Что говорит ребенок | Что делает ребенок |
1 г. — 1 г. 3 мес. |
| говорит несколько слов, часто пользуется жестами и возгласами | | употребляет слово в значении целого предложения с подобием интонации | | произношение нечеткое, слова понятны только маме | | быстро усваивает слова «еще», «нет», «всё», связанные с едой и игрой | | может точно подражать некоторым простым словам, например слову «дядя» | | отвечает на вопрос действием или одним словом | | требует предметы, используя указательный жест и слово |
|
| знает свое имя и имена 1—2 близких людей | | связывает предмет с его названием | | указывает на знакомые предметы | | может показать 1—2 части тела | | различает эмоции и интонацию говорящего | | следует простой инструкции типа «принеси куклу» | | понимает слова «горячо», «вкусно» | | может узнать знакомый предмет на картинке, если демонстрировать изображение и предмет вместе | | прекращает действие, когда говорят «нельзя» |
|
1 г. 3 мес. — 1 г. 6 мес. |
| говорит 20—50 упрощенных слов | | новые слова усваивает медленно, легче учит слова, связанные с конкретными предметами и действиями | | жест часто заменяет действие или указание, необходимое для понимания всего высказывания | | различает интонацию вопроса | | ясно произносит только очень простые слова (из 1—2 слогов) | | любит подражать голосам животных, играет в игры «Кто так поет?», «Гуси-гуси» | | соблюдает очередность реплик | | умеет привлечь к себе внимание и выразить недовольство словами | | в игре разговаривает сам с собой (иногда различимы отдельные слова) |
|
| знает по именам близких людей | | различает действия, совершаемые с одним предметом (лить воду, пить воду) | | указывает на себя, отвечая на вопрос «Кто это сделал?» | | показывает части тела и некоторые детали лица (рот, глаза, нос) | | учится выполнять словесную инструкцию в два действия («Накорми куклу и уложи спать») | | может по просьбе найти предмет вне комнаты | | находит игрушку такого же цвета «Дай такой же...» | | внимательно слушает чтение сказок, стихов | | узнает изображение одного знакомого предмета на картине |
|
| не начал говорить никаких слов, кроме тех, которые вы слышали еще при лепете; |
| не реагирует на словесную инструкцию, ориентируется только на показ; |
| отворачивается от знакомого человека, пытающегося с ним поговорить; |
| общается с помощью жестов и отдельных возгласов, часто капризничает; |
| не любит заниматься с игрушками, слушать сказки, не рассматривает картинки в детских книжках. |
| Первые фразы (от 1 г. 6 мес. до 2 лет) |
Что говорит ребенок | Что делает ребенок |
1 г. 6 мес. — 1 г. 9 мес. |
| постепенно наращивает словарь до нескольких десятков слов | | начинает соединять два слова в одной фразе (без согласования) | | проговаривает короткие слова, общее звучание речи смягченное | | говорит о себе по имени (в 3-м лице) | | задает вопрос, используя подъем интонации в конце слова, фразы | | продолжает лепетать на своем языке во время игры | | может договаривать слово в знакомой фразе |
|
| знает название окружающих предметов и действий с ними | | отвечает на вопросы словами «да», «нет» | | выполняет инструкцию в два действия | | понимает выражения со словами «там», «тут», «вот», «вон», «туда», «сюда» | | улавливает разницу в значениях слов «дом» — «домик» | | любит сказки, детские песенки | | понимает рассказ по картинке с простым сюжетом |
|
1 г. 9 мес. — 2 г. |
| стремительный рост словаря | | повторяет за взрослым много новых слов, из речи постепенно вытесняются облегченные слова | | использует короткие фразы с очень выразительной интонацией | | во всех словах заменяет стечения согласных одним звуком (тк = ть) | | называет предмет по просьбе, часто использует уменьшительные суффиксы (нос — носик) | | начинает использовать падежи существительных (молока — молоко) и формы множественного числа (ручка — ручки) | | любит сразу сообщать о своих действиях, наблюдениях | | употребляет по смыслу некоторые формы глаголов (иду — иди) |
|
| понимает выражение типа «папины туфли» | | понимает пространственные предлоги (в, на) | | знает слова «большой», «маленький», «хороший», «плохой» | | может знать название одного цвета | | подбирает по названиям несколько картинок из детского лото | | понимает несложный рассказ о событиях из своей жизни | | внимательно слушает знакомые песенки, стишки, проявляет «эмоциональное предвосхищение» знакомого сюжета | | различает понятия «один — много» |
|
| | не начал хорошо понимать обращенную к нему речь и ориентируется в своих действиях на принятый порядок действий взрослого или наглядный показ; |
| | плохо усваивает новые слова, к 2 годам говорит меньше 50 слов, не пробует связывать их в короткую фразу из двух слов; |
| | продолжает добиваться своего с помощью жестов, возгласов, плача; |
| | не научился играть с игрушками, а продолжает только манипулировать ими; |
| | перестал говорить те слова, которые произносил раньше; |
| | не обращает внимания на игры других детей, играет в одиночестве, молча; |
| | не может выслушать до конца даже самую короткую сказку, механически пролистывает книжки, не обращая внимания на картинки, не учит короткие стихи. |
| Предложение (от 2 до 3 лет) |
Что говорит ребенок | Что делает ребенок |
2 г. — 2 г. 6 мес. |
| инициирует короткие диалоги | | употребляет личные местоимения | | использует простые предложения, затем появляются бессоюзные сложные и, наконец, с союзами (и, да, а) | | употребляет наречия (больше, меньше), прилагательные, многие формы глаголов | | использует предлоги (в, на, с, у) | | использует некоторые падежи у существительных (столе) и основные окончания единственного числа | | в произношении усваивает твердые согласные (т, д, н, с, з, в, л), сохраняет смешение звуков | | отдельные стечения согласных (пт, фт) произносит правильно | | еще теряет начальные предударные слоги в многосложных словах |
|
| различает значения предлогов (впереди, около, под, за) | | отвечает на вопросы «где?», «что сейчас делаешь?», «что ты видишь?», «что ты слышишь?» | | осознает, что можно задавать вопросы с помощью различных вопросительных слов | | понимает значения сокращенных форм и жаргонных выражений, которые часто используются людьми в его окружении: «Держи пять», «Пошли смотреть телек» | | начинает понимать значения чисел (два, пара) | | знает названия основных геометрических форм | | знает названия 1—2 основных цветов | | опознает действие на картинке | | узнает предмет по описанию |
|
2 г. 6 мес. — 3 г. |
| пробует себя в монологе | | начинает использовать сложные предложения с подчинительными союзами | | согласовывает прилагательные и существительные в устойчивых словосочетаниях (красивая мама) | | усваивает основные окончания множественного числа существительных, суффиксы увеличительности (носище), принадлежности (папин) | | употребляет глаголы в настоящем и прошедшем времени, возвратные глаголы | | появляется «сверхгенерализация»: заменяет одним окончанием все другие (вижу пап-у, стул-у) | | осваивает произношение стечений согласных | | слоговая структура нарушается только в новых словах |
|
| различает предлоги «через», «между», «из-за», «из-под» | | отвечает на вопросы «почему?», «сколько?», на несколько разных вопросов, заданных к одному слову | | отвечая на вопросы типа «Что ты делаешь, когда холодно (хочется спать, кушать)?», перечисляет действия в определенной последовательности | | имеет представление о числах 1, 2, 3 | | знает свой пол, начинает говорить о себе «я» | | начинает применять воображение и фантазию в игре, рассказе | | имеет представление о ближайшем будущем | | чувствует ритм, повторяет его по образцу |
|