Что говорит ребенок | Что делает ребенок |
1 г. — 1 г. 3 мес. |
| говорит несколько слов, часто пользуется жестами и возгласами |
| употребляет слово в значении целого предложения с подобием интонации |
| произношение нечеткое, слова понятны только маме |
| быстро усваивает слова «еще», «нет», «всё», связанные с едой и игрой |
| может точно подражать некоторым простым словам, например слову «дядя» |
| отвечает на вопрос действием или одним словом |
| требует предметы, используя указательный жест и слово |
|
| знает свое имя и имена 1—2 близких людей |
| связывает предмет с его названием |
| указывает на знакомые предметы |
| может показать 1—2 части тела |
| различает эмоции и интонацию говорящего |
| следует простой инструкции типа «принеси куклу» |
| понимает слова «горячо», «вкусно» |
| может узнать знакомый предмет на картинке, если демонстрировать изображение и предмет вместе |
| прекращает действие, когда говорят «нельзя» |
|
1 г. 3 мес. — 1 г. 6 мес. |
| говорит 20—50 упрощенных слов |
| новые слова усваивает медленно, легче учит слова, связанные с конкретными предметами и действиями |
| жест часто заменяет действие или указание, необходимое для понимания всего высказывания |
| различает интонацию вопроса |
| ясно произносит только очень простые слова (из 1—2 слогов) |
| любит подражать голосам животных, играет в игры «Кто так поет?», «Гуси-гуси» |
| соблюдает очередность реплик |
| умеет привлечь к себе внимание и выразить недовольство словами |
| в игре разговаривает сам с собой (иногда различимы отдельные слова) |
|
| знает по именам близких людей |
| различает действия, совершаемые с одним предметом (лить воду, пить воду) |
| указывает на себя, отвечая на вопрос «Кто это сделал?» |
| показывает части тела и некоторые детали лица (рот, глаза, нос) |
| учится выполнять словесную инструкцию в два действия («Накорми куклу и уложи спать») |
| может по просьбе найти предмет вне комнаты |
| находит игрушку такого же цвета «Дай такой же...» |
| внимательно слушает чтение сказок, стихов |
| узнает изображение одного знакомого предмета на картине |
|
| не начал говорить никаких слов, кроме тех, которые вы слышали еще при лепете; |
| не реагирует на словесную инструкцию, ориентируется только на показ; |
| отворачивается от знакомого человека, пытающегося с ним поговорить; |
| общается с помощью жестов и отдельных возгласов, часто капризничает; |
| не любит заниматься с игрушками, слушать сказки, не рассматривает картинки в детских книжках. |
| Первые фразы (от 1 г. 6 мес. до 2 лет) |
Что говорит ребенок | Что делает ребенок |
1 г. 6 мес. — 1 г. 9 мес. |
| постепенно наращивает словарь до нескольких десятков слов |
| начинает соединять два слова в одной фразе (без согласования) |
| проговаривает короткие слова, общее звучание речи смягченное |
| говорит о себе по имени (в 3-м лице) |
| задает вопрос, используя подъем интонации в конце слова, фразы |
| продолжает лепетать на своем языке во время игры |
| может договаривать слово в знакомой фразе |
|
| знает название окружающих предметов и действий с ними |
| отвечает на вопросы словами «да», «нет» |
| выполняет инструкцию в два действия |
| понимает выражения со словами «там», «тут», «вот», «вон», «туда», «сюда» |
| улавливает разницу в значениях слов «дом» — «домик» |
| любит сказки, детские песенки |
| понимает рассказ по картинке с простым сюжетом |
|
1 г. 9 мес. — 2 г. |
| стремительный рост словаря |
| повторяет за взрослым много новых слов, из речи постепенно вытесняются облегченные слова |
| использует короткие фразы с очень выразительной интонацией |
| во всех словах заменяет стечения согласных одним звуком (тк = ть) |
| называет предмет по просьбе, часто использует уменьшительные суффиксы (нос — носик) |
| начинает использовать падежи существительных (молока — молоко) и формы множественного числа (ручка — ручки) |
| любит сразу сообщать о своих действиях, наблюдениях |
| употребляет по смыслу некоторые формы глаголов (иду — иди) |
|
| понимает выражение типа «папины туфли» |
| понимает пространственные предлоги (в, на) |
| знает слова «большой», «маленький», «хороший», «плохой» |
| может знать название одного цвета |
| подбирает по названиям несколько картинок из детского лото |
| понимает несложный рассказ о событиях из своей жизни |
| внимательно слушает знакомые песенки, стишки, проявляет «эмоциональное предвосхищение» знакомого сюжета |
| различает понятия «один — много» |
|
|
| не начал хорошо понимать обращенную к нему речь и ориентируется в своих действиях на принятый порядок действий взрослого или наглядный показ; |
|
| плохо усваивает новые слова, к 2 годам говорит меньше 50 слов, не пробует связывать их в короткую фразу из двух слов; |
|
| продолжает добиваться своего с помощью жестов, возгласов, плача; |
|
| не научился играть с игрушками, а продолжает только манипулировать ими; |
|
| перестал говорить те слова, которые произносил раньше; |
|
| не обращает внимания на игры других детей, играет в одиночестве, молча; |
|
| не может выслушать до конца даже самую короткую сказку, механически пролистывает книжки, не обращая внимания на картинки, не учит короткие стихи. |
| Предложение (от 2 до 3 лет) |
Что говорит ребенок | Что делает ребенок |
2 г. — 2 г. 6 мес. |
| инициирует короткие диалоги |
| употребляет личные местоимения |
| использует простые предложения, затем появляются бессоюзные сложные и, наконец, с союзами (и, да, а) |
| употребляет наречия (больше, меньше), прилагательные, многие формы глаголов |
| использует предлоги (в, на, с, у) |
| использует некоторые падежи у существительных (столе) и основные окончания единственного числа |
| в произношении усваивает твердые согласные (т, д, н, с, з, в, л), сохраняет смешение звуков |
| отдельные стечения согласных (пт, фт) произносит правильно |
| еще теряет начальные предударные слоги в многосложных словах |
|
| различает значения предлогов (впереди, около, под, за) |
| отвечает на вопросы «где?», «что сейчас делаешь?», «что ты видишь?», «что ты слышишь?» |
| осознает, что можно задавать вопросы с помощью различных вопросительных слов |
| понимает значения сокращенных форм и жаргонных выражений, которые часто используются людьми в его окружении: «Держи пять», «Пошли смотреть телек» |
| начинает понимать значения чисел (два, пара) |
| знает названия основных геометрических форм |
| знает названия 1—2 основных цветов |
| опознает действие на картинке |
| узнает предмет по описанию |
|
2 г. 6 мес. — 3 г. |
| пробует себя в монологе |
| начинает использовать сложные предложения с подчинительными союзами |
| согласовывает прилагательные и существительные в устойчивых словосочетаниях (красивая мама) |
| усваивает основные окончания множественного числа существительных, суффиксы увеличительности (носище), принадлежности (папин) |
| употребляет глаголы в настоящем и прошедшем времени, возвратные глаголы |
| появляется «сверхгенерализация»: заменяет одним окончанием все другие (вижу пап-у, стул-у) |
| осваивает произношение стечений согласных |
| слоговая структура нарушается только в новых словах |
|
| различает предлоги «через», «между», «из-за», «из-под» |
| отвечает на вопросы «почему?», «сколько?», на несколько разных вопросов, заданных к одному слову |
| отвечая на вопросы типа «Что ты делаешь, когда холодно (хочется спать, кушать)?», перечисляет действия в определенной последовательности |
| имеет представление о числах 1, 2, 3 |
| знает свой пол, начинает говорить о себе «я» |
| начинает применять воображение и фантазию в игре, рассказе |
| имеет представление о ближайшем будущем |
| чувствует ритм, повторяет его по образцу |
|