Консультация на тему: «Формирование предлогов в речевой практике детей с общим недоразвитием речи»
консультация по логопедии

Практика работы специальных дошкольных учреждений показывает, что у большинства детей с речевыми нарушениями отмечаются отклонения в понимании падежей и предлогов и неправильное их употребление в синтаксических конструкциях без учета значения входящих в них слов, их грамматического оформления и последовательности.

Система коррекционных заданий предусматривает наряду с воспитанием речи и развитие познавательных процессов. Для формирования предложно-падежных конструкций у детей необходимы развитие понимания речи, расширение и уточнение словарного запаса, формирование грамматических средств языка, произношения и обучения грамоте, развитие связной речи.

Своевременная и целенаправленная коррекция нарушений грамматических форм является одним из важнейших условий речевого развития, обеспечения готовности к школьному обучению, предупреждения вторичных отклонений в развитии детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_na_tem3.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему: «Формирование предлогов в речевой практике детей с общим недоразвитием речи»

Практика работы специальных дошкольных учреждений показывает, что у большинства детей с речевыми нарушениями отмечаются отклонения в понимании падежей и предлогов и неправильное их употребление в синтаксических конструкциях без учета значения входящих в них слов, их грамматического оформления и последовательности.

Система коррекционных заданий предусматривает наряду с воспитанием речи и развитие познавательных процессов. Для формирования предложно-падежных конструкций у детей необходимы развитие понимания речи, расширение и уточнение словарного запаса, формирование грамматических средств языка, произношения и обучения грамоте, развитие связной речи.

Своевременная и целенаправленная коррекция нарушений грамматических форм является одним из важнейших условий речевого развития, обеспечения готовности к школьному обучению, предупреждения вторичных отклонений в развитии детей.

Формирование речемыслительных операций осуществляется вначале в процессе практической деятельности, а затем в речи. Дети выполняют упражнения в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности и «свертыванием» плана высказывания. Сначала игры-упражнения проводятся индивидуально с каждым ребенком, а затем в группе детей. Следует соблюдать и определенную последовательность в опросе (вначале участие в играх принимают «сильные» дети, затем «слабые»).

Некоторые приемы работы по формированию лексического значения разных групп предлогов в речи детей:

Задание 1

 Цель: Закрепить значение пространственных предлогов в связном тексте и дифференциация их с ранее изученными предлогами

Воспитатель читает стихотворение и указывает на соответствующие фрагменты сюжетной картинки, находящейся на панно. Затем просит детей выделить предлоги «из – в», «на – с» при повторном чтении:

Осень – рыжая подружка

Тихо в гости к нам пришла

И в подарок добрым людям

Фрукты, овощи взяла.

Хитро смотрят сливы с веток,

Так и просятся к нам в рот.

Соком налились томаты.

Вот так чудо-огород!

Спеют яблоки на ветках,

А арбузы на бахче.

Подойди поближе к грядкам -

Лук, морковь найдешь в земле.

Дышит перец из-под листьев,

Вьется змейкою горох,

Сто одежек на капусте -

Урожай у нас неплох.

Вынимаем из корзины

Щедрой осени дары.

Вазы, блюда наполняем -

Накрываем на столы.

Задание 2

Цель: Закрепить значение предлогов «над», «под», «между» в стихотворном тексте с использованием элементов драматизации

Используется кукольный театр: куклы – белочки, куница; муляжи сосен, елочек.

Дети распределяются по ролям: один «управляет» куклой-куницей, другие куклами-белочками. Одному ребенку поручается читать наизусть текст стихотворения. Дети-актеры выполняют соответствующие действия, меняясь ролями.

Считалочка

В прятки белочки играли,

От куницы убегали.

Между сосен там и тут

Рыжие хвосты цветут.

Вот над ветками мелькнули

И под елочку скакнули,

Убежали от врага…

Прятки – чудная игра!

Задание 3

Цель: Закрепить лексическое значение и дифференцировать предлоги «из»,  «за», «из-за» в стихотворном тексте

Воспитатель предлагает выделить предлоги из стихотворного текста, повторить стихотворение по памяти.

За столом сидит Андрюша,

Чашку из стола достал.

Геркулес – не очень

вкусен,

Но мне тренер прописал.

Задание 4

Игра «Сравни и расскажи»

Цель: Закрепить умение употреблять предлоги «перед», «у», «около», «возле», «в», «за», «под», «над» во фразовой речи.

Фрагмент занятия: детям предлагается рассмотреть картинку, прослушать стихотворение. Затем назвать и показать на сюжетной картинке: где по отношению к дому, воротам или сараю находится каждый из предметов. В конце предлагается выучить стихотворение.

Возле дома чудный сад.

У ворот собака Чак.

Вокруг дома каждый день

Бегать ей совсем не лень.

Около ворот сарай.

Перед ним колодец-рай.

В нем холодная вода -

Угощайся, детвора!

Таким образом, коррекционно-развивающий процесс, основанный на использовании разнообразных игровых приемов, решении несложных мыслительных задач, позволяет включать дошкольников в реальные жизненные ситуации, активную неречевую и речевую деятельность. Так обеспечивается преемственность в работе всех специалистов, занимающихся коррекционной работой с детьми-логопатами.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию Тема: «Формирование словаря и связного высказывания детей с общим недоразвитием речи на материале сказок»

Цель: Повышение своего профессионального уровня по данной теме, внедрение полученных знаний в практике с детьми и по обмену опытом с воспитателями.  Задачи: ·...

Доклад на тему: Формирование неречевых средств общения у детей с общим недоразвитием речи

         Развитие ребёнка тесным образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции с одной стороны, являются «индикатором» состоян...

Методическая разработка по формированию лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи на примере логопедического занятия в средней группе по теме: « По осенним дорожкам».

Методическая разработка по формированию лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи на примере логопедического занятия в средней группе по теме: « По осенним дорожкам&raq...

Формирование предложно – падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) старшего дошкольного возраста с применением ИКТ

В статье представлена методическая разработка учителя - логопеда   по формированию предложно – падежных конструкций  у детей с ОНР (III уровня речевого развития) старшего дош...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей с общим недоразвитием речи"

Консультация Для родителей "Особенности речевого развития детей с общим недоразвитием речи"...

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста на тему: «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»

Подгрупповое логопедическое занятия по формированию лексико-грамматических категорий  для детей с общим недоразвитием речи   старшего дошкольного возраста на тему: «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИ...