Особенности формирования связной речи у детей в онтогенезе
статья по логопедии

Лукашева Екатерина Владимировна

Особенности формирования связной речи у детей в онтогенезе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_lukasheva_e.v.docx46.83 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад №32 Выборгского района Санкт-Петербурга

Статья “Особенности формирования связной речи у детей в онтогенезе”

Учитель-логопед

Лукашева Екатерина Владимировна

Инструментом познавательной деятельности человека, способом общения, выражения мыслей, чувств, эмоций, а также регуляцией деятельности служит речь. Речь – это исторически сложившаяся форма общения людей по законам данного языка. Речь – это применение языка в процессе общения.

Высказывание А. А. Леонтьев считает коммуникативной единицей (начиная с предложения и заканчивая последовательностью предложений, связанных по смыслу), оформленной по содержанию и интонации и отличающейся конкретной грамматической структурой. Характеристиками любых развернутых высказываний являются: последовательность, связность, и логичное по смыслу оформление сообщения, соответствующее теме и коммуникативной задаче.

Связное высказывание отражает степень вербального, интеллектуального, эмоционального развития ребенка. Оно указывает на степень владения ребенком словарного богатства родного языка, его грамматическим  строем,  нормами  языка  и  речи.  Наряду  с  термином «связное  высказывание»  допускается  употреблять  синонимичный  термин «связная речь» (далее высказывание = речь).

В младенчестве, еще не обладая не только активной, но и пассивной формами речи, ребенок, развивающийся в соответствии с возрастом, посредством эмоций вступает в контакт с окружающими его людьми, обычно таким человеком является мать. Он отвечает улыбкой на обращенные к нему слова, произнесенные знакомым и ласковым голосом. Со временем по просьбе взрослого ребенок с радостью демонстрирует, «где у него ушки, ротик» и приходит в восторг, радуясь достижениям совместно с родителем. Слушая речь взрослых, впитывает ее особенности и стремится подражать.

Часто уже до года ребенок имеет в словаре ряды контурных, ошибочно произносимых слов и активно использует их. Детский словарь быстро расширяется, звуковая сторона становится более четкой и правильной. К началу школьного этапа жизни дошкольник много, достаточно правильно и связно говорит на разные темы, употребляя в своем высказывании как сложносочиненные, так и сложноподчиненные предложения. Ему доступен краткий пересказ прослушанного текста и ответы на заданные к тексту вопросы. Ребенок описывает сюжетную картинку и рассказывает о недавних событиях своей жизни.

Умение связно, в логической последовательности, верно и выразительно передавать собственные размышления (или готовые тексты) влияет на эстетическое развитие ребенка. Навык рассказывания помогает ребенку стать более общительным, преодолеть молчаливость и застенчивость, развить уверенность в своих силах.

Связную речь необходимо рассматривать в совокупности ее содержания и формы. Преуменьшение содержательной стороны приводит к тому, что формальная, грамматическая сторона оставляет позади внутреннюю, логическую. Ее проявление можно увидеть в неточном подборе слов по смыслу, в неумении пояснить значение слов. Нельзя забывать и развитие формальной стороны речи. Важным является увеличение и обогащение знаний и представлений ребенка, основанных на параллельном развитии умения правильно выражать их в речи.

Состояние речи ребенка обусловлено речевой средой. Так, начиная со второго года, происходит насыщенное расширение словаря, лексическое значение совершенствуется. Ко второму году дети овладевают понятием числа и отдельными падежными окончаниями. От двух до трех лет в стадии формирования находится грамматический строй речи, увеличивается объем словаря до одной тысячи слов. К семи годам дети используют почти все законы процессов словообразования и словоизменения, объем их словаря возрастает до трех-четырех тысяч слов. Ситуативность речи сменяется связной контекстной речью, развернутой и грамматически оформленной. Школьник в процессе обучения переходит к осознанному владению речью. Усваивает письменную речь, чтение.

Характеристику связной речи и описание ее особенностей можно увидеть в линейке трудов современной лингвистической, психолингвистической и психологической методической литературы. Вопросы развития связной речи изучались в разных аспектах: логопедическом                   (В. П. Глухов, Т. А. Ткаченко, Т. Б. Филичева и др.), психолингвистическом             (Т. В. Ахутина, А. Н. Гвоздев, А. А. Леонтьев и др.), и психологическом                 (Л. С. Выготский, Ф. А. Сохин, Д. Б. Эльконини др.).

"Связная речь, — подчеркивал Ф.А.Сохин, — это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях... Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя" [Ф.А.Сохин, 1984]. По тому, как дети строят свои высказывания, можно судить об уровне их речевого развития.

Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений. Она предполагает овладение словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т.е. овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать, содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст.

Исследование связной речи проводится в рамках таких наук как лингвистика и психолингвистика, психология и патопсихология, педагогика и дефектология. Изучаются механизмы формирования и этапы становления связной речи, возрастные закономерности и психолого-педагогические условия развития связной речи в ходе онтогенетического и дизонтогенетического развития ребенка.

В исследованиях Л.С. Выготского раскрываются генетические предпосылки возникновения связной речи ребенка, определяются пути ее развития, доказывается взаимосвязь и взаимозависимость в формировании процессов речи и мышления.

Ф.А. Сохин отмечает, что связная речь отражает все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя. По тому, как дети строят свои высказывания, можно судить об уровне их речевого развития.

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Основная функция связной речи — коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах — диалоге и монологе.

Диалог как форма речи состоит из реплик, из цепи речевых реакций, он осуществляется либо в виде сменяющих друг друга вопросов и ответов, либо в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников. Опирается диалог на общность восприятия собеседников, общность ситуации, знание того, о чем идет речь.

Монологическая речь понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой — сообщение о каких-либо фактах действительности. Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации. К основным свойствам монологической речи относятся: односторонний характер высказывания, произвольность, обусловленность содержания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации, произвольность, развернутость, логическая последовательность изложения. Особенность этой формы речи состоит в том, что содержание её, как правило, заранее задано и предварительно планируется.

Связная речь может быть ситуативной и контекстной. Ситуативная речь связана с конкретной наглядной ситуацией и не отражает полностью содержания мысли в речевых формах. В контекстной речи ее содержание понятно из самого контекста. Сложность контекстной речи состоит в том, что здесь требуется построение высказывания без учета конкретной ситуации, с опорой только на языковые средства.

Развитие обеих форм (диалога и монолога) связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение связной речи можно рассматривать как цель и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связной речи и в то же время развитие связной речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций.

Современное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития её. Современное - значит начатое с первых же дней после рождения ребенка. Полноценное овладение речью - значит достаточное по объему языкового материала. Побуждающее ребенка к овладению речью, в полную силу его возможностей, на каждой возрастной ступени. Внимание к развитию связной речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что, в это время интенсивно растет мозг ребенка, и формируются его функции. Физиологам известно, что функции центральной нервной системы именно в период их естественного формирования легко поддаются тренировке. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда. Речь ребенка выполняет три функции связи его с внешним миром: коммуникативную, познавательную, регулирующую.

Коммуникативная функция - самая ранняя, первое слово ребенка, родившееся из модулированного лепета на девятом - двенадцатом месяце жизни, выполняет именно эту функцию. Потребность в общении с окружающими людьми стимулирует совершенствование речи ребенка в дальнейшем. К концу второго года ребенок может уже достаточно понятно для окружающих выразить словами свои желания, наблюдения, может понять обращенную к нему речь взрослых.

В возрасте после трех лет ребенок начинает овладевать внутренней речью. С этого времени речь для него перестает быть только средством общения, она уже выполняет и другие функции, прежде всего функцию познания: усваивая новые слова и новые грамматические формы, ребенок расширяет свое представление об окружающем мире, о предметах и явлениях действительности и их отношениях.  У детей без речевой патологии развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления, деятельности и общения.

На первом году жизни, в процессе непосредственного эмоционального общения с взрослым, закладываются основы будущей связной речи. На основе понимания, сначала очень примитивного, начинает развиваться активная речь детей.

К началу второго года жизни появляются первые осмысленные слова, позднее они начинают служить обозначениями предметов. Постепенно появляются первые предложения.

На третьем году жизни быстрыми темпами развивается понимание речи, собственная активная речь, резко возрастает словарный запас, усложняется возникновение планирующей функции речи. Она приобретает форму монологической, контекстной. Дети осваивают разные типы связных высказываний с опорой на наглядный материал и без него. Усложняется синтаксическая структура рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

На четвертом году жизни дети овладевают простым распространенным предложением. На пятом году жизни количество сложных предложений, встречающихся в детской речи, уже составляет 11% по отношению к общему числу предложений. В их речи отмечается наличие почти всех придаточных предложений (кроме определительного).

В этом возрасте они задают много вопросов взрослым (дети «почемучки»), пытаются объяснить свои действия (насыпал корм потому, что птички хотят есть и т. д.)

После 4 лет дети могут пересказать знакомую сказку, охотно декламируют стихотворения, к 5 годам могут пересказывать только что прочитанные короткие тексты, прослушав их 2 раза.

После 5 лет дети способны рассказать о виденном или услышанном довольно подробно и последовательно, объяснить причину и следствие, составить рассказ по картине, отличить фантастическое содержание сказки от обычного рассказа.

После 6 лет они могут придумать рассказ и сказку, поясняя при этом, где сказка, а где рассказ. Используя образец, ребенок должен составить рассказ о чем-то другом, который, как правило, получается логичным, развернутым.

Период с 3-х до 7 лет - это период усвоения грамматической системы русского языка, развитие связной речи. В это время совершенствуется грамматическая структура и звуковая сторона речи, создаются предпосылки для обогащения словаря.

С самого начала, овладение грамматическим строем языка носит творческий характер, опирается на самодеятельную ориентировочную (поисковую) активность ребенка в окружающем мире и слове, на языковые обобщения, игры, экспериментирование со словом, Освоение форм и правил языка, логики языка в дошкольном детстве осуществляется уже в недрах инициативной продуктивной речи, речевого и словесного творчества.

Управление речевым развитием детей педагог реализует, прежде всего, посредством совместной деятельности, общения, как с самим ребенком, так и с другими детьми. В зависимости от возраста меняются и формы общения. В младших возрастных группах специально - организованные игры - занятия строятся как естественное взаимодействие взрослого с детьми. Это организация деятельности, предоставляющая детям возможность проявлять субъективность в общении. Поэтому постановка дидактических задач должна носить относительно общий, недифференцированный вид, а сценарии общения - нацеливаться на импровизацию.

Детская речевая деятельность развивается от номинативной, обозначаемой знаками, и коммуникативной функций к регулированию и планированию своих действий. К началу школьного периода ребенок осваивает основные формы устной речи, присущие взрослым.

Главной особенностью речи в дошкольном возрасте выступает появление плана высказывания, возникновение внутренней речи. Речь становится контекстной. Становятся доступными разные типы связных высказываний: повествование, базовое описание, а также частично рассуждение. Рассказы доступны, опираясь на дидактический материал, и без опоры. Структура становится более сложной, в речи используются сложные конструкции, союзы и предлоги.

Для более удачного планирования и оформления связной речи необходимо применять все коммуникативные и познавательные возможности детей. Этот процесс строится на этих возможностях и параллельно совершенствует их. Важно заметить, что освоение связной речи, невозможно при  должном  уровне  знания  грамматического  строя  и  объеме  словаря.  Л. П. Федоренко считает, что для достаточного уровня овладения монологической речью необходима работа над предложениями различной структуры и состава. В этом значительно поможет знакомство детей с различными видами текстов, служебными частями речи и работа над пониманием обращенных слов.

Ребенок растет, меняется его ведущая деятельность, она становится все более самостоятельной и практически ориентированной, потребность в речи возрастает. Из всего это следует постепенное усложнение состава монологической формы речи. Она становится контекстной. Это становится доступным благодаря более глубокому усвоению грамматических форм.

Таким образом, при развитии, соответствующем онтогенезу, не отягощенным   патогенными   факторами,   речевое   развитие   протекает   по «запланированному сценарию». При этом условии дети к 6 годам обладают обширной лексикой, пользуются навыками словообразования и словоизменения.       В       этом       возрасте       сформировано      правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу. Связная речь находится на достаточном уровне развития.

Итак, к моменту поступления в школу связная речь у детей с нормальным речевым развитием развита достаточно хорошо.

Библиографический список использованной  литературы

 

  1. Ахутина Т. В. Порождение речи: Нейролингвистический анализ синтаксиса. — М.: Издательство Московского университета, 1989. — 216 с.
  2. Бурова, Н.И., Хрущёва, Л.Б. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня: монография / Н.И. Бурова, Л.Б. Хрущёва; М-во науки и высшего образования Рос. Федерации, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. – Челябинск: научный центр РАО, 2019.– 207 с.
  3. ВизельТ.Г. Аномалии речевого развития ребенка / Т.Г. Визель. - М.: Секачев, 2012. –48 с.
  4. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия. 3-е изд./ Л.С.Волкова, С.Н.Шаховская. —Москва: Владос,1999,—491 с.
  5. Волковская Т.Н. Психологические особенности дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Печатается по изданию: Т.Н. Волковская, Г.Х. Юсупова. – М.: 2004.
  6.  Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным  недоразвитием  речи  [Текст]  /  В.  К.  Воробьева.  –   М.   :   АСТ: Астрель, 2006. – 158 с.
  7. Выготский Л.С. Детская речь / Л.С.Выготский.— Москва: Просвещение,1996,-420 с.
  8.  Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1996.- 416 с.
  9. Выготский Л.С. Основы дефектологии. СПб., 2003
  10.  Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Эльконин Б.Д. /Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучение в школе /Возрастная и педагогическая психология/ Тексты /Сост. и коммент. Шуаре Марта О. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992.-272с
  11. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. -2-е изд, испр. и доп. / В.П.Глухов. —Москва: АРКТИ, 2004.— 168 с. (Библиотека практикующего логопеда)
  12. Глухов В. П. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи [Текст] / В. П. Глухов, М. Н. Смирнова // Логопедия.  – 2005. – № 3. –   С. 13-24.
  13. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию // Дефектология. - № 4. – 1994.
  14. Гвоздев, А.М. Вопросы изучения детской речи / А.М.Гвоздев.—Москва: Издательство «Академия», 1991,—211 с.
  15. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников. Дети с общим недоразвитием речи [Текст] / Л. Н. Ефименкова. – М. : Просвещение, 1985. – 112 с.
  16. Жинкин Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи // Вопросы языкознания. – 1964. – № 6 – С. 26–38.
  17. Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М.: Изд. АПН РСФСР, 2000.- 97 с
  18. Кучинский Г.М. Диалог и мышление / Г.М.Кучинский.— Минск: Изд-во БГУ,1983,—190с.
  19. Ладыженская, Т. А. Система работы по развитию связной устной речи [Текст] / Т. А. Ладыженская. ‒ М. : Просвещение, 1975.‒ 190 с.
  20. Ладыженская, Т. А. Характеристика связной речи детей 6-7 лет [Текст] / Т. А. Ладыженская. – М. : Просвещение, 1978. – 220 с.
  21. Леонтьев А.А. Психология общения / А.А.Леонтьев.— Москва: Смысл, 2008,—368с.
  22. Леонтьев А.А. Исследования детской речи // Основы теории речевой деятельности. - М.: Просвещение, 2018.
  23. Лурия А. Р. Язык и сознание./ Под редакцией Е. Д. Хомской. –– М: Изд-во Моск. ун-та, 1979 - 320 с.
  24. Лурия А.Р. Речь и мышление – М.,1975
  25. Сохин Ф.А. Осознание речи дошкольниками // Подготовка детей к школе в детском саду. - М., 1976.
  26. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольника. / Вопросы психологии. 1989 г. № 4.
  27. Тихеева Е.И. Развитие речи детей / Под ред. Ф. А. Сохина. - М.: Просвещение, 2017. - 159 с.
  28.  Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи / Т.А.Ткаченко.—СПб: Детство-пресс, 1999,—215 с.
  29. Филичева,   Т.   Б.   Коррекция    нарушений    речи    [Текст]    /   Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова. – М. : Просвещение, 2009. – 272 с.
  30. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах : избранные психологические труды / Д.Б.Эльконин. – Издание 2-е, стереотипное. – Москва: Институт практической психологии; Воронеж : НПО МОДЭК, 1997. – 416 с. – (Психологи Отечества).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования связной речи у детей.

Умение детей пользоваться в общении с окружающими правильной речью, понятно выражать свои мысли, говорить на родном языке чисто и выразительно является одним из необходимых условий полноценного развит...

Особенности формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Выявление  особенностей  формирования  связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР...

Особенности формирования связной речи у детей

Умение детей пользоваться в общении с окружающими правильной речью, понятно выражать свои мысли, говорить на родном языке чисто и выразительно является одним из необходимых условий полноценного развит...

Статья "Особенности формирования связной речи у детей с ОВЗ"

В статье рассматриваются некоторые аспекты развития связной речи у детей с ОВЗ, которые необходимо учитывать педагогам, работающим в коррекционных учреждениях....

формирование связной речи у детей в онтогенезе

В данном материале рассматривается становление речи детей в онтогенезе. Представлены взгляды на формирование связной речи  разных ученых из различных областей....

Особенности формирования связной речи у детей с задержкой психического развития

Связная речь детей с задержкой психического развития (ЗПР) имеет существенные отличия от связной речи детей с нормальным психическим развитием. Отставание в формировании контекстной речи, как в целом ...