Игра - средство профилактики акустической дисграфии у дошкольников с ОНР
статья по логопедии (подготовительная группа)

Вихрова Светлана Валентиновна

Целью  коррекционной работы учителя-логопеда в ДОУ является устранение предрасположенности  к нарушениям письменной речи у старших  дошкольников с ОНР в рамках подготовки их к школе..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл akustich.disgraf.docx20.89 КБ

Предварительный просмотр:

В последнее время   количество детей имеющие отклонения в развитии речи  увеличивается. Дети с нарушением речи испытывают трудности и плохо владеют навыками связной речи в достаточном объеме. Они испытывают трудности в звукопроизношении, не различают звуки на слух, для них характерны ошибки в словообразовании и словоизменении, очень низкий уровень словаря, ошибки в употреблении предложных конструкций, с трудом даются процессы чтения и письма из–за ряда особенностей формирования речи.

Наличие у дошкольников с ОНР даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии  является серьёзным препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы. Разнообразные речевые нарушения без целенаправленной комплексной помощи в будущем могут вызвать нарушение процесса овладения письмом - дисграфию.   Одним из видов нарушения письменной речи является акустическая  дисграфия.  

      В основе акустической дисграфии лежат трудности слуховой дифференциации звуков речи, в различии фонем близких по звучанию, приводящие к частым заменам на письме соответствующих букв.                                         

Важным моментом профилактики дисграфии у детей с общим недоразвитием речи становится выбор методов обучения является дидактическая игра.

 В своей работе использую игры позволяющие успешно решать  задачу по профилактике этой формы дисграфии. которые провожу с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи.

Игра «Покажи букву» (дифференциация о-ё  и.т.д.)

- Поднимите букву О или Ё на прослушанные слоги и слова:

Ряд слогов: РО, РЁ, ТО, ТЁ, ВЁ, КО ..

Ряд слов: МОЛ, МЁЛ, КОТ, ВЁЛ, СЁМА, СОН…

Игра «Скажи наоборот»

- Я буду назову слоги с гласным О, а вы с буквой Ё. Мо – мё, но - … Ор - …

Игра «Построй домик»(Развитие речи и формирование навыков произвольного анализа и синтеза языковых единиц.)

Необходимо построить домик для какого-нибудь героя (в имени которого есть звук, который автоматизируется), например: [рь] – построить домик для куклы Риты, выбирая только кирпичики, в названии картинок которых слышится звук [рь].

Игра «Часы» (Развитие фонематического анализа)

Детям  предлагаются  часы   с  циферблатом   двух  цветов.  Они должны определить какой  звук  в  слове,  выбирая  часы   определенного.  Определить место данного  звука    в слове   1-ый,  2-ой,  3-ий    и  поставить   стрелку  на  определенную  цифру.

Игра «Зашифрованное слово» (Развитие речи и формирование навыков произвольного анализа и синтеза языковых единиц.)

Дети с опорой на карточку с зашифрованным словом должны разгадать и напечатать его в своей тетради (на карточках слова, где каждой картинке соответствует силуэт с буквой).

Игра«Составь слово»(упражнять в умении синтезировать звуки в слово (игра проводится с детьми, которые умеют быстро называть первый звук в слове).

Детям демонстрируются картинки (3-4) и предлагается назвать первые звуки каждого слова. Далее объясняет, что, соединив эти звуки, можно получить новое слово.

ИГРА«ВКЛЮЧИ ТЕЛЕВИЗОР»(Формировать умение детейсоставлять слова из первых звуков названий картинок.)

 Детям предлагается включить телевизор иувидеть изображение на его экране, для этого нужноопределить первый звук всловах—названиях картинок, помещенных в кармашке.По этим звукам нужно составить новое слово. Если слово будет составленоправильно, на экранетелевизора появитсясоответствующий предмет.

Игра «Звуковая цепочка» (закреплять умение называть первый и последний звуки слова, а также подбирать картинки на заданный звук в слове.

Ребёнку предлагается определить последний звук в названии картинки  и найти ту картинку, на которой название изображённого предмета начинается с этого же звука.Игра продолжается до тех пор, пока на столе будет лежать несколько картинок, где каждое последующее слово начинается с того звука, каким заканчивается предыдущее слово.

Лото «Необычные   цветы»

На   доске  прикрепляется  контур  цветка  с  прорезями  для  лепестков.   У детей   находятся   лепестки  с   изображениями  различных  предметов.  Дети выбирают только  те  изображения,  названия  которых    начинается  с  заданного  звука. Выбранный лепесток   прикрепляется    к  контуру  цветка.

Игра «Весёлый кубик»(Формировать фонематические представления.)

Дети   бросают кубик, их   задача -  придумать  слово  по количеству  точек  на  выпавшей  грани   кубика.

Игра «Домик» (Развивать фонематический слух)

Дети определяют место звука в слове названии кавртинки, ставят картинку в   соответствующее окно домика.

Игра «Твердый-мягкий» (Развивать фонематическое восприятие, дифференцировать звуки по мягкости-твёрдости).
Детям предлагается рассмотреть перфокарты, на которых изображена буква и картинки, названия которых начинаются с твердого или мягкого согласного звука. Необходимо определить, с какого звука начинается название предмета. Если первый звук твердый согласный, картинку обводят синим фломастером. Если первый звук мягкий согласный, картинку обводят зеленым фломастером.

Таким образом, использование в коррекционном  процессе игр и разных заданий, создание на занятиях игровой ситуации приводит к тому, что дети незаметно для себя и без особого напряжения приобретают определённые знания, умения, навыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дидактические игры для профилактики оптической дисграфии у дошкольников"

  Над темой "Профилактика оптической дисграфии у дошкольников" я начала работать еще в 2004 году. В то время эта тема не была столь популярна как сейчас и научно-методического материала по...

Игры и упражнения для профилактики акустической дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Методическая разработка содержит описание игр и упражнений для профилактики акустической дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи....

Игры по профилактике акустической дисграфии для дошкольников с ОНР подготовительной группы

Для профилактики акустической дисграфии предлагаю использовать игры, направленные на дифференциацию букв и звуков, смешиваемых в произношении.Для предупреждения и коррекции данного вида ошибок необход...

Профилактика акустической дисграфии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Статья по теме "Профилактика акустической дисграфии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза"...

Особенности профилактики акустической дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня

Детей нуждающихся в логопедическом сопровождении с каждым годом становится все больше. Такие негативным тенденции можно связать не только с ухудшением соматического состояния подрастающего поколения, ...

Практические пособия и игры по профилактике акустической дисграфии у детей дошкольного возраста.

Акустическая дисграфия - это нарушение письма, связанное с недоразвитием фонематического слуха, которое проявляется в заменах звуков (букв), сходных акустически и артикуляторно. При этом подлежат взаи...

"УЧУСЬ НЕ ПУТАТЬ ЗВУКИ". Практические пособия и игры по профилактике акустической дисграфии у детей дошкольного возраста.

Акустическая дисграфия (дисграфия на почве нарушения фонемного распознавания), характеризуется трудностями различения некоторых акустически близких звуков на слух и ведёт к частым заменам на письме дв...