Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: "Дифференциации звуков [Ж] и [З] "
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Гавура Евгения Андреевна

Цель: дифференцировать звуки [Ж] и  [З] в слогах, словах и предложениях.

Задачи.

Коррекционно-образовательные:

1. Закреплять навыки правильной артикуляции и употребления звука [Ж] и [З].

2. Развивать фонематический слух: учить ребенка различать звук [Ж] и [З] в речи.

3. Формировать лексико-грамматического строя: обучать умению правильно образовывать уменьшительно-ласкательную форму слов,  развивать навык образования форм множественного  числа имен существительных;

4. Формировать навыков связного высказывания.

Коррекционно-развивающие:

1. Укреплять мышцы артикуляционного аппарата, совершенствовать навык правильного произнесения звуков[Ж] и [З] ;

2. Учить подбирать рифмы;

3. Развивать память, мышление, внимание, крупную и мелкую моторику, умение согласовывать речь и движение.

Коррекционно-воспитательные:

1. Прививать  интерес к занятия;

2. Вырабатывать усидчивость, самоконтроль.

Оборудование: картинки с изображением предметов, в названии которых есть звуки  [Ж] и [З]; игрушка «Ёж» и "Заяц"; буквы Ж, З, мяч.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл indiv_zh-z.docx22.83 КБ

Предварительный просмотр:

Логопед: Гавура Евгения Андреевна

Конспект индивидуального логопедического занятия 

на тему:

"Дифференциации звуков  [Ж] и [З] "

Цель: дифференцировать звуки [Ж] и  [З] в слогах, словах и предложениях.

Задачи.

Коррекционно-образовательные:

1. Закреплять навыки правильной артикуляции и употребления звука [Ж] и [З].

2. Развивать фонематический слух: учить ребенка различать звук [Ж] и [З] в речи.

3. Формировать лексико-грамматического строя: обучать умению правильно образовывать уменьшительно-ласкательную форму слов,  развивать навык образования форм множественного  числа имен существительных;

4. Формировать навыков связного высказывания.

Коррекционно-развивающие:

1. Укреплять мышцы артикуляционного аппарата, совершенствовать навык правильного произнесения звуков[Ж] и [З] ;

2. Учить подбирать рифмы;

3. Развивать память, мышление, внимание, крупную и мелкую моторику, умение согласовывать речь и движение.

Коррекционно-воспитательные:

1. Прививать  интерес к занятия;

2. Вырабатывать усидчивость, самоконтроль.

Оборудование: картинки с изображением предметов, в названии которых есть звуки  [Ж] и [З]; игрушка «Ёж» и "Заяц"; буквы Ж, З, мяч.

Ход занятия.

I Подготовительный этап.

Логопед: Здравствуй. На прошлом занятии к нам в гости приходил Зайчонок. Вместе с ним мы играли со звуком "З". Сегодня он позвал своего друга Ёжика, который любит играть со звуком "Ж".  Он принесли задания  для тебя.

II. Основная часть.

1.Артикуляционная гимнастика.

Чтобы правильно выполнить все задания Ёжика и Зайчонка, нам необходимо выполнить упражнения артикуляционной гимнастики.

-«Лопатка» - «Чашечка» - чередовать, «Лошадка», «Грибок», «Гармошка»  (упражнение для языка)

-«Заборчик» - «Трубочка » - чередовать (упражнение для губ);

-«Футбол», «Парашютист» (упражнения на речевое дыхание).

2. Упражнение на дифференциацию звуков [Ж] и [З] в слогах.

Давай покажем Ёжику и Зайчонку, как мы делаем слоговую разминку, Будем четко и красиво произносить звуки [Ж] и [З] и не путать их.

Слоговая разминка.

Логопед говорит слоги, ребенок повторяет.

Жа-жа-жа -  За- за-за

Жу-жу-жу -  Зу-зу-зу

Жо-жо-жо -  Зо-зо-зо

Жу-зу-жу -  Жа-за-жа

Зо -жо- зо -  Зу-жу-зу

3. Упражнение на дифференциацию звуков [Ж] и [З] в словах.

Посмотри, Ёжик и Зайчонок принесли тебе картинки. Назови, что на нарисовано на них. Там, где услышишь звук "Ж" - положи рядом с ёжиком, а где звук "З" - рядом с Зайчонком. (Ребенок называет картинки, сортируя карточки,  а логопед  оценивает уровень фонематического восприятия и навык произношения звуков "Ж" и "З" в словах.)

Картинки: жаба, зонт, заяц, жираф, зубы, журавль, замок, жеребёнок, закат, жасмин, жук, забор, жёлудь.

4. Игра “Посчитай слово”

Зайчонок принёс тебе мяч, давай возьмем его и будем считать до 5, подбрасывая его вверх.

Ребенок изменяет слово в соответствии с числительным.

  • зелёная жаба ( одна зелёная жаба, две зелёные жабы…)
  • желтый зонтик
  • желание Зои

5. Пальчиковая гимнастика

А Ёжик принёс тебе колючий мячик, он называется "су-джок".

Давай покатаем его в ладошке, а теперь по пальчикам. Попробуй прокатить су-джок от локтя и до пальчиков. Молодец!

Давай попробуем катать мячик су-джок по столу и повторять чистоговорки:

Жа-жа-жа-жа-жа-жа - испугались все ужа.

Зы-зы-зы-зы-зы-зы, не боимся мы грозы

Жу-жу-жу-жу-жу-жу, я с ужами не дружу.

За-за-за-за-за-за-за, на меня глядит коза

Жо-жо-жо-жо-жо-жо, стало к вечеру свежо

Зу-зу-зу-зу-зу-зу,  моем зайку мы в тазу.

Жи-жи-жи-жи-жи-жи, убежали прочь ежи

6. Игра на внимание “Что пропало”

Ещё раз посмотри на наши картинки со звуками [Ж] и [З], выбери три картинки со звуком [Ж] и три картинки со звуком [З]. Запомни их. Сейчас ты закроешь глаза, а я спрячу одну картинку. Тебе нужно отгадать, что пропало.

Называй слово  и четко проговаривай “чего не стало”.

(не стало жука, забора и т.д.)

7. Игра “Назови ласково”.

Сейчас Ёжик будет назвать тебе слова, а ты называй их ласково. Например, сапог - сапожок....

Стог – стожок

Флаг – флажок

Утюг – утюжок

Луг – лужок

Нож –ножик

Еж – ежик

Уж - ужик

А теперь Зайчонок называет слова, а ты называешь их ласково:

Зонт- зонтик

Коза - козочка

Гнездо - гнёздышко

Звезда - звёздочка

Зубы - зубки

Глаза - глазки

Роза - розочка

8. Физкультминутка

Логопед. А сейчас мы немного отдохнем и поиграем в подвижную игру “Зверята”.

Я буду животное называть, а ты его изображать!

Хлоп руками,

Топ ногами,

Головой туда-сюда,

Покружились и в ежа (медвежонка; жеребенка; верблюжонка) превратились!

(Ребенок изображает животное, его повадки и звуки которые он издает).

9. Игра «Доскажи словечко». 

Цель: развивать фонематический слух и умение подбирать рифмы. 

Логопед: В прошлый раз Жуку очень понравилось играть с тобой в рифмы, а сегодня Зайка приготовил тебе новые загадки. Закончи предложения:

Зайку бросила хозяйка –

Под дождем остался … (зайка).

Зеленая береза стоит в лесу.

Зоя у березы поймала … (стрекозу).

Ходит по лесу хорек,

Хищный, маленький …(зверек).

Где обедал, воробей?

В зоопарке у … (зверей).

Зайка громко барабанит,

Он серьезным делом … (занят).

Просыпаюсь утром рано

Вместе с солнышком румяным,

Заправляю сам кроватку,

Быстро делаю … (зарядку).

Каждый тут в лесу талант –

И певец, и … (музыкант).

Телефон опять звонит

От него в ушах … (звенит).

10. Игра «Один – много». Цель: совершенствование навыка образования формы множественного числа имен существительных.

Назови слова во множественном числе. Например: жаба -жабы...

жёлудь -жёлуди

зонт - зонты

журнал - журналы

замок - замки

жир -жиры

язык - языки

жираф –жирафы

зебра -зебры

Итог занятия:

Ежику и Зайчонку очень понравилось, как ты сегодня занимался. Наше занятие подошло к концу. Давай вспомним, что мы  делали сегодня на занятии? Какое задание вызвало у тебя затруднение, а какое понравилось? Наши гости принесли для тебя подарок – наклейку.

А теперь домашнее задание: выучи чистоговорки. Ребенок вместе с логопедом проговаривает каждую строчку.

1. Жи-жи-жи, жи-жи-жи

В моем доме этажи.

Жа-жа-жа, жа-жа-жа

Подо мной два этажа.

Же-же-же, же-же-же

На каком я этаже?

2. За-за-за - принесла шары коза.

Зы-зы-зы - день рожденья у козы.

Зэ-зэ-зэ - испекла коза безе.

Зу-зу-зу - все поздравили козу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация твердого звука [р] словах и предложениях"

Конспект занятия по коррекции звукопроизношения "Автоматизация твердого звука [р] в словах и предложениях". Презентацию к этому занятию можно посмотреть на моем мини-сайте....

Конспект индивидуального логопедического занятия.Тема: Дифференциация звуков [ж], [ш].

Конспект открытого индивидуального  логопедического занятия по развитию произносительной стороны речи.Тема: Дифференциация звуков [ж], [ш]....

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука С на тему: «В поисках звука С».

В данном конспекте представлен материал по автоматизации звука С у дошкольников с использованием мультимедийтой презентации....

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Ш для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с дизартрическим компонентом. ТЕМА: Звук «Ш». День рождения Звукоешки.

Конспект предназначен для индивидуальной работы логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с дизартрическим компонентом. Содержание занятия насыщено б...

Конспект фронтального логопедического занятия. ТЕМА: «Дифференциация звуков [Р] – [Л]» (подготовительная группа ФФНР).

Конспект фронтального логопедического занятия направлен на дифференциацию звуков [р] и [л]....

Конспект подгруппового логопедического занятия. Тема: «Дифференциация звуков [Ы] - [И]».

Цели:Коррекционно – образовательные цели: Учить слухо – произносительной дифференциации звуков [Ы] - [И] (сравнение, различение, правильное произношение в слогах, словах). Совершенствовать...

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звуков с помощью логопедического комплекса «Антошка»

конспект занятия для учителя - логопеда для индивидуальной работы с детьми ОВЗ на логопедическом комплексе Антошка....