«Цветотерапия – как метод логопедической работы с младшими школьниками».
статья по логопедии (младшая группа)
С самого рождения вся наша жизнь наполнена цветными красками. Про времена года мы говорим, что зима – белоснежная, весна – зелена, лето – красное, осень – золотая. А ведь каждый цвет содержит целую гамму оттенков, от тончайших и нежных до глубоких, пронизанных мудростью и знанием. Неслучайно про человеческие качества мы говорим, что у него «золотые руки» и все понимают, что речь идёт о руках, которые умеют делать всё. Выражение «золотое сердце», ассоциируется у нас с человеком, у которого добрая, великодушная душа. И наоборот, выражение «чёрная душа» говорит о злом и нехорошем человеке. Когда человека называют «серой мышкой», нам ясно, что это незаметный, ни чем не примечательный человек. А такие выражения как «красный молодец» или «красная девица» говорят о ярких, красивых душой и телом молодых людях. Человек, который носит «розовые очки» - это человек наивный, как ребёнок, не замечающий ничего плохого в этой жизни и людях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsvetoterapiya_-_kak_metod_logopedicheskoy_raboty_s_mladshimi_shkolnikami.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Цветотерапия – как метод логопедической работы с младшими школьниками».
С самого рождения вся наша жизнь наполнена цветными красками. Про времена года мы говорим, что зима – белоснежная, весна – зелена, лето – красное, осень – золотая. А ведь каждый цвет содержит целую гамму оттенков, от тончайших и нежных до глубоких, пронизанных мудростью и знанием. Неслучайно про человеческие качества мы говорим, что у него «золотые руки» и все понимают, что речь идёт о руках, которые умеют делать всё. Выражение «золотое сердце», ассоциируется у нас с человеком, у которого добрая, великодушная душа. И наоборот, выражение «чёрная душа» говорит о злом и нехорошем человеке. Когда человека называют «серой мышкой», нам ясно, что это незаметный, ни чем не примечательный человек. А такие выражения как «красный молодец» или «красная девица» говорят о ярких, красивых душой и телом молодых людях. Человек, который носит «розовые очки» - это человек наивный, как ребёнок, не замечающий ничего плохого в этой жизни и людях.
У каждого из нас есть свои цветовые предпочтения, и есть любимые и
нелюбимые цвета. Одни цвета приятны для глаз, и раздражающие глаз оттенки разных цветов. Когда мы надеваем одежду любимого цвета, мы чувствуем себя комфортно и уверенно, что несёт нам спокойствие и внутреннее удовлетворение. Нелюбимые же цвета мы предпочитаем отвергать, чтобы избежать, как нам кажется, неблагоприятное воздействие.
Мы постоянно занимаемся цветотерапией, даже не подозревая об этом.
Доктор Макс Люшер, психолог и исследователь в области цвета изучал выбор оттенков из цветовой гаммы различными людьми. Он пришёл к заключению, что реакция людей на цвет имеет глубокие корни в самом человеке. Люшер сделал вывод, что выбор цвета отражает психологические качества человека, а также гормональные нарушения в нём.
Учёные выделили физиологическую и психологическую составляющие воздействия цвета на человека. И эти две составляющие имеют непосредственную близость к эмоциям. Разные эмоциональные состояния вызывают соответствующие изменения в теле: ускорение или замедление пульса, изменение ритма дыхания, скорости реакции и т.п.
Эксперименты показали, что воздействие теплых оттенков красного,
оранжевого и жёлтого цветов повышает артериальное давление, частоту
пульса и дыхания, а воздействие зелёного, синего и чёрного цветов понижает эти же показатели.
Цвета неизменно присутствуют в нашем окружении. Дома или на работе, в магазине или на улице, осознанно или нет, но мы постоянно ощущаем на себе сильнейшее влияние цвета.
Было обнаружено, что когда лестницы в рабочих помещениях красили в красные тона, то служащие стали реже останавливаться, чтобы поболтать друг с другом.
Для усмирения буйных заключённых в США используют комнаты, окрашенные мягким розовым цветом. Через несколько секунд у заключенных наступает снижение мускульной активности.
В палатах родильных домов часто используют лампы голубого цвета для лечения желтухи у новорождённых.
Хирурги в операционной одеты в тёмно-зелёные халаты. Экспериментально доказано, что тёмно-зелёный цвет помогает остановить кровотечение.
Если форма любимой футбольной команды жёлтого цвета, то толпа болельщиков может становиться крайне агрессивной. Напротив бледно-голубой цвет помогает сдерживать эмоции.
Можно привести множество примеров воздействия цвета на психику людей, но ограничимся этим и перейдём к краткому описанию каждого цвета.
Психологическая характеристика цвета
(физиологическое воздействие некоторых цветов)
Красный
Красный цвет – это сила. Это цвет огня, жажды жизни и скорости. Красный цвет даёт энергию, активизирует и возбуждает. Он излучает тепло, оказывает тонизирующее действие на нервную систему. Улучшает и ускоряет обменные процессы в организме и ускоряет все обменные процессы в организме и устраняет застойные явления в органах.
Под воздействием красного цвета у человека улучшается пульс, увеличивается артериальное давление, учащается и углубляется дыхание, активизируется мускульная сила.
Красный цвет может помочь в преодолении энерции, депрессии, страха
и меланхолии. Нередко красные цвета успешно используются для лечения детской анемии и апатии.
Красный цвет может помочь активно преодолевать жизненные препятствия, повышает работоспособность и выносливость, улучшает настроение.
Оранжевый
Оранжевый – это тёплый, активизирующий цвет, но светлее и выше вибрациями, чем красный. Этот цвет помогает человеку почувствовать себя более раскрепощённым, свободным, как в физическом, так и в ментальном плане. Оранжевый цвет способствует оптимизму, открытости, эмоциональной уравновешенности, доверию и чувству единения.
Действие оранжевого цвета вызывает у человека некоторое возбуждение, но менее сильное, чем от красного, незначительно улучшает пульс и дыхание улучшает аппетит.
Как цвет жизненности и тепла, этот цвет регулирует обменные процессы, оказывает положительное влияние на работу эндокринных желёз.
Оранжевый и мягкий персиковый цвета оказывают благоприятное воздействие на замкнутых недоверчивых детей, помогая им раскрыться.
Жёлтый
Жёлтый стимулирует интеллект и общительность. Это последний из тёплых цветовых лучей. Он связан с умственными способностями, организованностью, вниманиям к деталям, дисциплиной. Жёлтый нужен для концентрации и ясности мыслей. Это тонизирующий цвет. По сравнению с оранжевым цветом он оказывает боле мягкое и нежное воздействие на пульс и дыхание.
Созерцание жёлтого цвета обеспечивает организму равновесие, самоконтроль, создаёт гармоничное отношение к жизни, повышает самооценку и помогает при нервном истощении. Этот цвет полон оптимизма и радости.
Зелёный
Зелёный уравновешивает тёплый спектр красного, оранжевого, и жёлтого цветов и холодные цвета: голубой, синий и фиолетовый.
Зелёный цвет – самой природы, вечного обновления и бессмертия.
Он вызывает чувство уравновешенности, гармонии, спокойствия и надежды, помогает рассеивать отрицательные эмоции.
В лечебном плане зелёный цвет нормализует деятельность сердечно – сосудистой системы, снимает сильное сердцебиение, стабилизирует артериальное давление и функции нервной системы. Эффективное действие зелёного при головных болях, утомлении глаз и нарушениях зрения.
При отсутствии зелёного цвета возможно развитие повышенной возбудимости, нервозности, раздражительности. Также зелёный цвет обладает усыпляющим действием, способностью успокаивать расшумевшихся людей.
Воздействие зелёного цвета создаёт в организме ощущения мира и равновесия, недаром мы так замечательно чувствуем себя на природе, на зелёной лужайке в лесу. Там мы расслабляемся, испытываем приток новой энергии, радость, умиротворённость, чувство обновления и безопасности.
Отрицание зелёного цвета может указывать на недовольство своим эмоциональным состоянием.
Приверженность к тёмно-зелёным оттенкам может говорить о том, что человек занимает оборонительную позицию по отношению к жизни.
Голубой
Голубой – это цвет эмоциональности, цвет общения. Голубые тона производят впечатления лёгкости, воздушности, чистоты. Голубой ассоциируется с ясным небом, с прозрачностью воды. Этот цвет учит, его называют «цветом истины». Голубой также цвет мира, он тих и спокоен. Он способен оказать помощь в решении любой проблемы.
В цветолечении голубой цвет обладает болеутоляющим свойством, эффективен при воспалительных процессах, при лечении болезней горла, головных болях.
Голубой цвет успокаивает душу. Это особенно важно для детей, страдающих страхами и навязчивыми идеями. Он также уменьшает эмоциональную боль, противодействует жестокости и грубости.
Тёплая голубая спальня, например, очень хорошо будет успокаивать гиперактивного ребёнка. Злоупотребление голубым цветом, особенно если это касается малоактивного, заторможенного ребёнка, может привести к некоторому утомлению.
Синий
Синий цвет является одним из цветов холодного спектра. Он помогает прийти к покою в себе, симулирует вдохновение, творчество, веру и преданность. Синий цвет предполагает мягкость, терпение и самообладание.
Как цвет душевного покоя, он связан с самоанализом и самоуглублением.
Синий снижает мышечное напряжение, значительно уменьшает чувство боли. Дыхание становится замедленным и глубоким, чем при голубом цвете.
В цветотерапии синий цвет используется для лечения нервных больных, сверхвозбудимых и буйных. Нередко применяется при бессоннице, беспокойстве. Хорош этот цвет для слабых и утомлённых глаз, а также для лиц, занимающихся умственным трудом.
Как болеутоляющее средство сильнее голубого. Применяется для лечения ожогов и воспалительных процессов.
Синий цвет очищает душу, вдохновляет на творчество, служит проводником в таинственный мир интуиции. Синий тон также представляет собой силу разума, ясность мысли.
Синий цвет можно порекомендовать детям, страдающим недоверчивостью, беспокойством, напряжённостью, навязчивыми идеями. Следует, однако, помнить, что злоупотребление синим цветом, может вызвать у детей от природы робких, неуверенных в себе состояние тревоги и подавленности.
Фиолетовый
Фиолетовый цвет, красивый и чистый, связан с интеллектуальными способностями человека, его возможностью мыслить глубоко и стратегически. Это цвет философов и поэтов, цвет духовного познания истины бытия. Его таинственность непостижима. В фиолетовом цвете соединяются два цветовых начала – синий и красный, олицетворяющие спокойствие и буйство одновременно.
В лечебном плане фиолетовый – это цвет сознательной энергии. Он успокаивает нервную систему, способствует спокойному сну, его эффективно используют при психических нарушениях, воспалительных заболеваниях и как болеутоляющее средство.
Хорош фиолетовый цвет при занятиях творческим трудом, он оказывает влияние на духовное развитие человека. Однако передозировка фиолетового нежелательна. Длительное влияние этого цвета может вызвать состояние тоски и депрессии.
Розовый
Розовый цвет представляет смесь красного и белого цветов. Розовый романтичен. Он - воплощение доброты и мягкости. Теплота розового растворяет всё плохое и мрачное. Розовый цвет прекрасно успокаивает и вызывает ощущение удобства. Это цвет примирения, он хорош в критических ситуациях.
Розовый цвет помогает изменять точку зрения и избавляться от навязчивых мыслей.
Избыток розового тона свидетельствует о потребности в защите. Чрезмерное увлечение розовым цветом выдаёт желание подчинить события своей воле, способствует проявлению излишней уступчивости и чрезмерной эмоциональности.
Коричневый
Коричневый цвет символизирует надёжность и прочность. Это консервативный цвет. Он успокаивающий и сдержанный. Человек, предпочитающий коричневый цвет, продвигается вперёд медленно, но верно. Он склонен всё тщательно, продумать, рассчитать и лишь, затем приступить к конкретным действиям. Личная жизнь любителя коричневого может быть достаточно трудной, потому что они склонны воспринимать жизнь как борьбу.
Позитивные качества коричневого цвета – это цельность, надёжность, умеренность, уверенность в себе и здравый смысл.
Негативные свойства коричневого: разочарование, недовольство, депрессия, навязчивые идеи разрушения.
Белый
Белый цвет включает в себя все цвета и издревле считается цветом очищения и божественности. Белый цвет ассоциируется с облаками, неземным светом, чистотой и святостью. У многих народов белый цвет воспринимается как символ жизни и добра.
Если человек предпочитает белый цвет серому, значит, он готов освободиться от старых привязанностей и начать новую жизнь.
Белый цвет способен стать великим исцеляющим цветом, так как содержит в себе энергию и мощь преобразования. Белый оказывает тонизирующее действие на организм человека и эффективно используется для оживления любого цвета.
Белый цвет оказывает благотворное влияние на замкнутых и скованных людей. Он «ломает лёд», помогает при общении.
Белый цвет даёт ощущение чистоты и святости, но следует помнить,
что всеподавляющее господство белого может создать состояние чрезмерной стерильности и неприступности.
Чёрный
Чёрный цвет – это таинственное и неизведанное. Это область видений и время сновидений. Этот цвет ориентирован на внутренний мир, в то время как белый – на внешний.
Белый – созидание, чёрный – разрушение и смерть. Чёрный символизирует конец. Но именно он даёт начало всему новому. В темноте рождается новая жизнь.
Чёрный цвет – это абсолютное поглощение всех цветов, это покой и тишина. Чёрный тон поглощает всё, ничего не отдавая взамен. Этот цвет бросает всему вызов, предлагает попытаться освободить свою истинную сущность из тьмы и мрака.
Пристрастие к чёрному цвету может указывать на нехватку или отсутствие в жизни человека чего-то очень важного.
В то же время чёрный может помешать, человеку почувствовать чего же ему не хватает в жизни, надолго задержит его движение вперёд. Человек, которому чёрный служит убежищем, как правило, пребывает в состоянии депрессии, но часто не осознаёт этого. Для преодоления привязанности к чёрному цвету следует воспользоваться другими цветами.
Серый
Серый цвет никогда не бывает первым. Он получается при смешении чёрного и белого цветов, и поэтому является олицетворением всего промежуточного, серединного, среднего. Серый цвет стремится к стабильности и гармонии. Он способен управлять эмоциями и стабилизировать процессы, вышедшие из-под контроля. Людям, предпочитающим серый цвет свойственно здравомыслие, чувство меры и умение разрешать сложные проблемы.
В негативном аспекте серый цвет может быть связан с печалью, депрессией, болезнями, аскетизмом и склонностью к критике.
Серебряный
Серебряный цвет – воплощение женственности. Он успокаивает, уменьшает волнение, освобождает от эмоциональной скованности. Этот цвет помогает устранять споры и восстанавливает душевное равновесие. Серебряный цвет развивает воображение и фантазию, терпимость к мнению окружающих и подталкивает человека к мистическому восприятию мира.
Отрицательные свойства этого цвета могут быть связаны с самообманом и иллюзиями относительно происходящих событий.
Золотой
Золотой символизирует чистоту. Он распространяет власть любви. Золотой преодолевает всё. Это цвет славы. Он предоставляет доступ, даёт ключ от давно надёжно запертой двери.
Золотой символизирует несметные сокровища. Но «золотое» богатство имеет и более высокий смысл – плоды духовных усилий. Всё существующее на земле золото представляет собой кристаллизованный солнечный свет. Золотому открыт доступ к миру познания, в том числе познания самого себя.
Золотой – это цвет мудрости и способности её передавать. Этот цвет излучает приветливость и жизненную силу. Золотой уверен в неиссякаемости своих ресурсов.
В своём негативном аспекте золотой отличается недоверчивостью. Отрицательными чертами золотого могут быть боязнь успеха, страх перед поражением, нежелание в чём-либо участвовать.
Использование метода цветотерапии в логопедической работе с младшими школьниками.
«У природы нет плохой погоды, всякая погода – благодать», так и нет плохих цветов. Все цвета нужны, для гармоничного равновесия, так как у каждого цвета свои специфические свойства и сила. Владение всей цветовой гаммой считается основой душевного равновесия и гармоничного видения мира. Именно поэтому я использую наряду с традиционными методами логопедического воздействия метод цветотерапии на своих логопедических и логоритмических занятиях. Работая школьным логопедом, мне часто приходится сталкиваться с тем, что наряду с речевыми нарушениями имеют место и психологические проблемы у младших школьников. И это неудивительно, так как дети младшего школьного возраста находятся в сложном адаптационном к школе периоде. У некоторых детей этот период затягивается на 2-3 года. Цветотерапия помогает решить речевые и психологические проблемы интересно и творчески. Погружая детей в мир цвета, мы помогаем им: 1) осознать особые цветовые пристрастия или неприязни, 2) расширить и углубить восприятие цветовой гаммы. Любуясь цветом, насыщая свои органы чувств, ребёнок становится более восприимчивым и чувствительным. Он наполняется энергией, начинает ощущать себя в гармонии с Природой и с самим собой.
Логопеды знают, как порой утомительно и долго длятся периоды автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Использование цвета в эти периоды может превратить скучную работу в интересную и живую и творческую.
Дети берут в руки предметы и игрушки определённого цвета, выполняют с ними разнообразные действия, моделируют ситуации. Все действия обговариваются. Нужные звуки, таким образом, повторяется многократно, а дети получают удовольствие от процесса работы с цветом.
Использование цвета для коррекции нарушений
устной и письменной речи
- Автоматизация звука «р»: красный, розовый, бордовый, серый, чёрный, оранжевый.
- Автоматизация звука «рь»: сиреневый, коричневый, серебряный.
- Автоматизация звуков «с» и «сь»: красный, синий, серый, серебряный.
- Автоматизация звуков «з» и «зь»: золотой, розовый, зелёный.
- Автоматизация звука «ж»: жёлтый, оранжевый.
- Автоматизация звука «л»: белый, золотой, голубой, жёлтый.
- Автоматизация звука «ль»: зелёный, фиолетовый.
- Автоматизация звука «ч»: чёрный, коричневый.
- Согласование существительных с прилагательными в роде и числе.
- Синий платочек.
- Синяя страна.
- Синее небо.
- Синие глаза.
- Изменение прилагательных вместе с существительными по падежам.
- (Есть) синий василёк.
- (Нет) синего василька.
- (Подошёл) к синему васильку.
- (Вижу) синий василёк.
- (Любуюсь) синим васильком.
- (Думаю) о синем васильке.
- Практическое усвоение предлогов; изменение глаголов с помощью приставок.
- Розовая бабочка вылетела из розовой комнаты.
- Розовая бабочка прилетела на розовую полянку.
- Розовая бабочка подлетела к розовой гвоздике.
- Розовая бабочка перелетела на розовую звезду.
- Согласование количественных числительных с прилагательными и существительными разных родов.
- Одна розовая бусинка.
- Две розовой бусинки.
- Пять розовых бусинок.
- Составление предложений по демонстрации действий.
- Я положил на жёлтую салфетку жёлтого жука.
- Я рисую жёлтым карандашом жёлтого жирафа.
- Подбор родственных слов.
- Зелёный, зелёнка, зелень, зеленеют, позеленел, зеленоглазый, зелено, Зеленушка.
15.Определение предметов по смыслу (по ассоциации).
- Красное платье – красные пуговицы. Красные пуговицы можно пришить на красное платье.
- Белая чашка – белое молоко. Белое молоко можно налить в белую чашку.
16.Составление описательных рассказов.
- Это белая бабочка. Она прозрачная и лёгкая. У неё четыре белых крылышка. И так далее.
17. Сочинение сказок.
Заключение
Метод цветотерапии в логопедической работе с младшими школьниками, направлен, прежде всего, на развитие и коррекцию эмоционально-волевых процессов у детей. Основные задачи заключаются в следующем:
- Осознание себя как личности, принятие себя и понимание собственной ценности как человека.
- Осознание своих взаимосвязей с миром и своего места в окружающей действительности.
- Творческая самореализация.
Решение названных задач и приводит к развитию навыков саморегуляции или, по-другому, к расширению возможности управлять эмоционально-волевыми процессами. В результате ребёнок расширяет границы общения с миром, он становится более внимательным, терпеливым и радостным. Всё это помогает ему адаптироваться в школьной среде и способствует усвоению
учебного материала.
Литература
- Серов Н.В. Лечение цветом. Спб., 1997
- Бреслав Г.Э. Цветопсихология и цветолечение. Спб., 2000
- Погосова Н.М. Цветовой игротренинг. Из-во «Речь». Санкт-Петербург 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы логопедической работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Методы логопедической работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из осно...
МЕТОДЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
Закрепление упражнений на формирование словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи....
Формы и методы логопедической работы в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Формы и методы логопедической работы в соответствии с ФГОС дошкольного образования...
Логопедическое представление на младших школьников для ПМПК.
Удобно писать логопедическое представление на младших школьников имея под рукой подсказку с готовыми формулировками....
Методы логопедической работы по формированию словоизменения у дошкольников с ОНР
Методическая разработка...
Конспект логопедического занятия с младшими школьниками, имеющими недостатки чтения и письма, обусловленные ОНР. Тема: Звуки ф - в (ф, - в,). Буквы Ф – В.
Цель занятия: познакомить со звуками [ф],[ф,] и [в],[в,], буквами В - Ф; дифференцировать данные звуки в слогах, словах, предложениях.Задачи:- учить выделять звуки [ф],[ф,] и [в],[в,] в речи, сопостав...
«Кукольный театр – средство логопедического воздействия в работе с младшими школьниками с легкой умственной отсталостью»
Введение инклюзивного образования в России становится все более актуальным, хотя «особенные» дети были всегда, только на них не обращалось особого внимания. Педагоги не хотели тратить врем...