формирование связной речи у детей в онтогенезе
консультация по логопедии
В данном материале рассматривается становление речи детей в онтогенезе. Представлены взгляды на формирование связной речи разных ученых из различных областей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
формирование связной речи у детей в онтогенезе | 21.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование связной речи у детей в онтогенезе
Изучение вопроса формирования связной речи привлекало многих ученых из различных областей: педагогов (Е.И. Тихеева, А.М. Бородич, К.Д. Ушинский); психологов (Л.С. Выгодский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин); логопедов (В.К. Воробьева, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, и А.В. Ястребова). Данная тематика рассматривалась в различных аспектах, исходя из тех областей деятельности, которыми занимались исследователи.
Так, А.В. Текучев понимал под связной речью любую единицу речи, представляющую собой организованное по законам логики и грамматического строя единое целое.
По мнению Ф.А. Сохина связная речь является своего рода достижением ребенка при овладении родным языком, это освоение звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя.
Одним из наиболее распространенных вариантов отклонения, является расстройство речи, а в особенности связная речь. Основными признаками данного дефекта являются нарушение произношения звуков, малая активная и пассивная лексика, грамматические и синтаксические ошибки.
Связная речь-это сложная вербально-мыслительная деятельность которая является одним из критериев для оценки мышления и социальной зрелости ребенка. Связное высказывание должно быть расширенным, иметь смысловую нагрузку и быть понятным для окружающих.
Связная речь согласно ученым М.М. Алексеевой и В.И. Яшиной подразделяется на 2 формы – диалог и монолог:
- диалог это форма общения, где отличающейся чертой является, легкость, краткость высказывания, простота синтаксического построения, где высказывание направлено прямо на собеседника и подразумевает под собой ответ на заданный вопрос;
- монолог это наиболее сложная форма высказывания, где речь это логическое последовательное высказывание, она направлена на внутренние мотивы и не рассчитана на ответ слушателя.
Особое внимание следует обратить на диалогическое общение, так как оно играет важную роль в развитии дошкольников. Эта форма речи с помощью которой осуществляются межличностные отношения, процесс социализации и познание окружающего мира. Диалог- форма высказывания подразумевающая собой реплики, которые состоят из речевых реакций, он может осуществляться как вопрос-ответ, либо беседа нескольких человек.
Монологическая речь- сложный вид общения, ориентированный на передачу целенаправленной информации одному или группе людей, то есть речь направлена на слушателей. Можно сказать, что монолог это «словесная презентация», которую выдает один человек. Она носит непроизвольный характер, невербальные средства передачи информации ограничены, преимущественно выступает логическая последовательность изложения. Монолог не уместен в обычной речи, а для воспроизведения монологической речи на публике необходимо предварительно ее запланировать. Формирование связной речи у детей процесс не одномоментный и носит длительный, продолжительный характер, который сочетает в себе развитие всех психических функций.
Онтогенез- это весь жизненный цикл человеческого организма , который учитывает все процессы становления в развитии отдельного человека. Развитие речи в онтогенезе происходит поэтапно, в раннем постэмбриональном периоде у ребенка развиваются основные коммуникативные навыки в том числе и речевые. Качество использования языковых навыков определяет эффективность общения, а развитие речи в онтогенезе это в своем роде «фундамент», на котором строится последующее формирование и развитие артикуляционных способностей, закладываются качественные характеристики этого навыка, среди которых и умение передавать свои мысли и правильно их излагать.
Весь период формирования речи подразделяется на 4 периода:
Таблица 1.1
Периоды формирования речи
№ | Период | Возраст |
1 | Подготовительный | с момента рождения до года |
2 | Преддошкольный | От года до 3 лет |
3 | Дошкольный | От 3 до 7 лет |
4 | Школьный | От 7 до 17 лет |
Основные направления в освоении связной речью начинают формироваться в подготовительном периоде, который длится с момента рождения до 1 года. В этом периоде наблюдается эмоциональное общение ребенка с матерью и другими членами семьи, закладываются основы связной речи.
Лепет - это важный этап развития первого года жизни, и если у ребенка отсутствует данный навык, то встает необходимость консультации с врачом. Если рассматривать эмоциональное общение то здесь не наблюдается всеобъемлющая речь, лишь проявляется эмоциональное взаимоотношение взрослого и ребенка. Постепенно речевое развитие совершенствуется, растет словарный запас, увеличивается предметный мир ребенка, он начинает сталкиваться с предметами, которые раньше были в недосягаемости. Совершенствуется понимание обращенной речи, постепенно ребенок начинает использовать свои голосовые и артикуляционные реакции как ответную реакцию на обращенную к нему речь. Ответная реакция проявляется в виде общения с помощью жестов (размахивание руками) или мимике. На данном этапе у ребенка начинает формироваться активная речь, которая проявляется в звукоподражании либо в звукосочетании, и самое главное развивается речевой слух. В завершении данного периода у ребенка появляются первые слова, обычно это слова которые обозначают желание ребенка.
На втором году жизни дети часто произносят свои первые слова со значением, например если ребенок говорит «Мама», значит он зовет свою маму. В течении следующих месяцев идет накопление словарного запаса, и понимание обращенных к нему слов, он может понять больше, чем сказать, например, ребенок может понять когда мама говорит «Нет», хотя не всегда будет слушаться. Далее слова начинают обозначать предметы, что влечет за собой появление простых предложений (мама дай!). Отмечается постепенное усложнение предложений, растёт объём слов и отмечается грамматическое оформление фразы. Данный период (преддошкольный) характеризуется тем, что в обиход вступают осознанные слова и способности их сочетания дают возможность ребёнку осознано вступать в общения со взрослым. Значительно яснее и понятнее речь детей становится ближе концу второго года жизни, ребёнок познаёт окружающий мир и выполняет функцию общения не смотря на недостатки звуковой, лексической и грамматической сторонах.
Завершающим периодом считается 3-х летний возраст ребёнка, быстрыми темпами дети накапливают новые навыки, закрепляют их употребления и расширяют границы их использования. Наиболее часто дети прибегают к употреблению диалога так как эта форма связанной речи является упрощенной. Эту форму речи ребёнок использует в основном для озвучивания просьбы и предполагает ответ. Диалог- это форма речи с ситуативным характером она больше выражает чем высказывает и понятно лишь тем людям, которые присутствуют, если отмечаются не достающие высказывания то их можно заменять жестами, мимикой и интонацией.
Планированный характер речь приобретает в дошкольном возрасте и постепенно отделяется от практического опыта. В связи о событиях в которых не присутствовал слушатель или есть потребность дать инструкцию к игре ребёнку становится необходимым использования обширного словарного запаса, достаточно грамотного оформления и запланированного высказывания. Из за этого начинают прибегать к новым видам речи: речь-инструктирующие речь-сообщение. В конечном результате речь начинает приобретать монологическую форму, хотя её зачатки отмечаются в 2-3 года.
Многие учёные описывают особенности детей при употреблении монологической речи, так уровень речевого развития полностью зависит от уровня развития общения с ребёнком, а форма высказывания в свою очередь зависит от понимания речи собеседника. Стоит отметить что речевое поведение оказывает влияние как на содержание речи ребёнка так и на его структуру, например, если при общение ребёнка с взрослыми их речь легко понимают и способны дополнить, ребёнок начинает ограничиваться ситуативной речью а в общение со сверстниками которым необходимо объяснения используют развёрнутость речи.
Развитие как монологической так диалогической речи, отмечается в младшем дошкольном возрасте, в последствии начинает употребляться в зависимости от необходимости. Но стоит отметить что в речи присутствует много искажений: не полноценно отвечает на обращенную речь в диалоге, не умеет формулировать вопрос, дополнять и поправлять вопросы собеседника. При монологической речи у детей превалируют простые предложения, которые связаны между собой примитивными предлогами, не относящимися к контексту (ещё, потому) или просто перечисляют предложение.
Активно участвовать в беседе со взрослыми дети начинают в старшем дошкольном возрасте, их ответы достаточно полноценны, они могут дополнять и поправлять собеседника. Дальнейшее развитие монологической речи характеризуется осваивания разных видов монологической речи, это-описания, повествования рассуждения с опорой на наглядный материал и без него. Отмечается использование дошкольниками сложноподчинённых и сложносочинённых предложений, однако замечаются ошибки при их воспроизведение.
Таким образом у ребенка развивается и формируется связная речь, которая должна быть развита на данный период времени к концу дошкольного возраста. Речь становится активной, выполняет функцию общения, развивается описательная и ситуативная речь, совершенствуется навык слушания и понимания литературных произведений. Судить об уровне речевого развития ребёнка можно по полноценности выражения, по логичности мыслительной деятельности, осмысления и правильности. Стоит отметить что лишь в редких случаях стихийного развития речь достигает необходимого уровня, в остальных случаях требуется целенаправленное руководство и систематическое обучение связанно говорить.
И так, можно сделать вывод, что речевая функция способна развиваться от общеупотребительных зачатков коммуникативной стороны речи и достигать структурированной, запланированной речевой деятельности. Речь начинает формироваться параллельно с мышлением, деятельностью и общением. Связная речь предполагает развитие и применение всех сторон речи, звуковой, лексической и грамматической
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи»
Обобщение опыта работы по теме: "Использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи"Презентация "Составление описательных рассказов по теме...
Преемственность в формировании связной речи у детей с общим недоразвитием речи.
Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Овладение связными формами высказываний – сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководств...
Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи с использованием приемов наглядного моделирования
Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс, который зависит от многих факторов. Речевая деятельность начинает формироваться только тогда, когда головной мозг, слух, артикуляцион...
ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ lll УРОВНЯ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА...
Консультация учителя-логопеда на тему: «НАСТОЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»
В консультации представлен опыт исппользования настольного театра в качестве вспомогающего звена в работе по развитию связной речи детей с речевой патологией...
Особенности формирования связной речи у детей в онтогенезе
Особенности формирования связной речи у детей в онтогенезе...