Логопедическое представление на младших школьников для ПМПК.
методическая разработка по логопедии на тему
Удобно писать логопедическое представление на младших школьников имея под рукой подсказку с готовыми формулировками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Клише для заполнения логопедических представлений на младших школьников для ПМПК | 35.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическое представление
на обучающегося
Фамилия, имя, отчество обучающегося __________________________________
_______________________________________________________________________
Дата рождения _______________________________________________________
Речевое окружение (недостатки речи у взрослых членов семьи и социальные условия.)_______________________________________________________________
- речевая среда без особенностей;
- двуязычие в семье;
- у одного из родителей имеется нарушение речи (указать, какие);
- ребёнок воспитывается родителями с нарушением слуха;
- речевые нарушения у родителей и ближайших родственников отсутствуют;
- недостатки речи у близких родственников (указать, какие);
- нервно-психические, хронические соматические заболевания, речевые нарушения у родителей и ближайших родственников отсутствуют (отрицаются);
- процесс воспитания под контролем или нет, интересуются проблемами своего ребёнка, родители мало общаются с учителем (логопедом), не уделяют достаточного внимания;
- не уделяется достаточного внимания внешнему виду;
- недостаточно сформированы общие социально-бытовые навыки (не опрятно одет, небрежно одевается);
- родители не интересуются жизнью класса.
Занятия с логопедом в дошкольном возрасте ______________________________
___________________________________________________________________
Устная речь:
фонематическое восприятие ____________________________________________
____________________________________________________________________
- нарушения в звукобуквенном анализе, вследствие недостаточной сформированности операций мышления (анализ и синтез);
- дифференциация звуков (не нарушена, неустойчивый навык, единичные или множественные ошибки, невозможность выполнения заданий);
- правильно дифференцирует на слух исследуемые звуки или неустойчивый навык слуховой дифференциации (показ картинок – кот – кит, крыша – крыса…).
- при воспроизведении серии слогов с фонетически близкими звуками с ошибками допускает единичные (множественные) ошибки;
- затрудняется в определении или правильно определяет количество и последовательность слов в предложениях (с союзами и предлогами).
- способность выделить звук на фоне слова сформирована, определяет наличие или отсутствие звука в слове, последовательность и количество звуков в слове, его место в слове, первый звук в словах определяет правильно, при определении последнего звука допускает ошибки, допускает ошибки при определении звука в середине, в конце слова.
- способность определить место звука в слове по отношению к другим звукам не сформирована, допускал многочисленные ошибки (в слове коза звук «з» слышится перед звуком «к»)
- наблюдаются затруднения при дифференциации твердых и мягких, звонких и глухих звуков.
- фонематический синтез сформирован. правильно воспроизводит слова из последовательного названия звуков (р-у-к-а, с-т-а-к-а-н, п-а-с-т-а, в-о-р-о-н-а).
- фонематические представления сформированы достаточно, недостаточно, не сформированы; придумывает слова на заданные звуки, отобрал картинки, в названии которых 5 звуков (сделал единичные ошибки в задании на придумывание слов от 5 звуков).
звукопроизношение ___________________________________________________
- Мономорфное нарушение звукопроизношения: велярный ротацизм, боковой сигматизм свистящих (шипящих), увулярный ротацизм.
- Звукопроизношение не нарушено.
- Полиморфное нарушение звукопроизношения: боковой сигматизм шипящих, боковой ротацизм…
состояние словаря ____________________________________________________
____________________________________________________________________
- Активный словарь состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов.
- Пассивный и активный словарь характеризуется бедностью, неточностью в употреблении многих слов.
- Пассивный словарь детей шире активного.
- Наиболее страдает употребление глаголов и прилагательных; обобщающих существительных, понимание малоизвестных слов (пасека, улей, водопад, погоны, гамак, хобот, фонтан, бульвар, гербарий, бандероль и т.д.)
- Ограничен, беден. Достаточный. Относительно развит.
- Недостаточен объём знаний об окружающем мире.
- Знаком с редкоупотребляемой лексикой.
- Несформированны отношения антонимии и синонимии.
- Низкий уровень практических обобщений.
- Трудности понимания и употребления лексики.
грамматический строй речи _____________________________________________
_____________________________________________________________________
а) Без нарушений. В спонтанной речи аграмматизмов не обнаружено.
б) Аграмматизмы наблюдаются при специальном исследовании:
- ошибки в употреблении сложных предлогов;
- в согласовании прилагательного и существительного, глагола и существительного.
в) Аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных, при образовании новых слов по аналогии.
г) Грубые нарушения:
- в речи использует преимущественно простые распространённые предложения, в редких случаях отмечаются сложноподчиненные предложения;
- составляет предложения по опорным словам;
- сложносочинённые предложения с опорой на картинки (использует союзы - а, но, и );
- сложноподчинённые предложения отмечаются лишь в единичных случаях (потому что; несмотря на; хотя; когда; который; поэтому);
- ошибки в употреблении предложно-падежных предлогов, сложных предлогов, падежных окончаниях существительных множественного числа;
- наблюдаются аграмматизмы в устой речи неправильное согласование прилагательных с существительными (у девочки красная платье);
- неправильное употребление предложно-падежных конструкций (на деревьев пожелтели листья);
- отмечается неправильное понимание и дифференциация конструкций с возвратными глаголами (солнце освещает землю - землю освещает солнце);
- аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных (черниковый сок);
- неправильное употребление названий животных, названий детёнышей животных;
- соответствует особенностям умственного развития детей младшего школьного возраста.
- понимает и употребляет предлоги;
- использует приставки при образовании существительных и глаголов;
- общая бедность и не дифференцированность грамматических средств языка;
- примитивность синтаксических конструкций;
Виды нарушений:
- изменение существительных по падежам;
- согласование существительных с числительными 1,2,5.
- образование множественного числа существительных,
- образование прилагательных от существительных,
- образование приставочных глаголов;
- понимание предложно-падежных конструкций (другие)
связная речь __________________________________________________________
_____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Рассказ по серии сюжетных картинок.
Критерий смысловой целостности
- Рассказ соответствует ситуации, имеет смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности.
- Допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связывающих звеньев.
- Выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла или рассказ не завершен.
- Отсутствует описание ситуации.
Критерий лексико-грамматического оформления высказывания.
- Рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств.
- Рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность грамматического оформления, единичные случаи пропуска слов или неверное словоупотребление.
- Встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, неадекватное использование лексических средств.
- Рассказ не оформлен.
Пересказ прослушанного текста.
Горошины.
В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся, и горошины весело выкатились мальчику на ладонь. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. А одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.
Критерии смысловой целостности.
- Воспроизведены все смысловые звенья
- Смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями
- Пересказ не полный, имеются значительные сокращения или искажения смысла, или включение посторонней информации.
- Невыполнение.
Критерии лексико-грамматического оформления
- Пересказ составлен без нарушений лексико-грамматических норм.
- Пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления высказывания, поиск слов, отдельные близкие замены.
- Отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватное использование слов.
- Пересказ недоступен.
Критерии самостоятельности выполнения.
- Самостоятельный пересказ после первого предъявления.
- Пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного чтения.
- Пересказ по вопросам.
- Даже по вопросам пересказ недоступен.
Письменная речь:
чтение ________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
- Не сформировано.
- Техника чтения:
- побуквенное;
- послоговое;
- соответствует / не соответствует возрасту;
- автоматизированное / неавтоматизированное;
- Дыхание при чтении:
- правильное /неправильное;
- с интонациями;
- нарушение ритма дыхания.
- Выразительность.
- Монотонное / выразительное.
- Понимание прочитанного.
В полном объёме /затруднено.
письмо________________________________________________________________________________________________________________________________________
- не сформировано;
- отсутствие орфографических ошибок;
- при списывании (не)наблюдаются ошибки (единичные, множественные);
- в диктантах и изложениях многочисленные ошибки;
- графические ошибки:
- пропуск элементов или лишние элементы;
- сложность в ориентировке на тетрадном листе, в нахождении начала строки;
- трудности в удержании строки;
- постоянные колебания наклона и высоты букв;
- несоответствие элементов букв по размеру;
- раздельное написание букв внутри слова;
- трудности актуализации графического и двигательного образа нужной буквы, замены зрительно похожих и близких по написанию букв (к – н);
- замены рукописных букв печатными;
- необычный способ написания букв, особенно прописных;
- устойчивая зеркальность при написании букв з, е, э, с;
- замены букв у – ч, д - б, д - в.
- невозможность создания навыка идеограммного письма («клоссная робота», «упрожнение», «кено» вместо «кино»).
- специфические ошибки:
- персеверации (инертное повторение) букв, слогов, слов, типов заданий;
- пропуски букв и слогов;
- антиципации (предвосхищение) букв, например, «покловок» - поплавок;
- контаминации (слипание) слов;
- отсутствие выделения начала предложения;
- пропуск и замена гласных, в том числе ударных;
- нарушение порядка букв;
- тенденция к фонетическому письму («радоно» вместо «радостно», «ручйи» - «ручьи»);
- трудности выделения целостного образа слова, вследствие чего два знаменательных слова, слова с предлогами пишутся слитно, позднее в связи со сверхгенерализацией правила написания предлогов приставки пишут отдельно от корней.
- орфографические ошибки
- умение проверять не сформировано (не проверяет; если проверяет, то не видит ошибок / не видит ошибки или исправляет неправильно).
- темп письма медленный.
Заключение: ___________________________________________________________
____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
- Первое полугодие 1 класса: трудности в овладении письмом. Проявляются в нечетком знании букв алфавита, сложности при переводе фонемы в графему, при переводе печатной графемы в письменную.
- Второе полугодие 1 класса или начало 2 класса: нарушение формирования процессов письма. Проявления: замены и смешения письменных и печатных букв по различным признакам, сложности при слиянии букв слоги, слогов в слова, написание слов без гласных, слитное написание нескольких слов или раздельное написание слов.
- Второе полугодие 2 года обучения – дисграфия.
- Третий год обучения – дизорфография. Проявления: большое количество орфографических ошибок, неумение применять орфографические правила по школьной программе за соответствующий период обучения.
Заключение для ЗПР :
- (1 кл.) Нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР (ФФН, ФН).
- (2 - 3 кл) Остаточные явления недостаточной сформированности средств языка на уровне устной и письменной речи.
- (перекомиссия) Нарушения чтения и письма обусловленные недостаточной сформированностью средств языка, с преобладанием неполноценности звуковой или смысловой стороны речи.
Рекомендации: _________________________________________________________
______________________________________________________________________
На основании педагогических наблюдений и проблем в учебном процессе прошу консультацию психоневролога.
Занятия с логопедом, направленные на
развитие слухового восприятия.
развитие фонематического анализа и синтеза (различение согласных по признакам звонкость/глухость, место образования, твёрдость /мягкость;
определение фонемы в слове/ фонемного состава слов; называние слов с заданной фонемой.
развитие речевого дыхания, отработка ротового и носового выдоха.
стимуляция нёбно-глоточного смыкания, активизация артикуляции, развитие подвижности артикуляционного аппарата.
работа над голосом (снятие назализации, развитие интонационной выразительности, ускорение / замедление темпа речи, формирование мягкого голосоведения).
коррекция звукопроизношения:_____________________________
воспитание кинестезий, необходимых для речи.
развитие пассивного и активного словаря (существительных, глаголов, прилагательных).
развитие грамматического строя речи.
развитие понимания речи.
развитие слухо-зрительного внимания.
развитие памяти (слухоречевой, зрительной).
формирование когнитивных навыков (различение формы, цвета, количества предметов).
формирование элементарных математических представлений.
развитие крупной /мелкой моторики.
Дата __________ _____________________________
(Ф.И.О. учителя-логопеда)
Директор __________________ _______________
(Ф.И.О. руководителя) (Подпись)
М.П.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое представление для ПМПК
пример написания логопедического представления на ребенка для ПМПК...
Логопедическое представление для ПМПК
В документе представлены не только бланк "Логопедического представления", но и даны варианты ответов по всем пунктам. Кроме того "предсталения " разделены по уровням и заключениям речевых нарушений....
Презентация "Формирование элементарных представлений у младших школьников".
Познавательное развитие....
Сценарий Новогоднего представления для младших школьников
Сценарий Новогоднего представления для младших школьниковДействующие лица: Дед Мороз, Снегурочка, Снеговик, ведущие, 2 зайчика,Лисичка, Баба Яга, Огонь...
Пример заполнения логопедического представления на ПМПК
Одно из базовых профессиональных умений логопеда, без которого невозможно грамотное и результативное логопедическое воздействие - это проводить логопедическое обследование и интерпретировать его резул...
Конспект логопедического занятия с младшими школьниками, имеющими недостатки чтения и письма, обусловленные ОНР. Тема: Звуки ф - в (ф, - в,). Буквы Ф – В.
Цель занятия: познакомить со звуками [ф],[ф,] и [в],[в,], буквами В - Ф; дифференцировать данные звуки в слогах, словах, предложениях.Задачи:- учить выделять звуки [ф],[ф,] и [в],[в,] в речи, сопостав...
«Цветотерапия – как метод логопедической работы с младшими школьниками».
С самого рождения вся наша жизнь наполнена цветными красками. Про времена года мы говорим, что зима – белоснежная, весна – зелена, лето – красное, осень – золотая. А ведь кажды...