логопедическое занятие по автоматизации звука Л в подготовительной группе "На помощь к дяде Мише"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

подгрупповое логопедическое занятие по автоматизации звука Л в подготовительной группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подгрупповое логопедическое занятие по автоматизации звука Л в подготовительной группе

На тему: "На помощь к Дяде Мише"

Описание: Подгрупповое логопедическое занятие разработано для детей подготовительной группы. Построено в форме игры – путешествия на основе сказки Сутеева В.Г. «Дядя Миша».
На протяжении всего занятия дети, стараясь помочь любимому герою, дяде Мише, выполняют различные задания, направленные на автоматизацию звука Л, а также на развитие и совершенствование фонематических функций. 
Конспект занятия составлен на основе интеграции нескольких образовательных областей, что соответствует современной системе дошкольного образования. Содержит подробное описание хода занятия. К конспекту прилагается.
Предназначено учителям – логопедам, воспитателям дошкольных учреждений; может быть полезно родителям.
Цель занятия: автоматизировать звук [Л]в слогах,  в словах, предложениях.
Задачи: Коррекционно-образовательные:
Закрепить представления о правильной артикуляции звука [Л].
Закрепить представления о закономерностях сезонных изменений (весна сменяет зиму).
Закрепить навык подбирать противоположные по смыслу слова (антонимы).
Совершенствовать умение определять количество слов в предложении.
Коррекционно-развивающие:
Совершенствовать развития фонематического слуха, умение определять наличие или отсутствие в тексте твердого и мягкого звука Л.
Совершенствовать умение определять положение звука в слове.
Совершенствовать умение контролировать правильное произношение звука [Л].
Совершенствование внимания и памяти.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательности; чувство ответственности.
Оборудование: звуковая телеграмма; игрушки: заяц, еж, белка; плоскостной куст орешника с орешками; муляжи овощей: лук, свекла, баклажан, помидор, морковь; грибочки с наклеенными картинками; корзинка;  лягушка, салфетки; презентация.
Ход занятия:
1.
Организационный момент.
Учитель-логопед: организационный момент.

Ребята, здравствуйте. Меня зовут М,Ю. И я очень рада вас видеть. Давайте поприветствуем друг друга с помощью колокольчика.
Учитель-логопед: ребята, вы слышите?  Кажется это голосовое письмо. Давайте его внимательно послушаем.
Здравствуйте дети!
У дяди Миши случилась беда! Он хотел на зиму запасы сде-ать: морковку дерга-, грибы собира-, орехи рва-, рыбу уди-, кур таска-….. Все де-а-, да вот с пустыми –апами оста-ся. Придется ему зимой в бер-оге –апу сосать. Помогите ему пожа-уйста! Мышонок 
Учитель-логопед: Ребята, вы услышали, какие ошибки допустил мышонок? (ответы детей: мышонок пропустил звук Л)
Учитель-логопед: верно, Мышонок пропустил в словах звук Л. Скажите, а Вы готовы отправиться на помощь к дяде Мише? (ответы детей)
2.
Сообщение темы
Учитель-логопед: но только где нам зимой морковки взять, грибов и орехов? Урожай – то уже весь собрали, а в городах снег лежит. (ответы детей: в магазине купить, своим урожаем поделиться.)
Учитель-логопед: мне кажется, я придумала. Давайте мы с вами с помощью волшебного экрана отправимся на сказочном теплоходе в сказочное плавание. И попробуем отыскать местечко, где можно урожай собрать. Вы догадались, какое время года нам нужно ? (ответы детей: Осень).
Учитель-логопед: конечно, нам нужно найти сказочную осень. Но прежде чем начать путешествие подумайте и скажите, сможет ли сразу после зимы осень наступить? 
- После зимы что наступает? 
- После весны? 
- После лета? 
- Что же путь не близкий, а потому к путешествию необходимо как следует подготовиться.
3.
Артикуляционная гимнастика
Учитель-логопед: а поможет нам в этом моя подружка, лягушка. Смотрите на  лягушку и повторяйте за ней упражнения.
Напечем блинчиков, чтобы было чем подкрепиться 
(упражнение «Блинчик»)
Возьмем варенье и клубничное, и малиновое, и земляничное 
(упражнение «Вкусное варенье»)

Покачаемся на качелях (упражнение «Качели»).
Нам пора поторопиться. Поскакали на лошадке.
 (упражнение «Лошадка»). Попрощаемся с лягушкой и поспешим к волшебному экрану. 
Посмотрите, а вот и теплоход
.
(На экран проецируется Слайд с изображением кораблика ) 
Учитель-логопед: слышите, он подает гудок, (гудок  теплохода) . Покажите, как гудит теплоход (ы-ы-ы), язычки поднимем за верхние зубки (ы-ы-ы-л).
Учитель-логопед: посмотрите, нас встречает сам капитан . Он приглашает нас подняться по специальной лестнице, которая называется трап, на палубу теплохода.
( На слайде у корабля появляется трап) 
Поднимайтесь осторожно, трап под ногами раскачивается
. (Дети по гимнастической наклонной лестнице поднимаются на кораблик)

4.
Закрепление артикуляции и характеристики звука
Учитель-логопед: все пассажиры на борту, пора познакомиться с капитаном. Оказывается, капитан, большой любитель ребусов, вот и свое имя зашифровал. Попробуем разгадать? 
( дети по схеме артикуляции определяют имя капитана)

Учитель-логопед: ребята, как вы думаете, какое имя у капитана?

Я вам подскажу. Имя капитана звук Л.

А какая у него фамилия? Звук л гласный или согласный?

Дети - звук согласный.

Учитель-логопед: значит фамилия у него какая?

Согласный!

Учитель-логопед: 

Какой характер у звук Л? Твердый или мягкий?

Дети: твердый.

Учитель-логопед: а голос у него какой?

Звонкий или глухой?

Дети: звонкий.
Учитель-логопед: итак, сегодня Согласный звук Л с твердым характером и звонким голосом будет нашим капитаном и будет сопровождать нас в нашем путешествии .
5.
Автоматизация звука на уровне слога
Выходим в открытое море.
( на экран проецируется слайд с изображением моря)

Учитель-логопед: посмотрите, как красиво! За бортом плещутся волны! 
(на экран проецируется слайд с изображением чаек над морем) 

Учитель-логопед: посмотрите, кто это? (ответы детей :чайки).
Учитель-логопед: вы слышите они нам что-то кричат. Наверное они желают нам счастливого пути. Давайте поблагодарим чаек на их языке: сначала скажу я, а вы потом повторите за мной. Клу-кла-клы, кла-кло клу. И скажем им до скорой встречи пла-плы-пло, сло-сла-слу. (Дети повторяют слоги)
(на экран проецируется слайд с изображением весны)

Учитель-логопед: посмотрите, мы подплываем к какому-то берегу. Какое здесь царствует время года? (Ответы детей: весна ) 
- Пора нам выходить? 
(ответ детей: нет)
- Значит, плывем дальше. 
(на экран проецируется слайд с изображением моря)

6. Упражнение на развитие словаря антонимов
Учитель-логопед: посмотрите, кто это? (ответы детей: дельфины)


- Что они делают? 
(ответы детей: они играют в мяч)
Учитель-логопед: правильно, дельфины играют в мяч. Один дельфин кидает, а другой наоборот … (ответы детей: Ловит ).
Учитель-логопед: давайте  мы превратимся в дельфинов, дельфинчики выплываем в открытое море,  и поиграем в игру с мячом «Скажи наоборот»: лето теплое – а зима …., лимон кислый – а сахар…, перышко легкое – а камень …, чай горячий – а мороженное… , ночь короткая,- а день длинный…, слон большой – а мышонок маленький…, рыцарь храбрый- а зайчонок трусливый…, уголь черный – а снег белый…, лекарство горькое, - а торт сладкий…, бабушка старенькая – мальчик молодой..
Учитель-логопед: Молодцы дельфинчики. А нам пора отправляться дальше в путь. Запрыгивайте обратно на палубу теплохода. Снова превращаемся в детей.
( на экран проецируется слайд с изображением лета) 

Учитель-логопед: посмотрите, по курсу земля, какое время года здесь поселилось и ждет свой черед, Вы его узнали? (ответы детей :лето ).
- А мы плывем искать ? 
(ответы детей: осень). 
Учитель-логопед: ребята, к кому мы спешим на помощь?. 
(на экран проецируется изображение осени)

Учитель-логопед: а вот и осень! Причаливаем к берегу. Выходим на берег по трапу. 
( на экран проецируется слайд с изображением мышонка)

Учитель-логопед: кто это нас встречает? ( ответы детей: мышонок).
Учитель-логопед: наверное это тот самый мышонок, что отправил нам телеграмму. Давайте покажем ему как мы плыли по морю и кого видели.
8.
Физминутка «Море волнуется» . 
9.
Упражнения на развитие фонематического слуха и восприятия
Учитель-логопед: мне кажется он нам что-то показывает, рассмотрим поближе. 
Учитель-логопед: вы догадались что это? (ответы детей: может это карта). 
Учитель-логопед: конечно, это карта по которой нам нужно идти. Кого мы должны найти сначала?( Зайца), затем пойдем к кому …. (к ежу).  Посмотрите и запомните. Запомнили? Что же, по дорожке вы идите и зайчонка отыщите. Не забудьте поздороваться. (дети в зале ищут зайчика)
Учитель-логопед: здравствуй Зайчик!
Учитель-логопед: заяц  разрешил нам собрать только те овощи, в названии которых есть звук Л (дети выбирают овощи со звуком л: лук, баклажан, свекла). 

Учитель-логопед: скажем зайцу спасибо и идем дальше. Кого нам нужно отыскать в лесу? Идем искать ежа.
 
(дети находят ежа и здороваются с ним)
- Кто попросит у ежа грибов? 
(дети обращаются к ежу: ежик, ты не поделишься с нами грибочками?). 
Учитель-логопед: ежик согласен поделиться, но и нас просит ему помочь. Согласны? Тогда поможем ему разложить грибы по корзинкам. 
- Ребята, а вы знаете названия этих грибов?
- Давайте разложим грибы по корзинкам. В первую корзинку кладем грибы в названии которых мягкий звук ЛЬ находится в начале слова. Во вторую корзинку соберем грибы в  которых твердый  звук Л находится в середине слова. В третью корзину мы складываем грибы в которых мягкий звук ЛЬ находится в конце слова.
Учитель-логопед:  (дети выполняют задание: раскладывают грибы по корзинкам)
10.
Автоматизация звука в предложении 
Учитель-логопед: молодцы! И ежику помогли и для дяди Миши грибов набрали. Идем дальше. Ищем  кого? (ответы детей: Белочку). 
Учитель-логопед: а вот и дерево с орешками.  Кто готов у белочки орешков попросить?
(дети обращаются к белочке с просьбой поделиться орешками)
Учитель-логопед: белочка согласна поделиться. И разрешает взять из её кладовой столько орешков, сколько слов в предложении. А первый у нас соберет орешки Руслан.
Тогда слушайте:
Дятел лечит деревья.
Белочка щелкает вкусные орешки.
Ласточка свила теплое гнездо.

Учитель-логопед: молодцы! Справились с заданием.

Учитель-логопед: ну что же урожай собрали, давайте отнесем запасы дяде Мише, а вот и он. 
(на экран проецируется слайд с изображением дяди Миши)

Не будем его тревожить, поставим корзинку. Пора возвращаться. Идем к нашему теплоходу. 
(на экран проецируется слайд с изображением кораблика)
(дети подходят к кораблику из модулей)
Учитель-логопед: поднимайтесь на палубу, занимайте свои места, отплываем. ГУДОК. Курс на детский сад
(на экран проецируется слайд с изображением моря)
12.
Итог 
Учитель-логопед: вам понравилось наше путешествие? 

- Какое доброе дело мы сегодня сделали?

- Какие овощи мы собрали для дяди Миши ?

- Какие грибы?

- Что больше всего вам запомнилось? 
Мне тоже понравилось с вами путешествовать вы все сегодня были молодцы! Справились со всеми заданиями и особенно приятно, что вы правильно произносили все слова со звуком Л. 
(на экран проецируется слайд с изображением зимы). 
Учитель-логопед: ну вот мы и дома. Выходим на берег. Всем спасибо а, сейчас я предлагаю вам пройти  в группу и поиграть в игру « По дорожке слов»!

Ребята, вот мы и дома. Вы такие молодцы, сейчас мы пойдем в группу и вы мне расскажите, что вам больше всего понравилось в нашем путешествии. А в группе мы с вами поиграем м в игру « По дорожке слов».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука «С» (в подготовительной группе) «Путешествие за сокровищами»

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука «С» (в подготовительной группе) «Путешествие  за сокровищами»Цель: закрепление произношения звука [С] в слогах, ...

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [р] в подготовительной к школе группе Тема. Автоматизация звука [р] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки Шарля Перро «Красная Шапочка».

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [р] в подготовительной к школе группе Тема. Автоматизация звука [р] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки Шарля Перро «Красн...

Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] в подготовительной группе «В Тридесятое царство в поисках буквы Ш»

Данное занятие - это путешествие в сказочный мир. Преодалевая трудности, выполняя задания сказочных персонажей, дети закрепляют в произношении звук Ш, и по просьбе царя Берендея, спасают букву Ш....

Конспект индивидуально - подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука С в старшей группе

Логопедическое занятие по автоматизации звука С в старшей группе с использованием разнообразных игровых технологий....

Конспект индивидуально - подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука С в старшей группе

В занятии представлен оригинальный материал по автоматизации звука С  старшей группе. Здесь присутствуют массаж ладоней сосновыми шишками, авторские стихотворные тексты.. На занятии дети познаком...