Конспект индивидуального логопедического занятия. «Птичий двор» (Дифференциация звуков и букв Г-К.)
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Кондратьева Валентина Васильевна

Закрепление знаний о звуках Г-К,  различение звуков Г-К на слух, в произношении; закрепление артикуляционных укладов звуков Г-К; дифференциация звуков по звонкости-глухости; обогащать и активизировать словарь по теме «Домашние птицы»; овершенствовать у детей грамматический строй речи (образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; развитие мелкой моторики, согласования  движений и речи, развитие познавательных психических процессов: внимания, памяти, мышления; развитие фонематических процессов, стимулирование речевой активности.        

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида «Родничок»

Конспект индивидуального логопедического занятия.

Тема: «Птичий двор»

(Дифференциация звуков и букв Г-К.)

Учитель – логопед: Кондратьева

           Валентина Васильевна

г. Советский

2019г.

Тема: Дифференциация звуков и букв Г-К.

Цель: закрепление знаний о звуках Г-К.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

 -различение звуков Г-К на слух, в произношении;

- закрепление артикуляционных укладов звуков Г-К;

- дифференциация звуков по звонкости-глухости;

- обогащать и активизировать словарь по теме «Домашние птицы»;

- совершенствовать у детей грамматический строй речи (образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

Коррекционно– развивающие:

 – развитие мелкой моторики, согласования  движений и речи;

- развитие познавательных психических процессов: внимания, памяти, мышления;

- развитие фонематических процессов.

Коррекционно-воспитательные:

 – создание ситуации успеха;

 - стимулирование речевой активности.                        

Оборудование: ноутбук,  конверт с заданиями, магнитофон.

Предварительная работа: постановка звуков Г - К, беседа по теме: «Домашние птицы»рассматривание иллюстраций.

Словарная работа: обогащение словаря – индюшонок, грач, кукушка, гусенок.

МЕТОДЫ: эмоциональный настрой, игровая мотивация, словесный, наглядный, практический.
ПРИЕМЫ: сюрпризный момент, совместная речевая деятельность, введение в воображаемую ситуацию, художественное слово, физкультурная минутка, использование музыки.

Ход занятия:

Организационный момент – психогимнастика.

Посмотри, Элина, какое красивое солнышко тебя встречает, как ты думаешь почему?  (весна наступает).

Да, Элина, ты права. Весна приносит нам тепло, радость, веселье. Давай поиграем с солнышком:

Ты взойди, взойди

Солнце ясное,

 Солнце ясное, солнце красное

Ты взойди поскорей

Нас с Элиной обогрей!

А сейчас представь, что вдыхаешь свежий весенний воздух – вдыхаем через нос, выдыхаем ртом (3 раза). Молодец. (Звучит спокойная музыка).

Какое у тебя настроение?

Радостное!

Теперь давай заниматься.

Основная часть.

Сегодня  мы с тобой будем  много говорить, чтобы язычок говорил правильно, сделаем артикуляционную гимнастику (садимся к  ноутбуку, выплывают картинки). Артикуляционная гимнастика (с зеркалом).

Солнышко предлагает с ним сделать массаж лица и разогреть мышцы:

“Солнышко

Солнце с неба посылает

Лучик, лучик, лучик

(движения по лбу от середины к вискам)

И им смело разгоняет

Тучи, тучи, тучи

(плавные зигзагообразные движения по  лбу)

Лучик нежно согревает

Щёчки, щёчки, щёчки

(потирает щёчки)

Солнышко на носик ставит

Точки, точки, точки

(постукивает пальцем по носу и щёчкам)

Золотят веснушки деток

Очень нравится им это.

(спиралевидные движения по щёчкам и подбородку)

Появляется Звуковичок (на ноутбуке). Звуковичок хочет нам рассказать, как однажды он попал на птичий двор. Вот, что там он увидел.

Ранним утром стадо гусей направлялось, к воде важно крича: «Га-га-га».

А куры тем временем носились по двору, собирая жучков и червячков. И поднимали такой крик, находя добычу, что все в округе слышали их кудахтанье : «Ко-ко-ко».

Кто жил на птичьем дворе? (Куры, гуси)

Как их можно назвать одним словом? (Домашние птицы)

Почему мы называем их домашними? (Они живут во дворе, у людей, и люди о них заботятся).

Вспомни, как кричали гуси (ГА-ГА-ГА).

С какого звука начинается крик гусей (со звука Г).

Как  кричали куры (КО-КО-КО).

С какого звука начинается крик кур (со звука К)

Сегодня мы будем различать звуки Г-К.

Сравнительная характеристика звуков Г-К.

Давай сравним звуки Г –К и скажем, чем они похожи и чем отличаются.

Возьми  зеркало и положи руку на горлышко.

Произнеси звук Г.

Расскажи, что делают губы (раскрыты), зубы (разомкнуты), кончик языка опущен и не касается нижних зубов, задняя часть языка касается, неба голос звучит.

Звук Г – согласный, твердый, звонкий. Как его обозначаем? (Синий квадрат –появляется на ноутбуке).

Произнеси звук  К.

Расскажи, что делают губы (раскрыты), зубы ( разомкнуты), кончик языка опущен и не касается нижних зубов, задняя часть языка касается неба, голос   не звучит.

Звук К – согласный, твердый, глухой.

А теперь слушай песенки Звуковичка и повторяй их.

«Песенки»

ГА-ГА-КА

ГЫ-ГЫ-КЫ

КО-ГО-ГО

КУ-ГУ-КУ

КА-ГА-КА-ГА

ГО-КО-КО-ГО

ГУ-ГУ-КУ-КУ

« Отгадай загадки».

А еще Звуковичок принес загадки.

Слушай внимательно. Если ты отгадаешь правильно, на экране появится картинка (загадка).

Определи, на какой звук  начинается слово грач  (курица, кошка, кукушка, гусь) (Появляется изображение, если правильно отгадает).

Черный, проворный,

Кричит «крак» -

Червякам враг    (Грач)

Кто сидит на ёлке, на суку,

Счет ведет: «Ку-ку-ку-ку»       (Кукушка)

Клохчет, клохчет,

Детей созовет,

Всех под крылья соберет.    (Курица)

Шипит, гогочет,

Ущипнуть  меня хочет.

Я иду, не боюсь.

Кто же это? Это… (Гусь)

Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

А с водой не знается.     (Кошка)

Посмотри на картинки-отгадки и скажи, какая из них лишняя и почему? (кошка.Все птицы, а она животное).

Физминутка.

«Домашние птицы»

Наши уточки с утра

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда-

Га-га-га! Га-га-га!

Наши курочки в окно –

Ко–ко-ко! Ко–ко–ко!

А индюк среди двора

Бал-бал-бал! Бал-бал-бал!

А как Петя – петушок

Рано-рано по утру.

Нам споет: «Ку-ка-ре-ку!»

Пальчиковая гимнастика.

Звуковичок просит помочь ему рассказать стихи руками.

На горе мы видим дом.                   Кистями рук сложить «домик»

Много зелени кругом.                    Волнообразные движения рук

Вот деревья, вот кусты.                 Изобразить руками деревья, кусты

Вот душистые цветы.Пальцами показать бутон,

который  Распускается

Окружает все забор. Изобразить пальцами забор

За забором – птичий двор.                Погладить    ладонями стол

Мы ворота открываем                      Кистями рук показать ворота

К дому быстро подбегаем                 Пальцами пробежать по столу

В дверь стучимся: «тук-тук-тук»         Постучать кулаком по столу

Кто-то к нам идет на стук                   Ладонь к уху – прислушаться.

Кто – то к нам идет на стук. Да это пришел друг Звуковичка, он принес нам конверт, а в нем задания.

Игра: «Скажи ласково». Я называю предмет, а ты называешь его ласково.

Курица – курочка

Кошка – кошечка

Утка - уточка

Губка – губочка

Газета – газеточка

Голова – головушка.

Когда Звуковичок былна птичьем  дворе, он сделал фотографию и хотел тебе ее показать, но она у него рассыпалась. Давай поможем её собрать.

Игра: «Собери картинку»

Кого сфотографировал Звуковичок?

Игра: «Деление слов на слоги»?

Курица – делим на слоги. А как зовут детенышей курицы? Давай поделим его на слоги. ( аналогично гусь, индюк, утка).

Какие звуки мы учились говорить правильно? (Г, К)

Звуковичок и его друг приготовили чистоговорки и хотят услышать, как ты научилась произносить эти звуки.

Проговаривание чистоговорок со звуками Г-К.

Га-га-га- вышли гуси на луга.

Ка-ка-ка- наша ель высока.

Го-го-го- не увижу никого.

Ку-ку-ку- кошки  сыпали муку.

Итог занятия. Рефлексия.

Скажи, над каким звукам мы сегодня работали?

Кто приходил к нам в гости?

Что больше всего тебе понравилось?

Какое задание было для тебя трудным?

« Молодец!Ты очень хорошо занималась, старательно выполняла все задания и посмотри, солнышко снова тебе улыбается. Звуковичок прощается с тобой и дарит тебе первый весенний цветочек».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [р], [р\'], [л], [л\'] в слогах, словах и предложениях»

Тема: Дифференциация звуков [р], [р'], [л], [л'] в слогах, словах и предложениях Цель: Закреплять поставленные звуки на речевом материале. Задачи: Образовательные:·...

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: "Дифференциация звуков С-Ш в слогах"

Материал будет полезен практикующим логопедам и воспитателям логопедических групп....

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: "Дифференциация звуков З-С"

Конспект индивидуального логопедического занятия представлен на тему: Дифференциация звуков З-С. Данная работа подойдет для логопедов работающих с детьми старшего дошкольного возраста...

План - конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [с]-[ш]»

План - конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [с]-[ш]»...

План - конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [Л]-[Р]». Подготовительная группа.

План - конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [Л]-[Р]». Подготовительная группа....

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: "Дифференциации звуков [Ж] и [З] "

Цель: дифференцировать звуки [Ж] и  [З] в слогах, словах и предложениях.Задачи.Коррекционно-образовательные:1. Закреплять навыки правильной артикуляции и употребления звука [Ж] и [З].2. Развивать...