Мастер-класс для педагогов ДОУ "Автоматизация правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста с учетом их доминантной модальности"
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Подчеркивая актуальность «психологизации» педагогического процесса педагог пытается ответить на актуальные вопросы педагогики: «Как понять ребёнка?», «Как найти общий язык с ребёнком?», «Как объяснить ребёнку?». Материал, представленный на мастер-классе, демонстрирует межпредметные связи двух дисциплин логопедии и психологии, направлен на диссеминацию опыта по использованию практико-ориентированных методов и приёмов в работе учителя-логопеда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект мастер-класса | 35.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовил учитель- логопед: Кузьмина М.С.
Аннотация:
Подчеркивая актуальность «психологизации» педагогического процесса педагог пытается ответить на актуальные вопросы педагогики: «Как понять ребёнка?», «Как найти общий язык с ребёнком?», «Как объяснить ребёнку?». Материал, представленный на мастер-классе, демонстрирует межпредметные связи двух дисциплин логопедии и психологии, направлен на диссеминацию опыта по использованию практико-ориентированных методов и приёмов в работе учителя-логопеда.
Актуальность.
В настоящее время, учитель-логопед должен обладать достаточно широким спектром психологических знаний. Объясняется это тем, что контингент детей, имеющих речевые нарушения сегодня другой, нежели десять лет назад.
Практика показывает, что в структуре речевого нарушения детей, зачисленных на сопровождение к логопеду, в условиях логопедического пункта ДОУ всего 20% из общего числа воспитанников – это дети с чисто речевыми проблемами. У остальных детей помимо речевого недоразвития, отмечаются нарушения сенсорных функций (нарушение зрительного восприятия, слуха), нарушения эмоционально-волевой сферы, снижение уровня познавательной активности и неврологические расстройства.
Воспитатель сталкивается с той же проблемой, любая возрастная группа - это коллектив очень разных детей. Работать с ними сложно. Необходимо знать – как! Для этого педагог должен быть хорошо подготовленным теоретически, т.е. владеть наряду с педагогическими и психологическими технологиями.
Цель мастер-класса: диссеминация опыта применения межпредметных подходов в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения.
Задачи мастер-класса:демонстрация приёмов, направленных на отработку правильного звукопроизношения у воспитанников, с учётом их доминирующей модальности.
Оборудование/ материал:
Опросник «Какой Ваш ребёнок?», карточки с изображением разного количества кругов, игрушка-змея, шнурок (цветная толстая нить), дидактическое пособие «Звуковые волны», презентация «Доскажи словечко».
Ход проведения мастер-класса
Сегодня на мастер-классе я хочу подчеркнуть актуальность «психологизации» педагогического процесса. Продемонстрировать межпредметные связи двух дисциплин логопедии и психологии.
Тема моего мастер-класса «Автоматизация правильного зукопроизношения у детей дошкольного возраста с учетом их доминантной модальности».
Что же такое модальность? Модальность – это особенность чувственного восприятия людьми окружающего мира, или по-другому – это ведущий канал восприятия. Все мы разные и для всех нас характерны свои доминирующие особенности восприятия окружающего мира.
Я предлагаю всем присутствующим пройти неформальный тест.
Представьте на минутку, что вы сейчас на отдыхе (выдержать паузу). Для каждого отдых ассоциируется с чем - то своим: одни из Вас представили отдых на морском побережье, другие - на горнолыжном курорте, возможно, есть те, кто представил обычный воскресный вечер и вспомнил ощущения мягкого дивана под спиной.
При активизации памяти (представляя отдых) каждый из вас непроизвольно сделал движение глазами. Этот глазной сигнал условно и принято считать показателем модальности.
Условно поле зрения можно разделить на несколько зон.
Если вы посмотрели прямо или на вверх, то у Вас, визуальная модальность.
Если Вы посмотрели в сторону - Вы аудиалист.
Если в этот момент Вы посмотрели вниз - у Вас кинестетическая модальность.
Итак, давайте определим, сколько у нас в аудитории аудиалов, визуалов и кинетиков.
Хлопните в ладоши те, кто, представляя себя на отдыхе, смотрел прямо или вверх. Вы – визуалы!
Теперь, хлопните те, кто смотрел в сторону. Вы - аудиалы.
А теперь те, кто, пытаясь представить себя на отдыхе, смотрел вниз. Вы – кинетики.
Как показывают результаты проведённого теста, а так же практика, преобладающее количество людей имеет визуальную модальность.
Как же определить доминирующую модальность у детей?
Я предлагаю Вам, используя опросник «Какой Ваш ребёнок?» попробовать определить доминирующую модальность у одного из своих воспитанников.
Читая материал опросника, отмечайте черты, присущие выбранному ребёнку.
Затем, суммируйте и сравните полученные результаты. Одно из определений (аудиал, визуал, кинестетик) соберёт большее количество ответов. Это определение и будет означать тот способ познания, который наиболее характерен для ребёнка.
Тестовый материал.
Параметры | Визуал | Аудиал | Кинестетик |
Общение. Если мой ребёнок хочет что-нибудь сказать, то… | - Он говорит, используя самые простые обороты речи. - Он неправильно произносит некоторые слова и звуки. -Он путает наречия и предлоги. | - Он использует те же обороты речи, что и взрослые. - Он использует грамматически правильные предложения. - Он рассказывает тщательным образом продуманные истории. | -Его речь тяжело понять. - Он говорит короткими, грамматически неправильными предложениями. -Он стремиться изобразить события, вместо того, чтобы рассказать о них. |
Любимые игрушки и свободное время. Во время игры мой ребёнок… | - Отдаёт предпочтения головоломкам и настольным играм. - Наслаждается компьютерными играми и играми с калькулятором. -Узнает, о новых вещах наблюдая за окружающим. | - Любит слушать аудиозаписи. - Любит книги. -Часто фантазирует и переносит свои фантазии в игру. - Учится новому, читая инструкции. | -Любит играть на свежем воздухе. - Наслаждается пребыванием в бассейне, на катке или горке. - Почти каждой игрушке находит полноценное применение. |
Сложные двигательные навыки. Когда мой ребёнок начинает что-то делать руками, то… | -Пишет старательно. -Его художественные изделия очень аккуратны и красивы. -Он легко вырезает, раскрашивает, склеивает. | -Он пишет достаточно неплохо. -Во время работы он разговаривает сам с собой. -Его художественные изделия достаточно привлекательны. | -Ему очень тяжело писать. - Многие буквы и цифры у него получаются некрасивыми. -Его художественные работы неопрятны. |
Простые двигательные движения. Когда мой ребёнок начинает двигаться… | -Настольные игры он считает лучшими, чем игры на свежем воздухе. -Любит бадминтон, поскольку эта игра очень хорошо ему удается. -Любит игры с четко установленными правилами. | -Он больше разговаривает, чем играет. -Отдаёт предпочтение играм, требующим вербального общения. -Вовремя какой бы то ни было деятельности разговаривает сам с собой. | -Игры на свежем воздухе считает лучше настольных игр. -Имеет хорошую координацию. - Не ходит спокойно, а носится.
|
Общественные навыки. Когда мой ребёнок находится в окружении других детей, то…
| -Даже в толпе остается одиноким. - Прежде чем принять участие в игре, следит за тем, как играют другие. - Долго привыкает к новым людям.
| -Буквально расцветает в кругу друзей. - Может мешать во время занятий в группе, поскольку, очень много разговаривает. -Часто отвечает за других и ведёт себя несколько пренебрежительно. | -Коллективистский, но не очень разговорчивый. -Может причинять беспокойство, поскольку во время занятий мешает своим соседям. -Любит пошалить.
|
Эмоции Когда ребёнка что-то тревожит, то он...
| -Вообще не очень эмоционален. -Начинает нервничать, чувствуя обеспокоенность других.
| -Свободно рассказывает о своих ощущениях. - Может пойти на конфронтацию с другими по поводу своих ощущений.
| -Эмоционально зависим и легко обижается. -Когда его призывают к порядку, реагирует гневно, не стесняясь и не раскаиваясь.
|
Память. Когда мой ребёнок занимается, он…
| -Может воспроизводить буквы и цифры по памяти. -Помнит о том, что ему показывали. | -Лучше всего учиться, заучивая наизусть. -Знает звуки, соответствующие буквам алфавита. | -Плохо запоминает. -Легко отвлекается.
|
Учебные навыки. Когда мой ребёнок находится в группе, он…
| -Следит за опрятностью своей одежды. -Следит за чистотой своего рабочего места. -В свободное время отдает предпочтение конструкторам, головоломкам, разным видам искусства и ремёсел. -Медленно привыкает к новой ситуации.
| -Его внешний вид не очень неряшлив, но и не очень опрятен. -Ему приходится напоминать о том, чтобы он убрал свое рабочее место. -Он внимательный и послушный. -Он исполняет соло в большинстве дискуссий и часто говорит воспитателю о чьем то неправильном поведении. | -Он абсолютно не заботится о своем внешнем виде и часто бывает весьма неопрятен. -Работает в окружении полнейшего беспорядка, способен переворошить свое рабочее место за несколько минут. -Проявляет большую активность во время игр. -Вынужденный сидеть на одном месте, буквально корчится и извивается. |
Итог |
|
|
|
*Опросник может быть рекомендован родителям детей в возрасте от 5 до 8 лет |
Рекомендации для педагогов (родителей)
Учёт доминирующей модальности ребёнка в процессе организации взаимодействия.
Тип модальности | Характерологические особенности |
Если ребёнок визуал….
Главное - зрительная информация.
| -Ему может не нравиться прикосновение людей. (!) Учтите это и не обижайтесь на ребёнка, если он не доволен; это не имеет никакого отношения к вам. -Больше других детей пугается эмоциональных вспышек окружающих и конфликтов. -Быстрее понимает материал, который хорошо иллюстрирован. -Легче приобретает навыки путём наблюдения. -На индивидуальных занятиях его результат лучше, чем при работе в группе. -Часто жестикулирует, как бы изображая в воздухе объекты. (!) Для них необходимо использовать игры, направленные на ориентировку и развитие зрительного восприятия, яркие наглядные картинки и пособия. |
Если ребёнок аудиал.
Важно то, что слышу!
| -Любой активности он предпочитает разговор, может беседовать, даже сам с собой - это нормально. -Такой ребёнок вряд ли поймет Ваш выразительный взгляд (сердитый, обиженный, гневный), ему лучше объяснить словом, что вы чувствуете. - Очень быстро отвлекается на посторонние звуки. -Он хорошо запоминает основной материал, если он преподносится эмоционально. (!)Для быстрого приобретения определённых умений и навыков предложите ребёнку комментировать то, что он делает. |
Если ребёнок кинестетик….
Что я чувствую? | -Для него больше, чем для других важны прикосновения, по ним он судит о том, как вы к нему относитесь. -Внимание всегда привлечено к движущимся предметам. -Лучше всего запоминает информацию в процессе деятельности. (!) Чтобы он не отвлекался, дайте ему возможность играть активную роль, ведь он нуждается в смене деятельности и движениях, перемене поз, положения в пространстве. |
Вместе с Вами мы искали ответ на вопрос «Как понять ребёнка?». Ответ прост - изучая его психологические особенности.
А теперь, давайте попробуем применить полученную информацию на практике - проведём логопедическую пятиминутку, используя знания о доминирующей модальности ребёнка и тем самым ответить на вопрос «Как объяснить ребёнку?».
Итак, приступим к автоматизации правильного звукопроизношения у детей с учётом их доминантной модальности (возраст 4-7 лет).
Процесс автоматизации включает несколько этапов: произношение изолированного звука, введение его в слоги, далее в слова, словосочетания и последний этап-это отработка произношения автоматизируемого звука в связном речевом высказывании.
Я предлагаю остановиться на начальных этапах. Мы проведём автоматизацию звука в процессе его изолированного произношения, автоматизируем заданный звук в слогах и отработаем правильное произношение поставленного звука в словах.
Далее из присутствующих выбирают трёх человек, которые условно будут демонстрировать этапы автоматизации звука, выполняя задания, с учетом своей доминирующей модальности.
Тип модальности | Этапы автоматизации | ||
изолированное произношение звука | произношение звука в слогах | произношение звука в словах | |
Аудиальная (слуховая) | Дидактическое упражнение «Повторюшка». Задание - Повтори за мной звук Ш (педагог может менять силу и высоту голоса). | Дидактическое упражнение «Эхо» Задание - Повтори слог ША (ШО, ШУ, ШИ) сколько раз, сколько раз я хлопну в ладоши. -Повтори слог ШТА (ШТО, ШТУ,ШТИ) Столько раз, сколько раз я стукну молоточком. | Дидактическое упражнение «Я тихо - ты громко!»Задание -Повтори за мной слова: - пышка, мышка вышка; -бумажка, рубашка, ромашка; -букашка, мушка, лягушка. |
Визуальная (зрительная) | Дидактическое упражнение «Звуковые волны» Задание
-Произнеси звук Ш, проводя глазами по нарисованной линии. | Дидактическое упражнение «Будь внимателен!» Задание -Произнеси слог ША столько раз, сколько нарисовано на карточке красных кругов (зелёных треугольников). | Дидактическое упражнение «Подскажи словечко!» *Картинный материал к упражнению («картинки-подсказки» ) может быть представлен ребёнку на доске в виде таблицы, возможно использование мультимедийного оборудования. Задание -Я сейчас загадку дам все расставить по местам: -на обед она нужна….(ложка) -у гриба она одна (ножка) - клубок утащила игривая (мышка) - у нас ночью под ушком пышная (подушка) -живет на болоте зелёная (лягушка) -яйца в чужие гнёзда подкладывает (кукушка) - он рано песни поёт, чтобы мы не проспали (петушок). *Выбрав подходящую картинку - ребёнок называет ее. |
Кинестетическая (тактильная) | Дидактическое упражнение «Вытяни змею из пещеры» Задание Педагог прячет в свои (или ребёнка) сжатые в кулак пальцы длинный шнурок или верёвочку, это - «пещера» оставив снаружи ее конец (это «хвостик»). Взяв пальцами другой руки за «хвостик» необходимо медленно вытянуть «змею» из «пещеры», произнося одновременно звук Ш. Дидактическое упражнение Задание «По ровненькой дорожке» Используя игрушку-тренажер (змейку) произносить звук Ш, передвигая ее по поверхности стола. | Дидактическое упражнение «Звуковой марш» Задание -Шагая на месте, произнеси за мной слог ША (ШО, ШУ,ШИ) «Звуковая зарядка» Задание - Повторяя за мной движения, произноси слоги (руки вверх-ША, руки в стороны -ШУ, руки вперёд -ШИ, руки вниз-ШО). | Дидактическое упражнение «Копилка» Задание Ребёнку выдаются фишки. Произнося слово, он должен опустить фишку-слово в копилку. |
Заключение/Рефлексия
Повышение качества процессов обучения, воспитания, развития детей вижу в применении образовательных технологий, обеспечивающих индивидуальный подход к каждому из воспитанников.
Учёт доминирующей модальности, как приём в работе учителя-логопеда, на мой взгляд, очень легко трансформируется на любую образовательную область.
Он повышает эффективность образовательного процесса, помогает педагогу осуществлять дифференциацию видов заданий, а так же позволят скорректировать и разнообразить формы обратной связи «педагог-ребёнок» в процессе их взаимодействия.
Уважаемые коллеги, изучайте своих воспитанников - это важное условие оптимального педагогического общения!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер - класс на тему: "Формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста посредством артикуляционной гимнастики"
Цель мастер-класса: передача опыта путем показа последовательных действий, методов, приёмов и форм коррекционно-развивающей деятельности при проведении артикуляционной гимнастики....
Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики»
Цель мастер-класса: передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при проведении артикуляционной гимнас...
Мастер- класс: «Стретчинг – как средство формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста»
Игровой стретчинг -специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме....
МАСТЕР-КЛАСС «Биоэнергопластика как эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста».
Данный мастер-класс поможет родителям осуществлять целенаправленную работу по развитию артикуляционного аппарата с использованием метода биоэнергопластики в домашних условиях....
Мастер – класс на тему «Система коррекционно – развивающей работы по автоматизации звуков у детей дошкольного возраста с учетом их доминантной модальности».
Мастер – класс на тему «Система коррекционно – развивающей работы по автоматизации звуков у детей дошкольного возраста с учетом ихдоминантной модальности». Анно...
Презентация к мастер-классу «Система коррекционно – развивающей работы по автоматизации звуков у детей дошкольного возраста с учетом их доминантной модальности».
Существуют различные системы восприятия информации (модальности): зрительная (визуальная), слуховая (аудиальная) и двигательная (кинестетическая).Поэтому я предлагаю работу, которая поможет детям дошк...
МАСТЕР-КЛАСС «Биоэнергопластика как эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста».
.Цель: помочь родителям осуществлять целенаправленную работу по развитию артикуляционного аппарата с использованием метода биоэнергопластики в домашних условиях.Задачи: - познакомить родител...