логопедическое занятие по автоматизации звука Л в подготовительной группе "На помощь к дяде Мише"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
подгрупповое логопедическое занятие по автоматизации звука Л в подготовительной группе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подгрупповое логопедическое занятие по автоматизации звука Л в подготовительной группе
На тему: "На помощь к Дяде Мише"
Описание: Подгрупповое логопедическое занятие разработано для детей подготовительной группы. Построено в форме игры – путешествия на основе сказки Сутеева В.Г. «Дядя Миша».
На протяжении всего занятия дети, стараясь помочь любимому герою, дяде Мише, выполняют различные задания, направленные на автоматизацию звука Л, а также на развитие и совершенствование фонематических функций.
Конспект занятия составлен на основе интеграции нескольких образовательных областей, что соответствует современной системе дошкольного образования. Содержит подробное описание хода занятия. К конспекту прилагается.
Предназначено учителям – логопедам, воспитателям дошкольных учреждений; может быть полезно родителям.
Цель занятия: автоматизировать звук [Л]в слогах, в словах, предложениях.
Задачи: Коррекционно-образовательные:
Закрепить представления о правильной артикуляции звука [Л].
Закрепить представления о закономерностях сезонных изменений (весна сменяет зиму).
Закрепить навык подбирать противоположные по смыслу слова (антонимы).
Совершенствовать умение определять количество слов в предложении.
Коррекционно-развивающие:
Совершенствовать развития фонематического слуха, умение определять наличие или отсутствие в тексте твердого и мягкого звука Л.
Совершенствовать умение определять положение звука в слове.
Совершенствовать умение контролировать правильное произношение звука [Л].
Совершенствование внимания и памяти.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательности; чувство ответственности.
Оборудование: звуковая телеграмма; игрушки: заяц, еж, белка; плоскостной куст орешника с орешками; муляжи овощей: лук, свекла, баклажан, помидор, морковь; грибочки с наклеенными картинками; корзинка; лягушка, салфетки; презентация.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Учитель-логопед: организационный момент.
Ребята, здравствуйте. Меня зовут М,Ю. И я очень рада вас видеть. Давайте поприветствуем друг друга с помощью колокольчика.
Учитель-логопед: ребята, вы слышите? Кажется это голосовое письмо. Давайте его внимательно послушаем.
Здравствуйте дети!
У дяди Миши случилась беда! Он хотел на зиму запасы сде-ать: морковку дерга-, грибы собира-, орехи рва-, рыбу уди-, кур таска-….. Все де-а-, да вот с пустыми –апами оста-ся. Придется ему зимой в бер-оге –апу сосать. Помогите ему пожа-уйста! Мышонок
Учитель-логопед: Ребята, вы услышали, какие ошибки допустил мышонок? (ответы детей: мышонок пропустил звук Л)
Учитель-логопед: верно, Мышонок пропустил в словах звук Л. Скажите, а Вы готовы отправиться на помощь к дяде Мише? (ответы детей)
2. Сообщение темы
Учитель-логопед: но только где нам зимой морковки взять, грибов и орехов? Урожай – то уже весь собрали, а в городах снег лежит. (ответы детей: в магазине купить, своим урожаем поделиться.)
Учитель-логопед: мне кажется, я придумала. Давайте мы с вами с помощью волшебного экрана отправимся на сказочном теплоходе в сказочное плавание. И попробуем отыскать местечко, где можно урожай собрать. Вы догадались, какое время года нам нужно ? (ответы детей: Осень).
Учитель-логопед: конечно, нам нужно найти сказочную осень. Но прежде чем начать путешествие подумайте и скажите, сможет ли сразу после зимы осень наступить?
- После зимы что наступает?
- После весны?
- После лета?
- Что же путь не близкий, а потому к путешествию необходимо как следует подготовиться.
3. Артикуляционная гимнастика
Учитель-логопед: а поможет нам в этом моя подружка, лягушка. Смотрите на лягушку и повторяйте за ней упражнения.
Напечем блинчиков, чтобы было чем подкрепиться (упражнение «Блинчик»).
Возьмем варенье и клубничное, и малиновое, и земляничное (упражнение «Вкусное варенье»).
Покачаемся на качелях (упражнение «Качели»).
Нам пора поторопиться. Поскакали на лошадке. (упражнение «Лошадка»). Попрощаемся с лягушкой и поспешим к волшебному экрану.
Посмотрите, а вот и теплоход .
(На экран проецируется Слайд с изображением кораблика )
Учитель-логопед: слышите, он подает гудок, (гудок теплохода) . Покажите, как гудит теплоход (ы-ы-ы), язычки поднимем за верхние зубки (ы-ы-ы-л).
Учитель-логопед: посмотрите, нас встречает сам капитан . Он приглашает нас подняться по специальной лестнице, которая называется трап, на палубу теплохода.
( На слайде у корабля появляется трап)
Поднимайтесь осторожно, трап под ногами раскачивается. (Дети по гимнастической наклонной лестнице поднимаются на кораблик)
4. Закрепление артикуляции и характеристики звука
Учитель-логопед: все пассажиры на борту, пора познакомиться с капитаном. Оказывается, капитан, большой любитель ребусов, вот и свое имя зашифровал. Попробуем разгадать?
( дети по схеме артикуляции определяют имя капитана)
Учитель-логопед: ребята, как вы думаете, какое имя у капитана?
Я вам подскажу. Имя капитана звук Л.
А какая у него фамилия? Звук л гласный или согласный?
Дети - звук согласный.
Учитель-логопед: значит фамилия у него какая?
Согласный!
Учитель-логопед:
Какой характер у звук Л? Твердый или мягкий?
Дети: твердый.
Учитель-логопед: а голос у него какой?
Звонкий или глухой?
Дети: звонкий.
Учитель-логопед: итак, сегодня Согласный звук Л с твердым характером и звонким голосом будет нашим капитаном и будет сопровождать нас в нашем путешествии .
5. Автоматизация звука на уровне слога
Выходим в открытое море.
( на экран проецируется слайд с изображением моря)
Учитель-логопед: посмотрите, как красиво! За бортом плещутся волны!
(на экран проецируется слайд с изображением чаек над морем)
Учитель-логопед: посмотрите, кто это? (ответы детей :чайки).
Учитель-логопед: вы слышите они нам что-то кричат. Наверное они желают нам счастливого пути. Давайте поблагодарим чаек на их языке: сначала скажу я, а вы потом повторите за мной. Клу-кла-клы, кла-кло клу. И скажем им до скорой встречи пла-плы-пло, сло-сла-слу. (Дети повторяют слоги)
(на экран проецируется слайд с изображением весны)
Учитель-логопед: посмотрите, мы подплываем к какому-то берегу. Какое здесь царствует время года? (Ответы детей: весна )
- Пора нам выходить? (ответ детей: нет)
- Значит, плывем дальше.
(на экран проецируется слайд с изображением моря)
6. Упражнение на развитие словаря антонимов
Учитель-логопед: посмотрите, кто это? (ответы детей: дельфины).
- Что они делают? (ответы детей: они играют в мяч).
Учитель-логопед: правильно, дельфины играют в мяч. Один дельфин кидает, а другой наоборот … (ответы детей: Ловит ).
Учитель-логопед: давайте мы превратимся в дельфинов, дельфинчики выплываем в открытое море, и поиграем в игру с мячом «Скажи наоборот»: лето теплое – а зима …., лимон кислый – а сахар…, перышко легкое – а камень …, чай горячий – а мороженное… , ночь короткая,- а день длинный…, слон большой – а мышонок маленький…, рыцарь храбрый- а зайчонок трусливый…, уголь черный – а снег белый…, лекарство горькое, - а торт сладкий…, бабушка старенькая – мальчик молодой..
Учитель-логопед: Молодцы дельфинчики. А нам пора отправляться дальше в путь. Запрыгивайте обратно на палубу теплохода. Снова превращаемся в детей.
( на экран проецируется слайд с изображением лета)
Учитель-логопед: посмотрите, по курсу земля, какое время года здесь поселилось и ждет свой черед, Вы его узнали? (ответы детей :лето ).
- А мы плывем искать ? (ответы детей: осень).
Учитель-логопед: ребята, к кому мы спешим на помощь?.
(на экран проецируется изображение осени)
Учитель-логопед: а вот и осень! Причаливаем к берегу. Выходим на берег по трапу.
( на экран проецируется слайд с изображением мышонка)
Учитель-логопед: кто это нас встречает? ( ответы детей: мышонок).
Учитель-логопед: наверное это тот самый мышонок, что отправил нам телеграмму. Давайте покажем ему как мы плыли по морю и кого видели.
8. Физминутка «Море волнуется» .
9. Упражнения на развитие фонематического слуха и восприятия
Учитель-логопед: мне кажется он нам что-то показывает, рассмотрим поближе.
Учитель-логопед: вы догадались что это? (ответы детей: может это карта).
Учитель-логопед: конечно, это карта по которой нам нужно идти. Кого мы должны найти сначала?( Зайца), затем пойдем к кому …. (к ежу). Посмотрите и запомните. Запомнили? Что же, по дорожке вы идите и зайчонка отыщите. Не забудьте поздороваться. (дети в зале ищут зайчика)
Учитель-логопед: здравствуй Зайчик!
Учитель-логопед: заяц разрешил нам собрать только те овощи, в названии которых есть звук Л (дети выбирают овощи со звуком л: лук, баклажан, свекла).
Учитель-логопед: скажем зайцу спасибо и идем дальше. Кого нам нужно отыскать в лесу? Идем искать ежа.
(дети находят ежа и здороваются с ним)
- Кто попросит у ежа грибов?
(дети обращаются к ежу: ежик, ты не поделишься с нами грибочками?).
Учитель-логопед: ежик согласен поделиться, но и нас просит ему помочь. Согласны? Тогда поможем ему разложить грибы по корзинкам.
- Ребята, а вы знаете названия этих грибов?
- Давайте разложим грибы по корзинкам. В первую корзинку кладем грибы в названии которых мягкий звук ЛЬ находится в начале слова. Во вторую корзинку соберем грибы в которых твердый звук Л находится в середине слова. В третью корзину мы складываем грибы в которых мягкий звук ЛЬ находится в конце слова.
Учитель-логопед: (дети выполняют задание: раскладывают грибы по корзинкам)
10. Автоматизация звука в предложении
Учитель-логопед: молодцы! И ежику помогли и для дяди Миши грибов набрали. Идем дальше. Ищем кого? (ответы детей: Белочку).
Учитель-логопед: а вот и дерево с орешками. Кто готов у белочки орешков попросить?
(дети обращаются к белочке с просьбой поделиться орешками)
Учитель-логопед: белочка согласна поделиться. И разрешает взять из её кладовой столько орешков, сколько слов в предложении. А первый у нас соберет орешки Руслан.
Тогда слушайте:
Дятел лечит деревья.
Белочка щелкает вкусные орешки.
Ласточка свила теплое гнездо.
Учитель-логопед: молодцы! Справились с заданием.
Учитель-логопед: ну что же урожай собрали, давайте отнесем запасы дяде Мише, а вот и он.
(на экран проецируется слайд с изображением дяди Миши)
Не будем его тревожить, поставим корзинку. Пора возвращаться. Идем к нашему теплоходу.
(на экран проецируется слайд с изображением кораблика)
(дети подходят к кораблику из модулей)
Учитель-логопед: поднимайтесь на палубу, занимайте свои места, отплываем. ГУДОК. Курс на детский сад.
(на экран проецируется слайд с изображением моря)
12. Итог
Учитель-логопед: вам понравилось наше путешествие?
- Какое доброе дело мы сегодня сделали?
- Какие овощи мы собрали для дяди Миши ?
- Какие грибы?
- Что больше всего вам запомнилось?
Мне тоже понравилось с вами путешествовать вы все сегодня были молодцы! Справились со всеми заданиями и особенно приятно, что вы правильно произносили все слова со звуком Л.
(на экран проецируется слайд с изображением зимы).
Учитель-логопед: ну вот мы и дома. Выходим на берег. Всем спасибо а, сейчас я предлагаю вам пройти в группу и поиграть в игру « По дорожке слов»!
Ребята, вот мы и дома. Вы такие молодцы, сейчас мы пойдем в группу и вы мне расскажите, что вам больше всего понравилось в нашем путешествии. А в группе мы с вами поиграем м в игру « По дорожке слов».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука «С» (в подготовительной группе) «Путешествие за сокровищами»
Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука «С» (в подготовительной группе) «Путешествие за сокровищами»Цель: закрепление произношения звука [С] в слогах, ...
Конспект индивидуального занятия логопеда "Автоматизация звука "Л" в подготовительной группе компенсирующей направленности ДОУ
Конспект индивидуального занятия с помощью пособия Воскобовича "Волшебные Гонзики"...
Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [р] в подготовительной к школе группе Тема. Автоматизация звука [р] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки Шарля Перро «Красная Шапочка».
Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [р] в подготовительной к школе группе Тема. Автоматизация звука [р] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки Шарля Перро «Красн...
Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] в подготовительной группе «В Тридесятое царство в поисках буквы Ш»
Данное занятие - это путешествие в сказочный мир. Преодалевая трудности, выполняя задания сказочных персонажей, дети закрепляют в произношении звук Ш, и по просьбе царя Берендея, спасают букву Ш....
Конспект индивидуально - подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука С в старшей группе
Логопедическое занятие по автоматизации звука С в старшей группе с использованием разнообразных игровых технологий....
Конспект индивидуально - подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука С в старшей группе
В занятии представлен оригинальный материал по автоматизации звука С старшей группе. Здесь присутствуют массаж ладоней сосновыми шишками, авторские стихотворные тексты.. На занятии дети познаком...
Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука Ш в подготовительной группе "Зимнее путешествие о потерянном звуке в страну Смешариков "
Увлекательное путешествие в страну Смешариков с главной героиней Нюше....