснить роль пальчиковых игр в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста;
4) выявить начальный уровень развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста;
5) провести формирующий эксперимент по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр;
6) сравнить и проанализировать результаты проведенного исследования.
Практическая значимость исследования заключена в создании каталога пальчиковых игр с доказанной эффективностью.

Глава 1. Теоретические аспекты особенностей развития мелкой моторики у детей с особыми образовательными потребностями

1.1. Возрастные особенности развития мелкой моторики детей дошкольного возраста

 Моторика - это совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. (Е.А. Стребелева) Психологи выделяют три основных вида моторики: 1. Общая, или крупная, моторика отвечает за движения группы мышц. Например – бег или приседание. 2. Артикуляционная моторика отвечает за координацию работы речевого аппарата, то есть процесс говорения. 3. Мелкая моторика координирует движения кисти рук или пальцев. Развитые двигательные реакции рук помогают нам выполнять бытовые действия, например, шнуровать ботинки или закрывать дверь на ключ. Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от захвата объектов, до очень мелких движений. Физиологи считают, что движение является важным фактором развития ребенка начиная с эмбрионального периода. Движение плода во время беременности влияет на темпы общего развития ребенка, а после рождения приобретает еще большее значение. 8 Возможность познания окружающего мира во многом зависит от степени развития движений пальцев рук и кисти, то есть мелкой моторики, для которой и характерны различные по сложности целенаправленные движения пальцев рук и кисти. Исследования развития мелкой моторики и пальцев рук в целом изучались не только педагогами и психологами, но и такими специалистами, как биологи, историки, философы и другие. А. Р. Лурия [32], С. С. Ляпидевский [34], И. П. Павлов [38], И. М. Сеченов [43] в своих исследованиях указывают, что нормально развивающийся ребенок, в психомоторном отношении, проходит несколько этапов развития. Все начинается с неспецифической манипуляции с предметами и продолжается до целенаправленной деятельности, осознанного восприятия и преобразования окружающей действительности посредством своих действий. В сознательную деятельность также включается вторая сигнальная система – речь, которая совершенствует развитие ребенка и его деятельность. Несформированность психомоторики негативно сказывается на характере общения, двигательного поведения и возможностях осуществления большого количество видов деятельности, требующих некоторого уровня моторного развития. В своих работах И. П. Ильин выделял, что поэтапное становление двигательной функциональной системы, характеризующейся определенными закономерностями развития на разных возрастных этапах онтогенеза во многом определяет первые поведенческие реакции и последующее психофизическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. Развитие движений в онтогенезе определяется анатомическим и функциональным дозреванием нервных волокон и налаживанием работы координационных уровней. Анатомическое и функциональное дозревание нервных волокон определяет развитие движений. Н. А. Бернштейн писал, что анатомическое дозревание заканчивается к 2-2,5 годам и выделял две фазы развития моторики: «Естественный онтогенез моторики складывается из двух резко 9 разновременных фаз. Первой фазой является анатомическое дозревание центрально-нервных субстратов, которое заканчивается к 2-2,5 годам. Вторая же фаза, переходящая иногда далеко за пределы возраста полового созревания – это фаза функционального дозревания и налаживания работы координационных уровней. В этой фазе развитие моторики не всегда идет прямо прогрессивно: в некоторые моменты и по отношению к некоторым классам движений (т.е. уровням) могут происходить временные остановки и даже регрессы, создающие сложные колебания пропорций и равновесия между координационными уровнями». И. М. Сеченов, говоря об онтогенезе действий рук ребенка, предполагал, что движения рук возникают в процессе обучения и воспитания, а не предопределены заранее. Он считал, что действия рук возникают как результат ассоциативных связей между сенсорными органами и мышечными изменениями в процессе взаимодействия с окружающей ребенка средой. Развитие моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие всех сфер высшей нервной деятельности ребенка и влияет на все его развитие. В своих исследованиях Л. В. Фомина и М. М. Кольцова [55] выделяют несколько этапов формирования моторики кисти и пальцев рук: Первый двигательный рефлекс руки – хватание, схватывание – проявляется как врожденный рефлекс. Другое название этого рефлексаладонный, так как он проявляется, как ответ на тактильное раздражение ладони. Новорожденный ребенок может не только схватить предмет, но и повиснуть на нем. Добиваясь рефлекторного хватания, в раскрытую ладонь каждой руки поочередно вкладывают шарик диаметром 2-2,5 сантиметра. Шарики должны быть из различного материала и различные по весу, они могут быть изготовлены из пластмассы, дерева, металла, резины, они могут быть из ткани. Подвязанный на нити или ленте шарик опускают сверху на ладонь ребенка. Это упражнение в движении схватывания позволяет ребенку производить действие относительно самостоятельно. Шарики можно вкладывать в две руки одновременно, либо в одну. Можно вкладывать 10 различные шарики. Взрослый может стимулировать более сильное схватывание потягиванием шарика. Данные упражнения носят пассивный характер, они выполняются при помощи взрослых, но они помогают для развития осознанных действий. Хватание развивается очень рано, как только к ребенку в руку попадают предметы. Движение рук у ребенка являются безусловным рефлексом вплоть до 3,5 месяце, они выполняются, как относительно постоянные, стереотипичные реакции организма ребенка на внешнюю среду, также они не требуют создания специальных условий. В 4-4,5 месяцев ребенок начинает притягивать задетые им предметы и ощупывать их, это простые движения рук. Ребенок складывает ладони вместе и переплетает пальцы, удерживает в руке предметы. появляется. У ребенка появляется локтево-ладонная хватка, удержание предмета безымянным пальцем, мизинцем и средним пальцем. В 5 месяцев у ребенка развиваются исследовательские движения рук за счет того, что он уже может относительно долго лежать на животе подняв корпус тела и упираясь на ладони выпрямленных рук. Под ладони ребенка подкладывают подушки разные по цвету и из разного материала, а на другой стороне подушки можно нашить разные по размеру пуговицы. В этом возрасте у ребенка появляется доминирующее положение большого пальца и активное участие пальцев при хватании. Следует использовать игрушки с удобной ручкой для захвата, это могут быть звучащие игрушки, которыми ребенок будет взмахивать. К 6-7 месяцам ребенок уже умеет брать предмет в любом положении тела и крепко держать его в руке. Также он уже может перекладывать предмет из руки в другую руку, ритмически взмахивать им. Ребенок осуществляет уже целенаправленный захват, упражнения носят активный характер. При хватке игрушка находится между большим, указательным и средним пальцем. В 7-8 месяцев ребенок умеет соотносить предмет и его место в пространстве, этот этапом развития называется этапом «соотносящего» 11 действия с предметом. Он начинает пальцами двигать предмет в ладошку. Ребенок достает и складывает предметы, нанизывает крупные предметы с отверстиями, закрывает крышку коробки, вызывает звуки из предметов, стучит игрушкой об игрушку, активно манипулирует предметами. В 9 месяцев у ребенка начинает появляться пинцетный захват мелких предметов, иногда четырьмя пальцами, он может сжимать игрушку и брать большие предметы с помощью всей ладони. В этот период уже начинает доминировать одна рука, ребенок начинает выполнять более тонкие движения с помощью пальцев. Ребенок может открывать коробочки разной формы, доставать игрушки из тканевого мешочка и складывать их туда. Ребенок начинает подражать предметным действиям взрослых, манипулировать двумя предметами. Развиваются тонкие дифференцированные движения руки, а за ними появляется произнесение первых слов. В 10-11 месяцев можно тренировать действия рук и глазомер ребенка с помощью пирамидки из трех-пяти колец. У ребенка формируется щипковый захват двумя пальцами – большим и указательным. С 12 до 15 месяце идет развитие мелких, точных движений всех пальцев, активизация кончика большого и указательного пальца. Ребенок начинает целенаправленно играть и использовать игрушки, например, кормят куклу ложкой, поют чаем, строят постройки из кубиков. Пальцы начинают действовать самостоятельно, не сжиматься в кулачек. Ребенок начинает рисовать, удерживая карандаш вертикально и используя всю руку. Интенсивное развитие пальцев продолжается все ранее детство ребенка. Г. Е. Сухарева [53], М. С. Певзнер [10], Е. М. Мастюкова [47] выделяли некоторые возрастные особенности развития мелкой моторики и зрительной координации дошкольников. Ребенок в возрасте от года до двух лет открывает крышки, переворачивает страницы, ставит кубики друг на друга и нанизывает кольца пирамидки, по показу рисует прямые и волнистые линии. В возрасте двух-трех лет раскрашивает пальцем, рисует круги, расстегивает пуговицы, нанизывает бусы, строит фигуры из кубиков. В трех-пяти – летнем возрасте 12 рисует мелками, лепит, шнурует обувь, определяет предметы на ощупь, режет ножницами, рисует квадрат. Физиологи и психологи отмечают, что у некоторого числа детей младшего дошкольного возраста слабо развита мелкая моторика, координация движений, не завершен процесс окостенения фаланг пальцев и запястий. Пальцы детей малоподвижны, движения неточны и несогласованны. Двигательные функции развиваются до пяти-шести лет. У большого количества детей пятилетнего возраста есть проблемы с тем, чтобы правильно держать кисточку, ножницы, фломастеры, ручку. Они не могут выполнять мелкие движения с пуговицами, шнуровкой ботинок, молниями на одежде. К шести-семи годам заканчивается развитие мелких мышц кисти. Вся дальнейшая жизнь ребенка требует согласованного взаимодействия рук и глаз, координации своих движений, их точности. Зрение и движения рук – основной способ познания окружающего ребенка мира. Важным в этом возрасте является – подготовка руки ребенка к письму, ее следует проводить систематично и регулярно и приносить ребенку удовольствие. При таких условиях можно достигнуть наилучшего результата работы. Педагоги и психологи выделяют перечень требований развитости мелкой моторики у детей дошкольного возраста от года до шести лет: стучит игрушкой об игрушку; берет мелкие предметы большим и указательным пальцем; черкается на листе бумаги; копирует мостик из трех и пяти кубиков; рисует вертикальные линии; с небольшой погрешностью; перерисовывает следующие фигуры: квадрат, круг, крестик; рисует человечка из шести элементов.

 1.2. Характерные особенности недоразвития мелкой моторики детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями

 Г. Е. Сухарева ввела термин «задержка психического развития» в отечественную психологию. Она выделяла такие характеристики феномена, как замедленный темп психического развития, инфантилизм, небольшие нарушения в темпе познавательной деятельности, тенденция к компенсации. Отечественные ученые, которые изучали данную проблему: Т. А. Власова [8], Г. Е. Сухарева [53], М. С. Певзнер [10], В. И. Петровский, К. С Лебединская [9]. Отечественные коррекционные педагоги употребляют понятие «задержка психического развития» в отношении детей у которых имеются минимальные органические повреждения, функциональная недостаточность центральной нервной системы или переживших условия длительной социальной депривации. Выделяют следующие группы причин, которые обуславливают развитие задержки психического развития: 1) Причины биологического характера, которые затрудняют своевременное развитие психических функций; 2) Органические повреждения головного мозга, возникшие во внутриутробном состоянии, при родах или в раннем периоде жизни ребенка; 3) Родовые травмы, интоксикации матери во время вынашивания плода различными веществами, инфекции, перенесенные матерью или ребенком в раннем периоде жизни; 4) Недостаток социального опыта, который вызывает затруднение в его усвоении в целом; 5) Отсутствие соответствующей опыту ведущей деятельности, которая позволяет ребенку осваивать общественный опыт и затрудняет 14 процесс своевременного формирования высших психических функций; 6) Депривация социального опыта, препятствующая полноценному психическому развитию. Задержка психического развития – это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клиническая форма, а замедленный темп развития. Определение «задержка» подчёркивает временный характер задержки психического развития, и то, что ребенок с таким диагнозом не соответствует уровнем развития своему возрасту по документам. Выделяется временный характер отставания, которое можно преодолеть со временем, если начать своевременную коррекцию. Характеристика детей с задержкой психического развития во всех сферах развития. У детей с задержкой психического развития наблюдается отставание во всех сферах психического развития. У них отмечают низкий уровень развитости восприятия, недостаток мыслительной деятельности, пониженный уровень познавательной активности. Также у них выявляют нарушение речевого развития, аграмматизмы, нарушения произносительной, фонетической, стороны речи, нарушения грамматического строя речи. Дети имеют недостаточное развитие эмоционально-волевой сферы, неустойчивы, возбудимы, инфантильны. Отстают в развитии моторики, наблюдается неловкость в координации движений. Одним из главных симптомов задержки психического развития является несоответствие развития ребенка в психологическом плане его паспортному возрасту. В эмоционально-волевой сфере наблюдается низкий навык самоконтроля, инфантилизм, неустойчивость, возбудимость, повышенная истощаемость, своеобразие в поведенческой сфере, незрелость эмоционально- 15 волевой сферы в целом. Выявляют отставание развития всех форм мышления, внимание неустойчиво, пониженный уровень развития восприятия, отставание продуктивности произвольной памяти. В формировании школьных навыков тоже есть затруднения, у детей с задержкой психического развития трудности при счете, решении задач, страдает навык каллиграфии, бедный словарный запас, трудности при чтении, ограниченный запас сведений об окружающем мире, дефекты при звукопроизношении. Такие исследователи как: М.М Кольцова, Е.И Исенина, Л. А Атакова-Фомина подтверждают, что мелкая моторика влияет на интеллектуальное развитие, а также на речевое развитие. Значит, что развитие мелкой моторики играет огромную роль на подготовку к обучению в школе и на развитие бытовых навыков. У большого количества детей с диагнозом задержка психического развития нарушены двигательные способности – они неловки, не контролируют свои движения и наблюдается несогласованность движений рук и глаз. Большие проблемы наблюдаются с развитием мелкой моторики пальцев рук. Это вызывает проблемы в разных сферах жизни – самообслуживании, труде, продуктивных видах деятельности, игре, обучении. У детей с таким диагнозом манипуляции с предметами сочетаются с предметными действиями. С помощью взрослого они манипулируют дидактическим материалом и игрушками, но способы соотносящих действий далеко не совершенны. Дети используют способ проб и ошибок, им требуется большее количество проб для решения наглядных задач. Их общая моторная неловкость и недостаточность тонкой моторики обуславливают несформированностъ навыков самообслуживания – многие затрудняются в использовании ложки в процессе еды, испытывают большие трудности при раздевании и особенно в одевании, в предметно-игровых действиях. В дошкольном возрасте их моторика, особенно тонкая, значительно отстает. Страдают такие качества мелкой моторики как: быстрота, ловкость, сила, точность и координация движения. Грубых 16 двигательных нарушений у таких детей не наблюдается, однако их уровень развития моторики ниже, чем у нормально развивающихся сверстников. Наблюдается сложность в выполнение таких видов деятельности, как лепка, рисование, письмо, аппликация. Им сложно регулировать силу нажима, держать кисть, пользоваться ножницами. При письме или рисовании карандашом у детей с задержкой психического развития слабый нажим, его нет, или же наоборот нажим слишком сильный, движения резкие, что рвет бумагу. При работе с пластилином детям сложно производить прямые и круговые движения руками и пальцами, они слабые и неуверенные. В наше время проблеме обучения и воспитания дошкольников с диагнозом задержка психического развития уделяется большое внимание, как в теории, так и в практике. Причиной тому является увеличение количества детей с данным диагнозом. Большое количество исследований указывает, что моторное и психическое развитие взаимосвязано. Отмечается связь между развитием тонких движений пальцев рук и развитием психических функций. В это же время другие исследователи выделяют то, что у большого количества детей с задержкой психического развития можно наблюдать моторное беспокойство и высокую двигательную активность [26]. Как наиболее характерные черты для двигательной сферы детей с задержкой психического развития указывают нарушение координированной непроизвольных движений, нарушение произвольной регуляции, сложность переключаемости, недоразвитие тонкой моторики рук, истощаемость. Нарушения развития моторной сферы создают у детей с диагнозом задержка психического развития трудности в учебной и трудовой деятельности. Наблюдаются трудности при письме и рисовании. Степень развития и недоразвития моторной, двигательной, сферы у детей с задержкой психического развития можно определить многими способами. Например, поочередное прикосновение кончиком большого 17 пальца к кончикам других пальцев этой же руки поочередно, начиная с мизинца. Или же одновременное чередования кулака и ладони или прохождение лабиринта с помощью проведения непрерывной линии по сигналу. Эти методы помогают осознать взаимосвязь всех движений пальцев рук и взаимозависимость с развитием высшей нервной системы ребенка. Своевременное развитие мелкой моторики рук оказывает огромное положительное влияние на развитие психики ребенка. С помощью разностороннего изучения детей с диагнозом задержка психического развития ученые получили информацию об особенностях их развития. Например, такие как: незрелость многих психических функций, таких как эмоционально-волевая, речевая, познавательная, недоразвитие в психомоторной сфере. У большого количества детей с задержкой психического развития при нейропсихологическом обследовании обнаружили легкие или скрытые формы двигательных нарушений, нарушений мелкой и тонкой моторики. Очень страдают движения, которые требуют от детей тонких кинестетических дифференцировок, требующие их последовательного воспроизведения и зависящие, в большой степени, от кинестетического компонента. Эти движения усложняют движения пальцев, затрудняют развитие их силы и гибкости, в следствии чего ребенок испытывает моральную и физическую усталость во время занятий. Необходимо найти вид деятельности, который будет развивать мелкую моторику, но не будет сильно нагружать ребенка в физическом и моральном плане. Изобразительная деятельность будет способствовать развитию мелкой моторики и позволять корректировать ее, но при этом не будет оказывать сильного давления на ребенка. Проявление недостаточного развития мелкой моторики у дошкольников с задержкой психического развития можно выявить из наблюдения за ними в процессе бытовой, игровой или деятельности с предметами. Дети с задержкой 18 психического развития не любят застегивать пуговицы и замки, а также зашнуровывать шнурки, потому, что у них возникает трудность при совершении точных дифференцированных движений. Дети пяти-шести лет с задержкой психического развития также неохотно выполняют задания по конструированию, составлению мозаики или прорисовки узора. При рисовании такие дети рисуют стереотипно, по шаблонам. А также возникают трудности при выполнении работ из пластилина, природного материала или вырезании ножницами из бумаги. У дошкольников с задержкой психического развития часто наблюдается недостаточная координация движений пальцев рук, неумение распределять силы, проблемы с установлением нужной амплитуды действий и высокую резкость движений. Нарушения моторики главным образом проявляются в недоразвитости тонких дифференцированных, осознанных движений пальцев рук. Все эти проблемы вызывают трудности у дошкольников с задержкой психического развития при овладении различными видами деятельности. У таких детей из-за высокой утомляемости движения пальцев рук становятся неточными, слишком крупными, либо же наоборот, слишком мелкими. Среди старших дошкольников с задержкой психического развития есть и такие, у которых достаточно хорошо развита мелкая моторка. При работе с ними нужно искать определенный индивидуальный подход в их обучении и развитии и придерживаться ему. Коррекционная работа по развитию мелкой моторики и моторики в целом связана главным образом с совершенствованием произвольной регуляции движений, их осознанностью, выполнении упражнений, которые позволят развивать аналитико-синтетические процессы, которые обеспечивают произвольную регуляцию пальцев рук. Особые трудности при построении коррекционной программы с дошкольниками с задержкой психического развития возникают из-за того, что данная категория детей разнородна по составу и полиморфна. Для составления программы, нужно разносторонне изучить возможности и потребности 19 каждого ребенка в индивидуальном порядке. В таком случае коррекционная работа будет особо успешной. Исходя из вышеперечисленных особенностей развития дошкольников с задержкой психического развития, можно сделать вывод о том, что тонкая моторика пальцев рук и мелкая моторика в целом у данной категории детей развита на низком уровне и обычно требует коррекции. А также данная группа детей довольно утомляема. Из чего следует, что нужно подобрать такой метод коррекции мелкой моторики у детей с задержкой психического развития, который позволит максимально сконцентрировать внимание и возможности ребенка на работе. Для дошкольников прекрасным методом является изобразительное искусство, которое позволяет не только корректировать мелкую моторику, но и развивать воображение, а также выполнять множество других полезных для развития ребенка задач. 1.3. Развитие мелкой моторики в процессе изобразительной деятельности В настоящее время понятие «изобразительная деятельность» объясняют по-разному. Е. А. Флерина рассматривает изобразительную деятельность как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в ее продуктах, которое построено на работе воображения, отражения своих наблюдений, впечатлений, полученных через слово и различные виды искусств, актуализации своего жизненного опыта и проявления своего отношения к изображаемому. Н. П. Сакулина рассматривает изобразительную деятельность как специфическое образное познание окружающей действительности [49]. Ряд авторов считает, что изобразительная деятельность — это художественно-творческая деятельность, направленная на отражение впечатлений, которые ребенок, человек, получает от различных явлений и 20 предметов окружающего мира в различных формах (графической, пластической) и выражения своего отношения к данным явлениям и предметам [6, 12, 14 и др.]. Изобразительное творчество детей является взаимосвязью трех видов детского творчества: рисование – это деятельность, характеризующаяся проявлением различных сторон развития психики с помощью использования опыта, приобретенного в различных видах продуктивной деятельность и с помощью усвоения различных элементов социального опыта и культуры человечества [16]; лепка – создание предметов и явлений, окружающих ребенка с помощью различных материалов в виде простейшей скульптуры [26]; и аппликация – контурно-силуэтная трактовка образа предмета или явления на плоскости, способ художественного изображения, подразумевающий нашивание, наклеивание на ткань, бумагу или другой материал различных по признакам форм. В дошкольный период все виды деятельности делают большой скачек в своем развитии, и изобразительная деятельность занимает отнюдь не последнее место. Изобразительная деятельность способствует психическому развитию ребенка как индивидуума и личности, позволяет ребенку активно познавать окружающий мир и правдиво и творчески отражать свой прожитый опыт в графической и пластической форме, развивает мелкую моторику рук. Педагоги и исследователи разработали комплекс мер, которые позволяют способствовать развитию мелкой моторики и тонкой моторики пальцев рук: пальчиковая гимнастика; перекладывание и игры с бусинами; крупами, пуговками, камешками; лепка; конструирование с помощью крупного и мелкого конструктора; закручивание и выкручивание шурупчиков; гаек, открытие и закрытие крышечек; построение фигур из спичек или палочек для счета; составление мозаики; составление сюжетных картин по порядку и продумывание сюжета; вырезание материалов с помощью ножниц; рисование различными материалами и способами – карандашами (цветными и простыми), акварельными красками, гуашью, ручками, мелками, восковыми 21 мелками и прочим; работа с бумагой: аппликации различными материалами, оригами; графические упражнения; проведение лабиринтов; штриховки; письмо в прописях; раскрашивание по контуру; завязывание шнурков, узелков; застегивание пуговиц, молний, крючков, замков; плетение косичек; игры в сухом бассейне; игры с водой; действия с поролоновыми губками, спожинками; удерживание шарика между пальцами; сортировка круп; выкладывание контуров предметов, букв из круп, ниток, спичек и палочек; разрезание и разрывание бумаги на маленькие кусочки и выкладывание из них контуров. Также, кроме данных методов можно задействовать диагностические пробы, методики, развивающие мелкую моторику, пальчиковые игры, занятия по изобразительной деятельности, графические пробы. Все это позволяет развивать мелкую моторику пальцев и рук, зрительное восприятие, внимание, координацию пальцев и глаз их взаимосвязь, успешное овладение таким школьным навыком, как письмо. Средством помощи является изобразительная деятельность, которая включена в систему воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития, так как она обладает большим коррекционным потенциалом. Коррекционные возможности проявляются в том, что при применении изобразительной деятельности осуществляются определенные принципы, методы и способы обучения и воспитания, используются различные художественные средства и методы выполнения работ, актуализируются различные знания их разных сфер жизни ребенка, применяется множество традиционных и нетрадиционных средств, происходит учет психофизических возможностей ребенка и его особенностей. Помимо коррекционной помощи ребенку с задержкой психического развития изобразительное искусство обладает еще и большим психотерапевтическим потенциалом. В возрасте 2-7 лет у детей происходит формирование основополагающих психологических новообразований и, если у ребенка в этом возрасте неправильный стиль воспитания в семье, 22 психотравмирующие травмы, психологическая и социальная депривация, нарушение отношений с близкими людьми и прочие неблагоприятные факторы, то это оказывает пагубное влияние на формирование психики может служить фактором формирования психологических проблем, вторичных нарушений. Занятия изобразительным искусством с дошкольниками с задержкой психического развития, входящие в систему воспитания и развития детей помогает успешному решению педагогических, коррекционных и социальных и психотерапевтических задач, и проблем, таких как, например, общее оздоровление, снятие эмоционального решения, диагностика и решение психологических проблем, развитие высших психических функций, формирование качеств адекватной личности, успешное включение в общество и социализация ребенка. Достигаться это может с помощью изотерапевтической коррекции, использованием различных методик, например, спонтанное самовыражение, «терапевтический рисунок», рисунокдиагностика личностных и психических особенностей. Многие специалисты специальных дошкольных учреждений используют изобразительную деятельность для закрепления образов предметов. Например, логопеды активно используют штриховку, раскрашивание букв по контуру. Психологи используют изобразительную деятельность, например, для решения проблем дезадаптации к группе детского сада. Изобразительная деятельность позволяет выявить уровень развития представлений об окружающем мире, воображения и прочее. Рисунок позволяет выявить внутренние проблемы и переживания ребенка, его оценку себя и окружающего мира, предает внутренний мир личности ребенка и помогает снять напряжение. Рисунок позволяет выявить, отразить и осознать травматические воспоминания. Использование изобразительного искусства в занятиях с детьми с задержкой психического развития помогает формировать любовь к искусству, формировать художественный вкус, развивает эмоционально-волевую сферу, 23 сенсорную и интеллектуальную деятельность. Помогает наладить эмоциональное благополучие в коллективе детского сада, снять психологическое напряжение. Из традиционных техник при работе с детьми с задержкой психического развития советуется использовать рисование гуашью, фломастерами, карандашами, акварелью, пастелью. Традиционные техники рисования подразумевают знание особенностей художественного материала и особенности работы с ним. Рисование в традиционных техниках отличится реалистичностью, абстрактностью, либо декоративностью. Параметром оценки таких работ является правильность использования художественных средств при создании образов. Нетрадиционными техниками является: рисование фломастерами, пальцами, ладошками, трубочкой, ватными палочками, мыльной пеной, баллончиками и прочее. Также существуют «смешанные техники», которые сочетают в себе рисование сразу двумя техниками, например, рисование акварелью и цветными карандашами, восковые мелки и акварель или акварель и свеча и другие. Изобразительная деятельность напрямую связанна с опытом детей и впечатлениями, полученными из окружающего мира, чтения книг, просмотра мультфильмов и другого [20]. Детское изобразительное творчество несет функции для всех видов деятельности и является специфической подсистемой более глобального процесса обучения и воспитания и идет в тесной взаимосвязи со всеми видами деятельности детей. Изобразительная деятельность будет более успешно развивать ребенка, если она несет творческий характер [38]. Сакулина Н. П. указывает на то, что изобразительная деятельность — это форма усвоения ребенком социального опыта [49]. Организация изобразительной деятельности очень важна не только для развития мелкой моторики, но и для всего развития личности в 24 психологическом плане. Отечественные психологи, такие как, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев [33], С. Л. Рубинштейн, утверждают, что психика человека активно изменяется в процессе какой-либо деятельности. Л. И. Емельянова , Г. С. Комарова [25], Н. И. Сакулина [49], специалисты в области изобразительной деятельности, считают, что развитие мелкой моторики — это сложная психологическая деятельность, которая сочетает в себе эмоционально-познавательные процессы. Отечественные специалисты едины во мнении, что изобразительное искусство, способствует сенсорному развитию, развивает любовь к искусству. Способствуют умению различать цвет, форму, размер, умение составлять композиции, обеспечивает глубокому восприятию красок, их сочетаний, обеспечивает понимания видов искусств. Такие специалисты как Доронова Т. Н., Комарова Т. С. [26] говорят о том, что среди учебной, трудовой или игровой деятельностью дошкольники выделяют именно изобразительную деятельность, так как она более доступна, наглядна и конкретна в выражении, а также более близко приближена к игровой деятельности, что позволяет глубже осмыслять сюжеты игр. Но, что еще важнее, во время овладения изобразительной деятельностью у дошкольника создается внутренний план деятельности. В дошкольном возрасте внутренний план нуждается в опоре на рисунок или поделку, или другую наглядность. А. Н. Граборов, Г. М. Дудьев [14], Л. В. Занков [19], Н. Ф. Кузьмина-Сыромятникова, М. М. Нудельман, И. М. Соловьев, Ж. И. Шиф считают, что изобразительная деятельность должна использоваться как компенсаторный путь развития и воспитания детей с задержкой психического развития, проявляющийся не только на этапе развития мелкой моторики, но и на практическом этапе изобразительной деятельности. И. А. Грошенков выделяет особенность обучения изобразительной деятельности – наличие пропедевтического этапа, на котором проводится развитие зрительного внимание, обучение восприятию свойств предметов, таких как размер, форма, цвет. Так же на этом этапе проводится работа по 25 совершенствованию мелких движений кисти, пальцев и руки в целом, выработке двигательной координации. Т. Н. Головиной отмечено, что, для лучшего результата нужно мобилизовать материал и задействовать большее количество рецепторов для лучшего усвоения ребенком. Нужно дать ему возможность увидеть, потрогать изучаемый предмет и воспроизвести с помощью лепки, рисования или же аппликации. Д. Б. Эльконин выделяет, что изобразительное искусство — это воплощение ребенком замысла с помощью разных изобразительных техник и средств в разном материале, например, из бумаги, пластилина или на рисунке. Продукты детского творчества — это не просто символы, а модели действительности, которые каждый раз имеют какие-нибудь новые характеристики. В моделях реального предмета выделяются отдельные абстрактные признаки и восприятие модели начинает самостоятельно существовать [57]. В изобразительной деятельности развитие мелкой моторики сложный процесс, структурные и динамические особенности которого изменяются от ряда категорий: от поставленной задачи, стадий работы и способов выполнения изображения. В процессе изобразительной деятельности интенсивно развивается мелкая моторика, а это является очень важным психологическим фактором. Подтверждением является то, что изобразительное искусство включает занятия лепкой, рисованием и аппликацией. Все эти виды деятельности дают свои возможности в развитии мелкой моторики. При работе с различными материалами и инструментами идет развитие координации, дифферинцированности и согласованности движений пальцев, кисти и руки в целом, а также согласованность движений руки и глаз. Все эти занятия позволяют рукам и пальцам становиться более гибкими, пластичными, а движения тонкими, что позволяет руке быть готовой к письму и прочим действиям. 26 Развитие мелкой моторики, в процессе изобразительной деятельности, идет в зависимости от особенностей каждой техники, вида и своеобразия работы с материалами. Проблеме коррекции на занятиях изобразительной деятельности в педагогической системе воспитания и обучения детей с задержкой психического развития уделяется большое внимание, так как изобразительное искусство оказывает особую помощь. Связано это с тем, что искусство для ребенка с задержкой психического развития естественно и близко, также оно близко к игре. С его помощью дети с задержкой психического развития совершают рефлексию своих переживаний, диагностируют уровень развития психических процессов, а дефектолог может составить и реализовать план коррекционной помощи в учебно-воспитательном процессе, осуществляет снятие негативных психологических эмоций и напряжения. Кроме того, занятия изобразительным искусством в системе воспитания и обучения в педагогической системе детских дошкольных учреждений для детей с задержкой психического развития является прекрасным средством развития мелкой моторики рук, поскольку в процессе данной деятельности педагог использует различные художественные техники и материалы. Следовательно, при коррекционной работе по развитию мелкой моторики следует уделить особое внимание использованию изобразительной деятельности в работе педагога.

Глава 2. Изучение состояния мелкой моторики у детей дошкольного возраста  с особыми образовательными потребностями

 2.1. Организация и методики проведения констатирующего эксперимента Для решения поставленных в данной ВКР задач необходимо провести констатирующий эксперимент. Его целью являлось оценка развитости мелкой моторики у всех детей изучаемой группы. Задачи констатирующего эксперимента заключались в изучение состояния развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития у изучаемой группы детей и выявление более слабой и более сильной группы, для проведения формирующего эксперимента на группе детей с более низко развитой мелкой моторикой. Исследование проводилось на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения – детский сад № 477 города Челябинска. В эксперименте принимали участие 10 детей в возрасте 6-7 лет. 9 детей в возрасте 6 лет и один ребенок в возрасте 7. Все дети с особыми образовательными потребностями. Основными методами сбора данных в ходе констатирующего эксперимента являлись: - наблюдение; - беседы с детьми, воспитателями, психологами; - диагностические задания. На момент проведения эксперимента все дети соматически здоровы, находятся в хорошем настроении, физически не ослаблены. Эксперимент проводится в знакомом для детей месте (группе детского сада) и до 28 проведения эксперимента уже знакомы с экспериментатором, с детьми налажен эмоциональный контакт. Эксперимент проводится в первой половине дня. Во время проведения методик в комнате находится воспитатель и наблюдатель (экспериментатор). Наблюдатель дает задания и фиксирует их результаты. Для эксперимента использовались такие методики как: графомоторная проба «Заборчик» (А. Р. Лурия); пробы моторной одаренности (Н. И. Озерецкий); диагностические задания для выявления уровня сформированности мелкой моторики пальцев (О. В. Бачина, Н. Ф. Коробова), методика исследования произвольной моторики пальцев рук (Н. М. Трубникова), а также методики, предоставленные О. Н. Гончаренко. Текст заданий предоставлен в приложении №1. Перед началом эксперимента была проведена беседа с воспитателем с целью выявить личные особенности детей, эмоциональное и психическое состояние, социальные условия и т.д. Также было проведено наблюдение на занятиях по изобразительному искусству, за детьми в игре, на завтраке, обеде и ужине, в процессе одевания на прогулку и т.д. Был проведен анализ продуктов изобразительной деятельности. Из беседы с воспитателем и наблюдения выявлялись следующие параметры: - особенности поведения; - особенности социального контакта с другими детьми и взрослыми; - активность на занятиях; - особенности изобразительной деятельности; - уровень освоения практических навыков по изобразительной деятельности; - темп приобретения новых знаний, умений и навыков; - степень развития навыков самообслуживания; - включенность семьи в работу с ребенком. 29 А также были исследованы следующие параметры: координация рук; переключение движений; самостоятельность выполнения; рабочая рука; удерживание ножниц, кисти, карандаша; согласованность движений глаз и рук. Далее был проведен сам эксперимент. В его ходе всем детям были предложены одинаковые задания. Предлагаемые задания сопровождались показом и словесной инструкцией. Все методики и стимульный материал предоставлены в приложении. При проведении эксперимента были учтены особенности детей с задержкой психического развития. Такие как: быстрая утомляемость; снижение темпа работы; недоразвитие словесно-логического мышления; слабый эмоциональный контроль; необходимость развернутой инструкции и показа примера задания; слабый самоконтроль; своеобразие эмоциональной сферы; ограниченность словарного запаса; инфантилизм; преобладание игровой мотивации; несформированность познавательной, поисковой мотивации; способность принимать помощь взрослого; внимание у детей неустойчивое, переключаемость на другие виды деятельности замедленная; дети неусидчивы. Наблюдая за осуществлением действий посредством использования мелкой моторики детьми с задержкой психического развития в различных видах деятельности, можно обратить внимание на то, что у многих из них в возрасте 6-7 лет плохо скоординированы действия обеих рук, и действия глаз и рук, при выполнении действий руками и пальцами рук они не точные, есть сложность с установлением нужной амплитуды движений. В процессе рисования и письма большое количество детей с задержкой психического развития неправильно держат карандаш, кисточку, имеют проблемы с осуществлением работы по штриховке, закрашиванию определенной формы или плоскости. Выполняя действия дети 6-7 лет с задержкой психического развития долго сосредотачиваются, их движения становятся неловкими, 30 суетливыми, пальцы непослушными, одна рука иногда опережает действия другой. Таким образом была уточнена организация констатирующего эксперимента: место проведения, количество участников и их возраст; принимающие участие в исследовании; используемые материалы; используемые методики.

2.2. Описание проводимых методик 1. Графомоторная проба «Заборчик» (А. Р. Лурия) С помощью графомоторной пробы Лурия исследовалась возможность правильно распределить двигательные импульсы и контролировать свои движения. Детям давалась словесная инструкция и бланк, на котором они выполняли задания. В бланке посредине листа нарисован заборчик, состоящий из последовательности треугольника и квадрата без нижней стороны. Вначале эксперимента с детьми обговаривается откуда начинать рисовать и где заканчивать, если понадобится, то сначала прорисовать нужную линию пальчиком на бланке. Дети по сигналу проводят одну линию, не отрывая фломастера от листа. После оценки продуктов трудовой деятельности происходила обработка результатов и выставлялись баллы. Обработка результатов: Высокий уровень - 4 балла - графические ошибки и нарушения при рисовании заборчика отсутствуют; темп деятельности высокий. Средний уровень - 3 балла - наблюдаются некоторые графические ошибки и нарушения при рисовании; темп деятельности средний. Низкий уровень - 2 балла - значительное количество ошибок и 31 нарушений при рисовании; темп деятельности низкий. Очень низкий уровень - 1 балла - значительное количество ошибок и нарушений при рисовании; темп деятельности очень низкий». 2. Пробы моторной одаренности (Н. И. Озерецкий). Пробы моторной одаренности позволяют определить уровень развития зрительно-моторной регуляции действий, моторной координации и ловкости. Состоит из шести проб, которые позволяют определить уровень общей моторики и мелкой моторики рук и пальцев. Пробы проводились индивидуально с каждым ребенком. Давалась словесная инструкция и, если это было нужным, показ действия. Для проведения проб нужно было такое оборудование, как секундомер, бумажные салфетки 5 на 5 сантиметров, катушка с нитками, примерно 2 метра и коробок со спичками 20 штук. После каждой пробы ребенок отдыхал примерно минуту. За успешное выполнение каждой пробы ребенку давался один балл. Первая проба. Ребенку нужно с открытыми глазами простоять на цыпочках 10 секунд, удерживая руки вдоль тела, не коснувшись пола пятками. Вторая проба. Ребенку выдавалась бумажная салфетка и задание – скатать ее в шарик пальцами правой руки, затем выполнялось тоже самое, но пальцами левой руки. Время на выполнение задания 15 секунд для скатывания шарика правой рукой и 20 секунд для левой руки, если ребенок правша. И наоборот, если ведущая рука – левая. Задание засчитывалось, если ребенок не помогал себе другой рукой при скатывании шарика и скатал их компактно, чтобы они не развернулись. Третья проба. Отмеряется расстояние 5 метров по прямой и ребенку нужно пропрыгать на правой ноге этот промежуток, после, отдохнув секунд 30 на левой ноге пропрыгать обратно. Ребенок не должен отклоняться от линии более чем на полметра, размахивать руками и касаться пола согнутой ногой. Четвёртая проба. Ребенку дается катушка с размотанной нитью, длинной 2 метра. Один конец нитки закреплен на катушке. Проба выполняется сначала 32 пальцами одной руки, затем пальцами другой. Ребенок должен использовать кончики большого и указательного пальца наматывая пить на катушку, он не должен крутить рукой, которой держит катушку. В случае невыполнения требований задание прерывается и не засчитывается. Пятая проба. Перед ребенком выкладывается коробок и по 10 спичек с левой и правой стороны. Действовать нужно обеими руками одновременно, беря их большим и указательным пальцем каждой руки и складывать в коробочку. Задание выполняется по сигналу, дается 20 секунд. За это время ребенок должен одновременно обеими руками положить в коробок не менее 10 спичек, 5 с одной стороны и 5 с другой. Шестая проба. Ребенок должен оскалить зубы, не выполняя лишних мимических движений, таких как движение бровей, надутие щек, высовывание языка, нахмуривание лба и прочие. После выполнения всех проб записываются баллы за каждую. 1 – выполнение задания, 0 – не выполнение, выполнение с ошибками. Баллы подсчитываются и выявляется уровень сформированности навыка. Для детей 6-7 лет высоким уровнем будет являться, если ребенок наберет 6 баллов; средним – 5 баллов; низким – 0-4 балла.

Заключение

 Проведенный анализ теоретических источников показал, что дети с особыми образовательными потребностями являются сложной категорией детей. Они нуждаются в особых психологопедагогических условиях проведения коррекционной работы. Из проведенного анализа можно вывести несколько тезисов: 1. У данной категории детей наблюдаются проблемы в развитии двигательной сферы. Есть нарушения произвольной регуляции движений, координации и четкости непроизвольных движений. Более всего страдает мелкая моторика кисти и пальцев рук. Такие особенности затрудняют обучение школьными навыками, навыками самообслуживания и ручного труда; 2. Для предупреждения вторичных недоразвитий более сложных дифференцированных движений необходимо оказывать коррекционную помощь, которая должна быть целенаправленной и комплексной; 3. Изобразительное искусство является одним из благоприятных средств развития мелкой моторики, поскольку педагог имеет возможность задействовать большое множество техник и материалов; В современной литературе не так много внимания уделено проблеме изучения психологии изобразительной деятельности детей с задержкой психического развития, методам психокорреции и диагностики на занятиях изобразительной деятельностью. Также, в наше время стоит необходимость расширения использования изобразительного искусства в дошкольных образовательных учреждениях для детей с задержкой психического развития.  Мелкая моторика очень важна для всех сфер жизни дошкольников с задержкой психического развития, она выполняет множество функций. Развитие мелкой моторики во многом является залогом развития интеллекта дошкольника. От развития мелкой моторики также зависти и речевое развитие. Мелкая моторика является одним из показателей готовности ребенка к школе, его готовности овладеть учебными навыками. Умение пользоваться кистью, совершать тонкие движения пальцами рук необходимо дошкольнику для овладения письмом. Важно, при подготовке к школе уделить внимание развитию мелкой моторики. На занятиях изобразительной деятельностью мышцы рук крепнут, развеивается речь, мышление, воображение. Творческая направленность такой деятельности позволяет развивать творческую, креативную личность с любовью к искусству. Из всего этого складывается необходимость развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития. Одной из наиболее продуктивных сфер, позволяющих решить данную задачу, является изобразительная деятельность. В ходе экспериментальной работы был проведен формирующий эксперимент по развитию мелкой моторики дошкольников с задержкой психического расстройства на занятиях по нетрадиционным техникам изобразительного искусства. В результаты данного эксперимента удалось добиться положительной динамики развития мелкой моторики. Таким образом, проведенный эксперимент можно считать успешным. По результатам контрольного, констатирующего и формирующего эксперимента можно считать поставленную цель реализованной и задачи выполненными.  

Список литературы

1. Анохин, П. К. Жизнь, деятельность и научная школа [Текст] / П. К. Анохин  АН СССР. - Москва Л. : Изд-во Академии наук СССР, 1949. - 403 с. 2. Астахова, Т. В. Формирование графо-моторных навыков у младших школьников [Текст] / Т. В. Астахова– М. : Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 96 с. 3. Бачина, О. В. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6–8 лет [Текст] : практическое пособие / О. В. Бачина, Н. Ф. Коробова – М. : АРКТИ, 2006. – 87 с. 4. Бернштейн, Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности [Текст] / Н. А. Бернштейн – М. : Наука 1966. - 349с. 5. Бехтерев, В. М. Избранные труды по психологии личности [Текст] : научное издание / В. М. Бехтерев. - СПб : Алетейя, 1999. - 256 с. 6. Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития [Текст] : учебное пособие/ Л. Н. Блинова– М. : Школьная Пресса, 2005. -133 с. 7. Большакова, С. Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения [Текст] / С. Е. Большакова– М. : ТЦ Сфера, 2014. – 64 с. 8. Власова, Т. А. Задержка психического развития детей и пути ее преодоления [Текст] / Т. А. Власова– М. : Просвещение, 1990 – 15 с. 9. Власова, Т. А. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития у детей [Текст] / Т. А. Власова, К. С. Лебединская // Дефектология. – 1990 – №6 - С. 34-45. 10. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Власова, М. С. Певзнер // Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. М.В. Гамезо – М. : Просвещение, 1991. – 176 с. 62 11. Галкина, Г. Т. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики рук у детей [Текст] / Г. Т. Галкина, T. И. Дубинина– М. : ГНОМ и Д, 2005. – 78 с. 12. Давыдова, Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] / Г. Н. Давыдова– М.: 2007, часть 2. – 69 с. 13. Дробинская, А. О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь [Текст] / А. О. Дробинская– М. : Школьная пресса, 2005. – 95 с. 14. Дудьев, В. П. Взаимосвязь развития двигательной и речевой функциональных систем человека в нормальном и нарушенном онтогенезе [Текст] / В. П. Дудьев // Вестник Томского государственного педагогического университета. –2006 – № 10. – С. 79–83. 15. Екжанова, Е. А. Программа по изобразительному искусству в специальных школах и классах выравнивания для детей с задержкой психического развития [Текст] / Е. А. Екжанова // Дефектология. – 1991 – № 5. – С. 20–26. 16. Екжанова, Е. А. Формирование изобразительной деятельности у детей с задержкой психического развития 6-летнего возраста [Текст] / Е. А. Екжанова // Дефектология. – 1989 – № 4. – С. 48–55. 17. Екжанова, Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. [Текст] / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева – М. : Просвещение, 2005. – 271 с. 18. Забрамная, С. Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей [Текст] / С. Д. Забрамная, О. В. Боровик – М . : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 32 с. 19. Занков, Л. В. Психология умственно отсталого ребёнка [Текст] : книга для студентов / Л. В. Занков - М. : Государственное учебнопедагогическое издательство наркомпроса РСФСР, 1939 - 69 с. 20. Иншакова, О. Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у 63 детей 5–7 лет [Текст] : Пособие для логопеда. Комплект в 2-х частях. / О. Б. Иншакова– М. :ВЛАДОС, 2005. – 183 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОУ И СЕМЬИ В ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИИ, РАЗВИТИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

В статье представлен опыт по организации совместной деятельности дефектолога и родителей детей с ОВЗ....

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Одной из инновационных форм работы по коррекции речи дошкольников является проект «Организация логообразовательной среды для родителей ДОУ»....

Межаттестационное планирование работы: «Развитие мелкой моторики дошкольников»

Цель:Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности....

Коррекционная работа по формированию элементарных математических представлений у дошкольников с особыми образовательными потребностями в реализации ФГОС

Формирование элементарных математических представлений ребенка- дошкольника  с особыми образовательными потребностями в гораздо большей степени зависит от качества педагогических условий , в кото...

План реализации проекта "Использование русского фольклора в развитии речи старших дошкольников с особыми образовательными потребностями в группе компенсирующей направленности "Солнышко"

Актуальность проекта: В современном образовании Российской Федерации одним из основных направлений является инклюзия.Это способствует формированию культуры толерантности в детском коллективе. Как нала...

Мастер-класс для педагогов района «Использование метода песочной терапии в работе с дошкольниками с особыми образовательными потребностями».

Презентация, содержание мастер-класса, описание игр и упражнений в песочнице, на световом столе, с кинетическим песком....

Изографы, перкуссия и «веселые гонзики» как эффективные практики в работе учителя – логопеда с дошкольниками, имеющими особые образовательные потребности

Инклюзивное и специальное образование в современном обществе: актуальные вопросы, достижения и инновации-2022...