Мастер-класс для педагогов "Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающей работе"
материал по коррекционной педагогике по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированной направленности № 5» г. Сосновоборска
Мастер - класс для педагогов
«Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающей работе»
Разработала учитель-логопед, воспитатель
Шевелева Елена Андреевна
МАДОУ ДСКН № 5 г. Сосновоборска
2016
Цель: применение здоровьесберегающих технологий в коррекционном воспитательно-образовательном процессе.
Задачи: познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей.
Здравствуйте, мои друзья!
Спасибо, что пришли сюда!
Надеюсь мастер-класс со мной,
В работе вам поможет.
Проблемы детские порой,
Решать мы будем тоже.
Скажите дружно мне в ответ:
Помочь, откажите мне? (Нет)
Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающей работе»
Ход мастера класса:
Здоровьесберегающие технологии – неотъемлемая часть коррекционно-развивающей работы с детьми.
Скажите, каков психологический портрет ребёнка, имеющего статус ОВЗ? Правильно, это ребёнок с низкой работоспособностью, повышенной утомляемостью, с несформированной произвольностью психических процессов, вдобавок ещё и часто болеющий.
Преодоление этих трудностей возможно только через создание здоровьесберегающей среды и правильного выбора форм, методов и приёмов коррекции.
В своей работе я активно использую такие методы, как: артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, массаж и самомассаж, гимнастику для глаз, биоэнергопластику, кинезиологические упражнения, дыхательную гимнастику.
Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит:
- улучшение памяти, внимания, мышления;
- повышение способности к произвольному контролю;
- улучшение
- повышается работоспособность, уверенность в себе;
- стимулируются двигательные функции;
- снижает утомляемость;
- улучшаются пространственные представления;
- развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;
- стимулируется речевая функция;
- улучшается соматическое состояние.
И мне бы сегодня хотелось, уважаемые коллеги, поближе познакомить вас с вышеназванными методами. Буду рада, если данные методы вы будете использовать в своей работе.
Для организации коррекционно - образовательного и оздоровительного процесса с детьми я использую самомассаж.
Эй, коллеги, все ко мне.
Кто сидит там в стороне?
А ну быстрей лови кураж.
И начинай игру-массаж.
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу.
Поздороваюсь со всеми,
Никого не обойду.
С ноготками поиграю,
Друг о друга их потру.
Потом руки «помочалю»,
Плечи мягко разомну.
Затем руки я помою,
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу.
Вытяну я пальчики,
Пусть бегут, как зайчики.
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
Отдыхаем все друзья!
Я хочу познакомить вас с методом - кинезиология.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения.
Как справедливо заметил Мишель де Монтель мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный.
Секрет красоты и молодости Клеопатры заключался в том, что она на протяжении всей жизни использовала кинезиологические упражнения, за счет которых поддерживала свой мозг в активном состоянии.
Упражнение с педагогами:
«Кулак-ребро-ладонь»
Ладошки вверх,
Ладошки вниз,
А теперь их на бочок-
И зажали в кулачок.
Неотъемлемой и очень важной частью коррекционной работы является артикуляционная гимнастика.
Артикуляционную гимнастику с детьми я провожу с использованием зеркал, что мы сейчас и сделаем.
Задание. Артикуляционная гимнастика с зеркалами (как с детьми)
Утро с котиком Музиком
(О.Н. Арсеневская)
Котик Музик утром встал,
Чистить зубки побежал.
Вправо-влево, вправо-влево
Чистим зубки мы умело.
Пополощем ротик,
Как чистюля Котик.
Музик наш расческу взял,
И причесываться стал.
Мы за ним не отстаем;
Все покажем язычком.
Дальше по порядку
Делаем зарядку!
Музик спинку выгибает.
Музик спинку прогибает.
А теперь язык наш – мяч.
Начинаем футбольный матч!
Гол забили мы! Ура!!
Вот и завтракать пора:
Котик нам напек блины,
Со сметаною они.
Как сметанку любит Котик?
Оближи скорее ротик.
А теперь чаек попьем.
Чай мы в чашечку нальем.
Музик сыт, Музик рад!
Музик любит всех коллег!
Одной из форм оздоровительной работы является – пальчиковая гимнастика
Задание для педагогов
У каждой команды лист с текстом пальчиковой гимнастики. Командам нужно придумать движения и продемонстрировать гимнастику в соответствии с текстом.
1 команде
Игра «Поросята»
Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял,
Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал.
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю
Этот толстый поросёнок носом землю ковырял,
Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал.
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю
Этот толстый поросёнок - лежебока и нахал,
Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал.
2 команде
Игра «Пять утят»
Пять утят плывут вперёд,
На берегу, их мама ждёт,
Но только четверо утят.
Вернулись к мамочке назад.
Четверо утят плывут...
Трое утят плывут...
Двое утят плывут...
Вот один плывёт вперёд,
На берегу, его мама ждёт,
И сразу пятеро утят.
Вернулись к мамочке назад.
С успехом в своей работе использую элементы точечного массажа. Учёным давно известно, что есть связь между участками кожи и внутренними органами. В результате точечного массажа укрепляются защитные силы организма. И он сам начинает вырабатывать «лекарства», которые намного безопаснее таблеток.
Выполним упражнение для профилактики простудных заболеваний
Ехать в поезде тепло
Поглядим-ка мы в окно.
А на улице зима,
Наступили холода.
Да-да-да-
Наступили холода.
Потереть ладошки друг о друга.
Да-да-да-
Превратилась в лёд вода.
Мягко провести большими пальцами рук по шее сверху вниз.
Ду-ду-ду-
Поскользнусь я на льду.
Указательными пальцами помассировать крылья носа.
Ду-ду-ду-
Я на лыжах иду.
Растереть ладонями уши.
Ды-ды-ды-
На снегу есть следы.
Приставить ладони ко лбу «козырьком» и энергично растирать лоб движениями в стороны - к середине лба.
Ди-ди- ди-
Ну, заяц. Погоди!
Погрозить пальцем.
Если мы хотим, чтобы у наших детей было хорошее зрение, мы должны на своих занятиях уделять достаточно много времени гимнастике для глаз.
Это должно стать нормой, правилом жизнедеятельности.
А мы с вами отправляемся в лес на прогулку.
«Прогулка в лесу»
Мы отправились гулять. Шагают на месте
Грибы — ягоды искать
Как прекрасен этот лес.
Полон разных он чудес.
Светит солнце в вышине, смотрят вверх
Вот грибок растет на пне, смотрят вниз
Дрозд на дереве сидит, смотрят вверх
Ежик под кустом шуршит.смотрят вниз
Слева ель растет — старушка, смотрят вправо
Справа сосенки — подружки.смотрят влево
Где вы, ягоды, ау! повторяют движения глаз
Все равно я вас найду! влево — вправо, вверх — вниз.
Уважаемые коллеги, предлагаю выполнить упражнение на развитие биоэнергопластики.
био – человек, энергия – сила, пластика - движение. Биоэнергопастика направлена на совместные движения рук и артикуляционного аппарата, что способствует активизации естественного распределения биоэнергии в организме.
Сначала я вам покажу, а затем выполним вместе.
Тук-тук-тук,
Тук-тук-тук,
Раздаётся чей-то стук.
Это дятел на сосне
Долбит клювом по коре.
А сейчас давайте попробуем повторить упражнение вместе. Приготовились?
-Спасибо, молодцы, у вас замечательно получилось.
На примере данного упражнения мы увидели, как происходит соединение артикуляционного аппарата с движениями рук.
Большие возможности в здоровьесбережении детей предоставляет дыхательная гимнастика.
Александра Николаевна Стрельникова утверждала: «Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют, потому что болеют, а болеют, потому что не умеют правильно дышать. Научите их этому – и болезнь отступит».
Я предлагаю один из многих комплексов упражнений, который можно проводить с детьми, а в данный момент вам оказаться на море.
«На море».
1. «Какое море большое».
И.п. – основная стойка. 1 – вдох – руки в стороны, вверх, подняться на носки; 2 – выдох – руки вниз, опуститься на стопу«Ах!»; 3-4 – то же. Повторить 5-6 раз.
2. «Чайки ловят рыбу в воде».
И.п. – ноги врозь, руки опущены. 1 – вдох – наклон туловища вперёд, руки в стороны; 2 – выдох – вернуться в и.п.; 3-4 – то же. Повторить 5-6 раз.
3. «Пловцы».
И.п. – ноги врозь, руки опущены. 1 – вдох – левую руку поднять; 2 – выдох – мах левой рукой вперёд, вниз; 3 – вдох – правую руку поднять; 4 – выдох – мах правой рукой вперёд, вниз«Раз!». Повторить 5-6 раз.
4. «Дельфин плывёт».
И.п. – ноги врозь, руки согнуты в локтях. 1 – вдох; 2 – выдох – наклониться вперёд, правым локтём коснуться левого согнутого колена; 3 – вдох – вернуться в и.п.; 4 – выдох – наклониться вперёд, левым локтём коснуться правого колена, вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз.
Итог мастер- класса
Данные приёмы я использую в своей работе и могу с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие, у детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса.
Подошло к концу наше общение.
Осмелюсь дать вам наставление:
Отзывчивым и добрым быть,
Детишек от души любить.
Пора нам возвращаться,
Осталось попрощаться.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло!
Цветок на клумбу посадите,
Мастер-класс мой оцените.
А мне же друзья на прощанье,
Осталось сказать: досвидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект мастер-класса "Использование информационно - коммуникативных технологий в коррекционно - развивающей работе учителя-логопеда"
Представлен конспект мастер-класса для логопедов...
Мастер - класс "Использование приемов критического мышления в коррекционно - развивающей работе учителя - логопеда Прием Кластер)"
Этот материал будет полезен тем, использует в своей работе приемы технологии критического мышления. В статье представлены некоторые приемы использования кластерных таблиц в работе с дошкольниками...
Мастер-класс по теме: «Дары Фребеля в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ОНР»
Представление опыта работы по использованию игрового набора «Дары Фрёбеля» в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОНР....
Конспект мастер – класса «Использование приёмов образовательной кинезиологии в коррекционно – развивающей работе с детьми дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи».
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из приоритетных задач, является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе ...
Мастер - класс «Использование приёмов образовательной кинезиологии в коррекционно – развивающей работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения».
Выступление на городском методическом объединении учителей - дефектологов....
Мастер - класс «Использование приёмов образовательной кинезиологии в коррекционно – развивающей работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения»
Мастер - класс«Использование приёмов образовательной кинезиологии в коррекционно – развивающей работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения»...
Мастер-класс "Камни Марблс и Кабошоны в коррекционно-развивающей работе с детьми ОВЗ"
Жизнь ребенка-это игра, в которой он узнает мир, учится, развивается, растет. И поэтому процесс обучения не может происходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции разви...