Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука "Р" в словах и предложениях
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Румянцева Людмила Сергеевна

Цель автоматизировать четкое произношение звука "Р" изолированно, в слогах, в словах и предложениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_individualnogo_zagyatiya.docx26.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в словах и предложениях.

Выполнила: учитель-логопед Румянцева Людмила Сергеевна

Цель: автоматизировать четкое произношение звука [Р] изолированно, в слогах, в словах и предложениях.

Задачи:

  • Закреплять правильное произношение звука [Р] изолированно, в слогах, словах, стихах;
  • Уточнить артикуляцию звука [Р];
  • Дать развернутую характеристику звука Р;
  • Упражнять в определении позиции звука [р] в словах;
  • Развивать мелкую и артикуляционную моторику;
  • Развивать фонематический слух и восприятие;
  • Обогащать и расширять словарный запас;
  • Закреплять навыки звукового анализа и синтеза;
  • Закрепить зрительный образ буквы [Р];
  • Формировать правильное речевое дыхание;

Оборудование: картинный материал для артикуляционной гимнастики; корзина с продуктами; дидактическая игра «Жадина»; пазл; раскраски; картинный материал: руки, рыба, рысь, ручка, рама, ракета, горох, пирамида, корона, дорога, баран, конура, комар, мухомор, повар, веер, ковер, пирамида, грузовики, барабаны, роботы, катер; синий карандаш; игрушки: собака Лиза.

Ход занятия

1. Организационный момент:

-Посмотри, к нам пришла гостья! Ты знаешь кто это?

Ответ ребенка: (Лиза)

- Правильно! Это Лиза из мультфильма «Барбоскины». Лиза говорит, что не умеет правильно произносить звук [p]. И просит ей помочь. Поможем?

2. Сообщение темы занятия:

- Сегодня у нас на занятии будет главным звук [p]. Мы научим Лизу и закрепим сами правильное произношение звука [p].

- Для того чтоб у нас все получилось, нам нужно укрепить наш непослушный язычок, чтобы он стал сильным и смог правильно выговаривать этот трудный звук.

3. Артикуляционная гимнастика (с картинками)

*Сидя за столом.

«Лягушка»

Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам

Мы потянем-перестанем

И не сколько не устанем.

«Слоник»

Буду подражать слону

Губы «хоботом» тяну,

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

«Лягушка - Слоник» А теперь под счет «раз» выполняем упражнение «Лягушка», подсчет «два» - упражнение «Слоник».

«Заборчик»

Широка Нева – река,

И улыбка широка.

Зубки все мои видны –

От краёв и до десны.

«Лопатка»

Пусть язык наш отдыхает,

Пусть немножко подремает.

«Иголочка»

Улыбаюсь: вот шутник –

Узким-узким стал язык.

Меж зубами, как сучок,

Вылез длинный язычок.

Описание: Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

«Чистим зубки»

Рот откройте, улыбнитесь,

Свои зубки покажите,

Чистим верхние и нижние,

Ведь они у нас не лишние.

Описание: улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы

 

«Грибок»

Под березой, у дорожки

Гриб растет на толстой ножке.

Мимо мы пройти не сможем.

Описание: улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд.

4.Дыхательные упражнения:

- Язычок укрепили. Давай вспомним, как нужно правильно дышать: делаем глубокий вдох через нос, затем выдох через рот (показывает логопед, затем самостоятельно повторяет ребёнок).

 «Надуй шар»
Встать, ноги врозь, держа в руках воображаемый шар. На счет «раз, два» — сделать глубокий вдох через рот. На счет «три, четыре» — усиленный выдох через рот, имитируя движениями рук увеличивающийся шар. Повторить 3—4 раза. Следить, чтобы щеки не надувались, губы были неподвижны.

 -Молодец! И Лиза тоже старалась за тобой повторить! Можно приступать к работе.

5. Уточнение артикуляции звука [p] 

Расскажи, что делает язычок, губы и зубы, чтобы звук «р» получился правильно? (губы широко раскрыты, между зубами остаётся щель, язык находится за верхними зубами). (Показывается схема артикуляции звука «р»).

- Скажи, звук «р» гласный или согласный? (согласный, так как воздух встречает преграду – язык и зубы). Твёрдый или мягкий? (твёрдый). Можно обозначить синим цветом. Звонкий или глухой? (звонкий). На письме обозначается буквой «р» (картинка-контур). Раскрась её синим цветом.

6. Автоматизация звука [р] в словах.

- Умница! Ты отлично справилась. Давай сделаем зарядку.

Ра-ра-ра- марширует детвора (ребенок марширует)

Ру-ру-ру- встанем рано по утру (тянется на носочках вверх)

Ро-ро-ро- насыпай песок в ведро (выполнять наклоны вниз)

Ры-ры-ры- надуваем мы шары (делать большой круг руками)

Ор-ор-ор- подметаем двор (Имитировать подметание)

Ры – ры – ры –у нас чистые дворы. (Ребенок широко разводит руками)

7. Нахождение звука в названии картинок:

Дидактическая игра «Назови картинки».

-Посмотри Лиза принесла много красивых фотографий. Давай отберем те, в названии которых звук [р] находится в начале слова. Молодец! Теперь – в названии которых звук[р] находится в середине слова. А в какой части слова находится звук[р] на оставшихся фотографиях?

Картинный материал: руки, рыба, рысь, ручка, рама, ракета, горох, пирамида, корона, дорога, баран, конура, комар, мухомор, повар, веер, ковер.

- Ты очень хорошо справилась с этим заданием.

8.Дидактическая игра «Большой-маленький».

-Я предлагает тебе выполнить еще одно задание. Мы с Лизой будем называть большой предмет, а ты – маленький.

Перо – перышко

Барабан-

Корова-

Рыба-

Арбуз-

Шар-

Ракета-

Роза-

Огород-

Ракушка-

Морковь-

9. Игра «Вкусная еда».

-Посмотри, Лиза купила целую корзину продуктов. Какие блюда мы сможем приготовить из них? (гранат, груша, горох, виноград, картофель, черника, рыба, курица)

- Гранатовый сок

- Грушевый пирог

- Гороховый суп

- Виноградный сок

- Картофельное пюре

- Черничный компот

- Рыбный суп

- Куриный бульон

-Отлично! Ты большая молодец!

10. Дидактическая игра «Жадина» (согласование сущ. ед. и мн. числа с притяжательными местоимениями мой, моя, мое).

- Давай покажем нашей гостье, как ты умеешь распределять одежду, головные уборы и обувь. Внимательно посмотри на картинки и скажи, к какому предмету подходит слово «мой», «моя», «мои», «моё».

Мой (что?) – свитер, сарафан.
Моя 
(что?) – куртка, шуба, юбка …
Мои 
(что?) – сапоги, брюки…
Моё 
(что?) – платье, пальто

(можно усложнить: моя юбочка, мои юбочки)

11. Игра «Что есть у Лизы».

-У Лизы есть очень много игрушек. Посмотри внимательно на картинки, и скажи, что есть у Лизы.

- У Лизы пирамида.

- У Лизы грузовики.

- У Лизы барабаны.

- У Лизы роботы.

- У Лизы катер.

12. Автоматизация звука[р] в стихах:

-Замечательно! А куда можно отправиться на катере? Правильно, на рыбалку! Давай выучим стихотворение про рыбок (повторить 3р.)

Рыбке рак – ни друг, ни враг.

Рыбке вряд ли страшен рак.

Рыбке страшен червячок,

Что насажен на крючок.

13. Игра-загадка: «Семья».

- Я прочитаю тебе стишок-загадку, ты называешь отгадку и получаешь приз!

Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» —
Что получится? (Семья)

-Молодец! Держи. (конверт с пазлами семьи Барбоскиных)

11. Итог занятия.

-Ты сегодня хорошо поработала на занятии, ясно и четко произносила звук [р]. Лиза тоже научилась рычать как взрослая! И за это, она приготовила тебе сюрприз – свой портрет. Дома раскрась его цветными карандашами в названии которых есть звук[р].

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия Тема: «Автоматизация звука «Р» в слогах, словах и предложениях».

Конспект индивидуального занятияТема: «Автоматизация звука «Р» в слогах, словах и предложениях».Цели:1. Упражнять в правильном произнесении звука «Р» в слогах, словах и предложениях.2...

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука -ш- в слогах, словах и предложениях.

Индивидуальное занятия по автоматизации звука -ш- в слогах, словах и предложениях...

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ш] в словах, словосочетаниях, предложениях.

Чтобы поставленный звук вошел в речь, у детей с общим недоразвитием речи, нужно приложить немало усилий. Основная задача педагога замотивировать ребенка в произношении правильного поставленного звука....

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [р] в словах, предложениях, рифмовках

Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [Р] для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект индивидуального занятия Тема: «Автоматизация звука [Ч] в словах, предложениях»

Конспект индивидуального занятияТема: «Автоматизация звука [Ч] в словах, предложениях»Цель: автоматизация звука [Ч] в словах, предложениях»Задачи:1. Коррекционно-образовательные:- ут...