Основные этапы развития языка и речи ( 1-3 года)
консультация по логопедии (младшая группа)

Трашенкова Людмила Владимировна

Основные этапы развития речи. Что говорит, что делает ребенок в определенном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnov_etapy_razvitiya_rechi_1-3_goda.docx80.17 КБ

Предварительный просмотр:

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКА И РЕЧИ

Первые слова (от 1 г. до 1 г. 6 мес.)

Что говорит ребенок

Что делает ребенок

1 г. — 1 г. 3 мес.

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg  

говорит несколько слов, часто пользуется жестами и возгласами

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg  

употребляет слово в значении целого предложения с подобием интонации

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg  

произношение нечеткое, слова понятны только маме

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg  

быстро усваивает слова «еще», «нет», «всё», связанные с едой и игрой

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg  

может точно подражать некоторым простым словам, например слову «дядя»

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg  

отвечает на вопрос действием или одним словом

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg  

требует предметы, используя указательный жест и слово

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg  

знает свое имя и имена 1—2 близких людей

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg  

связывает предмет с его названием

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg  

указывает на знакомые предметы

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg  

может показать 1—2 части тела

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg  

различает эмоции и интонацию говорящего

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg  

следует простой инструкции типа «принеси куклу»

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg  

понимает слова «горячо», «вкусно»

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg  

может узнать знакомый предмет на картинке, если демонстрировать изображение и предмет вместе

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg  

прекращает действие, когда говорят «нельзя»

1 г. 3 мес. — 1 г. 6 мес.

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg 

говорит 20—50 упрощенных слов

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg 

новые слова усваивает медленно, легче учит слова, связанные с конкретными предметами и действиями

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg 

жест часто заменяет действие или указание, необходимое для понимания всего высказывания

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg 

различает интонацию вопроса

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg 

ясно произносит только очень простые слова (из 1—2 слогов)

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg 

любит подражать голосам животных, играет в игры «Кто так поет?», «Гуси-гуси»

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg 

соблюдает очередность реплик

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg 

умеет привлечь к себе внимание и выразить недовольство словами

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg 

в игре разговаривает сам с собой (иногда различимы отдельные слова)

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg 

знает по именам близких людей

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg 

различает действия, совершаемые с одним предметом (лить воду, пить воду)

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg 

указывает на себя, отвечая на вопрос «Кто это сделал?»

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg 

показывает части тела и некоторые детали лица (рот, глаза, нос)

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg 

учится выполнять словесную инструкцию в два действия («Накорми куклу и уложи спать»)

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg 

может по просьбе найти предмет вне комнаты

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg 

находит игрушку такого же цвета «Дай такой же...»

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg 

внимательно слушает чтение сказок, стихов

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg 

узнает изображение одного знакомого предмета на картине

      Надо обратить внимание, если ребенок:

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/tr.jpg 

не начал говорить никаких слов, кроме тех, которые вы слышали еще при лепете;

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/tr.jpg 

не реагирует на словесную инструкцию, ориентируется только на показ;

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/tr.jpg 

отворачивается от знакомого человека, пытающегося с ним поговорить;

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/tr.jpg 

общается с помощью жестов и отдельных возгласов, часто капризничает;

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/tr.jpg 

не любит заниматься с игрушками, слушать сказки, не рассматривает картинки в детских книжках.

 

Первые фразы (от 1 г. 6 мес. до 2 лет)

Что говорит ребенок

Что делает ребенок

1 г. 6 мес. — 1 г. 9 мес.

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg 

постепенно наращивает словарь до нескольких десятков слов

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg 

начинает соединять два слова в одной фразе (без согласования)

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg 

проговаривает короткие слова, общее звучание речи смягченное

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg 

говорит о себе по имени (в 3-м лице)

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg 

задает вопрос, используя подъем интонации в конце слова, фразы

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg 

продолжает лепетать на своем языке во время игры

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg 

может договаривать слово в знакомой фразе

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg 

знает название окружающих предметов и действий с ними

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg 

отвечает на вопросы словами «да», «нет»

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg 

выполняет инструкцию в два действия

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg 

понимает выражения со словами «там», «тут», «вот», «вон», «туда», «сюда»

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg 

улавливает разницу в значениях слов «дом» — «домик»

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg 

любит сказки, детские песенки

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg 

понимает рассказ по картинке с простым сюжетом

1 г. 9 мес. — 2 г.

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg 

стремительный рост словаря

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg 

повторяет за взрослым много новых слов, из речи постепенно вытесняются облегченные слова

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg 

использует короткие фразы с очень выразительной интонацией

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg 

во всех словах заменяет стечения согласных одним звуком (тк = ть)

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg 

называет предмет по просьбе, часто использует уменьшительные суффиксы (нос — носик)

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg 

начинает использовать падежи существительных (молока — молоко) и формы множественного числа (ручка — ручки)

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg 

любит сразу сообщать о своих действиях, наблюдениях

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg 

употребляет по смыслу некоторые формы глаголов (иду — иди)

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg 

понимает выражение типа «папины туфли»

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg 

понимает пространственные предлоги (в, на)

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg 

знает слова «большой», «маленький», «хороший», «плохой»

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg 

может знать название одного цвета

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg 

подбирает по названиям несколько картинок из детского лото

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg 

понимает несложный рассказ о событиях из своей жизни

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg 

внимательно слушает знакомые песенки, стишки, проявляет «эмоциональное предвосхищение» знакомого сюжета

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg 

различает понятия «один — много»

      Надо обратить внимание, если ребенок:

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/tr.jpg 

не начал хорошо понимать обращенную к нему речь и ориентируется в своих действиях на принятый порядок действий взрослого или наглядный показ;

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/tr.jpg 

плохо усваивает новые слова, к 2 годам говорит меньше 50 слов, не пробует связывать их в короткую фразу из двух слов;

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/tr.jpg 

продолжает добиваться своего с помощью жестов, возгласов, плача;

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/tr.jpg 

не научился играть с игрушками, а продолжает только манипулировать ими;

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/tr.jpg 

перестал говорить те слова, которые произносил раньше;

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/tr.jpg 

не обращает внимания на игры других детей, играет в одиночестве, молча;

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/tr.jpg 

не может выслушать до конца даже самую короткую сказку, механически пролистывает книжки, не обращая внимания на картинки, не учит короткие стихи.

Предложение (от 2 до 3 лет)

Что говорит ребенок

Что делает ребенок

2 г. — 2 г. 6 мес.

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg 

инициирует короткие диалоги

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg 

употребляет личные местоимения

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg 

использует простые предложения, затем появляются бессоюзные сложные и, наконец, с союзами (и, да, а)

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg 

употребляет наречия (больше, меньше), прилагательные, многие формы глаголов

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg 

использует предлоги (в, на, с, у)

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg 

использует некоторые падежи у существительных (столе) и основные окончания единственного числа

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg 

в произношении усваивает твердые согласные (т, д, н, с, з, в, л), сохраняет смешение звуков

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg 

отдельные стечения согласных (пт, фт) произносит правильно

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg 

еще теряет начальные предударные слоги в многосложных словах

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg 

различает значения предлогов (впереди, около, под, за)

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg 

отвечает на вопросы «где?», «что сейчас делаешь?», «что ты видишь?», «что ты слышишь?»

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg 

осознает, что можно задавать вопросы с помощью различных вопросительных слов

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg 

понимает значения сокращенных форм и жаргонных выражений, которые часто используются людьми в его окружении: «Держи пять», «Пошли смотреть телек»

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg 

начинает понимать значения чисел (два, пара)

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg 

знает названия основных геометрических форм

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg 

знает названия 1—2 основных цветов

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg 

опознает действие на картинке

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg 

узнает предмет по описанию

2 г. 6 мес. — 3 г.

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg 

пробует себя в монологе

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg 

начинает использовать сложные предложения с подчинительными союзами

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg 

согласовывает прилагательные и существительные в устойчивых словосочетаниях (красивая мама)

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg 

усваивает основные окончания множественного числа существительных, суффиксы увеличительности (носище), принадлежности (папин)

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg 

употребляет глаголы в настоящем и прошедшем времени, возвратные глаголы

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg 

появляется «сверхгенерализация»: заменяет одним окончанием все другие (вижу пап-у, стул-у)

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg 

осваивает произношение стечений согласных

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg 

слоговая структура нарушается только в новых словах

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg 

различает предлоги «через», «между», «из-за», «из-под»

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg 

отвечает на вопросы «почему?», «сколько?», на несколько разных вопросов, заданных к одному слову

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg 

отвечая на вопросы типа «Что ты делаешь, когда холодно (хочется спать, кушать)?», перечисляет действия в определенной последовательности

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg 

имеет представление о числах 1, 2, 3

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg 

знает свой пол, начинает говорить о себе «я»

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg 

начинает применять воображение и фантазию в игре, рассказе

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg 

имеет представление о ближайшем будущем

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/kv.jpg 

чувствует ритм, повторяет его по образцу

      Надо обратить внимание, если ребенок:

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/tr.jpg 

продолжает употреблять аграмматичные формы всех основных частей речи;

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/tr.jpg 

не использует распространенное предложение;

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/tr.jpg 

опускает простые предлоги «в», «на»;

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/tr.jpg 

продолжает говорить с нечетким произношением, искажая знакомые слова;

http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slovam/images/tr.jpg 

не чувствует ритмическую структуру, мелодию, не учит короткие стихи.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Основные этапы развития умственных способностей детей дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей "Основные этапы развития умственных способностей детей дошкольного возраста"...

Основные этапы развития речи. Причины патологий.

Основные этапы развития речи. Причины патологий....

Основные этапы развития ребенка

Данный материал предназначен для родителей. Общеизвестно, что каждый ребенок развивается своими темпами и порой трудно точно определить, в какие сроки он должен начать пользоваться теми или иными навы...

Основные этапы развития речи детей раннего и младшего возраста

Основные этапы развития речи детей раннего и младшего возраста...

Консультация для педагогов "Основные этапы развития связной речи"

Консультация для педагогов СПДС на тему "Основные этапы развития связной речи"...

"Основные этапы развития теории и практики обучения и воспитания детей с ОВЗ"

В работе отражены основные этапы развития теории и практики обучения и воспитания умственно отсталых детей, история развития специального образования в России как системы научных знаний, а также кратк...