Консультация на тему: «Формирование предлогов в речевой практике детей с общим недоразвитием речи»
консультация по логопедии
Практика работы специальных дошкольных учреждений показывает, что у большинства детей с речевыми нарушениями отмечаются отклонения в понимании падежей и предлогов и неправильное их употребление в синтаксических конструкциях без учета значения входящих в них слов, их грамматического оформления и последовательности.
Система коррекционных заданий предусматривает наряду с воспитанием речи и развитие познавательных процессов. Для формирования предложно-падежных конструкций у детей необходимы развитие понимания речи, расширение и уточнение словарного запаса, формирование грамматических средств языка, произношения и обучения грамоте, развитие связной речи.
Своевременная и целенаправленная коррекция нарушений грамматических форм является одним из важнейших условий речевого развития, обеспечения готовности к школьному обучению, предупреждения вторичных отклонений в развитии детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_na_tem3.doc | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация на тему: «Формирование предлогов в речевой практике детей с общим недоразвитием речи»
Практика работы специальных дошкольных учреждений показывает, что у большинства детей с речевыми нарушениями отмечаются отклонения в понимании падежей и предлогов и неправильное их употребление в синтаксических конструкциях без учета значения входящих в них слов, их грамматического оформления и последовательности.
Система коррекционных заданий предусматривает наряду с воспитанием речи и развитие познавательных процессов. Для формирования предложно-падежных конструкций у детей необходимы развитие понимания речи, расширение и уточнение словарного запаса, формирование грамматических средств языка, произношения и обучения грамоте, развитие связной речи.
Своевременная и целенаправленная коррекция нарушений грамматических форм является одним из важнейших условий речевого развития, обеспечения готовности к школьному обучению, предупреждения вторичных отклонений в развитии детей.
Формирование речемыслительных операций осуществляется вначале в процессе практической деятельности, а затем в речи. Дети выполняют упражнения в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности и «свертыванием» плана высказывания. Сначала игры-упражнения проводятся индивидуально с каждым ребенком, а затем в группе детей. Следует соблюдать и определенную последовательность в опросе (вначале участие в играх принимают «сильные» дети, затем «слабые»).
Некоторые приемы работы по формированию лексического значения разных групп предлогов в речи детей:
Задание 1
Цель: Закрепить значение пространственных предлогов в связном тексте и дифференциация их с ранее изученными предлогами
Воспитатель читает стихотворение и указывает на соответствующие фрагменты сюжетной картинки, находящейся на панно. Затем просит детей выделить предлоги «из – в», «на – с» при повторном чтении:
Осень – рыжая подружка
Тихо в гости к нам пришла
И в подарок добрым людям
Фрукты, овощи взяла.
Хитро смотрят сливы с веток,
Так и просятся к нам в рот.
Соком налились томаты.
Вот так чудо-огород!
Спеют яблоки на ветках,
А арбузы на бахче.
Подойди поближе к грядкам -
Лук, морковь найдешь в земле.
Дышит перец из-под листьев,
Вьется змейкою горох,
Сто одежек на капусте -
Урожай у нас неплох.
Вынимаем из корзины
Щедрой осени дары.
Вазы, блюда наполняем -
Накрываем на столы.
Задание 2
Цель: Закрепить значение предлогов «над», «под», «между» в стихотворном тексте с использованием элементов драматизации
Используется кукольный театр: куклы – белочки, куница; муляжи сосен, елочек.
Дети распределяются по ролям: один «управляет» куклой-куницей, другие куклами-белочками. Одному ребенку поручается читать наизусть текст стихотворения. Дети-актеры выполняют соответствующие действия, меняясь ролями.
Считалочка
В прятки белочки играли,
От куницы убегали.
Между сосен там и тут
Рыжие хвосты цветут.
Вот над ветками мелькнули
И под елочку скакнули,
Убежали от врага…
Прятки – чудная игра!
Задание 3
Цель: Закрепить лексическое значение и дифференцировать предлоги «из», «за», «из-за» в стихотворном тексте
Воспитатель предлагает выделить предлоги из стихотворного текста, повторить стихотворение по памяти.
За столом сидит Андрюша,
Чашку из стола достал.
Геркулес – не очень
вкусен,
Но мне тренер прописал.
Задание 4
Игра «Сравни и расскажи»
Цель: Закрепить умение употреблять предлоги «перед», «у», «около», «возле», «в», «за», «под», «над» во фразовой речи.
Фрагмент занятия: детям предлагается рассмотреть картинку, прослушать стихотворение. Затем назвать и показать на сюжетной картинке: где по отношению к дому, воротам или сараю находится каждый из предметов. В конце предлагается выучить стихотворение.
Возле дома чудный сад.
У ворот собака Чак.
Вокруг дома каждый день
Бегать ей совсем не лень.
Около ворот сарай.
Перед ним колодец-рай.
В нем холодная вода -
Угощайся, детвора!
Таким образом, коррекционно-развивающий процесс, основанный на использовании разнообразных игровых приемов, решении несложных мыслительных задач, позволяет включать дошкольников в реальные жизненные ситуации, активную неречевую и речевую деятельность. Так обеспечивается преемственность в работе всех специалистов, занимающихся коррекционной работой с детьми-логопатами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию Тема: «Формирование словаря и связного высказывания детей с общим недоразвитием речи на материале сказок»
Цель: Повышение своего профессионального уровня по данной теме, внедрение полученных знаний в практике с детьми и по обмену опытом с воспитателями. Задачи: ·...
Доклад на тему: Формирование неречевых средств общения у детей с общим недоразвитием речи
Развитие ребёнка тесным образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции с одной стороны, являются «индикатором» состоян...
Методическая разработка по формированию лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи на примере логопедического занятия в средней группе по теме: « По осенним дорожкам».
Методическая разработка по формированию лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи на примере логопедического занятия в средней группе по теме: « По осенним дорожкам&raq...
Формирование предложно – падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) старшего дошкольного возраста с применением ИКТ
В статье представлена методическая разработка учителя - логопеда по формированию предложно – падежных конструкций у детей с ОНР (III уровня речевого развития) старшего дош...
Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей с общим недоразвитием речи"
Консультация Для родителей "Особенности речевого развития детей с общим недоразвитием речи"...
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста на тему: «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»
Подгрупповое логопедическое занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста на тему: «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИ...