Консультация для воспитателей "Основные этапы развития умственных способностей детей дошкольного возраста"
консультация (старшая группа) на тему
Консультация для воспитателей "Основные этапы развития умственных способностей детей дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsult._dlya_vospit.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
(Консультация для воспитателей)
Старший воспитатель
МБДОУ № 196 «Детский сад
комбинированного вида» г. Кемерово
Колесникова Ольга Павловна
Умственное развитие дошкольника - важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Но и само умственное развитие - сложный процесс: это формирование познавательных интересов накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью. "Ядром" умственного развития, его основным содержанием является развитие умственных способностей.
Умственные способности - это те же психологические качества, которые определяют легкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач.
Одной из характерных примет нашей эпохи - эпохи стремительных темпов жизни, бурного и всеохватывающего научно-технического процесса, является все возрастающий интерес людей к проблемам воспитания детей, особенно к возможностям и путям их умственного развития.
Цель дошкольного воспитательно-образовательного процесса в плане умственного развития - сформировать у ребенка элементарную систему достоверных /научных/ представлений об окружающем мире как сейчас трактует в новых программах и социальной действительностью.
Все мы знаем, что человеческое сознание представляет собой иерархическую систему: это как бы строение, сложенное из многих психофизических уровней /этажей/, которые надстраиваются один над другим.
На первых этажах образуются простейшие ощущения и осуществляются самые простые виды, индивидуально приобретенных сенсомоторных координации. Этажом выше формируется восприятие пространства и времени и вместе с ними механизмы управления локомоциями - совокупность движений, с помощью которых человек перемещается в пространстве. Назову ступени двигательного развития детей, его более крупные разделы:
- плавательный, лежачий, ползательный, сидячий, стоящий, ходьбовый,
- лазательный, беговой, прыжковый.
Под основным двигательным режимом подразумевается реализуемые в жизни основные движения. Плюс к этому прибавляется предметная манипуляция: перечислю самые элементарные манипулятивные действия:
-поглаживание и ощупывание различных предметов,
-захватывание предметов разными способами, остановка катящегося предмета,
-ранение предметов вниз на пол, подбрасывание и ловля предметов,
-поднимание и собирание предметов, бросание предметов вперед, вниз,
-рассыпание /разбрасывание/ предметов, сбивание предметов рукой или
другим предметом,
- перекладывание предметов из руки в руку, конструирование,
- складывание предметов, двигание предметов с плоскими поверхностями,
- набивание эластичных предметов, катание округлых предметов.
Над двигательными режимами и предметными манипуляциями встраивается этаж наглядного мышления и процессов регуляции игровой продуктивной деятельности.
Основой наглядного мышления и практической деятельности как
взрослого, так и ребенка является восприятие.
Восприятие - это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств.
Виды восприятия: простые, сложные, а также специальные.
К специальным видам относятся восприятие пространства, времени, движения.
К наиболее простым относятся: восприятие величины, формы предметов, их цвета.
Свойства восприятия, объемность, целостность, структурность, осмысленность.
Дошкольный возрастной период - это важный этап в /формировании/ развитии психики ребенка, который создает фундамент для формирования новых психических образований, что будут развиваться в процессе учебной деятельности. Данный период не какой-то особенный этап в жизни ребенка, а на из ступеней в ходе психического развития, взаимосвязанная с другими этапами развития.
Существует шесть основных этапов развития психики:
- с рождения до 1 года - младенческий возраст,
- с 1 года до 3 лет - ранний возраст,
- с 3 до 7 лет - дошкольный возраст,
- с 7 лет до 10 лет- младший школьный возраст,
- с 10 до 15 лет - подростковый,
- с 15 до 18 лет - юношеский.
На каждом этапе формируется определенные психические процессы, или свойства личности, которые позволяют перейти ребенку на следующий возрастной этап. Для каждого психического явления существуют свои наиболее благоприятные периоды развития: младенческого - ощущения, для раннего - речь, для дошкольного - восприятие, для младшего школьника -мышление. Если ребенок недостаточно был включён в соответствующую для того периода деятельность, то может наступить задержка психических образований данного периода, которая повлечет за собой отставание и других психических явлений и переход на следующий возрастной этап, Поэтому чрезвычайно важно создать благоприятные условия для развития психики в соответствии с возрастными особенностями ребенка.
Восприятие активно развивается на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребенка: лепки, рисования, конструирования, чтения книг, просмотра фильмов, спортивных занятий, музыки, прогулок.
Все эти виды активной деятельности ребенка пронизаны игрой, в которой он моделирует все фрагменты окружающей жизни и новой информации, вызвавшей у него интерес и переживания.
И над этим этажом последний - этаж логических операций. В процессе развития ребенка эта система, похожая на лесенку складывается постепенно, этаж за этажом, к тому же каждый последующий этап не ликвидирует предыдущего, а надстраивается над ним, на его основании.
В каждом возрастном периоде закладывается очередной этаж общей психофизической постройки, и наша задача заключается прежде всего в том, чтобы построить, сформировать его наилучшим образом, не проявляя неразумной поспешности, и не начинать следующего этажа, не закончив предыдущий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста.
Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста....
Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста.
Методические рекомендации....
"Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр."
Усвоению достаточно сложных математических знаний (отношения эквивалентности, порядка, комбинаторики, формированию интереса к ним помогает игра – одно из самых привлекательных для детей занятий....
Консультация «Актуальность, проблемы развития умственных способностей детей дошкольного возраста. Организация образовательной деятельности с детьми в современных условиях»
Важнейшая задача современного образования состоит в формировании личности, обладающей высоким уровнем умственного развития, способной эффективно усваивать знания и п...
Консультация для родителей «Лего-конструирование как фактор развития умственных способностей детей дошкольного возраста»
Применяя конструктор, мы ставим перед воспитанниками понятные, простые и увлекательные задачи, достигая которых они, сами того не замечая, обучаются. В процессе развития способностей к конструированию...
Родительское собрание по теме: "Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр"
Формирование у родителей (законных представителей) практических навыков по проведению и организации логико-математических игр в домашних условиях....
Консультации «Использование технологии «Нейроигра» для развития умственных способностей детей дошкольного возраста»
Занятия для детей дошкольного возраста у которых наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость — это тяжелый труд. Использование в пе...