Мастер – класс на тему: «Этапы формирования правильного звукопроизношения в группе общеразвивающей направленности детей от 4 до 5 лет»
материал по логопедии
На примере одной темы «Необыкновенные приключения в зимнем лесу» предлагаю вместе закрепить этапы работы по воспитанию звуковой культуры речи (в соответствии с этапами работы над звуками, принятыми в логопедии).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребёнка – детский сад № 36 города Кузнецка
(МБДОУ ЦРР – ДС № 36 г.Кузнецка)
Мастер – класс на тему:
«Этапы формирования правильного звукопроизношения в группе общеразвивающей направленности детей от 4 до 5 лет»
Подготовил воспитатель Солянова Т.П.
2022 г
На примере одной темы «Необыкновенные приключения в зимнем лесу» предлагаю вместе закрепить этапы работы по воспитанию звуковой культуры речи (в соответствии с этапами работы над звуками, принятыми в логопедии).
Развитие звуковой культуры речи начинается с подготовки речевого аппарата к овладению звуками речи: развитие моторики речевого аппарата, речевого слуха, речевого дыхания. Очень важно научить детей слышать звуки, правильно их артикулировать, подчеркнуто точно произносить (интонационное выделение).
Поэтому необходимо систематически упражнять органы артикуляции, проводить упражнения, направленные на тренировку мышц языка с целью придания ему нужного положения; на подвижность губ, челюстей, щек, на выработку воздушной струи, правильного дыхания. Эту работу целесообразно проводить как в процессе непрерывной образовательной деятельности, так и в процессе режимных моментов.
Следующий этап – становление звуков речи, или постановка звука. В средней группе, как правило, осуществляется работа над трудными звуками (отрабатывается произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков).Следует учитывать, что правильное произношение простых звуков, особенно гласных, влияет на освоение трудных согласных звуков.
На занятиях используются показ и простое, доступное детям объяснение артикуляции звука. Затем дети упражняются в произношении изолированного звука.
ОД, как целое занятие, проводится 1 или 2 раза в месяц; их количество определяется уровнем развития речи детей; отдельные упражнения (звукоподражательные, интонационные и другие) могут входить в другие занятия по развитию речи, а также в образовательную деятельность в процессе режимных моментов.
Для упражнений целесообразно давать детям новый речевой материал, так как хорошо знакомые картинки вызовут у него старое, привычное произношение.
Фрагмент
Воспитатель привлекает детей, обращая их внимание на красивую снежинку, котораялежит в центре групповой комнаты.
I. Организационный момент.
Воспитатель. Какая красивая снежинка!
Как она могла здесь оказаться?
/Ответы детей/…
- Снежинка прилетела сейчас, потому что наступила … (зима).
- Что еще могло произойти? Как вы думаете? (открылось окнои снежинка залетела; снежинка слетела с рукавички…)
Какие приметы зимы вы знаете? (снегопад, метель, мороз, морозные узоры).
/Ответы детей/
/Воспитатель берет снежинку, прислушивается./
Воспитатель. Дети! Снежинка не простая, а волшебная! Она поёт! С-с-с-с-с-…….
Как поет снежинка:
Дети: С-с-с-с-с-…….
Снежинка приглашает нас на прогулку.
Нам предоставляется отличная возможность отправиться в лес!
- Мы оказались в волшебном лесу! Как здесь красиво!
II. Основная часть.
1. Игра «Кто как играет».
Воспитатель: нас встречают лесные звери. У каждого есть свой музыкальный инструмент.
- Волк играет молоточком так (и демонстрирует звучание молоточка).
- Заяц играет на барабане так (демонстрирует звучание барабана).
- Белка звонит в колокольчик так (демонстрирует звучание колокольчика).
Дети запоминают, кто на чем играет./
- Сейчас звери спрячутся и будут играть каждый на своем инструменте. А вы отгадайте, кто и на чем играет.
(Воспитатель прячет зверей за импровизированную «ширму», играет на одном из инструментов. Дети отгадываю на слух, кто играет. После ответа, воспитатель показывает игрушку и вновь демонстрирует звучание инструмента для проверки).
- Пойдем Дальше?!
Дети видят еще одну снежинку. Воспитатель поднимает её и обыгрывает.
(звучит музыка, демонстрация видео или презентация таяния снежинки).
2.Игровое упражнение «Песенка воды».
Воспитатель.От тепла снежинка растаяла и превратилась в капельку воды.
Вода льется: «С-с-с-с-с..»
- Посмотрите, а это (переворачивает снежинку) – «Язычок» (на обратной стороне снежинки нарисован «язычок»).
- Давайте споем «Песенку воды» вместе. Чтобы песенка хорошо звучала, надо улыбнуться, кончик языка прижать к нижним зубам.
Дети: «С-с-с-с»
Воспитатель: Закройте домик «Язычка» - ротик, отдохните.
- Послушаем, как песня воды получается у Ани? (У Серёжи, у Арины, у Егора).
Дети произносят звук С-с-с индивидуально.
Воспитатель. Когда мы произносим звук С, холодный воздух идет по середине язычка, и он холодный. Подуем на снежинки?
(Воспитатель кладет каждому ребенку на ладошку маленькую снежинку. Дети дуют. Снежинки разлетаются.)
Далее мы закрепляем и автоматизируем звуки. Работу на этом этапе можно рассматривать как переход от изолированно произносимого звука к включению этого звука в звукосочетание, слово, фразу. Вначале создаются облегченные условия для произношения звука (звук в открытом слоге, в сочетании с двумя гласными, в закрытом слоге), затем они усложняются.
Прежде всего спрашиваем детей с правильным произношением, затем – с несовершенным. Путем таких упражнений у однихдетей можно впервые вызвать звук, у других – закрепить произношение уже имеющего звука.
Такие упражнения можно проводить в образовательной деятельности в процессе режимных моментов.
Фрагмент
Снежинки летят. Начинается снегопад! Пойдем те скорее!
3. Упражнение «Тропинка» («Моторная дорожка»). Координация речи и движения с элементами артикуляционной гимнастики.
Воспитатель: Какая необычная тропинка! Пройдем её?
- Послушайте внимательно и запомните, как нужно идти:
На «кольцо» встали – звук С сказали,
На «следочки» встали – «Горку» или «Сосульку» показали.
К «ладошкам» свои ладошки прижали.
Дети проходят по «дорожке», выполняя упражнения.
4. Упражнение «Зимние слова».
Воспитатель: снегопад закончился. Он принес нам еще снежинок (с картинками). Назовем их?
Дети вместе с воспитателем сопряженно называют картинки, выделяя звук «с»: с-с-с-снеговик, с-с-с-снегурочка, с-с-с-санки, с-с-с-снежки.
Воспитатель: какой первый звук мы слышим в каждом слове?
Дети: звук «с».
Воспитатель: поиграем с ними?
Игра «Чего не стало?»
На заключительном этапе, этапе дифференциации смешиваемых звуков, проводятся упражнения, в которых дети начинают улавливать смысловую разницу между словами (например, игра «Слова - друзья»). Затем переходят к заучиванию и рассказыванию стихов, чистоговорок, содержащих те или другие звуки, нужные для дифференциации.
И конечно, на каждом этапе работы важна индивидуальная работа с детьми, имеющими дефекты в произношении звуков.В ней необходимы планомерность, систематичность, соответствие этапам обучения звукопроизношению, учет индивидуальных особенностей детей.
Помимо обучения произношению звуков проводится работа по воспитанию умения пользоваться силой голоса, темпом речи, разнообразными интонациями в зависимости от задач и условий общения.
Фрагмент
5. «Чистоговорки».
Воспитатель: нам мешает пройти большой сугроб! Подуем на него дружно?
Дети дуют.
(Воспитатель снимает белую ткань, под которой елка).
- За снежинками пойдем, в лесную школу попадем.
- В лесной школе звери сочиняют песенки.
- СУ-СУ-СУ – мы в лесу! (Задевает шишку на елке, открывается символ «громко»)
- Споем песенку вместе громким голосом.
Дети произносят чистоговорку.
(Воспитатель надевает на елку бусы, произносит вторую чистоговорку, задевает другую шишку – на ней символ низкого голоса)
- УС-УС-УС- на елке много бус. Споем песенку низким голосом!
(Воспитатель достает из-за елки лису, символ «радость»)
- СА-СА-СА- к нам идет лиса.
Дети произносят веселым голосом.
Фрагмент
6. Повторение стихотворения посредствам мнемотехники.
- Вы так красиво пели песенки.
Снежинки предлагают вспомнить про них стихотворение (а поможет нам в этом схема - картинка):
(Проговаривают вместе с воспитателем по фразе, затем индивидуально)
Белые снежинки
Кружатся, летят.
К детям на ладошки
Тихо сесть хотят.
- Нам пора возвращаться в ДС!
III. Заключительная часть. Итог.
-Вам понравилась прогулка?
- Какой звук вы научились произносить?
- Какая игра была самой интересной?
-…. Самой веселой?
- В какую игру хотели бы поиграть еще?
Осваивая звуковую сторону речи, дети проявляют большую активность, самостоятельность, творчество. Появление игр со словами, звуками – важный показатель эмоционального благополучия детей, показатель их творческой активности, залог того, что звукопроизношение и другие стороны речи будут усвоены в пределах нормы, что ребенок будет успешен в общении со взрослыми и сверстниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики»
Цель мастер-класса: передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при проведении артикуляционной гимнас...
Мастер – класс для воспитателей ДОУ. «Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики».
Мастер-класс для воспитателей ДОУ(1 слайд)«Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики» Цель мастер-класса: передача опыта путем прямого и...
Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики»
Методические рекомендации воспитателям по проведению артикуляционной гимнастики...
Мастер-класс для педагогов ДОУ "Автоматизация правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста с учетом их доминантной модальности"
Подчеркивая актуальность «психологизации» педагогического процесса педагог пытается ответить на актуальные вопросы педагогики: «...
Мастер-класс для воспитателей ДОУ: «Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики»
передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при проведении артикуляционной гимнастики...
Конспект занятия на тему «Добрые дела» Клуб «Доброта» в группе общеразвивающей направленности детей 2-3 лет
Цель: Дать представление детям о доброте.Задачи:Образовательные: Учить детей быть добрыми; учить детей делать добрые поступки; расширять представления о доброте и дружбе.Развивающие: развивать способн...
- Мне нравится (1)