Пассивный словарь: у детей экспериментальной группы
статья по логопедии

Ольшина Анна Сергеевна

Пассивный словарь: у детей экспериментальной группы при обследовании пассивного словаря- существительных возникали ошибки из-за того, что дети не понимали значение каждого слова. Дети так и говорили «Я не знаю». Например, при обследовании существительных, а именно «названия цветов», дети не могли показать следующие слова: астра, фиалка, незабудка, василек. Так же дети путали названия диких птиц: грач, скворец, дятел. Дети затруднялись показывать или показывали неправильно-наугад. Дети не могли показать рыб: ёрш, карась, лещ. Девочки затруднялись в показе картинок с изображением транспорта, а мальчики наоборот могли сразу показать нужную картинку. Но все же, и мальчики, и девочки, путали средства транспорта: троллейбус и трамвай. Так же дети затруднялись в определении головных уборов: шляпа, шапка, панама. Больше всего ошибок выявлено в определении профессий: каменщик, рабочий, тракторист, водо­проводчик.

Намного меньше возникало ошибок у детей при обследовании пассивного словаря, а именно: в названии членов семьи, названия диких и домашних животных, домашних птиц, насекомых. Дети хорошо знали названия ягод, фруктов, овощей, деревьев. С ходу показывали картинки с изображением одежды, обуви, игрушек, мебели, учебных вещей, времен года, частей тела, явлений природы, частей головы, частей руки, ноги. Но в определении частей предметов «дерево, платье» у детей опять начались ошибки. Дети не могли показать, где изображены следующие картинки: манжета, петля, ствол, плоды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx22.33 КБ

Предварительный просмотр:

Процесс поиска слова осуществляется не только на основе семантических признаков, но и на основе звукового образа слова. Выделив значение слова, ребенок соотносит это значение с определенным звуковым образом, перебирая в своем сознании всплывающие звуковые образы слов. В процессе поиска слова из-за недостаточной закрепленности связи его значения и звучания происходит выбор слова, сходного по звучанию, но другого значения. [25]

Таким образом, замены существительных свидетельствуют о несформированности семантических полей, о трудностях закрепления связи между образом слова и образом предмета. Наиболее часто дети со стертой дизартрией заменяют существительные, входящие в одно семантическое поле и обозначающие зрительно похожие предметы (оса — пчела, ворона — грач, цапля — аист).

Замены прилагательных свидетельствуют о том, что дети не выделяют существенных признаков, не дифференцируют качества предметов. Распространенными являются такие, например, замены: высокий — длинный. Замены прилагательных осуществляются из-за недифференцированности признаков величины, высоты, ширины, толщины.

В заменах глаголов обращает на себя внимание неумение детей дифференцировать некоторые действия, что в ряде случаев приводит к использованию глаголов более общего, недифференцированного значения, к выбору глаголов другого значения (ползет — идет, воркует — поет, чирикает — поет и т.д.). Наблюдались также замены глаголов воспроизведением звукоподражаний: гогочет — га-га-га, кукарекает — ку-ка-ре-ку, каркает — кар-кар. [25]

Итак, специфические трудности, связанные с формированием словаря дошкольников со стертой дизартрией таковы: название предметов, подбор слова, близкого по значению, определение порядка называния времен года, суток, дней недели, нарушение самостоятельной речи при наличии достаточного словарного запаса, легкая задержка в формировании обобщающей и регулирующей функции речи. Следует заметить, что нарушения становления лексики у детей с патологией речи отражаются в ограниченности лексикона, большом расхождении объема активного и пассивного словаря, неточностей в употреблении слов, разнообразных вербальных парафазиях, отсутствия сформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Роль двигательной активности в формировании активного словаря у детей подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи"

презентация "Роль двигательной активности в формировании активного словаря у детей подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи"...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВАРЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ С ОНР 3 УРОВНЯ.

Одной из важнейших предпоылок овладения чтением, письмом и счетом является достаточный уровень сформированность лексической системы языка. В данном материале представлено планирование дидактических иг...

Накопление пассивного словаря у детей раннего возраста

Игры по расширению у малышей пассивного словаря и развитию понимания речи....

Игры на развитие пассивного словаря у детей дошкольного возраста

Игры на развитие пассивного словаря у детей дошкольного возраста...

Сообщение для воспитателей. Развитие пассивного словаря у детей раннего возраста c ОВЗ

Развитие пассивного словаря у детей раннего возраста c ОВЗ...